Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
календарно-тематическое планирование на тему

Халезова  Ольга  Геннадьевна

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_-_2_klassy_fgos_2-17_-_2018.docx85.27 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08.2017

Утверждаю

Директор МКОУ« Сявская коррекционная

 школа – интернат»

____________/ Разживина Т.Л.

Приказ от 30.08.2017г.   №  125 О/Д

Рабочая  программа

по коррекционному курсу

«Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся  с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов»

на 2017 – 2018 учебный год

Программа: Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат»

Составитель: Халезова Ольга Геннадьевна

учитель - логопед  I квалификационной категории

2017 г.

Пояснительная записка

Программа разработана с учётом рекомендаций по составлению адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) кафедры коррекционной педагогики и психологии Нижегородского института развития образования.

 Для разработки основной образовательной программы за основу взяты концептуальные основы Специального Федерального государственного стандарта. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29.13.2012.года

Основные концептуальные положения, определяющие содержание коррекционной программы «Коррекция нарушений письма и чтения у обучающихсяс системным недоразвитием речи в 1-2 классах».

Нарушения речи умственно отсталых детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями, эффективность их обучения.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят системный характер, разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требует дифференцированного подхода при их анализе. В структуре  дефекта при умственной отсталости (соотношение поврежденных функций, связанных с ними задержанных и сохранных функций)  речь относится к задержанным функциям и, следовательно, является тем  «обходным путем» (по Л.С. Выготскому), посредством которого осуществляется частичная компенсация основного дефекта и решается специальная задача коррекционной школы: коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития и успешной социальной адаптации.

Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями

требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем – логопедом.

         Предлагаемая программа коррекционной работы способствует  устранению  речевого дефекта и нормализации  психических  процессов ребенка в целом.

Учитель – логопед  в своей  работе руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из  них наполняются новым  содержанием. Это  принципы системности, последовательности, индивидуализации  обучения.

Принцип  системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приемов деятельности учителя к требованиям, предъявленным задачами конкретного этапа логопедического  воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязано и в определенной последовательности;

Принцип индивидуализации обучения предполагает учет индивидуально – речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по  структуре и тяжести речевых  нарушений у детей и неодновременностью их  преодоления на   логопедических  занятиях;

Принцип  реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

Принцип деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

 Принципиндивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

 Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).                  

Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.

Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

У младших школьников с умственной  отсталостью, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.

Содержание  программы предусматривает активизацию всех каналов коммуникаций детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • Рецептивного (понимание)
  • Организующего (ассоциирование восприятия, выявление связей и отношений между предметами и словами);
  • Экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).

Цель программы– своевременное выявление и коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся, способствующая  социализации и формированию личности в целом.

        Задачи программы:

  1. Диагностика речевого развития учащихся;
  2. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику ;
  3. Формировать фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления.
  4. Постановка звуков и автоматизация по мере постановки;
  5. Уточнять, обогащать и систематизировать словарный запас;
  6. Формировать семантические поля;
  7. Развивать разговорно– диалогический, описательно- повествовательный виды устной речи;
  8. Совершенствовать грамматический строй речи (овладение согласованием, словоизменением, словообразованием)
  9. Формировать полноценные представления о пространстве и времени;
  10. Профилактика и коррекция и нарушений письменной речи;
  11. Создать условия для коррекции и развития познавательной      деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания

Программа учитывает особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью:

  • Непрерывность коррекционно- развивающего процесса;
  • Доступность содержания познавательных задач;
  • Систематическая актуализация знаний и умений обучающихся ;
  • Использование преимущественно позитивных средств  стимуляции деятельности и поведения;
  • Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира и обучение социальному взаимодействию со средой;
  • Стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

     Данная программа рассчитана для детей с  нарушениями     развития интеллекта (лёгкой степенью УО), 1 ступени начального общего образования. За основу взят третий вариант Специального Федерального государственного образовательного стандарта (нецензовый уровень), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям. Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся в данной программе определены в соответствие с требованиями Стандарта к результатам образования.

Направления работы

Программа коррекционной работы наданной  ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Общая характеристика предмета.

Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями  ребенка с нарушениями интеллекта, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи носят системный характер, они затрагивают как фонетико -  фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Содержание логопедической работы  строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка. У детейс нарушениями интеллектастрадают все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь.

Место предмета в учебном плане образовательной организации

Программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников с системным  недоразвитием  речи 1 – 2  классов » отражает  систему  работы, которая  направлена  на развитие устной и письменной  коммуникации у обучающихся с умственной отсталостью в рамках образовательной  области « Язык  и речевая  практика».Специфика нарушения психического развития таких  детей определяет особую логику  построения учебного  процесса, находит  свое  отражение в структуре  и содержании образования в соответствии с основными положениями ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников с системным  недоразвитием  речи 1 – 2 классов» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ "Об образовании Российской  Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  2. Адаптированная  основная  общеобразовательная  программа начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат»

а также на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школеподготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
  •  Письма Минобразования России от 20 июня 2002 г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.
  • Базисного  учебного плана МКОУ « Сявская  коррекционная школа – интернат»

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 32 часа  в год   для обучающихся  1 – 2 классов и является программой базового уровня обучения.

Для реализации  данного  курса используются следующие формы логопедической работы:

  • Традиционные (групповые и подгрупповые занятия 20 – 25 мин.); индивидуальные занятия (15 – 20 мин);
  • Нетрадиционные: активные формы работы с учащимися, игры – путешествия, сказочные сюжеты.

Специфика программы «Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников с системным  недоразвитием  речи 1 – 2 классов» способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления  навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит  к применению их в учебной деятельности.

Вся работа по коррекции речи состоит из 4 этапов:

I – II этапы. Диагностико-подготовительные:

проводится обследование состояния устной и письменной речи обучающихся на момент зачисления в группу;

проводится работа по развитию внимания, памяти, речевой моторики.

III этап. Коррекционный. Состоит из 6 разделов:

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных.

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

Слово. Словосочетание. Предложение.

Составление рассказов.

Чтение и пересказ текста.

IV этап. Оценочный.

  • проводится оценка результативности коррекционной работы;
  • подведение итоговых срезов, проверочных работ;
  • оценка динамики работы с учащимися.

К каждому году обучения прилагается календарно-тематическое планирование.

Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения. Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса.  Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.

Тематический план курса занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников с системным  недоразвитием  речи 1 – 4 классов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.

Методы и приемы реализации программы:

Программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников с системным  недоразвитием  речи» проводится с учащимися с 1 по 2 класс, имеющими различные нарушения устной и письменной речи.  

Комплектование осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое

проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 25 мая учебного года. На диагностику состояния

устной и письменной речи отводится 68 часов.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант              

тестовой логопедической диагностики  - стандартизированной,нейропсихологической              методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.).

Данная методика позволяетуточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль;

  • выстроить систему индивидуальной коррекционной     работы;
  • комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи;
  • отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия.

В работе с обучающимися используются коррекционно-логопедические технологии: технология моделирования и проигрывания сказок, формирования слоговой структуры слова, элементы изо терапии (Ткаченко Т.А.), обогащения и активизации словарного запаса (Филичева Т.Б., Чиркина Т.В.)

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой, Е.В.Мазановой. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет  охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование  

 языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

Коррекционная  работа строится с учетом структуры и степени тяжести речевого дефекта учащихся.  

По результатам диагностики на каждого обучающегося  заполняются речевая карта, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

Содержание программы

На групповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда,  выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей.

Групповая работа включает в себя:

а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков.;

б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком.

На групповых занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

•        для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

•        звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;

•        окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

В процессе обучения детей с  умственной отсталостью целесообразно использовать следующие логопедические методы:

  1. По способам подачи речевого материала: репродуктивный (выполнение системы упражнений),
  • проблемное изложение (объяснение материала для решения проблемной ситуации, логические упражнения),
  • частично – поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения).
  1. По источнику знаний: практические (упражнения тренировочные, подражательно – исполнительские, коррекционные, конструктивные, творческие;
  • игры дидактические, сюжетно – ролевые, деловые;
  • моделирование;
  • функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики;
  • наглядные (графические, символические, иллюстрированные, натуральные);
  • словесные (слово, рассказ учителя – логопеда, беседа: сообщающая, эвристическая, воспроизводящая;
  • анализ речи:

