« Эмоционально - личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы « Живое знание о театре».
статья ( класс) на тему
В соответствии с ФГОС, среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением. Эти качества способствуют развитию ребенка как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Куликова Татьяна Алексеевна, музыкальный руководитель.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно - эстетическому развитию детей Невского района г. Санкт- Петербурга.
С т а т ь я
« Эмоционально - личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы « Живое знание о театре».
Куликова Татьяна Алексеевна
музыкальный руководитель.
Санкт- Петербург.
2016г
Эмоционально- личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы « Живое знание о театре».
В соответствии с ФГОС, среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением. Эти качества способствуют развитию ребенка как личности.
Неоценимый вклад в развитие личности оказывает театральная деятельность. Интеграция в этой деятельности других видов деятельности, для которых присуща эмоциональная приподнятость, творческий характер, позволяет стимулировать положительные эмоции, пробуждают творческое начало личности.
Театрально- игровая деятельность является для ребенка общением, игрой, трудом, движением, отдыхом и др.
Полноценное общение между педагогом и детьми, между самими детьми, в процессе театрально- игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, приобщают ребенка к духовному богатству.
Кроме этого в театрализованной деятельности проявляется реальная возможность оптимизации творческих способностей ребенка, развития его воображения, артистичности, интеллекта, преодоления однобокости и фрагментарности мышления, нахождения личного опыта сравнительного эстетического анализа.
В нашем ГДОУ № 130 Невского района г. Санкт- Петербурга разработана парциальная программа « Живое знание о театре»*.
Основополагающей идеей этой программы является- достижение общечеловеческих ценностей через модель Я Ребенок – Знаток, Я ребенок – участник, Я Ребенок-Творец. Идея определяет систему целей: мировоззренческая, деятельностно- развивающая, творческая, коммуникативная.
Основные задачи:
- Обогащение элементарных представлений о предметах и явлениях театральной культуры.
- Освоение навыков нахождения образно- ассоциативных связей в активных формах театрализованной деятельности.
- Оптимальная реализация творческого потенциала каждого ребенка.
- Вовлечение ребенка в единое информационно- понятийное пространство общей «культуры» на основе взаимодействия таких социальных институтов как дошкольное учреждение, семья, учреждения культуры.
Реализация данной программы предусматривает систему работы взрослых и детей, основанную на гуманизации педагогического процесса. В соответствии с этим педагог принимает позицию равного партнера. Взрослый не только вносит свои предложения с учетом предпочтений и потребностей ребенка, но и принимает замыслы детей. Вместе с тем взрослый демонстрирует разнообразные способы действий в музицировании, пластике, элементах актерского мастерства, которые необходимы ребенку для реализации замысла. Кроме этого взрослый совместно с детьми решает возникающие проблемы в игровых тренингах, дифференцированных заданиях и развивающих играх.
КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЭЛЕМЕНТОВ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА.
