Эмоциональный интеллект как ресурс личностного развития ребенка
консультация по психологии
В материале представлены: "понятийное поле" эмоционального интеллекта, его значимость на современном этапе развития общества, одна из основных теорий развития эмоционального интеллекта, этапы его развития у детей с рекомендациями для взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt_kak_resurs_lichnostnogo_razvitiya_rebenka.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект как ресурс личностного развития ребенка
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека правильно понимать собственные мысли и эмоции, управлять эмоциями, контролировать и использовать их как инструмент для налаживания отношений, улучшения коммуникативных навыков, решения всевозможных конфликтов, способствуя своему эмоциональному и интеллектуальному росту.
Эмоциональный интеллект тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен, эмоционально устойчив, менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
А психологическое здоровье формируется по основным направлениям:
- обучение положительному самоотношению, позитивному отношению к окружающему миру и принятию других;
- формирование эмоциональной грамотности (эмоционального интеллекта);
- побуждение ребенка к последующему саморазвитию.
Необходимо принимать во внимание особенности нового поколения детей – детей, которые родились и растут в эпоху серьезных социальных изменений при стремительном развитии технологий. Исходя из «проблемных зон» современных детей понятно, что у них нужно развивать: адаптивность, самостоятельность, уверенность в себе, коммуникативную сферу, эмоциональную сферу.
Обедненная эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.
Необходимо подчеркнуть значимость развития эмоционального интеллекта на современном этапе развития общества.
Психология утверждает, что эмоциональный интеллект – залог жизненного успеха.
По результатам исследований, успешность современного человека в большой степени (на 80%) зависит от эмоционального интеллекта. Он лежит в основе таких процессов, как организация времени, расстановка приоритетов, принятие решений, управление отношениями.
Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе.
Высказывание американского психолога Дэниела Гоулмана очень точно подтверждает этот вывод: «Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру»
Что представляет из себя человек с низким уровнем EQ:
- не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку; принять чужую помощь и поддержку такому человеку трудно, ему непонятны мотивы людей;
- близкие отношения по типу любви, дружбы неконструктивны, поскольку требуют взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки;
- не умеет контролировать свои эмоции; он не всегда понимает, что с ним происходит в эмоциональном плане, и как помочь себе в таких ситуациях; в эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются;
- не осознает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к негативным последствиям, в которых чаще винит окружающих;
- ему трудно говорить о чувствах, трудно ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.
Определение эмоционального интеллекта впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году. Авторы Теории развития эмоционального интеллекта выделили четыре его составляющие:
- Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
- Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
- Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
- Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать эмоциональную грамотность.
Зачем это детям:
- поможет в общении, а также понимать причины того или иного состояния, поведения, последствия поступков;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения;
- повысит продуктивность в учебной деятельности.
Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, происходит обогащение эмоционального опыта, социализация эмоций, развитие высших чувств, закладываются предпосылки для эмоциональной регуляции. Рассказывая сказки, например, «Курочка-Ряба» или стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Мишка», дети учатся сопереживать героям, испытывают горе, радость, обиду, желание помочь, пожалеть. Взрослые же отражают и называют ребенку эмоции и чувства: «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен», «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев», «Дед плачет, баба плачет – у них яичко разбилось».
У детей, начиная с 2,5, лет вербализация эмоционального состояния возникает в виде глаголов, имеющих отношение к данному эмоциональному состоянию «любит», «плачет», и оценочные категории «плохой», «хороший», «нравится, не нравится».
В возрасте 3,5-5 лет дети начинают пользоваться определениями
«злой», «добрый», «веселый» и глаголами «плачет», «смеется». Грусть и гнев
дети могут охарактеризовать как «плохое настроение».
Ближе к 5 годам становится доступно дифференциация обозначения
эмоциональных состояний «сердитый», «грустный», «веселый», «страшно,
испугался».
В 6 лет возникают более точные определения «недовольный,
рассерженный». Дети до 6-летнего возраста стремятся изобразить мимически
увиденные ими эмоции.
После 7 лет ребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализовать практически все базовые эмоции, выраженные в лицевой экспрессии.
Как же эмоциональный интеллект помогает ребенку в обучении?
Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего ребенка повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков.
Школьники с высоким уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.
Дети с низким уровнем эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении. Они зачастую не справляются с эмоциональным состоянием в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей ниже.
Этапы развития эмоционального интеллекта:
- Понимание собственных чувств
На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.
Рекомендации для взрослых:
- рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
- читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
- озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
- спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».
- Понимание чувств другого человека
Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.
Рекомендации для взрослых:
- не «лепить» из себя идеального и счастливого человека. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
- обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
- развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.
- Управление собственным поведением
Как только ребенок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.
Рекомендации для взрослых:
- научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
- научить прислушиваться к телесным ощущениям;
- подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.
Эмоциональный ресурс может и должен использоваться для личностного развития и помогать в достижении целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"
В возрасте 5-6 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...
« Эмоционально - личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы « Живое знание о театре».
В соответствии с ФГОС, среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и сп...
Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о
Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 202...
Педагогическая лаборатория "Педагогический инструментарий актуализации внутренних ресурсов личностного развития обучающихся"
Данная статья представляет проект, который предполагает апробацию и систематизацию новых нестандартных технологий, способствующих достижению образовательных результатов, в первую очередь л...
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....
Мастер – класс на тему: «Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства, как ресурс личностного развития обучающихся»
Сегодня, хочется пожелать Вам вдохновения, сил, хорошего настроения и новых ярких впечатлений. О том, как избавиться от пятен, о том где искать смелость, и чем обои отличаются от картин Клода Моне, ра...