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся  по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников с системным  недоразвитием  речи 1 – 2 классов»

Основные требования к знаниям и умениям учащихся  1 класса:

Обучающиеся  должны уметь:

-слышать выразительность речи других;

-различать гласные и согласные звуки;

-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-различать  артикуляторно-сходные, свистящие и шипящие звуки;

-различать предметы по вопросам;

-дифференцировать предлоги в речи;

-объяснять значение слов;

-писать слуховые и зрительные диктанты;

-отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

-располагать предложения в правильной последовательности;

-правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного;

-составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку.

-выделять предложения из текста;

Обучающиеся  должны знать:

-артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

-звуки гласные и согласные, их различение;

-термины: артикуляция, звук, буква;

-понятие «текст».

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 2 класса:

Обучающиеся  должны уметь:

-анализировать слова по звуковому составу, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки в произношении и написании; строить звуковые схемы слогов и слов;

-списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

-писать под диктовку  слова, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

-видеть границы предложения (большая буква, точка);

-составлять предложения, выделять их из текста;

-читать по слогам короткие тексты;

-слушать небольшую сказку, стихотворение;

-по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказать о прочитанном.

Обучающиеся должны знать:

-все буквы и звуки родного языка;

-отличительные признаки гласных и согласных звуков;

-пары гласных звуков, пары согласных звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы:  фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые исследования с внесением последующих корректив в содержание коррекционно-образовательного процесса.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Планируемые результаты логопедической работы

1-2 классы

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

- ребёнок     овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

Метапредметными  результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
  • работать по плану и корректировать свою деятельность;
  • определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • составлять описание объекта;
  • строить рассуждение.
  • составлять простой и сложный план текста;
  • работать с текстом;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • составлять  вопросы  к  текстам,  логическую  цепочку  по  тексту,  таблицы,  схемы,  посодержанию текста;
  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.  

Коммуникативные УУД:

  • оформлять  свои  мысли  в  устной  и  письменной  форме  (на  уровне  слога,  слова, предложения или небольшого текста);
  • адекватно  использовать  речевые  средства  для  решения  различных  коммуникативных задач;  
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;
  • оценивать свою работу и работу товарища;
  • уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Учебно – тематический  план

        

Для  групповых  занятий

Класс

Четверти

Часы

( в неделю)

Общее кол-во часов

I

II

III

IV

Количество часов

1

6

7

11

8

1

31

2

7

7

12

9

1

35

Для индивидуальных  занятий

Класс

Четверти

Часы

( в неделю)

Общее кол-во часов

I

II

III

IV

Количество часов

1

7

7

11

8

1

33

2

8

6

11

7

1

32


Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой обучающихся  1 класса с интеллектуальной недостаточностью, имеющих системное недоразвитие речи

(1занятие в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

Развитие неречевых процессов

Диагностический этап.

Обследование речи учащихся.

05.09

12.09

1.Пропедевтический период (добукварный период)

1.

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

19.09

2 - 3

Органы артикуляции.

Строение, основные функции и движения.

2

Разучивание упражнений на развитие речевого дыхания и голоса.

Разучивание упражнений на развитие артикуляторной моторики.

Разучивание упражнений, вырабатывающих основные движения и положения органов артикуляционного аппарата (статические и динамические).

Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению

26.09

03.10

Речевое дыхание.

Артикуляционная  моторика.

4

Слова-предметы

Сказка «Курочка Ряба»

1

Усвоить понятие «слово»

Узнавание слов- предметов

Учащиеся проявляют интерес к логопедическим занятиям, осваивают роль ученика; проявляют доброжелательное отношение к окружающим, позитивно настроены на работу.

Умение слушать одноклассника, не перебивая, даже если, своё мнение значительно отличается

10.10

Слуховое восприятие

5

Одушевлённые и неодушевлённые предметы

«Репка»

1

Различение понятий «звук- слово»

Определение живых- неживых предметов

Графическое обозначение

17.09

Пространственные представления (ориентировка в своей схеме тела, определение места –перед, за, между, впереди, позади).