Задачи формирования элементов актерского мастерства | Основные методы | Организация дополнительных форм работы с детьми |
1.Развитие познавательно- речевого общения: беседа; вопросы; ответы; диалоги; пересказы; высказывания; импровизации | 1.Чтение литературных произведений; либретто; сценариев. 2.Просмотр: театральных зрелищ; диафильмов; видеоматериалов; телевизионных программ. 3.Восприятие художественных изображений: живопись; графика; декоративно- прикладное искусство; скульптура; архитектура. | Посещение театров ( по тематике спектаклей). Посещение музеев ( по тематике спектакля). |
2.Развитие эмоционально-звуковой и связной стороны речи: интонация; выразительность; темп; дыхание; тембр голоса; сила голоса; звукоподражание; фонематический слух; слуховое внимание; грамматический строй. | 1.Игровая деятельность: этюды; речевые тренинги; дидактические игры; театрализованные игры. | Сказки. Стихи-диалоги. Этюды на внимание, веру, наивность, атмосферу и т.д. Самодельные игрушки, атрибуты, декорации, иллюстрации. |
3. Формирование основ театральной культуры. Обогащение понятийного словаря: знание; понимание; применение. | Овладение: основами театрального этикета; названиями предметов, явлений и их свойств; значениями слов: антонимы, синонимы, омонимы. | |
5..Реализация собственного театрально- речевого творчества: сочинение потешек; составление загадок; изменение и придумывание слов; досочинение фразы. | Побуждение детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки. | Выбор средств и предметного окружения по собственному желанию и замыслу. |
МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРИЕМОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ
1.Развитие музыкальных способностей: Музыкальный слух: звуковысотный; гармонический; ритмический; динамический; тембровый; музыкальная память; музыкальное восприятие. | 1. Музыкально- игровая деятельность: Дидактические игры на: исследование качества звука; музыкально-слуховые представления. 2. Моделирования: ритмических рисунков; движения мелодий; громкости звука. 3. Музицирование. | |
2. Развитие музыкальности в основных видах музыкальной деятельности: пение; музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах; восприятие-слушание. 3. Приобщение к мировой и национальной музыкальной культуре (фольклор, классическая и современная музыка): Формирование представлений: о творчестве композиторов; о жанрах; о музыкальных инструментах; знакомство с различными средствами музыкальной выразительности. | Активное и пассивное музицирование. 1. Просмотр: театральных, музыкальных зрелищ; видеоматериалов; телевизионных программ. 2 .Прослушивание: аудиозаписей; СD дисков; «живой звук». 3. Музицирование. | Посещение музыкальных театров, концертных залов, музыкальных музеев. Творческие встречи с музыковедами и исполнителями. Детская исполнительская деятельность. |
4.Реализация творческого потенциала в музыкальном исполнительстве: импровизация (специально организованная, совместная, самостоятельная) в пении, в танцах, в игре на музыкальных инструментах; сочинительство. | 1. Поощрение проявления творческой активности детей и желание доставить радость зрителям. 2. Воспитание доброго отношения к сверстникам, побуждение каждого ребенка активно участвовать в подготовке и проведении концерта. | Праздничные представления, музыкальные спектакли. Хоровая, танцевальная и инструментальная детская исполнительская деятельность. |
МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАСТИКИ
1.Развитие выразительности и точности передачи образа в движении: совмещение жизненных явлений и выразительных возможностей пластики; передачи характерных возможностей состояний и переживаний различных персонажей; использование различных выразительных, пластических средств ( поза, мимика, пантомима). | 1. Игровая деятельность. 2. Демонстрация- показ эмоциональных состояний (мимика, жест, подражание). 3 .Этюды: статические; динамические. | Воплощение после просмотра. |
2. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест. | Побуждение к самовыражению через пластические импровизации. Пантомима. | Выбор средств по собственному желанию и замыслу. |
Все это формирует познавательные способности и обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка в театрализованной деятельности.
В дошкольном учреждении создана оригинальная развивающая среда с учетом специфики театрализованной деятельности:
* театральная студия « Золотая рыбка»;
* творческие лаборатории, созданные в групповых помещениях;
*костюмерная.
Кроме этого успешно используется звуковой и музыкальный дизайн.
Предлагаем вашему вниманию:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ « ГУСИ-ЛЕБЕДИ» ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.
Создание музыкальных спектаклей предполагает совместную деятельность детей и педагогов в течении трех месяцев на основе развивающих игр, дифференцированных заданий и игровых тренингов вне занятий.
Примерное сочетание и распределение программного материала на три месяца.
Первый месяц.
1.
1 Беседа о русских народных сказках.
2. Чтение русской народной сказки « Гуси- лебеди».
3. Знакомство детей с предметами быта начала 20-го века. Занятие проводится в мини-музее детского сада « В гостях у бабушки».
2.
1. Пересказ сказки по частям.
2. Проведение дидактической игры « Узнай и расскажи за своего героя».
3. Речевая зарядка.
Почему сказка называется « Гуси- лебеди»? придумаем другое название.
Назовем грустные и веселые слова из сказки.
Возьмем в детей интервью о девочке из сказки.
Этимология слов « Причитала», «слезами заливалась».
Как вы дома относитесь к братьям ( сестрам)?
