Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [х], [х']. Буква Х.
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы. Тема занятия: Звуки [х], [х']. Буква х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_grup._zanyatiya_h_h_ffnr_podg._gr.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы

Тема. Звуки [х], [х']. Буква х.

Цели.

Коррекционно-образовательные

  1. Познакомить с акустическими и артикуляционными признаками звуков [х], [х'].

2. Познакомить с буквой х, её графическим образом, установить связь звуков [х], [х'] с  буквой  х.

3. Закреплять представление о твердости и мягкости согласных звуков; учить различать звуки [х], [х'] по твердости-мягкости.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать  общую моторику и мелкую моторику пальцев рук

2.Развивать умение проводить позиционный анализ слова

3. Развивать фонематическое восприятие

4.Развивать слуховое внимание, речевую память и мышление

5.Обогащать  словарный запас

6.Развивать умение выполнять слоговой анализ слов, звуковой анализ слогов и слов.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей

2. Воспитывать  познавательный интерес к занятиям

Оборудование: зеркала, картинки-символы звуков [х], [х'], фигурки Тима и Тома,  предметные картинки со звуками [х], [х'] в названиях, кубики синего, зеленого и красного цвета, игрушки: поросенок и хомяк, карточка с буквой Х, звуковые домики и звуковые кружочки, мячик, конструктор букв.

Ход занятия

1.Организационный момент. Психогимнастика.

 - Дети, изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох! Ох! Ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах! Ах! Ах!» На празднике вы плясали: «Эх! Эх! Эх!» И совсем устали: «Ух! Ух! Ух!»

2. Сообщение темы занятия.

 - Какой звук вы слышите в словах «ах», «ох», «эх», «ух»?

- Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и звук [х']. Звук [х'] – это братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

3. Характеристика звуков [х], [х'] по акустическим и артикуляционным признакам.

- Символ звука [х] – дедушка храпит: х-х-х.

- Как храпит дедушка? Произнесите звук [х].

- Как мы произносим звук [х]?

- Язычок, выгнутый горкой, - это преграда. Звук [х] гласный или согласный? Он твердый или мягкий? Каким цветом обозначим звук [х]?

-  Детям весело, они смеются: х'- х'- х'. Это символ звука [х'].

Спинку языка попробуй

Приподнять повыше к нёбу,

Кончик языка – пониже,

И легко, легко подышим: х'- х'- х'.

 - Как произносим звук [х']? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Как обозначим?

- Сравните звуки [х], [х']. Чем они похожи и чем отличаются?

4.Развитие фонематического восприятия. Выделение звуков [х], [х'] из звукового ряда. Игра «Ловишки»

- Хлопните в ладоши, если услышите звуки [х], [х'].

П, Т', Х', Ф', К, Х,  X', К',  Ф, Г,  Х', П', Х…

5. Произнесение звуков [х], [х'] в слогах.

- В семье все смеются по-разному. Мама смеётся: «Ха-ха-ха!» (Дети повторяют) Папа: «Хо-хо- хо!» Мальчик-сын: «Хе-хе-хе!» Девочка-дочка: «Хи-хи-хи!»

Слоги произносятся с изменением тембра и силы голоса.

- А теперь речевая зарядка.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха,

Есть у нас два петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи,

Все дерутся петухи.

Ху-ху-ху,  ху-ху-ху,

Кдювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи…

- Хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха,

Без хвостов два петуха.

6. Дифференциация звуков [х], [х'] в слогах. Игра «Синий-зеленый»

Логопед произносит слоги, дети поднимают нужный звуковой кружок: синий или зелёный.

ХА, ХО, ХИ, ХУ, ХЕ, АХ, ОХ, ХИ, ХЁ, УХ.

7. Дифференциация звуков [х], [х'] в словах.

а) Игра «Друзья Тима и Тома»

- Мальчики – друзья Тома – встают с мест, если услышат звук [х]. Девочки – друзья Тима- встают, если услышат звук [х'].

