Открытое интегрированное занятие (педагог-психолог, учитель-дефектолог) "Семь препятствий в страну "Доброты и Вежливости"
план-конспект
Открытое интегрированное занятие, проведенное учителем-дефектологом и педагогом-психологом в рамках недели "Психологии и дефектологии". Целевая аудитория: обучающиеся 5-7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrota.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»
Открытое интегрированное занятие
«Семь препятствий в страну
«Доброты и Вежливости».
Провели:
педагог-психолог Терехина О.С.
дефектолог Кожевникова Е.В.
Инсар, 2021г.
Цель:
-Создание социальной ситуации развития для становления осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения в школе.
Задачи:
- Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках;
- Формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть
положительные качества у людей, героев, персонажей;
- формировать у детей чувства коллективизма, умение трудиться сообща;
- воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость,
отзывчивость;
- учить быть вежливыми, добрыми;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для
самовыражения.
Форма проведения: игра – путешествие.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, солнышко с лучиками, цветик-семицветик, памятки «Правила доброты и вежливости».
Ход занятия:
- Орг. момент.
Психолог:
(Слайд 1 заставка)
- Здравствуйте, ребята. Мы очень рады видеть вас, ваши добрые лица и лучистые глаза! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Сегодня такой замечательный день и мы хотим вам предложить поприветствовать друг друга вот так:
- Привет! Вы говорите "Привет" и весело машете одной рукой.
- Салют! Вы говорите " Салют " и машете над головой двумя руками.
- Добрый день! Вы говорите: " Добрый день " и показываете «класс».
2. Основная часть.
- Сегодня, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную страну, её нет на карте, однако она существует. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь? Как она называется? (Страна Доброты и Вежливости). (Слайд 1 щелчок и появляется название)
Дефектолог:
- Мы приглашаем вас в путешествие по этой волшебной стране. В пути вас ждут семь препятствий, которые нужно будет пройти. За каждое пройденное испытание, вам будет вручаться солнечный лучик и в конце нашего путешествия мы соберем ласковое и доброе солнышко, которое согревает нас своим теплом.
Итак, отправляемся в путешествие! А отправимся в путешествие мы на машине. Пристегните ремни! Поехали! (Слайд 2)
- Стоп, остановка! И перед нами город «Вежливых людей». (Слайд 3)
- А, что же такое вежливость? Какого человека можно назвать вежливым? (Ответы детей)
- А вот что написано в толковом словаре Ожегова. (Слайд 4)
Я вам зачитаю одно из значений. «Вежливость — соблюдение правил приличия». Вежливый человек – это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Ребята, а всегда ли вы вежливы с воспитателями, с друзьями, с одноклассниками, с учителями? Как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)
Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.
-Вежливость в детстве начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда. ЛУЧИК 1
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо — невежливо». (Слайд 5)
Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.
• Поздороваться при встречи?
• Толкнуть и не извиниться?
• Помочь поднять упавшую вещь?
• Не снять шапку, когда заходишь в школу?
• Говорить “Спасибо” за подарок?
• Громко разговаривать?
• Поздороваться при встрече?
• Перебивать во время разговора?
• Обозвать обидным словом друга?
• Извиниться за вынужденное опоздание?
• Уйти и не попрощаться?
• Помогать взрослым?
• Не уступить место старшим в автобусе?
• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног
- Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»? (ученики отвечают) ЛУЧИК 2
Психолог:
- Побывали в городе вежливых людей и едем дальше. Садимся в машину, пристегиваем ремни. (Слайд 6)
- И вот мы подъехали к «Долине народной мудрости». (Слайд 7)
(Слайд 8) все слова выходят по щелчкам
- До XVI века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. А знаете ли вы происхождение слов, которые мы произносим каждый день?
Благодарю. Как появилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».
Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово - благодарю.
Спасибо. Откуда явилось это слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.
Слово «прости» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». ЛУЧИК 3
- Вот мы с вами побывали в «Долине народной мудрости». Теперь вы знаете, откуда появились вежливые слова и что они обозначают. Пора отправляться дальше. Итак, в путь. (Слайд 9)
- И вот перед нами очередное препятствие- это река «Доброты». (Слайд 10)
Но, чтобы через нее перебраться, нужно построить мостик дружбы. (Слайд 10 щелчок)
Давайте встанем парами и возьмемся за руки.
