Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К".
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы «Звуки [к], [к']. Буква К.

Тема. Звуки [к], [к']. Буква К.

Цели.

Коррекционно-образовательные

  1. Познакомить с акустическими и артикуляционными признаками звуков [к], [к'].

2. Познакомить с буквой к, её графическим образом, установить связь звуков [к], [к'] с  буквой  к.

3. Закреплять представление о твердости и мягкости согласных звуков; учить различать звуки [к], [к'] по твердости-мягкости.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать  общую моторику и мелкую моторику пальцев рук

2.Развивать умение проводить позиционный анализ слова

3. Развивать фонематическое восприятие

4.Развивать слуховое внимание, память и мышление

5.Обогащать  словарный запас, развивать словообразовательные умения

6.Развивать умение выполнять  звуковой анализ слова.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать умение работать в группе, помогать друг другу, выслушивать ответы товарищей

2. Воспитывать  познавательный интерес к занятиям

Оборудование: зеркала, синий и зеленый звуковые замки с фигурками Тима и Тома,  предметные картинки со звуками [к], [к'] в названиях: капуста, волк, стрекоза, очки, кот, кит;  кубики синего, зеленого и красного цвета, игрушка Кот, карточка с буквой К, иллюстрации: на что похожа буква К; звуковые домики и звуковые кружочки, мячик, конструктор букв.

Ход занятия

1.Организационный момент. Психогимнастика.

 - Изобразите птиц, о которых я буду говорить.

     Кап-кап, кап-кап-кап – прошел теплый летний дождик. На забор взлетел петух и запел: «Ку-ка-ре-ку!». «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, А за ней ребятки, жёлтые цыплятки». Курица волнуется: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко!». А кукушка на суку нам поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

2. Чтение отрывка из стихотворения «Кит и кот» Б. Заходера

В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:

Жили-были
КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.

КОТ    плывет по океану,

КИТ    из блюдца ест сметану.

Ловит
КИТ
Мышей на суше.

КОТ
На море бьет
Баклуши!

КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.

Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов
Уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину...

КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.

Вот такая чехарда

Не годится никуда!

Как нам можно всё исправить

И на место всех поставить?

 (ответы детей)

Еле навели порядок,

В сказке больше нет загадок.

В океан уходит КИТ.

КОТ на кухне мирно спит.

- О ком идет речь в сказке?

3. Сообщение темы занятия.

 - С какого звука начинается слово «кот»? А слово «кит»?

- Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [к] и [к']. Они очень похожи и в то же время разные. Мы научимся их различать.

4. Характеристика звуков [к], [к'] по акустическим и артикуляционным признакам.

- Произнесите звук [к]. Как мы произносим этот звук?

- Язычок, выгнутый горкой, - это преграда. Звук [к] гласный или согласный? Он твердый или мягкий? Каким цветом обозначим звук [к]? В какой замок поселим?

- А теперь произнесите звук [к']. Как произносим звук [к']? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Как обозначим? Куда поселим?

- Сравните звуки [к], [к']. Чем они похожи и чем отличаются?

5. Дифференциация звуков [к], [к'] в слогах. Игра «Кулачки-ладошки»

Логопед произносит слоги: КА, КО, КИ, КУ, КЕ, КЮ, КЭ, КЫ, КЁ… .

Дети сжимают кулачки, если услышат твердый звук [к], и кладут на стол ладони, если услышат мягкий звук [к']

6. Дифференциация звуков [к], [к'] в словах. Игра «Друзья Тима и Тома»

- Мальчики – друзья Тома – хлопают в ладоши, если услышат звук [к]. Девочки – друзья Тима- хлопают, если услышат звук [к'].

- КАША, КЕША,КУБИК, КЕДЫ, КОРКА, КЁРХЕР, КОНЬ, КИНО, КИСТЬ, КОСТЬ, КЫШ.

7. Развитие фонематического восприятия. Работа в тетради

Задание. Обозначь зелёным кружком картинки, в названиях которых есть звук [к'], а синим – звук  [к].

Картинки: колбаса, ботинки, косынка, ложки, кубики, кепка, куртки.

8. Физпауза. Игра с мячом  «Большой-маленький»

- Я назову большой предмет, а вы – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук [к].

РАМА –

ЯМА –  

ЛАПА –

РЕПА –

ПАНАМА –

ЛОПАТА –

МОНЕТА –

СОЛОМА –

ГОЛОВА –

НОГА –

ЧАША –

ЛИПА –

НОРА –

ГОРА –

ПТИЦА -

9.Определение позиции звука [х] в словах. Работа со звуковыми домиками.

- Наш сегодняшний гость КОТ приготовил для вас загадки. Отгадайте их и определите положение звуков [к], [к'] в словах.

1. Сто одежек, и все без застежек.

(Капуста)

- [К] или [к'] вы слышите в слове «капуста»? Какой звуковой кружок возьмём? (синий) Где находится звук [к] в слове «капуста»? Положите звуковой кружок в нужное окошко звукового домика.

2. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

3.На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

4. На носу они сидят,

В два стекла на всех глядят.

Дужки спрятались за уши.

Знаю, в них мы видим лучше.

А за стеклами зрачки,

На носу сидят  …  (очки)

Дети определяют позицию звуков [к] или [к'] в словах-отгадках и вкладывают звуковые кружочки в нужные окошки звуковых домиков.

10. Знакомство с буквой К.

- Звуки [к], [к'] обозначаем буквой К.

- На что похожа буква К?

1. Два столба стояли рядом.

Вдруг один переломился.

И к другому прислонился.

                            В.Леонова

2. На прямую палочку

Сбоку села галочка

3.Кузнец стоит,

Как буква К.

Сноп искр летит

До потолка.

Куёт кузнец подковки –

Для лошади –

Обновки.

     В. Степанов.

- Выложите букву К из деталей конструктора букв. 

11. Развитие навыков фонематического анализа слов.

      Звуко-буквенный анализ слова «КИТ».

Выкладывание модели слова у доски из кубиков, а на местах – схемы слова из кружков.

12. Работа в тетради. Закрепление образа буквы К.         

- Заштрихуйте букву К: одну половинку буквы синим карандашом, а другую – зеленым. Почему так сделали?

13. Подведение итогов.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вы узнали о звуках [к], [к']? Что общего и чем отличаются звуки [к], [к']?

- Какой буквой они обозначаются?

Использованная литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 3 (5-6 лет). Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.- 64 с., ил.

2. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2012.- 192 с.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР

Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г  в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [х], [х\']. Буква Х.

Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы. Тема занятия: Звуки [х], [х']. Буква х....

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы,  имеющим  ФФНР.   Автоматизация звука Ш в словах и фразах...