Отражают ли смысл сказки пословицы: « И мутную воду пьют в невзгоду», « Трудно найти, легко потерять».
3.
1. Рисование по сказке.
2. Воспитание добрых чувств. Обсуждение рисунков детей.
3. Последовательное расположение рисунков детьми по динамике сказки. Пересказ по имеющимся фрагментам сказки.
4.
1. Разбор сказки по действиям и событиям.
Определение главных и второстепенных ролей.
Отработка образов сказки на этюдах.
2. Развитие мышления и воображения:
Придумаем сериал по этой сказке « Гуси- лебеди- невидимки»;
« Печка, яблонька и речка стали великанами»;
« Дело было зимой»;
« Как я спасла братца?».
5.
1. Закрепление приемов, стимулирующих речевое творчество.
2 Изобразительная деятельность. Изготовление атрибутов.
6.
1. Показ отрывка по выбору детей или педагога.
Плоскостной театр.
7.
1. Показ отрывков сказки по желанию детей, используя различные виды театра.
8.
1. Режиссерская игра в действиях:
1 действие – « У колыбели».
2 действие – « Поиски братца».
3 действие- « У Бабы Яги». ( Рисунок 1; рисунок 2)
4 действие- « Возвращение домой».
2. Выявление главных мотивов в поведении героев.
Второй месяц.
1.
1. Усвоение языка общения. Этюды: « Котята», « Повар-лгун», « Часовой», « Маленький скульптор».
2. Действия с воображаемыми предметами.
2.
1. Имитационный тренинг.
Пластика героев сказки.
2. Изобразительная деятельность.
Методом пальцевой живописи изобразить стаю лебедей, уносящую мальчика. Сделать книжку-картинку об этом.
3.
1. Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
Этюд « Кто кем хочет быть». ( рисунок 3)
Распределение ролей с учетом желаний и возможностей детей.
2. Постановка хоровода русской песни в обработке Ю. Чичкова « на горе-то калина».
4.
1. Обыгрывание сказки не придерживаясь текста, своими словами по действиям:
сцена дома;
сцена встреч Маши с печкой, речкой, яблоней, ежом. (рисунок 4)
сценка с бабой ягой;
сцена второй встречи Маши с героями;
сцена дома.
5.
1. Имитационный тренинг.
Пластика героев спектакля.
Этюд « Живые картинки» (усвоение языка общения).( рисунок 5, рисунок 6)
2. Обучать детей замечать усиление или ослабление звучания музыки и соответственно увеличивать или уменьшать размах движения в хороводе « На горе-то калина».
6.
1. Имитационный тренинг.
Игры на развитие воображения ( образ гусей, речки, печки, ежа, яблони).
2. Развивать умение в выразительном исполнении ( «Колыбельная Маши» муз. Г. Вейнсберг).
7.
1. Самостоятельные художественно-пластические этюды.
8.
1. Режиссерская игра.
2. Ручной труд. Изготовление атрибутов к сцене «В лесу у Бабы Яги».
Третий месяц.
1.
1. прослушивание музыкальных моментов, характеризующих героев сказки. Беседы с детьми.
2. Развивать способность в выразительном исполнении песен:
« Колыбельная Маши» муз. Г. Вейнсберг.
2 Песня печки» муз. Г. Вейнсберг.
3. Застольное чтение 1-го действия словами автора и своими.
2.
1. Музыкальный тренинг. Прослушивание музыкальных моментов ( восприятие и воспроизведение героями своей музыки и песен).
2. Развивать способность в выразительном исполнении песен:
« Песня печки» муз. Г. Вейнсберг.
« Песня яблони» муз. Г. Вейнсберг.
3. Застольное чтение 2-го действия словами автора и своими словами.
3.
1. Музыкальный тренинг.
Создание атмосферы народного гулянья, используя различные детские музыкальные инструменты- трещотки, бубны, бубенцы, гармонь, балалайки, дрова, коробочки и т.д.
Передача образа речки, используя пластические движения в сопровождении музыкальных инструментов ( колокольчики, треугольники, металлофоны и т.д.).
