Статья "Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения "Цветоводство открытого грунта""
статья по теме

Киризли Лариса Эдуардовна

Статья " сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения " Цветоводство открытого грунта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Созвездие»

                         

Статья

«Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения «Цветоводство открытого грунта»»

                                                               Педагог дополнительного образования

                                                          Киризли Л.Э.        

                

ВОРОНЕЖ 2012 г

                                       Содержание

1. Введение

2. Особенности организации деятельности учреждения дополнительного образования.

3. Экологическое воспитание и образование:

- условия, необходимые для формирования экологической ориентации;

- вариативность образовательных программ

- взаимодействие «педагог – воспитанник».

- влияние занятости детей в дополнительном образовании на выбор профессии;

- экологическое воспитание и образование, как они формируются;

- развитие коммуникативных способностей учащихся.  

4. Заключение

    1.  В Проекте закона о дополнительном образовании дано его определение, как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

     Реализация принципа дополнительности не только расширяет возможности традиционного общего образования, позволяет выйти за стены школьного здания, обогатить содержание познавательной деятельности детей, но и разнообразит образовательные технологии, делает педагогический процесс занимательным и увлекательным, и тем самым более полно раскрывает неисчерпаемые возможности личностно-созидательной педагогики.

    2. Особенности организации деятельности учреждения дополнительного образования.

Главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм.

 Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная и индивидуальная творческая деятельность, экскурсии, практические работы, как в лаборатории, так и в открытом грунте. Результатом деятельности ребёнка могут быть не только знания, умения и навыки, но и воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности - ландшафтный дизайн, фитодизайн,

флористика.

           В большей степени, чем в других типах образовательных учреждений, реализуется личностно-ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежит уровень развития ребёнка, его личные интересы и достижения. Численный состав объединения определяется в  соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности.

 Есть возможность индивидуальной работы с детьми.

 И основе деятельности лежат дополнительные образовательные программы.

 3. Вариативность образовательных программ и взаимодействие «педагог-воспитанник» являются важнейшими педагогическими условиями формирования экологических ориентаций школьников в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности.

  Интеграция общего и дополнительного образования по проблемам экологического воспитания подрастающего поколения нашла своё воплощение в разработке программы «Цветоводство открытого грунта».

Это обеспечивает целостность школьного и дополнительного образования, позволяет гибко и динамично обновлять содержание обучения и воспитания, создавать благоприятные условия для развития личности ребенка.

   Программа объединения «цветоводство открытого грунта» имеет  эколого-биологическую направленность. Она дополняет школьный курс природоведения и ботаники. У младших школьников она формирует базу, необходимую для более успешного освоения курса ботаники в старших классах и способствует получению учащимися именно комплексных систематизированных знаний. Кроме того, данная программа имеет практико-ориентированный характер и позволяет учащимся получать практические навыки умения по уходу за растениями озеленению территории.

   Осуществляя практическую деятельность, учащиеся могут не только овладеть соответствующими умениями и навыками, но и лучше изучить биологические особенности растений, их взаимосвязь с окружающей средой. Большое внимание уделяется знакомству детей с декоративными, эстетическими качествами растений.

 Обучающее предназначение дополнительной образовательной программы состоит в том, чтобы дополнять, углублять знания, которые дети получают в школе, а также давать знания, которые дети не получают в других образовательных учреждениях. Кроме того, образовательную деятельность учреждения дополнительного образования невозможно представить без реализации таких исторически сложившихся функций, как культурно-досуговая и функция до профессиональной и начальной профессиональной подготовки детей.

    Вторым важнейшим педагогическим условием формирования экологических ориентаций школьников системе дополнительного образования является реализация взаимодействия «педагог-воспитанник». В педагогику введены такие понятия, как «педагогическое взаимодействие», «продуктивное учебное взаимодействие». Оно рассматривается как процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика, как условие актуализации человеческой  субъективности.

   Реализация ценностного взаимодействия «педагог-воспитанник»  в образовательном процессе нашего учреждения действительно способствует формированию эмотивного  компонента экологической ориентации и приводит школьников к устойчивому эмоционально-позитивному отношению к природе как к ценности и к потребности в постоянном общении с ней.

   Влияние занятости в Ц.Д.О. на выбор профессии.

