Программа "Профилактика речи у обучающихся в 8-9 классах"
рабочая программа (8, 9 класс)

Задорина Марина Николаевна

В данном материале представлена разработка программы по профилактике нарушений речевого развития для обучающихся старших класссов, имеющих заключение ТПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechi_8-9_kl.docx69.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №5»

ПРОГРАММА

по профилактике и коррекции нарушений речи

у обучающихся

«Говорим, общаемся, развиваемся»

                                               

1.  Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров образования  и развития не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

          В связи с нарастающей тенденцией появления большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), есть необходимость в функционировании для таких детей. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности учителя-логопеда выявляет, что при чёткой организации работы может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия,  разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей.

Если рассматривать специфику работы учителя-логопеда, то можно отметить следующее:

  1. Основной контингент – обучающиеся с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР).
  2. Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий.

Программа составлена в соответствии:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Программами логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития речи у обучающихся. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова; а также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.

1) Актуальность программы.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

  1. Цель и задачи программы по исправлению речевых нарушений

Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у обучающихся и осуществления своевременного и полноценного личностного развития и здоровья, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи.  Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

Задачи программы: 

  • Выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений обучающихся.
  • Преодоление недостатков в речевом развитии.
  • Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
  • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.
  • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
  • Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития обучающихся.
  • Осуществление преемственности в работе с педагогами. Обучение эффективным приемам работы с обучающимися с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды.
  • Формирование профессиональной компетентности воспитателей в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  • Профилактика здорового образа жизни.

Программа разработана для обучающихся:  13-17 лет, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха;

3) письменной речи.

  1. Принципы и методы в организации образовательного процесса

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого обучающегося;
  • Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого обучающегося;
  • Принципы интеграции усилий специалистов;
  • Принцип конкретности и доступности материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • Принцип систематичности и взаимосвязи материала;
  • Принцип постепенности подачи материала;
  • Принцип концентрического наращивания информации.

В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у обучающихся с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Выделяют  две основные  формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную  и механическую (органическую).        

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у обучающихся нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования, создает трудности в использовании вариантов слов обучающимся, не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечаются аграмматизмы. Недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении отчетливо проявляются в различных формах связной монологической речи.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, обучающиеся ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание недостаточно сформирован, обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особенностей психической деятельности обучающихся.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров.

К целевым ориентирам охватываемого возраста обучающихся в соответствии с программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • обучающийся хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
  • обучающийся любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
  • обучающийся способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
  • обучающийся инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
  • обучающийся активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
  • обучающийся способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
  • обучающийся обладает чувством собственного достоинства, верой в себя;
  • обучающийся обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
  • обучающийся умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
  • у обучающегося развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Результативность коррекционной логопедической деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих коррективов в индивидуальные  коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Согласно целям и задачам основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым обучающимся уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающем его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

В конце коррекции обучающийся должен приобрести следующие знания и умения:

- понимание речи;

- представления в различных областях окружающего мира;

- способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;

- умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;

- умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;

- представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

- умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);

- представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;

- умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое;

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки.

2. Содержательный раздел

2.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

 Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии обучающихся, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

Форма организации работы – подгрупповая. Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На занятиях обучающиеся должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Сроки коррекционного периода могут быть увеличены в зависимости  от структуры дефекта и индивидуальных особенностей обучающегося.  

Содержание занятий включает овладение фонетическим строем языка: развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, , исправление логопедическими приемами произношения звуков или уточнение их артикуляции.

В содержание работы учителя-логопеда входит  два блока: коррекционно-оздоровительный и коррекционно-развивающий.

В коррекционно-оздоровительный блок входит:

  • Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
  • Упражнения для глаз.
  • Упражнения для развития общей моторики и координации движения.

В коррекционно-развивающий блок входит:

  • Исправление звукопроизношения.
  • Развитие и формирование фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Развитие и формирование грамматического строя.
  • Развитие связной речи.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

Учитель - логопед в течение года проводит работу с педагогами.  В связи с этим планируются:

  • семинары, беседы и консультации;
  • лекции, открытые логопедические занятия;
  • консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психолога).

3. Организационный раздел

3.1. Особенности предметно-развивающей пространственной среды.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

- эмоциональное благополучие обучающихся во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения обучающихся.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет обучающимся проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели.

3.2.  Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда.

