Программа "Профилактика речи у обучающихся в 8-9 классах"
рабочая программа (8, 9 класс)
В данном материале представлена разработка программы по профилактике нарушений речевого развития для обучающихся старших класссов, имеющих заключение ТПМПК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_rechi_8-9_kl.docx | 69.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №5»
ПРОГРАММА
по профилактике и коррекции нарушений речи
у обучающихся
«Говорим, общаемся, развиваемся»
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров образования и развития не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В связи с нарастающей тенденцией появления большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), есть необходимость в функционировании для таких детей. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности учителя-логопеда выявляет, что при чёткой организации работы может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей.
Если рассматривать специфику работы учителя-логопеда, то можно отметить следующее:
- Основной контингент – обучающиеся с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР).
- Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий.
Программа составлена в соответствии:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Декларацией прав ребенка;
- Программами логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития речи у обучающихся. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова; а также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.
1) Актуальность программы.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
- Цель и задачи программы по исправлению речевых нарушений
Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у обучающихся и осуществления своевременного и полноценного личностного развития и здоровья, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
Задачи программы:
- Выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений обучающихся.
- Преодоление недостатков в речевом развитии.
- Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
- Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития обучающихся.
- Осуществление преемственности в работе с педагогами. Обучение эффективным приемам работы с обучающимися с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды.
- Формирование профессиональной компетентности воспитателей в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
- Профилактика здорового образа жизни.
Программа разработана для обучающихся: 13-17 лет, имеющие нарушения:
1) звукопроизношения;
2) фонематического слуха;
3) письменной речи.
- Принципы и методы в организации образовательного процесса
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого обучающегося;
- Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого обучающегося;
- Принципы интеграции усилий специалистов;
- Принцип конкретности и доступности материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- Принцип систематичности и взаимосвязи материала;
- Принцип постепенности подачи материала;
- Принцип концентрического наращивания информации.
В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у обучающихся с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у обучающихся нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования, создает трудности в использовании вариантов слов обучающимся, не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечаются аграмматизмы. Недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении отчетливо проявляются в различных формах связной монологической речи.
Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, обучающиеся ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание недостаточно сформирован, обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особенностей психической деятельности обучающихся.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров.
К целевым ориентирам охватываемого возраста обучающихся в соответствии с программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- обучающийся хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
- обучающийся любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
- обучающийся способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
- обучающийся инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
- обучающийся активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
- обучающийся способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
- обучающийся обладает чувством собственного достоинства, верой в себя;
- обучающийся обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
- обучающийся умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
- у обучающегося развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Результативность коррекционной логопедической деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих коррективов в индивидуальные коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Согласно целям и задачам основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым обучающимся уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающем его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
В конце коррекции обучающийся должен приобрести следующие знания и умения:
- понимание речи;
- представления в различных областях окружающего мира;
- способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;
- умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
- умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
- представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
- умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
- представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
- умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое;
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки.
2. Содержательный раздел
2.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии обучающихся, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Форма организации работы – подгрупповая. Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На занятиях обучающиеся должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников.
Сроки коррекционного периода могут быть увеличены в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей обучающегося.
Содержание занятий включает овладение фонетическим строем языка: развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, , исправление логопедическими приемами произношения звуков или уточнение их артикуляции.
В содержание работы учителя-логопеда входит два блока: коррекционно-оздоровительный и коррекционно-развивающий.
В коррекционно-оздоровительный блок входит:
- Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.
- Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
- Упражнения для глаз.
- Упражнения для развития общей моторики и координации движения.
В коррекционно-развивающий блок входит:
- Исправление звукопроизношения.
- Развитие и формирование фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие и формирование грамматического строя.
- Развитие связной речи.
- Профилактика дислексии и дисграфии.
Учитель - логопед в течение года проводит работу с педагогами. В связи с этим планируются:
- семинары, беседы и консультации;
- лекции, открытые логопедические занятия;
- консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психолога).
3. Организационный раздел
3.1. Особенности предметно-развивающей пространственной среды.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
- эмоциональное благополучие обучающихся во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения обучающихся.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет обучающимся проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели.
3.2. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда.
Программное обеспечение
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. (Авторы: Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В.)
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. (Авторы: Филичёва Татьяна Борисовна, Чиркина Галина Васильевна)
Пособия
Обследование
- Обследование произношения.
- Обследование фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
- Обследование слоговой структуры слова.
