«Вариативность дополнительного образования как способ реализации возможностей личностного развития ребенка»
методическая разработка

 Тронина Галина Фирсовна

 В данных материалах представлена методическая разработка семинарского занятия для педагогов художественной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_variant_variativnosti.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинарского занятия для педагогов художественной направленности

«Вариативность дополнительного образования  как способ реализации возможностей  личностного развития ребенка»

Тронина Г.Ф., методист

по художественной направленности

МБОУ ДО «Дебесский ЦТ»

Январь 2019г

Необходимым  условием успешного развития системы дополнительного образования является создание  и реализация образовательных программ отвечающих современным требованиям. «Акцент в образовательной практике смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития способности к самопознанию и самореализации».(2)

В разделе IV Концепции развития дополнительного образования детей выделены основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ:  

- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

  соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;  

- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

  модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

-  ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

  творческий и продуктивный характер образовательных программ;

  открытый и сетевой характер реализации.(4)

Вариативность содержания программ, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся – один из критериев оценки образовательных программ при современной экспертизе.

Метод «Сортировка мыслей» (6):

Каждый член группы  берет по 4 листочка бумаги. Ведущий объявляет тему «Вариативность» и дает время подумать. В течение времени, заданного ведущим, участники вслух называют слово по теме, записывают его на листочках и кладут на центр стола словом вверх. Другие участники озвученные слова не повторяют. Далее ведущий дает инструкцию классифицировать ответы, составить предложение о вариативности.

Итог метода «Сортировка мыслей»: выбор, изменение, варианты воздействия, разнообразие одного,  разносторонность работы =  «Вариативность – дать ребенку возможность выбора разных вариантов, учитывая уровень ребенка».

Обсуждение готовых определений о вариативности образования.

Вариативность образования трактуется как тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностямразличных групп обучающихся и индивидуальным особенностям отдельных детей, а также возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве разнообразия (2).

«Вариативность – возможность предоставления учащимся вариантов образовательных траекторий, спектра возможностей выбора такой траектории. Нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации обучения» (5)

Сопоставление готовых определений с собственными определениями.

Принцип вариативности реализуется в образовании следующим образом. «Вариативность помогает ученику мыслить творчески. Нет условного и только одного правильного решения. Педагог, следующий принципу вариативности, способен акцентировать внимание ученика не на оценке и понятии "правильно" или "неправильно". А на заинтересованности ребенка находить необходимый вариант. Если педагог воспитывает и учит детей по принципу вариативности, то задача может иметь несколько разных решений. Ребенок не будет расстраиваться, если что-то не получилось. Наоборот, он будет подбирать более оптимальные решения для поставленной задачи. Этот принцип учит творческому мышлению, умению находить новые, ранее не изученные пути решения заданий. Это важно не только для процесса образования в школах и университетах, но и в жизни. Ведь после того, как молодой человек выходит из школы или университета, он не находит готовых шаблонов к решению жизненных проблем. Что такое "вариативность"? Она предполагает наличие нескольких выходов из какой-либо ситуации или задачи и дает возможность мыслить шире» (8).

Принципы вариативного образования:

  • Отсутствие стандартизации;
  • Свобода выбора;
  • Дифференциация и индивидуализация обучения (от ребенка   к программе);
  • Разноуровневость, ступенчатость обучения (разная степень сложности под разные индивидуальные запросы);
  • учет индивидуальных потребностей  семьи;(например, выбор направлений деятельности, материала, репертуарапо  возможностям семьи, по интересам семьи);
  • учет педагогического принципа принятия и защиты индивидуальных интересов ребенка без учета его академических заслуг (ребенок-троечник у нас может стать отличником в его творческом деле);
  • гибкость, мобильность программ;

В учреждении дети выбирают образовательные программы, педагога. Что выбирают дети в рамках ваших творческих объединений?

Педагоги представляют опыт из практической деятельности.

Анализ образовательных программ с точки зрения экспертов в соответствии с критерием о вариативности.

Вывод: присутствующая вариативность в практической деятельности педагогов не в полном объеме отражена в их образовательных  программах или вообще не отражена.

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

  • Изучить учебные, мотивационные потребности детей путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
  • Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучали освоение того или иного вида ДПИ, чтобы рисовали так, а не как в вашей  программе, чтобы исполняли песни конкретного жанра,…
  • Определить реальные возможности образования на принципах вариативности  в конкретных социокультурных условиях;
  • Определение вариативных форм работы под конкретную программу
  • Определение планируемых результатов (чему научатся дети к концу учебного года благодаря именно вариативности в данной программе)
  • Презентация программы для родителей;

В образовательной программе вариативность может быть отражена в учебном плане, как составляющая часть учебного плана или может быть прописана в практической части содержания программы, в методическом обеспечении.