Ориентировка в схеме тела, стоящего напротив

Коррекция общих движений «Растяжки», «Разминка», «Море»

(по А.В. Семенович)

6

Одушевлённые и неодушевлённые предметы

«Рукавичка»

1

24.10

7

Слова- действия

«Кот, петух и лиса»

1

07.11

II.       Букварный период

8

Выделение звука  [а] из слогов и слов

Цветы

1

Выделять звук из начала и конца слова;

Определять ударный звук»

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, принятие позиции ученика. Развитие эмпатии

14.11

Развитие пространственного восприятия  (Составление разрезных картинок).

Развитие графических навыков «Флажки».

Умение воспринимать инструкцию

«Что нового», «Светофор», «Будь внимателен»

9

Выделение [у] из слогов и слов

Насекомые

1

Определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Составление предложений с предлогом У

21.11

10

Звук и буква М

Ягоды

1

Определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Анализ и синтез обратных слогов слогов;

Составление звуко- буквенных схем;

Составлять рассказ описание (ягоды)

28.11

11

Звук и буква О

Инструменты

1

Производить звуко- буквенный анализ;

Составление и чтение прямых и обратных слогов;

Полный ответ на вопрос

05.12

12

Звук и буква Х

Звери

1

Производить звуко- буквенный анализ;

Составление и чтение слогов и слов

Печатание слогов и слов;

Различение гласных- согласных

Воспитание культуры речевого общения.

Формирование мотивации достижения.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

12.12

Слуховое восприятие, увеличение объёма памяти;

Формирование зрительно- моторной координации

«Закончи рисунок», «Повтори узоры», «Заполони пропуск в узоре»

13

Звук и буква С

Времена года. Зима

1

Производить звуко- буквенный анализ;

Преобразование прямых слогов в обратные;

Анализ слова СОМ

Составление предложений с предлогом С

Подбирать родственные слова к слову снег

19.12

14

Звук и буква Н

Фрукты

1

Определять количество слогов

Составление слов

Умение вести диалог

Усвоить пространственное обозначение предлогом на

Составление предложений с

предлогом на;

26.12

Формирование зрительно- моторной координации «Нарисуй такую же фигуру», «Нарисуй по клеточкам», «закончи рисунки и раскрась их»

Умение воспринимать инструкцию

15

Звук и буква Ы

Продукты

1

Различать гласные- согласные

Выделять ударный слог

Составлять схему предложения

Развитие положительного отношения к окружающему миру.

Формирование доброжелательности и эмпатии по отношению к окружающим

16.01

Умение произвольно управлять вниманием и темпом деятельности «Ритмический диктант»

Зрительно- моторные координации «Соедини точки»

16

Звук и буква Л

Цветы

1

Звуко- буквенный анализ;

Выделять ударный гласный

Составлять схему предложения

23.01

17

Звук и буква В

Птицы

1

Анализ и чтение слогов, слов;

Производить позиционный анализ;

Анализ и чтение слов.

Знать части тела птицы

30.01

18

Звук и буква И

1

Производить звуко- буквенный анализ;

Определять количество слогов

Осознание себя учеником, формирование мотивации достижения.

06.02

Умение произвольно управлять вниманием и темпом деятельности

«В ритме вальса»

19

Звук и буква Ш

Школа

1

Производить звуко- буквенный анализ.

Определять количество слогов;

Анализ и чтение слов, предложений

Последовательно пересказывать

Устанавливать значение предлога К

Составлять предложения с предлогом К

Усвоение основ культуры общения

13.02

Развитие межполушарного взаимодействия «Ухо- нос», «Колечки»

20

Звук и буква П

Одежда

1

Формировании эмпатии, усвоение культуры общения.