Программное обеспечение

  1. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. (Авторы: Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В.)
  2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. (Авторы: Филичёва Татьяна Борисовна, Чиркина  Галина Васильевна)

Пособия

Обследование

  1. Обследование произношения.
  2. Обследование фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
  3. Обследование слоговой структуры слова.
  4. Обследование словаря.
  5. Обследование грамматического строя речи.
  6. Обследование связной речи.
  7. Счётный материал.
  8. Разрезные картинки из 2 – 4 - 6 частей.
  9. Картинки и тексты со скрытым смыслом.

Формирование звукопроизношения

  1. Артикуляционные упражнения (карточки).
  2. Профили звуков.
  3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.
  4. Набор пособий для работы над речевым дыханием.
  5. Предметные картинки на все изучаемые звуки.
  6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.
  7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков.
  8. Постановка звуков (карточки).

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа

  1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
  2. Предметные картинки на дифференциацию звуков.
  3. Тексты на дифференциацию звуков.
  4. Символы звуков.

Грамота

  1. Подвижная азбука.
  2. Азбука в картинках.
  3. Схемы для анализа предложений.
  4. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
  5. Логопедический букварь.
  6. Имя существительное.
  7. Глагол.
  8. Прилагательное.
  9. Наречие.
  10. Числительное.

Работа над словарём

  1. Предметные картинки:
  • Овощи
  • Ягоды
  • Головные уборы
  • Мебель
  • Птицы
  • Семья
  • Растения
  • Грибы
  • Одежда
  • Посуда
  • Игрушки
  • Насекомые
  • Профессии
  • Деревья
  • Дом и его части
  • Фрукты
  • Животные и их детёныши
  • Транспорт
  • Инструменты
  • Времена года
  • Школьные принадлежности
  1. Предметные картинки на подбор антонимов
  2. Предметные картинки на подбор синонимов.

Грамматический строй речи

  1. Схемы предлогов.
  2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами.
  3. Пособия на согласование.
  4. Деформированные тексты.

Развитие связной речи

  1. Серия сюжетных картинок.
  2. Сюжетные картинки.
  3. Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов.

  1. Планирование коррекционно-логопедической работы

Перспективный план работы учителя-логопеда

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения мероприятия

1.

Обследование речи детей с целью определения уровня речевого развития и выявление детей с речевой патологией.

В течение года

2.

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

В течение года

3.

Ознакомление педагогов со списками детей, зачисленных на занятия и графиком проведения занятий

В течение года

4.

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися

В течение года

5.

Проведение консультаций для педагогов.

В течение года

6.

Подведение итогов коррекционной работы.

Декабрь

7

Самообразование учителя-логопеда

В течение года

Перспективный план работы с педагогами

Мероприятие

Содержание

Сроки

1.

«Ознакомление с результатами вводной диагностики»

Познакомить с результатами диагностики воспитанников. Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на занятия и графиком проведения занятий.

В течение года

2.

Консультация: «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой»

Повышение уровня компетенции педагогов по развитию речи

октябрь

3.

Консультация: «Развитие речи через использование произведений художественной литературы»

Дать рекомендации по применению  методов и приемов использования произведений художественной литературы для развития

декабрь

4.

Консультация: «Нравственно-эстетическое воспитание и развитие устной речи»

Ознакомить с формами и методами по развитию устной речи через нравственно-эстетическое воспитание

февраль

5.

Ознакомление с результатами итоговой диагностики

Подведение итогов коррекционной работы с детьми год.

май

План логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи

Тема занятия

Задачи

Планируемый результат

1.

Развитие внимания и понимания речи.

Развивать внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление.

Уметь слушать инструкцию и выполнять её последовательно. Заканчивать простейшие обобщения, знание основных цветов.

2.

Формирование понятия о действии предмета.

Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и одинаковые действия. Учить подбирать к действию объекты, а к объекту действие.

Понимать вопросы: Кто? Что? Что делает? Подбирать ответы в соответствии с вопросом.

3.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

Различать звучание разных предметов, музыкальных инструментов. Выделять из потока звуков заданный звук, слог. Определять слова, сходные по звуковому составу.

4.

Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.

Падежные конструкции, винительный падеж существительных в единственном числе.

Учить дифференцировать вопросы: Кто? Кого? Что? 

В зависимости от того, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым.

Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

6.

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Пользоваться в речи глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени.

7.

Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе.

Учить согласовывать существительное с глаголом в числе.

Пользоваться в речи глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе.

8.

Понятия «слово», «предложение». Составление предложений.

Учить составлять предложения, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарный запас.

Уметь составлять предложение из трёх слов (подлежащее + сказуемое + дополнение).

