Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.
презентация к уроку
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_doklada.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность . Согласно данным Федерального ресурсного центра общая численность лиц с РАС в 2020 году составила 32889 человек, что на 2309 человек больше в сравнении с 2019 годом. В мире, по статистике, аутизмом страдает более 10 млн. человек. Еще несколько лет назад на 10 000 жителей приходился 1 аутист , и с каждым годом их становится на 11-17 % больше. Таким образом мы наблюдаем неуклонный рост численности. Указанные цифры говорят о выявленных случаях, но в настоящий момент диагностика РАС – является достаточно сложной и проблемной сферой.
Проблема несовершенности диагностики не единственная. Не смотря на распространение информации об аутизме многие, знают об этом достаточно мало. Как показывает анализ, основные проявления аутизма заметны еще в раннем возрасте .Ребенок не ищет контакта с мамой, он не нуждается в ласке и внимании. Большинство игр достаточно стереотипны. При посещении детского сада, ребенок не заводит себе друзей, предпочитая одиночество. Даже если контакт, с другими детьми будет инициирован, к положительному результату он вряд ли приведет, т. к. в большинстве случаев способ коммуницирования является не привычным для нормотипичных детей .
В случае же должной осведомленности, у родителей ребенка раннего возраста уже должны возникнуть вопросы, которые мотивируют посещение врача. Проинформированный персонал образовательного учреждения, которое посещает ребенок, также должен начать бить тревогу. Но, к сожалению, зачастую вопрос поднимается родителями только к моменту подготовки к школе. Исходя из личной практики и анализа ситуации, зачастую педагогический состав школ встречает ребенка с РАС абсолютно не адаптированного к жизни в социуме, не обладающего элементарными учебными навыками.
Для ребенка формируется ситуация стресса, реакцией на которую, как правило, является нежелательное поведение. Донести до этих ребят социальный опыт, а также установить эмоциональный контакт достаточно сложно. Это требует детально простроенного коррекционного маршрута с применением эффективных Методик.
В основании любого верного коррекционного маршрута лежит результативная диагностика. Продиагностировать эмоциональное состояние неговорящего ребенка с РАС достаточно сложно. В этом случае, диагностическим инструментом может выступить песочная терапия. Также, с помощью средств песочной терапии, на коррекционно - развивающих логопедических занятиях можно проработать формирование речевого выдоха, фонематический слух, развитие буквенного гнозиса . В случае с неговорящим ребенком также возможно формировать занятия с упражнениями по звукоподражанию и запуску речи.
Целью исследования является песочная терапии как инструмент диагностики состояния личности ребенка с ОВЗ, а также коррекции нежелательного поведения, снятие тревожного состояния, стабилизация эмоционального фона перед занятиями. Формирование навыка командной работы. Освоение навыка звукоподражания учащимся с РАС, развитие фонематического слуха, профилактика нарушений письменной речи .
Методы и материалы. Песочная терапия планируется к проведению в рамках коррекционных занятий с учителем-логопедом. В исследовании примут участие 5 учащихся (четыре ребенка с аутизмом, вариант 8.3 один с ЗПР) в возрасте от 10 до 13 лет (3 мальчика и 2 девочки). Занятия пройдут как в индивидуальном, так и групповом порядке. Групповые занятия должны послужить дополнительным фактором социализации детей с РАС, развитию коммуникативных функций. Продолжительность групповых занятий 40 минут, индивидуальных 20 минут. Необходимые материалы. Водонепроницаемый деревянный ящик размером 50х70 см, высотой 8 см, борта и дно которого окрашены в голубой цвет. Данный размер ящика является наиболее оптимальным, и позволяет охватить ящик целиком одним взглядом. Чистый просеянный песок, прокаленный в духовом шкафу. Песком необходимо заполнить 1/3 часть ящика. В случае необходимости влажного песка должен быть приготовлен распылитель. Коллекция фигурок, высотой не превышающей борта 8 см.
