Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"
рабочая программа (5 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Альтернативная коммуникация" 5 класс | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 5 года обучения (вариант2)
Подготовила: Хабарова Я.С.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»
на 2020-2021 учебный год.
Информация о назначении программы курса
У ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики.
Содержание курса
Коммуникация:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
– Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её
звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).
– Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,из-за и др.).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова):
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние собственного имени. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, Пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во занятий | |
1 | Обследование устной речи | Отражённое повторение за педагогом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. | 3 | |
2 | Имена детей в речи | Слушание и понимание отдельных простых просьб в различных ситуациях (по речевой инструкции, с опорой на жестовые подсказки, без опоры на жесты, самостоятельно). | 2 | |
3 | Выявление представлений о цвете | Сортировка предметов по цвету, с помощью словесной инструкции учителя. Карточки | 2 | |
4 | Различение предметов по цвету и форме | Карточки, раздаточный материал | 2 | |
5 | Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 3 | |
6 | Выполнение одночленных и двучленных инструкций | Слушание и понимание простых двигательных глаголов (стоит, сидит, лежит, идет, бежит) в различных ситуациях | 2 | |
7 | Воспроизведение слоговых компонентов (2-3 слога), близких по звучанию (в рифму) | Слушание, запоминание и воспроизведение слоговых компонентов (2-3 слога), близких по звучанию (в рифму) | 2 | |
8 | Развитие понимания речи. Покажи, где? | Выполнение словесных инструкций. Название (показывание) предметов, действий, признаков. | 3 | |
9 | Сказка « Теремок» | Слушание сказки в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок, по мере изложения текста. | 3 | |
10 | Игры и упражнения : «Что звучит?» «Оркестр» | Активизация слухового внимания. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого (дай, на, где, покажи) | 2 | |
11 | Имитация звуков окружающей среды речевыми звуками. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 2 | |
12 | Упражнения на развитие речевого дыхания (пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен) | Прослушивание детских песен, повторение слоговых цепочек за учителем. Пение слоговых цепочек од музыкальное сопровождение. Соотношение звука и источника звука. | 2 | |
13 | Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания» | Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом). | 2 | |
14 | Предметы и действия. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 3 | |
15 | Пойми меня. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 3 | |
16 | Играем в сказку: «Теремок». | Работа по карточкам и картинкам. Использование альтернативных средств коммуникации | 3 | |
17 | Контакт | Работа с «волшебным мешочком»: нахождение 2-3 геометрических форм. | 2 | |
18 | Звуки вокруг нас | Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Поддержание зрительного контакта. | 2 | |
19 | Игры и игрушки. «В магазине игрушек» | Выполнение действий по словесной инструкции взрослого (дай, на, где, покажи) Выполнение игровых действий по просьбе (с опорой на жестовые подсказки, самостоятельно) | 3 | |
20 | Различение неречевых и речевых звуков. | Соотнесение звука с его источником, различение звука по силе звучания. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением. | 2 | |
21 | Имитация неречевых и речевых звуков. | Имитация неречевых звуков, речевых звуков. (карточки разрезаются, дети выбирают одну карточку). Подражают звукам, которые издают звери, птицы или предметы Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания. Дидактическая игра «Угадай, что звучит», игра «Кошка ищет котенка». Чтение слогов. Печатание в тетради слогов и слов. Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением. | 3 | |
22 | Моя семья. | Карточки. Слушание объяснения учителя о возможности использования графического изображения для ответа на вопросы. Узнавание членов семьи по фотографии. | 2 | |
23 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов. | Альбомы, карандаши, шаблоны. Работа с карточкой: назови и раскрась те предметы, которых по два и т.д.. | 3 | |
24 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. | Работа со схемой предложения и сюжетными картинками. Составление предложений с помощью учителя. Повторение изученных букв. Упражнения на чтение слогов и слов. Печатание буквы и слогов в тетради. | 2 |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
рабочей программы
– игрушки дидактические и сюжетные:
– магнитная доска;
– куклы пальчиковые, наборы сказочных персонажей;
– набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
– трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв;
– графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
– наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
– сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
– презентации;
– книги с иллюстрациями сказок «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?».;
– настольно-печатные игры (серии игр «Путешествие по зоопарку»);
- пиктограммы с жестами и символами (картинками).
Карточки с сюжетными картинками.
Мозаика.
Пазлы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Социальная коммуникация 8 класс
Рабочая программа составлена для учащихся школы 8 вида с тяжелыми нарушениями интеллекта....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 2019-2020 учебный год
Программа является приложением к АООП...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация". 1 класс по АООП , 9.2
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 КЛАСС...
Рабочая программа по коррекционному курса "Альтернативная коммуникация" 6 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация
Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, 1-4 класс...
Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2)...