Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"
рабочая программа (5 класс)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

для обучающихся 5 года обучения (вариант2)

Подготовила: Хабарова Я.С.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)                                                                                                        - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»

на 2020-2021 учебный год.

Информация о назначении программы курса

У ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.                                                                                  Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.                            Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики.

Содержание курса

Коммуникация:

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:

 – Коммуникация с использованием вербальных средств:

 Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её

звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).

 – Коммуникация с использованием невербальных средств:

 Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

 Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

 Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

     Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

      Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

      Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

      Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). 

     Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). 

     Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,из-за и др.).

    Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

 Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова):

    Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние собственного имени. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

Планируемые результаты

 Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, Пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

 

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

Тема

Виды деятельности

Кол-во занятий

1

Обследование устной речи

Отражённое повторение за педагогом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики.  Назвать (показать) предметы, действия, признаки.

3

2

Имена детей в речи 

Слушание и понимание отдельных простых просьб в различных ситуациях (по речевой инструкции, с опорой на жестовые подсказки, без опоры на

жесты, самостоятельно).

2

3

Выявление представлений о цвете

Сортировка предметов по цвету, с помощью словесной инструкции учителя. Карточки

2

4

Различение предметов по цвету и форме

Карточки, раздаточный материал

2

5

Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные  картинки, натуральные предметы.

3

6

Выполнение одночленных и двучленных инструкций

Слушание и понимание простых двигательных глаголов (стоит, сидит, лежит, идет, бежит) в различных ситуациях

2

7

Воспроизведение слоговых компонентов (2-3 слога), близких по звучанию (в рифму)

Слушание, запоминание и воспроизведение слоговых компонентов (2-3 слога), близких по звучанию (в рифму)

2

8

Развитие понимания речи. Покажи, где?

Выполнение словесных инструкций.  Название (показывание) предметов, действий, признаков.

3

9

Сказка « Теремок»

Слушание сказки в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок, по мере изложения текста.

3

10

Игры и упражнения :  «Что звучит?»

«Оркестр»

Активизация слухового внимания. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого (дай, на, где, покажи)

2

11

Имитация звуков окружающей среды речевыми  звуками.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

2

12

Упражнения на развитие речевого дыхания (пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен)

Прослушивание детских песен, повторение слоговых цепочек за учителем. Пение слоговых цепочек од музыкальное сопровождение.

Соотношение  звука и источника звука.

2

13

Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания»

Приветствие, прощание с  собеседником жестом, звуком (словом).

2

14

Предметы и действия.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

3

15

Пойми меня.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны.

3

16

Играем в сказку: «Теремок».

Работа по карточкам и картинкам. Использование

альтернативных средств

коммуникации

3

17

Контакт

Работа с «волшебным мешочком»: нахождение 2-3 геометрических форм.

2

18

Звуки вокруг нас

Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Поддержание зрительного контакта.

2

19

Игры и игрушки.                 «В магазине игрушек»

Выполнение действий по словесной инструкции взрослого (дай,

на, где, покажи)

Выполнение игровых действий по просьбе (с опорой на жестовые подсказки, самостоятельно)

3

20

Различение неречевых и речевых звуков.

Соотнесение звука с его источником, различение звука по силе звучания. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением.

2

21

Имитация неречевых и речевых звуков.

Имитация неречевых звуков, речевых звуков. (карточки разрезаются, дети выбирают одну карточку). Подражают звукам, которые издают звери, птицы или предметы Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания. Дидактическая игра «Угадай, что звучит», игра «Кошка ищет котенка». Чтение слогов. Печатание в тетради слогов и слов. Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением.

3

22

Моя семья.

Карточки. Слушание объяснения учителя о возможности использования графического изображения для ответа на вопросы. Узнавание членов семьи по фотографии.

2

23

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов.

Альбомы, карандаши, шаблоны. Работа с карточкой: назови и раскрась те предметы, которых по два и т.д..

3

24

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.

Работа со схемой предложения и сюжетными картинками. Составление предложений с помощью учителя. Повторение изученных букв. Упражнения на чтение слогов и слов. Печатание буквы и слогов в тетради.

2

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

рабочей программы

– игрушки дидактические и сюжетные:

– магнитная доска;

– куклы пальчиковые, наборы сказочных персонажей;

–  набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

– трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв;

– графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами; 

– наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; 

– сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

– презентации;

– книги с иллюстрациями сказок «Теремок» (русская народная сказка),  «Кто сказал мяу?».;

– настольно-печатные игры (серии игр  «Путешествие по зоопарку»);

- пиктограммы с жестами и символами (картинками).

Карточки с сюжетными картинками.

Мозаика.

Пазлы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Социальная коммуникация 8 класс

Рабочая программа составлена для учащихся школы 8 вида  с тяжелыми нарушениями интеллекта....

Рабочая программа по коррекционному курса "Альтернативная коммуникация" 6 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация

Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, 1-4 класс...

Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2)...