Вариативность в учебном плане.

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может иметь инвариантную и вариативную часть. Инвариантная часть включает общие базовые темы, необходимые для обучения всех обучающихся. Вариативная часть предполагает обучение одарённых учащихся, учащихся, проявляющих повышенный интерес к какой-либо сфере деятельности. Также она может быть предназначена для коррекции образования отстающих детей. Такой подход к содержанию образовательной деятельности позволяет индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведённых часов.

В качестве примера можем предложить  дополнительную общеразвивающую программу «Эстрадный калейдоскоп» Алексеева Андрея Ивановича, педагога дополнительного образования МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Перспектива» Белгородской области, которая включена в сборник лучших программ по итогам Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи 2017 года (7):

«Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный калейдоскоп» обеспечивает вариативность обучения за счет введения вариативной части в учебный план (имеет инвариантную и вариативную части).

Инвариантная часть включает общие базовые темы, необходимые для всех категорий учащихся.

Вариативная часть предполагает обучение одаренных учащихся, учащихся, проявляющих повышенный интерес к театру эстрадной миниатюры. Такой подход к содержанию образовательной деятельности позволяет индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведенных часов.

Программа «Эстрадный калейдоскоп» рассчитана на 3 года обучения. Каждый год – это своеобразный «шаг» в понимании театра и восхождении учащегося к творческим высотам. Учебные занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, итого 144 часа в год. Учебные занятия второго и третьего года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, итого 216 часов в год.

Для учащихся второго и третьего года обучения программой предусматривается вариативная часть – творческие занятия, на которые выделяется 2 часа в неделю, что составляет 72 часа в год. Основанием для изучения вариативной части учебного плана является активное участие в фестивалях и играх КВН международного, всероссийского, регионального и муниципального уровня.

Для учащихся, прошедших обучение по программе и проявляющих повышенный интерес к театральной деятельности, разрабатывается индивидуальный учебный план.Его содержание изменяется и дополняется ежегодно в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей и творческих потребностей учащихся».

Учебный план:

п/п

Название раздела

Год обучения

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Инвариантная часть

Введение в программу.

2

3

3

Вводное занятие.

1.

Речевое мастерство

12

9

9

2.

Актерское мастерство

12

9

9

3.

Тренировка коллективнойсогласо-ванности действий

10

12

12

4.

Пантомима

10

9

9

5.

Мир фантазии

10

9

9

6.

Ее величество Шутка

14

18

18

7.

Практика импровизации

22

42

42

8.

Мозговой штурм

22

54

51

9.

Постановочная работа

30

51

54

Всего:

144

216

216

Вариативная часть

10.

Синхробуффонада.

Авторские этюды

-

18

18

11.

Характерная маска.

-

18

18

12.

Актерский тренинг

-

18

18

13.

Психофизический тренинг

-

18

18

Всего:

-

72

72

Итого:

-

288

288

Образец вариативности программы «Радиоуправляемый скоростной судомоделизм» (7), «Режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю по 2 академических часа в группе любого года обучения, т. е. 6 часов в неделю.

Специфика подготовки учащихся объединения к соревнованиям высокого уровня обязывает педагога большую часть тренировочных занятий проводить на свежем воздухе на открытой воде (кроме зимнего времени), т. к. большая часть межрегиональных и всероссийских соревнований проводится на открытых водоёмах. По необходимости для учащихся второго и третьего годов обучения допускается проводить занятия три раза в неделю по три учебных часа, всего 9 часов в неделю.

Объём программы: 720 часов, в том числе

I год обучения – 216 часов;

II год обучения – 252 часа;

III год обучения – 252 часа.

При режиме работы 9 часов в неделю объём II и III года обучения будет составлять 324 часа»

А это фрагмент программы  из этого же сборника(7)

«Программа Мой путь в бизнес: менеджмент, финансы и право»  состоит из 2 частей.

«1. Инвариантная часть представлена обязательными еженедельными занятиями по блокам «Предпринимательство и бизнес», «Психология социального предпринимательства» и «Предпринимательство и право».

