Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда
методическая разработка по теме
Задачи работы педагога-психолога
Задачи работы учителя-логопеда
Организационно-методическая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ 8 ВИДА.
Статья отнесена к разделу: Организация психолого-педагогической
и логопедической работы в коррекционных образовательных
учреждениях.
Карамышева Наталья Игоревна – педагог-психолог
Новожилова Галина Борисовна – учитель-логопед
Эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом и логопедом.
В нашей школе систематизирована комплексная работа коррекционного воздействия. Сочетание логопедических и психологических занятий позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, плохо развита речь, они легко отвлекаются, быстро устают. Такие дети нуждаются в постоянной стимуляции деятельности. Для этого в нашей школе практикуются совместные интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога.
Интегрированные занятия логопеда и психолога являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.
На таких занятиях детям даётся возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.
Учитель-логопед совместно с психологом учитывает особенности детей и преподносит развивающий материал на доступном уровне, осуществляя тем самым дифференцированный подход в обучении. Все интегрированные занятия строятся по индивидуальному плану и проходят в игровой форме. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом и релаксацией.
Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, при которых задействованы все сенсорные системы, слуховые, зрительные и тактильные. Занятия проводятся в условиях смены положения тела – стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе. Темп занятия меняется с учётом динамики работоспособности учащихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, группой. На интегрированных занятиях широко используются упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения, психофизическое расслабление.
Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика.
Логопед и психолог решают в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения оказываются общими. В школе всегда есть дети, нуждающиеся в помощи обоих специалистов.
Работа логопеда заключается:
* в развитии звуковой стороны речи;
* в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
* в формировании связной речи;
* в формировании полноценных учебных умений.
Работа психолога заключается:
* в развитии и коррекции высших психических функций;
* в активизации познавательных процессов.
Основные направления, определяющие индивидуальную и групповую деятельность логопеда и психолога:
- Охрана здоровья ребенка и коррекция психосоматических недостатков в его развитии специфическими приемами и методами работы.
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз рука и др.
- Расширение кругозора и развитие связной речи до уровня, позволяющего учащимся включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.
Таким образом, и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие речи), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.
Задачи работы педагога-психолога:
*Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
* Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
*Совершенствование мелкой моторики.
* Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
* Развитие зрительно-моторной координации.
* Активизация изученных лексических тем.
* Снятие тревожности у детей при выполнении логопедических заданий.
Задачи работы учителя-логопеда:
*Обследование учащихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
*Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке.
*Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Интегрированные занятия поддерживают, направляют и корректируют развитие ребенка.
В результате взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности стимулируются речевое, познавательное и индивидуальное развитие ученика.
Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом оказывают помощь и положительное влияние на психическое развитие ребенка.
Благодаря совместной работе удается своевременно достичь положительных результатов у детей с ограниченными возможностями здоровья в социально-бытовой адаптации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов
Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...
Рекомендации педагога-психолога по взаимодействию учителей технологии (труда) с учащимися подросткового возраста
Рекомендации учителям технологии по взаимоотношению с учащимися подроскового возраста, с учетом их психофизиологических особенностей, а также с учетом повышенной техники безопасности на данных уроках....
Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида
Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....
Выступление педагога-психолога на семинаре учителей ИЗО и музыки "Толерантность в современном обществе"
Конспект выступления на семинаре учителей ИЗО и музыки "Толерантность в современном обществе" - содержит упражнения, раздаточный материал мини-тренинга по развитию толерантности в общении....
Методический семинар "Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""
quot;Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""...
Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 8 класса по теме: "Возрастные проблемы учащихся 8 класса и пути их решения"
ВОСЬМИКЛАССНИКИ.Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при ...
Методическая разработка для педагогов-психологов школы
Жизнь современного человека характеризуется большим количеством инновационных процессов и нестабильностью. Наиболее опасными для внутреннего мира и взрослого и ребёнка является одновременная представл...