Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К".
план-конспект
Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы «Звуки [к], [к']. Буква К.
Тема. Звуки [к], [к']. Буква К.
Цели.
Коррекционно-образовательные
1. Познакомить с акустическими и артикуляционными признаками звуков [к], [к'].
2. Познакомить с буквой к, её графическим образом, установить связь звуков [к], [к'] с буквой к.
3. Закреплять представление о твердости и мягкости согласных звуков; учить различать звуки [к], [к'] по твердости-мягкости.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук
2.Развивать умение проводить позиционный анализ слова
3. Развивать фонематическое восприятие
4.Развивать слуховое внимание, память и мышление
5.Обогащать словарный запас, развивать словообразовательные умения
6.Развивать умение выполнять звуковой анализ слова.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать умение работать в группе, помогать друг другу, выслушивать ответы товарищей
2. Воспитывать познавательный интерес к занятиям
Оборудование: зеркала, синий и зеленый звуковые замки с фигурками Тима и Тома, предметные картинки со звуками [к], [к'] в названиях: капуста, волк, стрекоза, очки, кот, кит; кубики синего, зеленого и красного цвета, игрушка Кот, карточка с буквой К, иллюстрации: на что похожа буква К; звуковые домики и звуковые кружочки, мячик, конструктор букв.
Ход занятия
1.Организационный момент. Психогимнастика.
- Изобразите птиц, о которых я буду говорить.
Кап-кап, кап-кап-кап – прошел теплый летний дождик. На забор взлетел петух и запел: «Ку-ка-ре-ку!». «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки, жёлтые цыплятки». Курица волнуется: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко!». А кукушка на суку нам поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
2. Чтение отрывка из стихотворения «Кит и кот» Б. Заходера
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ и КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ плывет по океану,
КИТ из блюдца ест сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов
Уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину...
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.
Вот такая чехарда
Не годится никуда!
Как нам можно всё исправить
И на место всех поставить?
(ответы детей)
Еле навели порядок,
В сказке больше нет загадок.
В океан уходит КИТ.
КОТ на кухне мирно спит.
- О ком идет речь в сказке?
3. Сообщение темы занятия.
- С какого звука начинается слово «кот»? А слово «кит»?
- Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [к] и [к']. Они очень похожи и в то же время разные. Мы научимся их различать.
4. Характеристика звуков [к], [к'] по акустическим и артикуляционным признакам.
- Произнесите звук [к]. Как мы произносим этот звук?
- Язычок, выгнутый горкой, - это преграда. Звук [к] гласный или согласный? Он твердый или мягкий? Каким цветом обозначим звук [к]? В какой замок поселим?
- А теперь произнесите звук [к']. Как произносим звук [к']? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Как обозначим? Куда поселим?
- Сравните звуки [к], [к']. Чем они похожи и чем отличаются?
5. Дифференциация звуков [к], [к'] в слогах. Игра «Кулачки-ладошки»
Логопед произносит слоги: КА, КО, КИ, КУ, КЕ, КЮ, КЭ, КЫ, КЁ… .
Дети сжимают кулачки, если услышат твердый звук [к], и кладут на стол ладони, если услышат мягкий звук [к']
6. Дифференциация звуков [к], [к'] в словах. Игра «Друзья Тима и Тома»
- Мальчики – друзья Тома – хлопают в ладоши, если услышат звук [к]. Девочки – друзья Тима- хлопают, если услышат звук [к'].
- КАША, КЕША,КУБИК, КЕДЫ, КОРКА, КЁРХЕР, КОНЬ, КИНО, КИСТЬ, КОСТЬ, КЫШ.
7. Развитие фонематического восприятия. Работа в тетради
Задание. Обозначь зелёным кружком картинки, в названиях которых есть звук [к'], а синим – звук [к].
Картинки: колбаса, ботинки, косынка, ложки, кубики, кепка, куртки.
8. Физпауза. Игра с мячом «Большой-маленький»
- Я назову большой предмет, а вы – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук [к].
РАМА –
ЯМА –
ЛАПА –
РЕПА –
ПАНАМА –
ЛОПАТА –
МОНЕТА –
СОЛОМА –
ГОЛОВА –
НОГА –
ЧАША –
ЛИПА –
НОРА –
ГОРА –
ПТИЦА -
9.Определение позиции звука [х] в словах. Работа со звуковыми домиками.
- Наш сегодняшний гость КОТ приготовил для вас загадки. Отгадайте их и определите положение звуков [к], [к'] в словах.
1. Сто одежек, и все без застежек.
(Капуста)
- [К] или [к'] вы слышите в слове «капуста»? Какой звуковой кружок возьмём? (синий) Где находится звук [к] в слове «капуста»? Положите звуковой кружок в нужное окошко звукового домика.
2. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
3.На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
4. На носу они сидят,
В два стекла на всех глядят.
Дужки спрятались за уши.
Знаю, в них мы видим лучше.
А за стеклами зрачки,
На носу сидят … (очки)
Дети определяют позицию звуков [к] или [к'] в словах-отгадках и вкладывают звуковые кружочки в нужные окошки звуковых домиков.
10. Знакомство с буквой К.
- Звуки [к], [к'] обозначаем буквой К.
- На что похожа буква К?
1. Два столба стояли рядом.
Вдруг один переломился.
И к другому прислонился.
В.Леонова
2. На прямую палочку
Сбоку села галочка
3.Кузнец стоит,
Как буква К.
Сноп искр летит
До потолка.
Куёт кузнец подковки –
Для лошади –
Обновки.
В. Степанов.
- Выложите букву К из деталей конструктора букв.
11. Развитие навыков фонематического анализа слов.
Звуко-буквенный анализ слова «КИТ».
Выкладывание модели слова у доски из кубиков, а на местах – схемы слова из кружков.
12. Работа в тетради. Закрепление образа буквы К.
- Заштрихуйте букву К: одну половинку буквы синим карандашом, а другую – зеленым. Почему так сделали?
13. Подведение итогов.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Что вы узнали о звуках [к], [к']? Что общего и чем отличаются звуки [к], [к']?
- Какой буквой они обозначаются?
Использованная литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 3 (5-6 лет). Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.- 64 с., ил.
2. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2012.- 192 с.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР
Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"
Тема занятия. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л] на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...
Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...
Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [х], [х\']. Буква Х.
Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы. Тема занятия: Звуки [х], [х']. Буква х....
Конспект группового логопедического занятия с детьми с ФФНР подготовительной группы "Звуки [м], [м’]. Буква М."
Звуки [м], [м’]. Буква М....
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах...