Рабочая программа учителя-дефектолога по альтернативной коммуникации 2020-2021 учебный год
рабочая программа
Рабочая программа по альтернативной коммуникации на 2020-2021 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА приказом № ___ от _______2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
(АЛЬТЕРНАВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ)
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития) редакция 2020 года
Вариант 2
Объем занятий:
12 класс-68 занятий
Учитель-дефектолог: Зарипова Л.Ф.
Нефтеюганск
Содержание
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Основные задачи | 3 |
1.2 | Основное направление и формы занятий | 4 |
2 | Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей работы | 4 |
3 | Календарно – тематическое планирование | 6 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и направлена на коррекцию недостатков обучающихся, помощь педагога-дефектолога в решении задач социальной адаптации.
В 12 классе КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 5 обучающихся, из них – 5 юноши, имеющие статус «инвалид».
Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметов учебного плана. К характерным особенностям обучающихся относится разной степени выраженности интеллектуальное и психофизическое развитие, сформированность психической функции, практический навык. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления, отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического, у обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи.
Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Обучающимся трудно вычленить главное и установить причинно-следственные связи.
В основу занятий коррекционно-развивающей работы альтернативная коммуникация положены занятия, в которых повышается речевая активность, обучающиеся становятся открытыми для общения, устанавливается эмоциональный климат, что позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит коррекция восприятия, памяти.
1.1 Основные задачи на 2020-2021 учебный год
По результатам психолого – педагогической диагностики, протоколом заседания ППК № 38 от 23.04.2020 г. определены задачи на 2020-2021 учебный год.
- развитие жизненных (социальных) компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения
- развитие коммуникативных компетенций на основе социального взаимодействия.
Таблица 1
Основные задачи для обучающихся на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Задачи на 2020-2021 учебный год |
1. | Константин Ж. | -развитие жизненных (социальных) компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения - развитие коммуникативных компетенций на основе социального взаимодействия |
2. | Даниил К. | -развитие жизненных (социальных) компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения - развитие коммуникативных компетенций на основе социального взаимодействия |
3. | Павел К. | - развитие жизненных (социальных) компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения - развитие коммуникативных компетенций на основе социального взаимодействия |
4. | Александр Л. | - развитие жизненных (социальных) компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения - развитие коммуникативных компетенций на основе социального взаимодействия |
5. | Александр Ч. | - развитие жизненных (социальных) компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения - развитие коммуникативных компетенций на основе социального взаимодействия |
1.2 Основное направление и формы занятий
Программа предусматривает создание специальных условий коррекционных занятий и формы занятий.
Таблица 2
Создание условий образовательной среды
№ п/п | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) | - глобальное чтение - заучивание наизусть стихотворений - рассказ по сюжетной картинке - игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения) -большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях - индивидуальная и дифференцированная работа на занятии - эмоциональная оценка учителем достижений обучающегося |
2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей работы
Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы и направлена на достижение обучающимися личностных результатов и базовых учебных действий.
Таблица 2
Планируемые результаты
Название раздела | Планируемые результаты | |
Личностные | БУД | |
Глобальное чтение Составление рассказа по сюжетной картинке Заучивание наизусть стихотворения Рисование Прослушивание музыки | - чтение текста - чтение текста с соблюдением орфографических правил -развитие коммуникативных навыков -знание устного народного творчества: былины, сказания - обобщение, анализ - развитие выразительного чтения - заучивание наизусть текста стихотворения - формирование мышления - составление из части рисунка в единое целое - формирование представлений о звучащих музыкальных инструментах - развитие представлений о тембрах, темпах и оттенках музыки: громко, тихо, быстро, медленно, марш, грустно, весело | Регулятивные: -элементарные представления о последовательности составления рассказа -умение работать в паре Личностные: -способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты - готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями Познавательные: -понимание смысла прочитанного - мотивация к самореализации в познавательной и практической деятельности |
Содержание программы коррекционно-развивающей работы включает разделы, форму организации занятий, формируемые базовые учебные действия, коррекционно-развивающую работу педагога.
Таблица 3
Содержание коррекционного курса
№ п/п | Раздел | Форма организации занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1. | Глобальное чтение | групповая | Регулятивные Личностные Познавательные | Развитие навыка чтения. Понимание смысла прочитанного. Выделение главной мысли автора |
2. | Артикуляционная гимнастика | групповая, индивидуальная | Регулятивные Личностные Познавательные | Комплекс артикуляционной гимнастики |
3. | Заучивание наизусть стихотворения | групповая, индивидуальная | Регулятивные Личностные Познавательные | Развитие памяти, устной речи |
4. | Составление рассказа по сюжетной картинке | групповая, индивидуальная | Регулятивные Личностные Познавательные | Развитие перехода из пассивного словаря в активный. Сопоставление предметов и явлений, их использование в речи |
5. | Рисование | групповая, индивидуальная | Регулятивные Личностные Познавательные | Развитие навыков составления целого предмета из части предметов, изображения. Сопоставление предметов и явлений |
6. | Прослушивание музыки | групповая | Регулятивные Личностные Познавательные | Формирование представлений о звучащих музыкальных инструментах. Различение тембра, темпа и оттенков звучания: медленно, быстро, тихо, громко, марш |
*возможна дистанционная форма обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 2019-2020 учебный год
Программа является приложением к АООП...
План работы учителя- дефектолога Киселевой К.Ю. на 2020 – 2021 учебный год
План работы учителя- дефектолога Киселевой К.Ю. на 2020 – 2021 учебный год...
Рабочая программа учителя-дефектолога по сенсорному развитию 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по сенсорному развитию на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа учителя-дефектолога по двигательному развитию 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по двигательному развитию на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа учителя-дефектолога по предметно-практической деятельности 2020-2021 учебный год
Рабочая программа учителя-дефектолога по предметно-практической деятельности...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация". 1 класс по АООП , 9.2
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 КЛАСС...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)....