- Обследование словаря.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование связной речи.
- Счётный материал.
- Разрезные картинки из 2 – 4 - 6 частей.
- Картинки и тексты со скрытым смыслом.
Формирование звукопроизношения
- Артикуляционные упражнения (карточки).
- Профили звуков.
- Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.
- Набор пособий для работы над речевым дыханием.
- Предметные картинки на все изучаемые звуки.
- Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.
- Тексты на автоматизацию поставленных звуков.
- Постановка звуков (карточки).
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа
- Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
- Предметные картинки на дифференциацию звуков.
- Тексты на дифференциацию звуков.
- Символы звуков.
Грамота
- Подвижная азбука.
- Азбука в картинках.
- Схемы для анализа предложений.
- Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
- Логопедический букварь.
- Имя существительное.
- Глагол.
- Прилагательное.
- Наречие.
- Числительное.
Работа над словарём
- Предметные картинки:
- Овощи
- Ягоды
- Головные уборы
- Мебель
- Птицы
- Семья
- Растения
- Грибы
- Одежда
- Посуда
- Игрушки
- Насекомые
- Профессии
- Деревья
- Дом и его части
- Фрукты
- Животные и их детёныши
- Транспорт
- Инструменты
- Времена года
- Школьные принадлежности
- Предметные картинки на подбор антонимов
- Предметные картинки на подбор синонимов.
Грамматический строй речи
- Схемы предлогов.
- Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами.
- Пособия на согласование.
- Деформированные тексты.
Развитие связной речи
- Серия сюжетных картинок.
- Сюжетные картинки.
- Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов.
- Планирование коррекционно-логопедической работы
Перспективный план работы учителя-логопеда
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения мероприятия |
1. | Обследование речи детей с целью определения уровня речевого развития и выявление детей с речевой патологией. | В течение года |
2. | Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий | В течение года |
3. | Ознакомление педагогов со списками детей, зачисленных на занятия и графиком проведения занятий | В течение года |
4. | Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися | В течение года |
5. | Проведение консультаций для педагогов. | В течение года |
6. | Подведение итогов коррекционной работы. | Декабрь |
7 | Самообразование учителя-логопеда | В течение года |
Перспективный план работы с педагогами
№ | Мероприятие | Содержание | Сроки |
1. | «Ознакомление с результатами вводной диагностики» | Познакомить с результатами диагностики воспитанников. Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на занятия и графиком проведения занятий. | В течение года |
2. | Консультация: «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» | Повышение уровня компетенции педагогов по развитию речи | октябрь |
3. | Консультация: «Развитие речи через использование произведений художественной литературы» | Дать рекомендации по применению методов и приемов использования произведений художественной литературы для развития | декабрь |
4. | Консультация: «Нравственно-эстетическое воспитание и развитие устной речи» | Ознакомить с формами и методами по развитию устной речи через нравственно-эстетическое воспитание | февраль |
5. | Ознакомление с результатами итоговой диагностики | Подведение итогов коррекционной работы с детьми год. | май |
План логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи
Тема занятия | Задачи | Планируемый результат | ||
1. | Развитие внимания и понимания речи. | Развивать внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление. | Уметь слушать инструкцию и выполнять её последовательно. Заканчивать простейшие обобщения, знание основных цветов. | |
2. | Формирование понятия о действии предмета. | Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и одинаковые действия. Учить подбирать к действию объекты, а к объекту действие. | Понимать вопросы: Кто? Что? Что делает? Подбирать ответы в соответствии с вопросом. | |
3. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу. | Различать звучание разных предметов, музыкальных инструментов. Выделять из потока звуков заданный звук, слог. Определять слова, сходные по звуковому составу. | |
4. | Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. | Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | |
5. | Падежные конструкции, винительный падеж существительных в единственном числе. | Учить дифференцировать вопросы: Кто? Кого? Что? В зависимости от того, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым. | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа. | |
6. | Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. | Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. | Пользоваться в речи глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени. | |
7. | Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе. | Учить согласовывать существительное с глаголом в числе. | Пользоваться в речи глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе. | |
8. | Понятия «слово», «предложение». Составление предложений. | Учить составлять предложения, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарный запас. | Уметь составлять предложение из трёх слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). | |
9. | Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию. | Учить отвечать на вопрос развёрнутой фразой из 3-4 слов, пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление. | Понимать вопрос «Что делать?». Отвечать на него полно и точно. | |
10. | Согласование числительных один, одна с существительными. | Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным. | Уметь согласовывать существительные с числительными в роде. | |
11. | Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом «у». | Учить образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога «у». | Уметь пользоваться в речи существительными в родительном падеже, отвечая на вопросы: Чего не стало? У кого? | |
12. | Приставочные глаголы. | Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу «ехать, учить», самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. | Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи. | |
13. | Согласование числительных два, две с существительными. | Учить различать на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными два, две, подбирать существительные к этим числительным. | Уметь согласовывать существительные с числительными в роде. | |
14. | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе. | Учить правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже. | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в дательный падеж единственного числа. | |
15. | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. | Учить пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий. | Уметь выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках. Составлять по ним последовательный рассказ. | |
16. | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе. | Учить правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе, образовывать существительное в творительном падеже от существительного в именительном падеже. | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в творительный падеж единственного числа. | |
17. | Согласование местоимений «мой, моя» с существительными. | Учить согласовывать местоимения «мой, моя» с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью, учить исправлять ошибки в согласовании. | Уметь пользоваться в речи местоимениями «мой, моя», согласовывая их в роде. | |
18. | Дифференциация предлогов «на, под». | Учить выделять и называть предлоги «на, под» в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог. | Уметь пользоваться в речи предлогами «на, под», понимать их пространственное отношение. Выделять их в предложении как «маленькое слово». | |
19. | Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам. | Учить изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. | Уметь изменять существительные по падежам, отвечая на вопросы полным предложением. | |
20. | Подбор определений к предметам и объектам: Какой по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Какой по материалу? | Учить подбирать определения по вопросам: Какой по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Какой по материалу? Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. | Расширять словарь прилагательных. Образовывать относительные прилагательные, согласовывать их в роде и числе с существительными | |
21. | Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. | Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, правильно строить фразы. Развивать внимание и словесно-логическое мышление. | Уметь составлять точные, полные рассказы по серии сюжетных картинок. | |
22. | Подбор нескольких определений к предметам и объектам. | Учить подбирать определения по цвету, форме, величине, материалу, согласовывать их в роде и числе. | Расширять словарь прилагательных. | |
23. | Предлоги «в, на, под». | Учить выделять и называть предлоги «в, на, под» в предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог. | Уметь пользоваться в речи предлогами «в, на, под», понимать их значение. | |
24. | Согласование прилагательного с существительным в роде. | Учить правильно согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, подбирать существительные к прилагательным, отвечающим на вопросы: Какой? Какая? Какое? | Согласовывать прилагательные с существительными в мужском, женском и среднем роде. | |
25. | Распространение предложений путём введения однородных определений. | Учить подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определённое место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарный запас. Уточнять понятия «слово», «предложение». | Расширять словарный запас словами-прилагательными, пользоваться ими в речи. Чётко отграничивать понятия «слово», «предложение». Пользоваться в речи «длинными» предложениями. | |
26. | Предлоги « к, от». | Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов к, от, а также воспринимать, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях и предложениях. | Уметь употреблять в речи предлоги к, от, чётко дифференцировать их пространственную противоположность. | |
27. | Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. | Учить пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке. Уточнять и активизировать словарный запас. Развивать внимание и словесно-логическое мышление. | Уметь точно и полно пересказывать текст рассказа по сюжетной картинке. | |
28. | Звуковой анализ и синтез слов. | Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза. | Уметь выполнять звуковой анализ слов | |
29. | Глаголы-антонимы. | Учить правильно подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать фразу по сюжетной картинке. Развивать чувство языка. | Уметь подбирать слова-глаголы с противоположным значением, употреблять их в предложениях. | |
3 | Уточнение обобщений. | Уточнять обобщающие понятия: «овощи – фрукты»; «одежда – обувь»; «домашние животные – дикие животные»; уметь классифицировать их по определённым признакам и определять в одну общую группу. | Чётко дифференцировать некоторые обобщающие понятия. |
Литература.
- Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издат школа 2000.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...
КИМы к рабочим программам «Чтение и развитие речи» для обучающихся в 8 коррекционном классе 8 вида спецшколы №1 г. Санкт-Петербурга
Тестовые задания по чтению для 8 коррекционного класса...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
Рабочая программа по "Граматике, правописанию и развитию речи", для обучающихся на дому. 8 класс.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся на дому....
Рабочая программа по "Чтению и развитию речи", для обучающихся на дому. 8 класс.
Данная рабочая программак предназначена для обкучающихся на дому....
Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)
Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...