- Вот и получился у нас мостик дружбы. ЛУЧИК 4
Дефектолог:
-Через этот мостик мы с вами попали на игровую полянку. (Слайд 11)
- Посмотрите, ребята, какой интересный цветик-семицветик вырос на поляне. Давайте посмотрим, что у него на лепестках.
Игра «Волшебный цветик-семицветик»
Дети по очереди отрывают лепестки у цветка, читают ситуацию и отвечают.
- Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько часов?» и сделал 3 ошибки. Какие?
а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)
3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)
4. В трамвай вошла старушка. Как вы поступите? (Уступлю место)
5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)
6. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей - либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)
7. Какие слова произносят при встрече и прощании? (здравствуйте, до свидания)
- Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились! ЛУЧИК 5
- Едем дальше! (Слайд 12)
- И у нас следующая остановка «Отдохни-ка». (Слайд 13)
Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”
- А сейчас, ребята, давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Психолог:
- Молодцы! Садимся в машину и отправляемся дальше в путешествие! (Слайд 14)
- Вот мы с вами прибыли на улицу «Сказочная». (Слайд 15)
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым, культурным и добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши воспитатели, учителя, но и сказки. Наш дальнейший путь лежит через улицу «Сказочную». Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
-Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь. (Слайд 16) все картинки появляются по щелчку.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2.А этот сказочный персонаж лечил зверей и птиц, спасал больных зверей Африки (Айболит).
3. Эта сказочная девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда).
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему? ЛУЧИК 6
- Едем дальше! (Слайд 17)
И вот перед нами галерея «Добрых поступков». (Слайд 18) В жизни вы совершаете много добрых поступков, некоторые из них запечатлены на фотографиях. Давайте пройдемся по галерее и вспомним еще раз про то, как же хорошо совершать добрые поступки!
Дефектолог:
- Едем дальше! (Слайд 19)
- И перед нами последняя остановка -поле «Вежливых слов». (Слайд 20)
- Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(Добрый день)
***
Друг другу на прощание
Мы скажем…(До свидания)
***
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(Спасибо)
***
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-(Извините)
***
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(Не перебивай)
***
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…(Здравствуй)
***
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Простите, пожалуйста)
***
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…(Привет)
***
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…»(Дела)
***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…(Здравствуйте)
***
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»(Так добры)
***
Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал.
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)
***
Вот идет болонка Жулька,
Модница, воображулька…
А навстречу — кавалер,
Симпатичный скотчтерьер.
Отгадаете иль нет:
Скажет первым кто «привет»?
(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин) ЛУЧИК 7
- Ребята, наше путешествие по «Стране Доброты и Вежливости» подходит к концу, мы с вами прошли все препятствия и я предлагаю вам собрать наше солнышко, чтобы оно согревало всех своим теплом, и дарило добро.
На магнитной доске собирается солнышко с лучиками.
Психолог:
- Вот какое доброе и ласковое получилось у нас солнышко! А теперь, ребята, закройте глаза и представьте, что наше солнышко согревает нас своими лучами. Под его лучами вы становитесь добрее, ласковее друг к другу. Пошлите солнечные лучики всем близким людям, пожелайте им мысленно здоровья и радости. (Слайд 21)
3. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Ребята, понравилось вам ваше путешествие? (ответ детей) Как вы считаете, вежливым и добрым быть хорошо? А поступки хорошие совершать? Почему? А сейчас, мы хотим вам вручить памятки «Правила доброты и вежливости». (вручение)
- Мы вам желаем быть всегда добрыми, отзывчивыми, вежливыми. И в заключении вам хотелось бы подарить памятки «Правила доброты и вежливости».
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда
Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...
Открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися первого класса. По теме: «Зима».
Интегрированное занятие с детьми 1 класса, имеющими нарушения речи. В занятии представлена совместная работа учителя-логопеда и педагога - психолога....
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда "Путешествие в чудесный лес"
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ (1 класс)....
Давай дружить, песочек! Интегрированное занятие педагога-психолога во II младшей группе
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога во II младшей группе с использованием элементов песочной терапии....
Открытое интегрированное занятие (педагог-психолог, учитель-дефектолог) "Путешествие на остров "Дружба"
Открытое интегрированное занятие, проведенное совместно учителем-дефектологом и педагогом-психологом в рамках недели "Психологии и дефектологии". Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 класса с ...
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда. Обмен опытом...
Конспект интегрированного занятия педагога- психолога и учителя- логопеда. Тема :Сказка "Золушка" (Звук Ш)
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда....