Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.
статья по теме
Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет резко возросло. Возросло и число детей со сложной структурой дефекта, комбинированными и тяжелыми нарушениями развития. И большая часть детей с глубокой умственной отсталостью («Особый ребенок») обучаются в каждом учреждении VIII вида и во многих школах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2012-2013_uch._god.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.
Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет резко возросло. Возросло и число детей со сложной структурой дефекта, комбинированными и тяжелыми нарушениями развития. И большая часть детей с глубокой умственной отсталостью («Особый ребенок») обучаются в каждом учреждении VIII вида и во многих школах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы школы-интерната VIII вида №11 г. Гуково в обучении «Особого ребенка» показал, что традиционные обучающие технологии письму, счету, чтению не дают желаемого эффекта, так как у этих детей грубо нарушены психические функции, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это снижает мотивацию к обучению и затрудняет процесс адаптации в социуме.
Цели и задачи обучения и воспитания «Особого ребенка», с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, а с другой — глубоко специфичные. В процессе специального обучения развиваются все психические функции этих детей и относительно корригируются недостатки, особенно в младшем возрасте. Процесс воспитания и обучения этой категории детей максимально содействует их всестороннему развитию. Совершенно очевидно, что адекватность поведения и приспособленность «Особого ребенка» к жизни определяются в значительной степени уровнем его общего развития: моторики, речи, знаниями и умениями. Таким образом, процессы развития ребёнка в школьном обучении и тренировки его в приспособлении к жизненным ситуациям тесно связаны между собой.
Цель коррекционно - воспитательной работы с «Особым ребенком» в конечном счёте - социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда дети не исключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Применение адекватных программ и методов обучения «Особого ребенка», соответствующих возможностям и целям их воспитания, -важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение глубоко умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
Всё обучение «Особого ребенка» проводится методом предметно - практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и направлено на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу, - и практических умений. Глубокие нарушения психики «Особого ребенка» приводят к необходимости специфического содержания и методов их обучения.
Содержание учебно - воспитательной работы с «Особым ребенком» содействует выявлению положительных возможностей в его подготовке к доступным для него видам труда. Поэтому учебно -воспитательная работа базируется на таких видах конкретно практических занятий, как физическая культура и ритмика, предметно - практическая деятельность, ручной труд, предметные уроки и экскурсии, занятия бытовым трудом и трудом в учебных мастерских, сельскохозяйственные работы и т.п.. В процессе проведения указанных видов занятий наиболее эффективно развивается у детей речь, а также они способствуют развитию мышления у детей, воспитанию целенаправленных движений, формированию положительных эмоционально — волевых качеств.
Однако эти виды занятий не могут стать ведущими, так как опыт показывает, что даже научившиеся читать и писать глубоко отсталые дети не могут самостоятельно использовать эти умения в своей практической деятельности. Обучая «Особого ребёнка» элементарной грамоте, педагог заботится прежде всего о практическом смысле этой работы, о подборе круга практических задач, где глубоко отсталый ребёнок с пользой для себя и окружающих применяет свои навыки в чтении, письме и счёте. Совершенно очевидно, что центральным звеном в общей системе занятий с «Особым ребенком» являются занятия, подготавливающие детей к труду.
Коррекция развития «Особого ребенка», особенно младшего возраста, осуществляется преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения стала организация постоянно активной предметно - практической деятельности детей на всех уроках. В предметно - практической деятельности глубоко умственно отсталые дети овладевают знаниями и умениями в такой степени, что в результате осуществляются принципы сознательности и доступности обучения.
Вторая важнейшая задача коррекционно - воспитательной работы с детьми категории «Особый ребенок»- их нравственное воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость социальной адаптации глубоко умственно отсталых выпускников, общение со средой нормальных людей ставит перед школой серьёзные задачи нравственного воспитания таких детей, выработки у них общепринятых норм поведения.
Тяжёлая интеллектуальная недостаточность, личностная незрелость, внушаемость, податливость могут в неблагоприятных условиях привести к очень плохим результатам. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности в их воспитании. Эти отрицательные черты -обычно следствие не только органических особенностей ребёнка, но и условий среды: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие чёткого режима. Поэтому, в воспитании «Особого ребенка» ещё важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, чёткость и систематичность требований - всё, что создаёт и закрепляет у них необходимые привычки.
Большое внимание уделяется воспитанию навыков культурного поведения «Особого ребенка» в общении с людьми, а также навыков коммуникабельности.
Проводится работа над пробуждением у таких детей жалости, радости сострадания. И в то же время большое внимание уделяется внешним формам поведения. Опыт работы с классом «Особый ребенок» (5 год обучения) показывает наличие достаточного количества воспитанных, с правильным поведением обучающихся. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее благодаря выработанным у них твёрдым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Такое поведение «Особого ребенка» - результат огромной работы педагогов.
Главную роль во всей системе коррекционной работы с «Особым ребенком», особенно в старшем возрасте, играет трудовое воспитание и обучение.
Основная задача этого важного раздела работы - выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко умственно отсталых детей, где всё дается в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Большое значение в определении трудовых возможностей «Особого ребенка» и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение, в свою очередь, благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.
Задачи трудового воспитания и обучения детей и подростков категории «Особый ребенок»:
Обеспечение максимально возможной для данного ребёнка самостоятельности в бытовом и санитарно-гигиеническом обслуживании себя;
выработка положительного отношения к посильным видам труда,
готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в школе (семье) и умение выполнять несложные виды этого труда (уборка помещения, мытьё посуды, подготовительные и несложные работы по приготовлению пищи - мытьё и чистка овощей и пр.);
формирование привычек и положительных установок к определённому виду труда в течении определенного времени в специальном помещении или мастерской под руководством педагога;
выработка твёрдых навыков выполнения ряда операций в том виде труда, которому «Особый ребенок» обучался;
по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчёт и складывание готовой
продукции в определённом порядке;
умение работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Такая трудовая подготовка «Особого ребенка» даст возможность таким подросткам после окончания обучения, в некоторой степени, материально обеспечить себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
Задача содействия социальной адаптации «Особого ребенка» во время обучения в школе и после его окончания поставлена перед предметом «Социально - бытовая ориентировка». Необходимость и важность этого предмета объясняется тем, что дети группы «Особый ребенок» испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, плохо ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в результате этого, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практической жизни. Задача этого предмета не только дать таким детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни (магазин, почта, транспорт и т.д.), но, главное, научить их практически правильно, по возможности самостоятельно, пользоваться ими, дать подросткам категории «Особый ребенок», твёрдые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе. Результаты этой работы в значительной степени определяют уровень социальной адаптации таких детей в их дальнейшей жизни.
Весь процесс коррекционного обучения и воспитания таких детей и подростков, направленный на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку и социальную адаптацию, предоставит им возможность занять определённое место в жизни, уменьшить горе их семей и, в известной мере, приносить пользу обществу.
Обучение и воспитание «Особого ребенка» очень сложно и специфично, что обусловлено тяжестью психофизических и возрастных особенностей этой категории детей.
С самого раннего возраста развитие «Особого ребенка» протекает с глубокими качественными изменениями. Темп этого развития чрезвычайно замедлен. Всё это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития этих детей настолько низок, что их можно сравнивать с детьми предшкольного возраста. Разумеется, для школьного обучения грамоте, письму, счёту и т.д. они «не созрели». Ждать неопределённое время этого созревания было бы большой ошибкой. Доказано, что, чем раньше начинается специальная (коррекционная) работа, тем больше возможностей имеется для эффективного продвижения аномального ребёнка в развитии всех сторон его психики. При этом содержание и методы обучения должны соответствовать фактическому возрастному периоду. Неправильно было бы начинать обучать таких детей сразу школьным дисциплинам, игнорируя те фазы развития, которые ребёнок должен был пройти в раннем дошкольном возрасте и которые ребёнок с глубоко умственной отсталостью не прошёл. Обучая «Особого ребенка» в основном только чтению, письму и счёту, мы бы игнорировали актуальное развитие детей и возможности зоны ближайшего развития. Всё это определяет особые задачи, содержание и методы коррекционно - воспитательной работы с данной категорией детей.
Для «Особого ребенка» характерны психическая неустойчивость, обидчивость, плаксивость, капризность, двигательное беспокойство, драчливость, негативизм, истерические реакции, но у отдельных детей наблюдается адекватные эмоции, повышенная ласковость, привязчивость, стремление опекать кого — либо. Только хорошо зная ребёнка, учитывая особенности его характера и интеллекта, можно добиться положительных результатов в процессе его обучения и воспитания.
Основными задачами и критериями успешности в начале обучения является не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько поднятие уровня самообслуживания, элементарной культуры поведения и общения, развития моторики, речи, навыков ручного труда.
Можно выделить следующие основные задачи обучения «Особого ребенка»:
установление контакта, воспитание умения подчиняться старшим,
режиму, правилам поведения, воспитание элементарного контроля своего поведения, согласование своих действий с ситуацией (можно - нельзя, хорошо - плохо), спитание вежливости;
включение в коллектив группы, класса, обучение игре, организация коллективных и индивидуальных игр,;
воспитание бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности, санитарно - гигиенических навыков;
развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы, развитие мелкой ручной моторики;
организация предметной деятельности, сенсорное воспитание - формирование основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и т.д. и воспитание умения ими пользоваться;
развитие речи, исправление речевых дефектов ;
развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду;
воспитание положительного отношения к трудовой деятельности;
установление связи с семьёй и координация совместной работы по воспитанию и развитию ребёнка (режим дня, общие требования и т.д.);
включение детей в коллектив школы, участие в утренниках и других школьных мероприятиях.
Сравнительный анализ результатов диагностики обучения «Особых детей» с их стартовыми результатами показывает позитивные изменения во всех сферах личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря комплексному психолого-медико-педагогическому воздействию, а также использования индивидуального и дифференцированного подхода к такой категории детей можно добиваться положительной динамики в их развитии и социальной адаптации, а также дать возможность детям, усвоить посильную программу.
На фоне работы по социальной адаптации «особых детей», у них начали развиваться и творческие способности (в оформлении группы к празднику в подборе одежды к празднику и т.д.), организаторские способности (могут организовать простые игры: «Летели гуси», «Садовник» и др.).
Все это говорит об эффективности проведенной работы .
После окончания учреждения выпускники классов «Особый ребенок» не должны оставаться без внимания. Можно обеспечить продолжение их образования и социализации в специальных центрах, предоставляя, приемлемые для них виды деятельности (компьютерные, музыкальные занятия, арттерапию и другие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида
В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...
Приоритетные направления в работе учителя-дефектолога
сообщение на семинаре...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
В презентации содержится краткое описание приемов и методов развития мелкой моторики....
«Сенсорное развитие, как одно из направлений коррекционной работы учителя- дефектолога»
Цель коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Учитель-дефект...
Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...
Презентация "Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"
Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...