Песочная терапия будет интегрирована в логопедические коррекционные занятия, предполагая определенную систематичность. В процессе занятий также будет использоваться логоритмика Е. Железновой, которая позволит осуществить корректировку и тренировку навыков речи, скорректирует просодическую сторону речи, поможет развить правильное дыхание, совершенствует мелкую и крупную моторику. Цели песочной терапии Коррекционные: -развитие образно-логического мышления; -стабилизация эмоционального фона; -снятие агрессии; -коррекция гиперактивности ; -развитие усидчивости; -развитие моторики через развитие сенсорного восприятия природного материала; -развитие навыка звукоподражания и речи; -коррекция фонематического слуха; -коррекция акустической дисграфии . Воспитательные -развитие умения последовательно выполнять несколько инструкции взрослого; -развитие умения коммуницировать с окружающими; -развития навыка работы в группе; -развитие эмпатии и доброжелательного отношения к окружающим.
Занятия с применение игр песочной терапии имеют следующий цели: Диагностика. Обучение. Коррекция.
Диагностирующие занятия. Индивидуальные занятия, на которых ребенку предлагаем на песочном поле придумать сказочный город и выбрать персонажей, которые привлекут его внимание. Здесь ребенок может нам открыть свое «бессознательное», страхи, которые его тревожат, внутренние переживания и радости. Мы сможем понять те моменты, озвучить которые ребенок не может. Это особенно актуально для неговорящих детей. В этот момент не стоит ограничивать ребенка временными рамками. Далее ребенок приглашается к песочному столу, где может реализовать все свои замыслы и фантазии. Здесь необходимо дополнить инструкцию, сообщая о том, что если каких-либо игрушек не достает, их можно дополнительно взять, или же наоборот, вернуть лишнее. Далее следует продемонстрировать ребенку возможности песочницы, например раскопать песок и показать синее дно «воду», построить гору или замок, провести русло реки и т.д.
Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней: - что это за мир, сказочная страна, - какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке), - в каких взаимоотношениях они находятся между собой, всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?
Создание ландшафта несет для педагога определенный смысл. Если ребенок создал разноплановый богатый ландшафт, можно сделать вывод о достаточно активной жизненной позиции. Отсутствие ландшафта или его условность указывает на тенденцию к внутренней стабилизации. Плоский ландшафт может говорить о нежелании ребенка в данный момент углубляться в недра своего бессознательного. Местоположение фигур на поле также достаточно информативно. Игрушка, которая находится в центре, часто позиционируется как «Я» ребенка. Последующая фигура символизирует что-то важно для ребенка на данный момент. Возможно, какую-то фигуру ребенок решит закопать. Закопанные фигуры , символизируют вытесняемое , или то, что еще неосознанно. Ребенок может закопать камни , монстров (как вытесняемое напряжение).
В случае, если по каким-либо причинам картина не интепретированна , достаточно того, что для ребенка организованна среда, в которой он сам творец происходящего и чувствует себя привычно и защищено. У ребенка появляется возможность поговорить «с самим собой». Учитывая факт работы с неговорящим ребенком, язык песочной картины поможет понять внутренние процессы ребенка. Полученные результаты являются дополнением к личному профилю учащегося, его диагностической карте. Анализируя вновь полученную информацию можно скорректировать коррекционный маршрут ребенка, с целью достижения желаемого результата.
Пример игры, целью которой является коррекция фонематического слуха, обучение навыкам звукоподражания, профилактика и коррекция акустической дисграфии . Начинаем со сказки про звук А. Взрослый начинает рассказ. - Среди широкой пустыни раскинулся прекрасный город, в котором правила одна добрая и справедливая царевна. Звали эту царевну «А». Взрослый помещает в центр ящика объемную букву А. В сказочном лесу этой страны живут А-льпаки и А-нтилопы . С помощью педагога ребята возводят на песке сказочный лес. Заселяя его животными из набора, которые начинаются на букву А.Буква на этих животных приклеена прозрачным скотчем. Взрослый продолжает: - В реке плещутся А-кулы и А-муры . В песочнице ребята формируют реку, в которую пускают рыб на букву А, на них также наклеена буква. - В садах цветут А-брикосы , А-рбузы , на деревьях свили гнезда А-исты и А-льбатросы .
