Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования
статья по музыке по теме

Надежда Николаевна Галкина

Роль и место дополнительного образования в новой модели образования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

«Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования»

педагога дополнительного образования МОУ Цнинская СОШ №2, филиала в с. Донское Тамбовского района Тамбовской области

Галкиной Надежды Николаевны

                                                                  Тамбов 2009

«Роль и место дополнительного образования в новой модели образования»

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Оно в состоянии  удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

Этот список может наполнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существенные противоречия между необходимостью, с одной стороны,  осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по своей сути является личностно-ориентированным.

Организация дополнительного образования строится на основе тесного взаимопонимания общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др..Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.

Значимость дополнительного образования очень существенная, т.к. дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы.

Дополнительные образовательные программы:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
  • делаю школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы. Утверждению благоприятного климата в ней.

Вокально-фольклорное объединение «Истоки» художественно-эстетического направления реализуется  как программа дополнительного образования в МОУ Цнинская СОШ№2, филиал в с. Донское с 2008 года.

О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности с  к общению с искусством.

Актуальность программы «Истоки» обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.

Новое поколение россиян выросло вне народной духовной культуры, результатом этого является утрата нравственных ориентиров. В настоящее время актуальна проблема возрождения у детей интереса к национальным культурам, обрядам, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на национальных традициях. Дети недостаточно знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Обучающие возможности фольклора – неограниченные. Знание фольклора поможет детям понять, какой огромный вклад внес русский народ в развитие искусства и культуры. При изучении народного творчества  учащиеся знакомятся с местными праздниками и музыкальным материалом, связанным с ними. Содержание программы ориентировано на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Тамбовской области и России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Ценность данной программы заключается в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и родителей. Программа  легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей  жизни школы:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

 Логико-смысловая

модель интеграции

Информационная  карта программы

  1. Название программы «Истоки».
  2. Направленность - художественно-эстетическая.
  3. Вид деятельности – музыка, пение.
  4. Образовательная область – искусство.
  5. Уровень содержания – ознакомительная.
  6. Широта охвата содержания – интегрированная.
  7. Форма составления – экспериментальная.
  8. Срок освоения – долгосрочная.
  9. Возраст детей – младший и средний школьный .
  10. Цель программы – воспитание любви к малой родине, чувства гордости и ответственности за культурное наследие России.

-развитие интереса к фольклору, народной песне;

–воспитание учащихся на народных традициях своей малой Родины;

–приобщение к русской народной культуре;

–пропаганда народного творчества через концертную деятельность

Задачи программы:

  1. Обучить основам техники фольклорного пения.
  2. Сбор и разучивание старинных песен, частушек.
  3. Участие в фольклорных праздниках.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся знакомятся с основными жанрами детского фольклора, с элементами хороводных движений и народно-плясовых;
  • знакомятся с элементами основных народных традиций Тамбовской области, с жанрами народного творчества;
  • формируется манера исполнения народных и фольклорных песен;
  • знакомится с различными способами передачи песенного образа;
  • формируются умения выразительного исполнения произведения, пения в ансамбле, умение вносить элементы импровизации  в обрядовые песни;
  • формируется способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
  • формируется художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.

Описание модели интеграции

   Интеграция с модулем  1 позволяет раскрыть следующий блок направлений:

  • русское хоровое пение;
  • духовно-направленные традиции русского народа;
  • народные промыслы и ремесла;
  • история русского костюма;
  • среднерусский музыкальный фольклор;
  • декоративно-прикладное искусство;

Интеграция с модулем 2  позволяет  расширить  блок направлений:

Вокальное:  

*    развитие песенного творчества у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

     Театральное, вокальное:

       *  развитие речевой интонационной выразительности;

     Театральное, хоровое:

       *развитие пластической выразительности при создании образа;

     Театральное, вокальное, хоровое:

       *сюжетно-ролевые импровизации;

      * развитие индивидуальных творческих способностей (вокальных, хореографических, театральных, ИЗО, спортивных);

      *музыка в танце, живописи, спектакле (хореография, музыка, ИЗО, театр);

      *валеология – здоровьесберегающие технологии (спорт, хореография, вокал, ИЗО, театр);

      *артикуляционная, дыхательная гимнастика, музотерапия, ритмические упражнения (спорт, вокал)

      *концерты, выставки, спектакли, мероприятия + союз «дети-родители-педагоги»

             

 Модель интеграции

                                               

встречи с поэтами, интересными людьми                                 театр

  толковые словари                                                         ИЗО                                   вокал                            

                                                                                                           

  совместные праздники                                                                        хореография                  

  исторические, биографические данные                     спорт          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов - как средство развития интереса к дополнительному образованию.

Данная презентация - это обобщение опыта по теме: "Метод проектов". Опыт представлен на РМО педагогов дополнительного образования....

Моделирование культурно- образовательного пространства развития сельского школьника

Красной  нитью в моей статье   проходит мысль,  что  сама жизнь  диктует выработку  нетрадиционных методов и форм  взаимодействия учителей, родителей и детей.На уров...

Региональная научно-практическая конференция статья "Интернет как средство расширения образовательного пространства для самообразования и саморазвития педагогов дополнительно образования", 2020 г.

В статье представлен опыт работы МБУДО "Летский оздоровительно-образовательный спортивный центр" города Гбкина Белгородской области по развитию главного навыка будущего - стремления педагого...

Индивидуальный план профессионального развития (ИППР) педагога дополнительного образования

Тема: «Повышение качества и эффективности занятий по образовательной общеразвивающей программе «Азбука анимации», посредством собственного профессионального развития».Цель...

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....

Выступление на семинаре «Ресурсное картирование как средство составления индивидуального образовательного маршрута педагога дополнительного образования»

Ресурсное картировании как средство составления индивидуального образовательного маршрута педагога дополнительного образования. Эта тема важна, потому что она помогает нам лучше понять, какие ресурсы ...