4.
1. Репетиция фрагментов драматизации по сказке.
5.
1. Репетиция спектакля « Гуси- лебеди».
6.
Премьера спектакля.
Результаты ее показали целесообразность и обоснованность данного подхода в приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям через театрализованную деятельность
Данный опыт основанный на парциальной программе « Живое знание о театре» может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями
- в дошкольном образовательном учреждении;
- в дополнительном образовании.
- Авторы парциальной программы: заведующая ДОУ № 130 Косинец А.В., зам. зав по учебно-воспитательной работе ДОУ №130 Комиссарова А.Л, музыкальный руководитель ДОУ № 130 Куликова Т.А.
Парциальная программа получила авторское свидетельство Экспертного Совета при Комитете по образованию Санкт- Петербурга.
Эмоционально- личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы « Живое знание о театре». ( тезисы).
В соответствии с ФГОС, среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением. Эти качества способствуют развитию ребенка как личности.
Неоценимый вклад в развитие личности оказывает театральная деятельность.
Значение театральной деятельности:
- Развитие у детей умений и навыков социального взаимодействия;
- Источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, приобщение ребенка к духовному богатству.
- Возможность оптимизации творческих способностей ребенка.
- Развитие воображения, артистичности, интеллекта.
- Преодоление однобокости и фрагментарности мышления.
- Нахождение личного опыта сравнительного эстетического анализа.
Практический опыт театрализованной детской деятельности представлен в рамках парциальной программы « Живое знание о театре». ( Авторское свидетельство Экспертного совета при Комитете образования Санкт- Петербурга).
Идея данной программы – достижение общечеловеческих ценностей через модель Я Ребенок- Знаток, Я Ребенок –Участник, Я Ребенок- Творец.
Основные задачи:
- Обогащение элементарных представлений о предметах и явлениях театральной культуры.
- Освоение навыков нахождения образно- ассоциативных связей в активных формах театрализованной деятельности.
- Оптимальная реализация творческого потенциала каждого ребенка.
- Вовлечение ребенка в единое информационно- понятийное пространство общей « культуры» на основе взаимодействия таких социальных институтов как дошкольное учреждение, семья, учреждения культуры.
Реализация данной программы предусматривает систему работы взрослых и детей, основанную на гуманизации педагогического процесса. В соответствии с этим педагог принимает позицию равного партнера.
Работа выстроена на интеграции образовательных областей в процессе театральной деятельности: коммуникация, социализация, труд, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Театрально- игровая деятельность для ребенка это: общение, игра, труд, движение, отдых и др.
В Программе указаны комплексные методы освоения дошкольниками элементов актерского мастерства. Предложены задачи формирования элементов актерского мастерства, основные методы и организация дополнительных форм работы с детьми.
Методы освоения дошкольниками приемов музицирования.
Методы освоения детьми пластики.
Система работы по созданию детского музыкального спектакля « Гуси- Лебеди» по мотивам русской народной сказки. Представлена в форме совместной деятельности детей и педагогов.
Даны рекомендации по использованию данного опыта, основанного на парциальной программе « Живое знание о театре».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
«Использование новейших технологий, направленных на эмоционально- личностное развитие воспитанников».
На занятиях по предмету синтезатор, фортепиано я применяю методики И. М. Красильникова, И. Б. Горбуновой, А.Шмидт–Шкловской.Между тем, процесс обучения представляется, прежде всего, и главным образом,...
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....
Игровые упражнения направленные на эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ.
Эмоциональная сфера является важной состовляющей в развитие детей с ОВЗ,так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны "читать" эмоциональное состояние д...
Эмоционально-чувственное развитие ребенка на уроках фортепиано. Развитие мастерства интерпретации.
Я учитель, а не ремесленник, а значит, должна не только обучать, но и пробудить мысли и чувства ребенка, разви...
Эмоциональный интеллект как ресурс личностного развития ребенка
В материале представлены: "понятийное поле" эмоционального интеллекта, его значимость на современном этапе развития общества, одна из основных теорий развития эмоционального интеллекта, этап...
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....