   В Ц.Д.О. реализуется важная педагогическая функция: профессиональное самоопределение детей. Дети, получив базовые знания, по данному направлению, имеют право выбирать разные специализации, например, ботаника, фитодизайнера, ландшафтного дизайнера.

   В объединении «Цветоводство открытого грунта» разработана программа первого года обучения, программа второго и третьего года обучения. Разработка 3-х уровней программ дополнительного образования,  направлена на формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению.

     Первый год обучения - это первый уровень. Предполагает формирование у детей мотивации к изучению истоков заинтересовавшей школьника отрасли.  

Этот уровень – информационно - познавательный.

Второй год обучения – второй уровень – операционно-деятельный, репродуктивный. Предполагает формирование умений учащихся самостоятельно выполнять определённые задания педагога.

Третий уровень -  практико-ориентационный, предполагает освоение широкого круга профессиональных умений.

       В ходе предпрофильной подготовки учащиеся должны подготовиться и выбрать будущий маршрут профессионального образования, а для этого им нужны знания о мире профессий в целом, какие профессии востребованы на рынке труда.

    В настоящее время одной из привлекательных профессии является профессия «дизайнер», так как его деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания. Одним из направлений профессии  «дизайнер» является флористика. Другим направление является – ландшафтный дизайн.

      Экологическое воспитание и образование детей.

 Экологическое воспитание и образование учащихся одно из основных направлений в системе образования.

    Экологическое воспитание - способ воздействия на чувства людей, их сознание,  взгляды, представления. Они повышают уровень сознательности граждан, развивают у них чувство бережного отношения к природе, беспокойство за ее состояние.

      Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений, навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в  самых  разных отраслях  деятельности.

   Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыты, эксперименты,  которые одновременно являются и способом добывания  знаний, и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений выводов. Наблюдения, опыты, эксперименты – это важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении экологии и биологии, путь,  который помогает превратить знания в убеждения. Наблюдение является одним из основных методов научного познания, усвоение этого метода помогает учащимся самостоятельно приобрести новые знания, и применить их при выполнении различных заданий.  Школьники выступают в роли первооткрывателей: т.к. получают самостоятельно представление об окружающих объектах и явлениях.

 Процесс научного познания предполагает использование исследовательского принципа в обучении. Наблюдения исследовательского характера в природе содействует познавательной самостоятельности и обеспечивает включение каждого учащегося в познание природных объектов и явлений, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию исследовательских умений учащихся.

 Взаимодействие школьников с природными объектами позволяет использовать формы организации исследовательской деятельности, именно в такой работе у ребят закладываются навыки природоохранной деятельности, формируются исследовательские умения и проявляются творческие способности.

   На экскурсии « Мир растений вокруг нас. Осенние явления» в лесной массив учащиеся объединения « Цветоводство открытого грунта» получили инструктивные карточки с заданиями.

   Работа проводилась в группах.  Наблюдения проводились учащимися групп за изменение окраски листьев у разных деревьев. Учащиеся должны были установить, где больше окрашенных листьев - верхней части кроны или в нижней,  в наружной или внутренней. Результаты наблюдений были оформлены в виде таблицы. Также проводились наблюдения за листопадом. Учащиеся проводили наблюдения за деревьями одного вида, выросшими на открытом месте -  на опушке и в лесу. Выясняли, как влияют на внешний вид деревьев (форму, размеры) разные условия их жизни. Делали схематические рисунки этих деревьев и краткие записи. Школьники проводили наблюдения и за кустарниками, растущими в данной местности. Сравнивали степень расцвечивания  листьев  на одном участке у  деревьев и кустарников. Учащиеся должны были провести наблюдения и за травянистыми растениями, и ответить на вопрос, как изменилась жизнь травянистых растений осенью.

Наблюдения в природе проводятся и зимой «Зимние явления в жизни растений» и весной « Жизнь растений весной». Развивается познавательный интерес к природе родного края, воспитывается бережное к ней отношение, формируются коммуникативные  способности учащихся. В объединении «Цветоводство открытого грунта» обучаются дети младшего школьного возраста, так как воспитание рационального мышления начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Полученные ими экологические знания, являются основой базисных биологических понятий у старших школьников, поэтому целенаправленное общение с живой природой надо начинать в ранней возрасте.  Ухаживая за растениями в объединении «Цветоводство открытого грунта» дети наблюдают за изменением их внешнего вида, постигают процессы роста и развития, устанавливают скрытые закономерности и связи. Используются как кратковременные наблюдения, так и длительные. Например, во время длительных наблюдений учащиеся получают знания о росте и развитии растений, о сезонных изменениях в природе. При этом детям приходится сравнивать наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Результат наблюдений фиксируется рисунками, краткими записями по заданной форме.