2. Вариативная часть блока «Психология социального предпринимательства» включает:

- две проектные сессии по защите бизнес-планов (в первом и втором полугодии);

- стажировки на предприятиях (во втором полугодии по результатам защиты бизнес-проектов);

- экскурсии (коммерческие и государственные бизнес – инкубаторы),

- консультации со специалистами;

- встречи с профессионалами на их рабочем месте, предполагающие возможность самостоятельного выбора педагогом и обучающимися предприятий и фирм, с представителями которых будут организованы круглые столы;

- участие в очных конференциях и дистанционных конкурсах, открытых региональных дистанционных деловых играх и олимпиаде на сайте профориентационных игр МАОУ «Планирование карьеры».

Модульность программы позволяет гибко менять содержание программы школы и выстраивать логику обучения таким образом, чтобы она соответствовала потребностям каждого обучающегося».

Обсуждение возможности присутствия вариативной части в учебных планах педагогов.

Таким образом, по итогам наблюдения за детьми в течение учебного года, по итогам КИМ, к завершению 1го года обучения педагог может распределить обучающихся на подгруппы по уровням освоения программы.  Исходя из этого, он может разработать вариативную часть программы на следующие года обучения.

Присутствие вариативности в практической части содержания программы, в методическом обеспечении.

В практической части вариативность в образовательной программе может присутствовать в следующих видах:

  • По одной теме прописывается разное содержание. Примеры: «для лучшего усвоения каждой темы разработаны наборы шахматных задач  и заданий (по 10 тематических упражнений)» (7). В объединении «Творческая мастерская»  по теме «Рождественская игрушка» дети изготовили игрушки в технике темари. При этом каждый ребенок изготовил собственную игрушку, со своей идеей, своими узорами, цветовым решением. В объединении «Лепка как средство пространственного воображения» малыши 6 летнего возраста должны были изготовить новогоднюю игрушку в технике намазывание пластилином. Из разных заготовок  педагога (форм игрушек) ребенок выбирал то, что ему нравится. В творческом объединении «Мастерица» по основной теме раздела каждый ребенок изготавливает собственное изделие.
  • Возможность выбора модуля (В ТО «Мастерица» по конкретной теме программа предусматривает возможность выбора ребенком изготовление изделия в технике вязание,  бисероплетения или другой техники);
  • возможность выбора задач различного уровня сложности. В объединении «Кройка и шитье» кройка изделия распределена следующим образом: кройка по шаблону, перевод выкройки, создание выкройки). ТО «Радуга» по теме «Образ из пятна» в технике зентангл и дудлинг   детям было создано пространство, в котором дети сами выбирали зентангл или дублинг, которые по сути разные по уровню сложности. Также предоставлялась возможность работать по образцу или на основе собственной фантазии.
  • Вариация форм проведения занятия (педагог, чувствуя настроение детей или их конкретные интересы, может выбрать другую форму занятия);
  • Построение  ИОМ обучающихся;
  • Возможность выбора форм обучения. Например, если по каким-то причинам у ребенка нет возможности посещать занятия, он на данный момент может выбрать дистанционную форму обучения.

Практическая работа педагогов: по конкретной теме образовательной программы каждый педагог  разрабатывают разные творческие задания по содержанию, по уровню сложности. Результаты должны выглядеть как образцы приложения к программам.

Презентация творческих наработок о вариативности.

Рефлексия

Метод «Обратная связь» (5)

Каждый педагог прописывает на листочках:

3 самых важных момента, которые я сегодня узнал;

2 момента, что мне нужно сделать

1 вопрос, который у меня возник

Объем вариативных форм деятельности, форм освоения программы, содержания, которое по интересам и потребностям, творческих заданий по различным уровням сложности должно помочь каждому ребенку идти в образовательном процессе по собственной траектории. Именно это позволит ему  быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности.

Список информационных источников

  1. Вариативность дополнительного образования.samzan.ru;
  2. Вариативность как ведущая тенденция развития современного дополнительного образования в России cyberieninka.ru…;
  3. Вариативная часть программы: как правильно написать.metodbv.ru…;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г;
  5. Модель вариативной образовательной среды, как… ecodial.ru
  6. Навыки и компетенции XXI века. АУ УР «РЦИиОКО», Ижевск 2016г;
  7. Сборник лучших программ Всероссийского конкурса дополнительных образовательных программ для одаренной и талантливой молодежи 2017год (методические материалы);
  8. Что такое вариативность? Понятие и его принципы. FB.ru:http://fb/r/…;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Дополнительное образование как способ реализации одарённости ребёнка

Статья о необходимости развития дополнительного образования....

Викторина как способ реализации технологии развития критического мышления

Презентация к выступлению "Викторина как способ реализации технологии развития критического мышления"...

Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка

Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка  Создание особых условий развития для каждого ребенка - такова стратегиче­ская цель учреждений дополнительно...