Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [х], [х']. Буква Х.
план-конспект
Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы. Тема занятия: Звуки [х], [х']. Буква х.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_grup._zanyatiya_h_h_ffnr_podg._gr.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы
Тема. Звуки [х], [х']. Буква х.
Цели.
Коррекционно-образовательные
1. Познакомить с акустическими и артикуляционными признаками звуков [х], [х'].
2. Познакомить с буквой х, её графическим образом, установить связь звуков [х], [х'] с буквой х.
3. Закреплять представление о твердости и мягкости согласных звуков; учить различать звуки [х], [х'] по твердости-мягкости.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук
2.Развивать умение проводить позиционный анализ слова
3. Развивать фонематическое восприятие
4.Развивать слуховое внимание, речевую память и мышление
5.Обогащать словарный запас
6.Развивать умение выполнять слоговой анализ слов, звуковой анализ слогов и слов.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей
2. Воспитывать познавательный интерес к занятиям
Оборудование: зеркала, картинки-символы звуков [х], [х'], фигурки Тима и Тома, предметные картинки со звуками [х], [х'] в названиях, кубики синего, зеленого и красного цвета, игрушки: поросенок и хомяк, карточка с буквой Х, звуковые домики и звуковые кружочки, мячик, конструктор букв.
Ход занятия
1.Организационный момент. Психогимнастика.
- Дети, изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох! Ох! Ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах! Ах! Ах!» На празднике вы плясали: «Эх! Эх! Эх!» И совсем устали: «Ух! Ух! Ух!»
2. Сообщение темы занятия.
- Какой звук вы слышите в словах «ах», «ох», «эх», «ух»?
- Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и звук [х']. Звук [х'] – это братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
3. Характеристика звуков [х], [х'] по акустическим и артикуляционным признакам.
- Символ звука [х] – дедушка храпит: х-х-х.
- Как храпит дедушка? Произнесите звук [х].
- Как мы произносим звук [х]?
- Язычок, выгнутый горкой, - это преграда. Звук [х] гласный или согласный? Он твердый или мягкий? Каким цветом обозначим звук [х]?
- Детям весело, они смеются: х'- х'- х'. Это символ звука [х'].
Спинку языка попробуй
Приподнять повыше к нёбу,
Кончик языка – пониже,
И легко, легко подышим: х'- х'- х'.
- Как произносим звук [х']? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Как обозначим?
- Сравните звуки [х], [х']. Чем они похожи и чем отличаются?
4.Развитие фонематического восприятия. Выделение звуков [х], [х'] из звукового ряда. Игра «Ловишки»
- Хлопните в ладоши, если услышите звуки [х], [х'].
П, Т', Х', Ф', К, Х, X', К', Ф, Г, Х', П', Х…
5. Произнесение звуков [х], [х'] в слогах.
- В семье все смеются по-разному. Мама смеётся: «Ха-ха-ха!» (Дети повторяют) Папа: «Хо-хо- хо!» Мальчик-сын: «Хе-хе-хе!» Девочка-дочка: «Хи-хи-хи!»
Слоги произносятся с изменением тембра и силы голоса.
- А теперь речевая зарядка.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи,
Все дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху,
Кдювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи…
- Хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Без хвостов два петуха.
6. Дифференциация звуков [х], [х'] в слогах. Игра «Синий-зеленый»
Логопед произносит слоги, дети поднимают нужный звуковой кружок: синий или зелёный.
ХА, ХО, ХИ, ХУ, ХЕ, АХ, ОХ, ХИ, ХЁ, УХ.
7. Дифференциация звуков [х], [х'] в словах.
а) Игра «Друзья Тима и Тома»
- Мальчики – друзья Тома – встают с мест, если услышат звук [х]. Девочки – друзья Тима- встают, если услышат звук [х'].
ХОЛОД, ХИТРЫЙ, ХВОСТ, ХИЩНИК, ХУРМА, ХАЛВА, ХИЖИНА, ХРАБРЫЙ, ХЕК, ХУТОР, ХИРУРГ.