При изучении темы « Экологические факторы и  их значение для растений» на одном из занятий изучается роль света для растений. Педагогом проводится демонстрационный опыт. Учащиеся проводят наблюдения, сравнения, делают выводы. Опыт готовится  заранее, т.е. растение ставится в темное место на 2-3 суток, предварительно полив его.

После этого на глазах учащихся педагог срезает один лист, опускает на 2-3 минуты в кипяток, а затем в колбу с горячим спиртом. Лист теряет окраску. Обесцвеченный лист промываем горячей водой, а затем заливаем слабым раствором йода. Окраска не  меняется. Учащиеся делают вывод, что крахмал в листьях  не обнаружили. Покроем часть листа этого же растения с обеих сторон плотной бумагой и растение выставим на солнечный свет.

Свои наблюдения и соответствующие записи, рисунки, выводы учащиеся делают на следующем занятии.

  Опыты используются как способ решения познавательной задачи. Например, с помощью опытов  решаются такие познавательные задачи: где лучше растет растение. Может ли расти растение в темном месте? Какие условия необходимы для прорастания семян?

  Например, чтобы выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян, учащиеся объединения «Цветоводство открытого грунта» провели следующий опыт.

Брали три стакана, в которые  на дно положили несколько семян. Один стакан заполнили водой,   второй оставили без воды, а в третий добавили небольшое количество воды. Поставили в теплое место. Через пять дней учащиеся увидели, что в стакане, где было много воды, семена не проросли, хоть и набухли,  в стакане где не было воды – тоже не проросли .Семена проросли только во втором стакане, где были и вода и воздух.

  Подготовка и проведение опытов и экспериментов предполагают разделение деятельности на отдельные операции и действия, т.е., что и в какой последовательности надо делать. Например, в данном опыте «Условия необходимые для прорастания семян»  заполняют таблицу.

1-что брали?

2-что делали?

3-что наблюдали?

4-выводы

Учащиеся демонстрируют результаты опытов, оформляют результаты в виде таблицы.

 В объединении «Цветоводство открытого грунта» большое значение уделяется практическим работам. Например, при изучении темы «Размножение растений» учащиеся изучают способы вегетативного размножения растений и выполняют практические работы по заготовке черенков на примере пеларгонии зональной, их посадке и уходу за ними. При изучении темы «Технология выращивания рассады цветочно-декоративных растений» выполняются следующие практические работы: обработка семян, определение всхожести семян, посадка семян в рассадные ящики, уход за рассадой, пикировка растений. Когда изучается тема « Технология выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт, то  выполняются практические работы: посев семян в грунт, борьба с сорняками, проведение подкормки, окучивание и т.д.

Учащимися объединения выполнялась работа  «Составление проекта цветочного оформления цветника», который будет перенесен в натуру с помощью колышков и шнуров. Будут нанесены учащимися линии геометрических фигур на поверхности  почвы, а затем посажены растения.

 В объединении  «Цветоводство открытого грунта» создаются условия для развития коммуникативных способностей учащихся Развитие коммуникативных способностей учащихся является одной из задач при проведении занятий. Например, при изучении темы « Биологическая и экологическая характеристика цветочно-декоративных растений» учащиеся готовят небольшие сообщения о родине цветочных растений, рассказывают  легенды, связанные с цветочными растениями, их названиями.

 Особенно развитию коммуникативных способностей учащихся способствуют игры, проводимые на занятиях. Для детей игра не только забава или развлечение, это своего рода умственный труд, школа мышления, в которой приобретаются конкретные знания о предметах, о причинной связи явлений. Экологические  игры имеют разную направленность, но сущность их одна – поставить ученика в ситуацию выбора и личного принятия решения, что развивает жизненную позицию ребенка.

 Приведу примеры игр, используемых на занятиях в объединении  «Цветоводство открытого грунта»: «Дорисуй растение». Каждая группа учащихся, или отдельный ученик, получает рисунок с изображением растения, на котором отсутствуют некоторые его органы. Необходимо их дорисовать и подписать все органы растения.