9.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию.

Учить отвечать на вопрос развёрнутой фразой из 3-4 слов, пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Понимать вопрос

«Что делать?».  Отвечать на него полно и точно.

10.

Согласование числительных один, одна с существительными.

Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным.

Уметь согласовывать существительные с числительными в роде.

11.

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом «у».

Учить образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога «у».

Уметь пользоваться в речи существительными в родительном падеже, отвечая на вопросы: Чего не стало?

У кого?

12.

Приставочные глаголы.

Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу «ехать, учить», самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи.

13.

Согласование числительных два, две с существительными.

Учить различать на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными два, две, подбирать существительные к этим числительным.

Уметь согласовывать существительные с числительными в роде.

14.

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе.

Учить правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже.

Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в дательный падеж единственного числа.

15.

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

Учить пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий.

Уметь выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках. Составлять по ним последовательный рассказ.

16.

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе.

Учить правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе, образовывать существительное в творительном падеже от существительного в именительном падеже.

Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в творительный падеж единственного числа.

17.

Согласование местоимений «мой, моя» с существительными.

Учить согласовывать местоимения «мой, моя» с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью, учить исправлять ошибки в согласовании.

Уметь пользоваться в речи местоимениями «мой, моя», согласовывая их в роде.

18.

Дифференциация предлогов «на, под».

Учить выделять и называть предлоги «на, под» в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог.

Уметь пользоваться в речи предлогами «на, под», понимать их пространственное отношение. Выделять их в предложении как «маленькое слово».

19.

Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам.

Учить изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении.

Уметь изменять существительные по падежам, отвечая на вопросы полным предложением.

20.

Подбор определений к предметам и объектам: Какой по цвету?

Какой по форме?

Какой по величине?

Какой по материалу?

Учить подбирать определения по вопросам: Какой по цвету?

 Какой по форме? Какой по величине?  Какой по материалу?

Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

Расширять словарь прилагательных. Образовывать относительные прилагательные, согласовывать их в роде и числе с существительными

21.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, правильно строить фразы. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Уметь составлять точные, полные рассказы по серии сюжетных картинок.

22.

Подбор нескольких определений к предметам и объектам.

Учить подбирать определения по цвету, форме, величине, материалу, согласовывать их в роде и числе.

Расширять словарь прилагательных.

23.

Предлоги «в, на, под».

Учить выделять и называть предлоги «в, на, под» в предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог.

Уметь пользоваться в речи предлогами «в, на, под», понимать их значение.

24.

Согласование прилагательного с существительным в роде.

Учить правильно согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, подбирать существительные к прилагательным, отвечающим на вопросы:  Какой? Какая? Какое?

Согласовывать прилагательные с существительными в мужском, женском и среднем роде.

25.

Распространение предложений путём введения однородных определений.

Учить подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определённое место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарный запас. Уточнять понятия «слово», «предложение».

Расширять словарный запас словами-прилагательными, пользоваться ими в речи. Чётко отграничивать понятия «слово», «предложение». Пользоваться в речи «длинными» предложениями.

26.

Предлоги « к, от».

Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов к, от, а также воспринимать, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях и предложениях.

Уметь употреблять в речи предлоги к, от, чётко дифференцировать их пространственную противоположность.

27.

Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке.

Учить пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке. Уточнять и активизировать словарный запас. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Уметь точно и полно пересказывать текст рассказа по сюжетной картинке.

28.

Звуковой анализ и синтез слов.

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза.

Уметь выполнять звуковой анализ слов

29.

Глаголы-антонимы.

Учить правильно  подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать фразу по сюжетной картинке. Развивать чувство языка.

Уметь подбирать слова-глаголы с противоположным значением, употреблять их в предложениях.

3

Уточнение обобщений.

Уточнять обобщающие понятия: «овощи – фрукты»; «одежда – обувь»; «домашние животные – дикие животные»; уметь классифицировать их по определённым признакам и определять в одну общую группу.

Чётко дифференцировать некоторые обобщающие понятия.

Литература.

  1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  3. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издат школа 2000.
  4.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  5. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  6. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
  7. Лопухина  И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  8. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  11. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  12. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  13. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и  методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...

Рабочая программа по "Граматике, правописанию и развитию речи", для обучающихся на дому. 8 класс.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся на дому....

Рабочая программа по "Чтению и развитию речи", для обучающихся на дому. 8 класс.

Данная рабочая программак предназначена для обкучающихся на дому....

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...