б) Игра «Что лишнее?»
- На ковролине картинки со звуками [х], [х'] в названиях. Назовите их (хором).
Найдите лишнюю картинку. Подсказка – со звуком [х'] в названии.
МУХА, ПЕТУХ, ЧЕРЕПАХА, ХЛЕБ, ПУХ, ОРЕХИ, ХАЛАТ ХУДОЖНИК.
- Разделим эти слова на слоги.
8. Определение позиции звука [х] в словах. Работа со звуковыми домиками.
- К нам в гости пришел поросенок (достаем игрушку). Его кличка начинается со звука [х]. Как его зовут? (Хрюша). Хрюша приготовил для вас загадки. Отгадайте их.
1. Красная шляпка на высокой ножке,
А по ней белые горошки.
Как грибок красив на вид,
К сожаленью, ядовит. (Мухомор)
- [Х] или [х'] вы слышите в слове «мухомор»? Какой звуковой кружок возьмём? (синий) Где находится звук [х] в слове «мухомор»? Положите звуковой кружок в нужное окошко звукового домика.
2. Полюбуйся, посмотри –
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лёд.
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
3. С красным гребнем,
Зерно клюёт,
Голосисто поёт. (Петух)
Дети определяют позицию звука Х в словах-отгадках и вкладывают звуковые кружочки в нужные окошки звуковых домиков.
9. Физкультминутка.
Хомка
Хомка, хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют движения хомячка.)
10. Знакомство с буквой Х.
- Звуки [х], [х'] обозначаем буквой Х.
- На что похожа буква Х?
1. Пальцы крестиком сложи,
Букву Х всем покажи.
2. Х на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
3. Х – забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка. В. Степанов.
- Выложите букву Х из деталей конструктора букв.
11. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
а) Звуко-буквенный анализ и синтез слов. (Работа на демонстрационном наборном полотне)
- Послушайте стихотворение. Назовите слова со звуком [х].
Слово Ох и слово Ах
Заблудились в трех соснах.
И сказало Ох со вздохом:
- Ох, наверное, дело плохо!
И сказало слово Ах:
- Ах, как страшно в трех соснах!
И заохали и заплакали:
- Ох-ох! Ах-ах!
Что за ужас! Что за страх! Е. Измайлов
- Составим звуковые схемы слов: ох, ах. Обозначим звуки буквами, прочитаем слова: ОХ, АХ.
- Помогите словам ОХ и АХ стать бодрыми и веселыми.
Переставьте буквы –
Улыбнетесь вдруг вы!
-Переставляем буквы местами и читаем получившиеся слова:
И сказало Ох: (читаем) «Хо-хо!
В самом деле, как легко!»
И сказало Ах: (читаем) «Ха-ха!
В самом деле, чепуха!
Заблудиться в трех соснах
Можно только лишь со сна!»
И по лесу далеко
Побежало: (читаем) «Хо-хо-хо!»
А потом издалека: (читаем) «Ха-ха-ха!»
б) Фонематический анализ слова «пух».
- Отгадайте загадку.
Летом снег!
Просто смех!
Снег по городу летает.
Почему же он не тает? (Пух)
- Составим схему данного слова. Выложим у доски из кубиков, а на местах из кружков.
11. Работа в тетради. Закрепление образа буквы Х.
- Найдите среди данных букв букву Х и обведите её в кружок.
12. Подведение итогов.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Что вы узнали о звуках [х], [х']? Чем отличаются звуки [х], [х']?
- Какой буквой они обозначаются?
Использованная литература
1. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2012.- 192 с.
2. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [г], [г'], [х], [х']. (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/ Художники Е.П. Масленникова, В.Н. Куров, - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, - 2001. – 80 с.: ил.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР
Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"
Тема занятия. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л] на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...
Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...
Конспект группового логопедического занятия с детьми с ФФНР подготовительной группы "Звуки [м], [м’]. Буква М."
Звуки [м], [м’]. Буква М....
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах...
Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к\']. Буква К".
Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К"....