  «Вопрос-ответ» - (игра – цепочка). Первый вопрос задает педагог любому ученику, тот правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику, и так далее по цепочке. При оценивании вопросов и ответов можно использовать жетоны. В ходе этой игры формируется  умение формулировать вопросы разного типа, и это не менее значимо, чем получение правильных ответов.

    «Давайте познакомимся». Для игры необходима «Физическая карта мира»,  карточки с описанием растений, в том числе и в виде загадок, карточки с изображением растений.

Помощник педагога (один из учащихся) подходит к одноклассникам, и те по очереди берут карточки, записывают описание растения или загадку о нем и отгадывают его название. Затем необходимо решить, где произрастает данное растение, найти на доске карточку с его изображением и поместить на соответствующую часть карты.

     К концу игры учащиеся наглядно увидят, насколько многообразны цветковые растения, и насколько  широко они распространены на земном шаре. В  ходе игры можно выявить победителей и отметить их.

 Игра « Ответы на вопросы телезрителей передачи «Во саду ли, в огороде»»

Письмо №1. «Уважаемая редакция!  В этом году я решила поэкспериментировать, и часть семян проращивала в обыкновенной воде из-под крана, а часть в кипяченной. В первом случае семена проросли, а во – втором, почему то нет. Почему так произошло? Объясните, пожалуйста».

Детские интеллектуально – тренинговые  игры в занимательной форме позволяют включить учащихся в активную деятельность, но и снять их психическую инертность мышления. Условия игры меняют сложившиеся  стереотипы  мышления, подталкиваю ребенка к самостоятельной деятельности, способствуют развитию коммуникативных способностей учащихся.

      В центре дополнительного образования создаются условия для развития коммуникативных контактов. Средствами развития межшкольных контактов были праздники, конкурсы, олимпиады и выставки. Например, « Выставка поделок  на районном конкурсе кормушек», « КВН « Весна в нашем   городе»», « Городская биологическая олимпиада».

  В  объединения «Цветоводство открытого грунта создаются необходимые условия для успехов школьников, поощряя их достижения. Успех  порождает успех. Закрепление положительного опыта творит чудеса, побуждая детей к новой деятельности, к новому успеху. Важно, чтобы школьник всегда умел реально оценивать свои успехи и неудачи. Фиксировать свои достижения, сравнивать их с предыдущими удачами и стремиться к новым вершинам. В нашей  системе  оценивания результатов творчества школьников  преобладают: похвала за инициативу, награждение грамотами, подарками и т.д.

 Применение специфических методов, приемов обучения, обстановка непринужденности учащихся, сложившаяся в системе дополнительного образования положительно сказывается на формировании личности учащихся.

Литература

1 . Лебедева О.Е., Катунова М.В.,  Трубицина Н.Ф. и др.  Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высш.учебного заведения под редакцией О.Е. Лебедева – М.: Гуманист.изд .центр ВЛАДОС , 2003.-256 с.

2.  Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н., Дополнительное образование детей: Учебн.пособие для студентов учреждений средн. Проф. образования.- М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС , 2002.-352с.

3.  Научно-методические журналы. Гл. редактор Юнак В.В., заместитель Лушагина И.В. « Дополнительное образование и воспитание» № 1- 2006 г. , 37 -2005г., № 5-2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности дополнительного образования в создании ситуации успеха для каждого ребенка»

Этапы создания ситуации успеха для воспитанников отделений дополнительного образования детей....

Личностно-ориентированное образование с позиций психического и физиологического развития ребенка (принцип природосообразности)

Данная статья, опубликованная в сборнике "Из опыта работы учителей" рассказвает о том, как подходить к обучению ребенка с точки зрения его обучаемости: какими особенностями обладает ребенок с выс...

«Взаимодействие основного и дополнительного образования по созданию условий, способствующих развитию одаренности ребенка в области иноязычного образования»

В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные про...

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДДТ "ОРАНИЕНБАУМ" СО ШКОЛОЙ

В статье описана модель взаимодействия учреждения дополнительного образования с общеобразовательной школой. Раскрыты цели и задачи совместной работы, направления деятельности. Представлен результат ин...

«Вариативность дополнительного образования как способ реализации возможностей личностного развития ребенка»

В данных материалах представлена методическая разработка семинарского занятия для педагогов художественной направленности...

Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....