Из веточек создается сад, в котором живут птицы. На птицах также наклеена буква А. - Ребята, посмотрите какая прекрасная страна у нас получилась, но чтобы поиграть в этой стране, нам необходимо заселить ее друзьями, в чьих названиях есть звук А. К этому моменту педагогу необходимо подготовиться заранее. Приготовить фигурки, в названиях которых есть звук А; Наклеить на них букву А; Подготовленные фигурки расположить не далеко от песочницы; Если необходимых фигурок в наличии нет, можно заменить их вылепленными из пластилина, вырезанными из бумаги.
Далее педагог озвучивает задание, для самостоятельной работы. - Чтобы мы смогли поиграть с красивыми фигурками, нам необходимо назвать 3 волшебных слова, а волшебными они станут только в том случае, если в них будет звук А. Неговорящему ребенку предлагается показать заранее подготовленные фигурки, на которых наклеен звук А. Здесь необходимо отработать момент при котором звук А будет находиться в начале, середине и конце слова, тем самым формируя навык звукового анализа слова. Детям моно помочь задавая наводящие вопросы: -У царевны как и у любой доброй и хорошей девочки есть подружки, их зовут Анфиса, Арина и….? -Еще у царевны есть семья, мама, папа, брат и ба….? - Царевна большая сластена и любит кушать варенье, малину и ….? Когда ребята называют или показывают все слова педагог сообщает: -Ваши волшебные слова сделали чудо и теперь вы можете остаться в этой стране и поиграть, фигурки в страну можно добавлять, брать те, которые вам нравятся. - Но сначала нам необходимо подписать название нашей сказочной страны, а называется она в честь царевны звуком А. После инструкции ,дети на песке пишут букву А, лепят из песка.
С помощью данной игры мы можем решить сразу несколько образовательных и коррекционных задач. Одна из них развитие фонематического слуха, умение слышать звуки и вычленить их в слове. Данный навык служит залогом успешного фонематического разбора и правильного письма. Посредством данной игры мы знакомим ребенка со всеми звуками. Затем начинаем осваиват основы звуко-буквенного анализа и синтеза. По такому же алгоритму простраиваются игры с геометрическими фигурами цифрами и математическими действиями. Также в ходе коррекционных занятий особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, поскольку она тесно связана с речью. Для этого используется массаж кистей рук, саммассаж , массаж с помощью мяча су-джок , который сопровождается четверостишьями, в зависимости от темы занятия.
Ожидаемые результаты В данном случае, с помощью игр песочной терапии у ребят выработается положительное отношении к групповым занятиям. Песочный «лист» должен послужить пространством для выражения переживаний и чувств, которые ребенок не может выразить. В большей степени именно тревоги, являются причиной нежелательного поведения детей с особенностями. Освоение навыка звукоподражания учащимся с РАС, развитие фонематического слуха, профилактика нарушений письменной речи.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Статья "Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения "Цветоводство открытого грунта""
Статья " сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения " Цветоводство открытого грунта"...
Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования
Роль и место дополнительного образования в новой модели образования...
« Эмоционально - личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы « Живое знание о театре».
В соответствии с ФГОС, среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и сп...
«Игра – эффективное средство развития и воспитания ребенка в условиях организации дополнительного образования»
В работе рассматривается одна из актуальных тем – роль игры в образовательном процессе младших школьников. Автор выделяет педагогическую сущность и воспитательные функции игровой деяте...
«Вариативность дополнительного образования как способ реализации возможностей личностного развития ребенка»
В данных материалах представлена методическая разработка семинарского занятия для педагогов художественной направленности...
Эмоциональный интеллект как ресурс личностного развития ребенка
В материале представлены: "понятийное поле" эмоционального интеллекта, его значимость на современном этапе развития общества, одна из основных теорий развития эмоционального интеллекта, этап...