Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
план-конспект занятия ( класс) на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_z.odt22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: «Звук [З] и буква «З»

Цель занятия: организовать деятельность детей, направленную на освоение знаний о понятии согласный звук «З» и буква «З».

Задачи

коррекционно - образовательные  задачи:

  • учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
  • соотнесение звука [З] с буквой «З».

Коррекционно — развивающие задачи:

  • упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;
  • развивать внимание, мышление.

Коррекционно — воспитательные задачи:

  • формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга,  самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

индивидуальные зеркала, картинка для звукоподражания «Комар», предметные картинки, в названии которых присутствует звук  [З]; буква «З», дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З», карточки с буквой «З», карандаши,  магнитная доска.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

Загадки  

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет - сделает наоборот.

                                                                            (Зонт)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

                                   (Замок)

Зимой серый, летом белый.

                                                              (Заяц)

Снег выпадает,

Ночь прибывает,

Вьюги завывают,

Новый год встречают,

Когда это бывает?

                                (Зима)

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя

По земле ползёт она.

                                          (Змея)

После отгадывания загадок  выставляются  соответствующие картинки.

  • С какого звука начинаются все слова - отгадки?

Вот, ребятки, и все мои загадки.

Вы все их отгадали.

Звук новый узнали.

Какой звук?

                                (Ответы детей).

Объявление темы занятия

Логопед выставляет картинку для звукоподражания.

  • К нам в гости прилетел большой комар. Какой  звук он издаёт, когда летит?

Дети: «З- з з...»

Логопед: «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся».

Акустико - артикуляционный образ звука

Произнесение звука [З] хором и индивидуально перед зеркалом.

Характеристика артикуляции звука [З]:

  • губы в «улыбке»;
  • зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
  • кончик языка упирается в нижние зубы;
  • посередине языка  идёт сильная, холодная, воздушная струя.

Звук [З] - согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Логопед:   «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём  звук [З].

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [З] - звонкий.

Упражнение «Слушай внимательно».

Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук   [З].

«С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».

Упражнение «Где звук?».

Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З]  с помощью звуковой схемы.

Картинки: заяц,  зуб, зубр, арбуз, забор, зонт.

Физкультминутка

Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто - то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал.

Связь звука  [З] и буквы «З».

Логопед демонстрирует детям букву «З».

- Звук [З] на письме мы обозначем буквой  «З».

Рассмотреть с детьми букву «З».

Уточнить, на что похожа буква «З», прочитать про неё стихотворение.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра «три».

                                                           С. Я. Маршак

Предложить детям обвести букву «З» пальцем на карточках.

Написать букву в воздухе, а затем по образцу - на карточках.

Игра «Повтори правильно»

За -за -за- на лугу коза.

Зу - зу - зу - мы пасём козу.

Зы - зы - зы - колокольчик у козы.

Развитие фонематических представлений.

Игра «Назови слова»

Назвать слова, которые начинаются со звука  [З].

Логопед: «Ваше внимание, ваше старание,

                  Хорошая работа будет награждаться «звездой».

За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду».

Будем звёзды зажигать.

Будем букву составлять

Итог занятия  и оценка работы детей.

- Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии?

Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] - согласный, твёрдый, звонкий).

Логопед находит положительные моменты в работе детей и даёт им возможность «зажечь» звезду на магнитной доске. На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З».

Конспект открытого логопедического занятия

по обучению грамоте

 в подготовительной к школе группе

«Звук [З] и буква «З»

Учитель - логопед:

Овчинникова Н. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г  в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...