ХОЛОД, ХИТРЫЙ, ХВОСТ, ХИЩНИК, ХУРМА, ХАЛВА, ХИЖИНА, ХРАБРЫЙ, ХЕК, ХУТОР, ХИРУРГ.

б) Игра «Что лишнее?»

- На ковролине картинки со звуками [х], [х'] в названиях. Назовите их (хором).

Найдите лишнюю картинку. Подсказка – со звуком [х'] в названии.

МУХА, ПЕТУХ, ЧЕРЕПАХА, ХЛЕБ, ПУХ, ОРЕХИ, ХАЛАТ ХУДОЖНИК.

- Разделим эти слова на слоги.

8. Определение позиции звука [х] в словах. Работа со звуковыми домиками.

- К нам в гости пришел поросенок (достаем игрушку). Его кличка начинается со звука [х]. Как его зовут? (Хрюша). Хрюша приготовил для вас загадки. Отгадайте их.

1. Красная шляпка на высокой ножке,

А по ней белые горошки.

Как грибок красив на вид,

К сожаленью,  ядовит.  (Мухомор)

- [Х] или [х'] вы слышите в слове «мухомор»? Какой звуковой кружок возьмём? (синий) Где находится звук [х] в слове «мухомор»? Положите звуковой кружок в нужное окошко звукового домика.

2. Полюбуйся, посмотри –

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лёд.

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.   (Холодильник)

3. С красным гребнем,

Зерно клюёт,

Голосисто поёт.   (Петух)

Дети определяют позицию звука Х в словах-отгадках и вкладывают звуковые кружочки в нужные окошки звуковых домиков.

9. Физкультминутка.

                                                       Хомка

Хомка, хомка-хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют движения хомячка.)

10. Знакомство с буквой Х.

- Звуки [х], [х'] обозначаем буквой Х.

- На что похожа буква Х?

1. Пальцы крестиком сложи,

Букву Х всем покажи.

2. Х на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

3. Х – забавная игрушка.

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка. В. Степанов.

- Выложите букву Х из деталей конструктора букв. 

11. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

а) Звуко-буквенный анализ и синтез слов. (Работа на демонстрационном наборном полотне)

- Послушайте стихотворение. Назовите слова со звуком [х].

Слово Ох и слово Ах

Заблудились в трех соснах.

И сказало Ох со вздохом:

- Ох, наверное, дело плохо!

И сказало слово Ах:

- Ах, как страшно в трех соснах!

И заохали и заплакали:

- Ох-ох! Ах-ах!

Что за ужас! Что за страх!   Е. Измайлов

- Составим звуковые схемы слов: ох, ах. Обозначим звуки буквами, прочитаем слова: ОХ, АХ.

- Помогите словам ОХ и АХ стать бодрыми и веселыми.

Переставьте буквы –

Улыбнетесь вдруг вы!

-Переставляем буквы местами и читаем получившиеся слова:

И сказало Ох: (читаем) «Хо-хо!

В самом деле, как легко!»

И сказало Ах: (читаем) «Ха-ха!

В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трех соснах

Можно только лишь со сна!»

И по лесу далеко

Побежало: (читаем) «Хо-хо-хо!»

А потом издалека: (читаем) «Ха-ха-ха!»

б) Фонематический анализ слова «пух».

- Отгадайте загадку.

Летом снег!

Просто смех!

Снег по городу летает.

Почему же он не тает?  (Пух)

- Составим схему данного слова. Выложим у доски из кубиков, а на местах из кружков.

11. Работа в тетради. Закрепление образа буквы Х.

- Найдите среди данных букв букву Х и обведите её в кружок.

12. Подведение итогов.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вы узнали о звуках [х], [х']? Чем отличаются звуки [х], [х']?

- Какой буквой они обозначаются?

Использованная литература

1. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2012.- 192 с.

2. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [г], [г'], [х], [х']. (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/ Художники Е.П. Масленникова, В.Н. Куров, - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, - 2001. – 80 с.: ил.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР

Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г  в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы,  имеющим  ФФНР.   Автоматизация звука Ш в словах и фразах...

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к\']. Буква К".

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К"....