Конспект группового логопедического занятия с детьми с ФФНР подготовительной группы "Звуки [м], [м’]. Буква М."
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Звуки [м], [м’]. Буква М. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие с детьми с ФФНР (подготовительная группа).

Тема: Звуки [м], [м’]. Буква М.

Цели:  Познакомить с акустическими и артикуляционными признаками звуков  [м], [м’];         закреплять умение различать звуки по твердости-мягкости; дать представление о

        звонкости согласных звуков; Познакомить с буквой М, учить читать слоги с буквой

         М; развивать умение выполнять фонематический анализ и синтез слогов и

        простых слов.

Оборудование: Изображения Маши и Медведя, картинки-символы звуков  [м] и [м’]:

корова и теленок: мяч, буква М и кассы букв, зеркала, счетные палочки; звуковые

домики и звуковые квадратики; предметные картинки: морковь, мяч, машина, мед, малина, миска, мороженое, лимон; игрушки: матрешка, дом, пирамида.

Ход занятия.

I.  Оргмомент

II. Повторение изученных звуков и букв

        - Назовите буквы на наборном полотне

        - Назовите гласные буквы. Почему они гласные?

        - Назовите согласные. Почему они согласные?.

        - Какие звуки обозначают буква П (Т, Х, К)?

III. Сообщение темы занятия.

        - А сегодня мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой. А помогут нам герои из известного мультфильма. Кто это? (Маша и Медведь)

        - Какой звук вы слышите в начале слова «Маша»? А в начале слова «Медведь»? Мы будем изучать звуки [м] и [м’].

IV. Характеристика звуков [м] и [м’] по артикуляционным и акустическим признакам.

        -Произнести звук [м] – так звучит корова (картинка-символ).

          А теперь [м’] – так мычит теленок (картинка-символ).

        - Чем мы произносим звуки [м] и [м’]? (губами)

        - Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [м’], и

чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [м]. Сжатые губы – это преграда, значит

звуки [м] и [м’] – согласные.

        -Приложите ладонь тыльной стороной к горлу и произнесите звук [м], а затем [м’].

Что ощущаете? (горло дрожит)

Это потому, что в горле «живет» голосок. Когда мы произносим звуки [м] и [м’],

голосок «работает» - горлышко дрожит. Звуки [м] и [м’] произносятся с голосом,

поэтому говорят, что эти звуки [м] и [м’] – звонкие.

- А чем отличаются звуки [м] и [м’]? Каким цветом обозначают твердый звук [м]? А мягкий звук [м’]?

V. Дифференциация звуков [м] и [м’] в слогах.

        1. Игра «Синий-зеленый»

        Логопед называет звуки:  [м], [м’],  [м’], [м], [м] , [м] , [м’], [м], [м’]

        И слоги: мА-мя, му-мю, ме-мэ, мы-ми.

        А дети поднимают соответствующие квадратики

        2. Игра с мячом «Повтори слоговый ряд» (Речевая зарядка)

        Ма-мо-му, мо-ми-ме, мя-ма-мя и т.д.

        3. Игра «Кулачки-ладошки».

        Кулачки – твердый звук, ладошки – мягкий. Логопед произносит слоги:  ма-мя-мо-

мё-мю-му-ме-мэ-мы-ми. Дети сжимают кулачки или кладут на стол ладошки, в

зависимости от услышанного звука.

VI. Дифференциация звуков [м] и [м’] в словах.

1.Игра «Подари картинки»

- На полочках доски картинки. Подарите их гостям: Маше – со звуком [м],  а Медведю – со звуком [м‘].

Картинки: морковь, мяч, машинка, мед, миска, мороженое, малина, лимон.

2. Игра «Синий-зеленый».

На полу скребется мышка.                                Убежала в норку мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.                        Спать залег в берлогу мишка.

Этот мишка очень мил,                                Мальчик мал, но очень мил

Только лапы он не мыл.                                 Он водичкой руки мыл.

VI. Физкультминутка «Мячики».

Девочки и мальчики                                        То по кругу побегут,

Прыгают, как мячики.                                То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают,                                        И давай опять скакать,

Ножками топают.                                         Ну никак их не унять.

(Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении).

VIII. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Игра «Собери звуки в ладошку». Синтез слова.

Логопед называет звуки по порядку, дети собирают их в ладошку и называют получившиеся слова (дом, мох, мост, мама).

2.  Позиционный анализ слов. Работа со звуковыми домиками.

- Где находятся звуки [м] и [м’] в словах-названиях игрушек: матрешка, пирамида, дом. (Дети вкладывают синий или зеленый звуковой кружок в нужное окошко звукового домика).

3. Фонематический анализ слова «мак».

Дети выкладывают  схему слова из звуковых квадратиков, у доски моделируем слово из разноцветных кубиков.

IX. Знакомство с буквой М.

        Полочка и палочка,

        Между нами галочка.

        И понятно стало всем

        Получилась буква М (собрать из полосок на ковролине)

        - Сложите букву М из счетных палочек.

X. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М (на наборном полотне).

Выкладывание заданных слогов индивидуально.

XI. Работа в тетради.

        - Раскрасьте одну половину буквы синим карандашом, а другую зеленым.

XII. Итог занятия.

        - С какой буквой познакомились?

        - Почему ее так раскрасили? (обозначает 2 звука: [м] и [м’])

        - Охарактеризуйте их ( [м]  - согласный, звонкий, твердый; [м’] – согласный,

звонкий, мягкий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г  в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...

Конспект группового логопедического занятия с детьми 6 лет «Осенняя ярмарка».

Форма организации занятия: двигательно-игровая деятельность.Когда ребенок, выполняя определенные задания, двигается, он «подзаряжает» мозг энергией. Во время любого вида коррекционной рабо...

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [х], [х\']. Буква Х.

Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы. Тема занятия: Звуки [х], [х']. Буква х....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (ОНР3)...

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к\']. Буква К".

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К"....