20.02

Развитие межполушарного взаимодействия

«Лезгинка»

21

Звук и буква Т

Инструменты. Загадки

1

27.02

22

Звук и буква К

Домашние животные

1

06.03

Графический диктант – рисование букв по клеткам

Слуховое восприятие «Звучит- не звучит»

Внимание

«Корректурная проба»

«Собери слова из звуков»

23

Звук и буква З

Зоопарк

1

Производить звуко- буквенный анализ

Различение звонких- глухих согласных

Определять место звука в слове по порядку

Формирование смысла учебной деятельности на основе обогащения учебной мотивации

13.03

24

Звук и буква Р    

Транспорт                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1

Подбирать картинки с заданным звуком в начале, середине, конце;

Определять место звука в слове по порядку;

Составлять короткий рассказ по сюжетной картинке

20.03

Развитие внимания «Что зачеркнуть, а что подчеркнуть», «Найди 5 различий»

25

Звук и буква  Ж

Профессии

1

Выделение нужного слога по заданию;

Составление слов из слогов

Последовательно пересказывать

Самостоятельно оценивать свою инициативу и ответственность

03.04

Умение произвольно управлять вниманием и темпом деятельности «Самый зоркий», «Сложение и вычитание букв»

26

Звук и буква   Б

Деревья и кустарники

1

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствие с правилами поведения

10.04

Умение общаться в учебной ситуации «Отгадай вопрос», «Камешек», «Скажи это короче», «Вежливая просьба»

27

Звук и буква  Д

Наш дом

1

17.04

28

Звук и буква  Г

Птичий двор

1

24.04

29

Звук и буква Е,Я,Ю.Е,Э

Детеныши  животных

1

Составление и чтение слов;

Производить звуко- буквенный анализ;

Последовательно пересказывать

Самостоятельно оценивать свою ответственность

08.05

Развитие зрительной памяти «Звёздочки», «Сделай как я!», «Запоминание пар слов», «Погода в сказочном городе», «Запомни и нарисуй волшебный маршрут»

30

Звук и буква Ч

Скотный двор

1

Производить полный звуко- буквенный анализ;

Деление слов на слоги;

Составление слов из слогов в беспорядке;

Составление рассказа по сюжетной картинке

Формирование доброжелательности и эмпатии по отношению к окружающим

15.05

Развитие слухо- речевой памяти «Каскад слов», «Разложи картинки», «Снежно- звуковой ком»

31

Звук и буква Ц

Звук и буква Щ

Уборка квартиры

1

Составление слов из слогов в беспорядке.

Составление слов из выделенных по номеру звуков;

Составление рассказа по сюжетной картине

Сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением других.

Формирование самооценочных суждений о качестве выполнения задания  с использованием клише (меня порадовало, было приятно, огорчает, удивляет..)

22.05

Развитие кинестетической памяти «Летает- не летает», «Быстро- медленно»

Фронтальное обследование. Оценка результативности коррекционной работы Проведение итоговых срезовых проверочных работ Оценка динамики работы си учащимися.  Количественный и качественный анализ ошибок – 5 часов

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся 2  класса с интеллектуальной недостаточностью, имеющих системное недоразвитие речи

Тема занятия

Кол-во занятий

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

Развитие неречевых процессов

Диагностический этап.

Обследование речи учащихся.                                                                                                                                                                    03.09

                                                                                                                                                                  12.09      

Слово и предложение

1.

Составление предложений из слов

1

Умение составить предложение из 3-5 слов в правильной форме

Отличать слово от предложения

Учащиеся проявляют интерес к логопедическим занятиям, осваивают роль ученика

20.09

Развитие зрительного восприятия «Сложи картинку», «Заплатки»

2.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы

1

Различать живые и неживые предметы

Различать предметы с помощью вопросов кто? что?

Положительное отношение к занятиям, понимание их необходимости для своей успешности.

27.09

Развитие  графических навыков «Нарисуй снежинки»

3.

Живые предметы

Имя человека, животного

1

Написание большой буквы в именах, фамилиях, кличках животных

04.10

Зрительно- двигательная координация «Нарисуй такую же фигуру по клеточкам»

4.

Слова, обозначающие действия

1

Различать слова, обозначающие действия с помощью вопросов кто? что?

Составлять простые предложения

Учащиеся с интересом воспринимают новый материал и новые задания

11.10

Умение воспринимать словесную инструкцию

«Объясните Кузе»

5

Слова, обозначающие признаки

1

Различать слова, обозначающие признаки предметов;

Подбирать признаки к предметам;

Называть признаки, обозначающие цвет, форму, величину, вкус, качество, длину, ширину и т.д

Узнавать предмет по его признакам;

Распространять простые предложения

Анализировать и характеризовать эмоциональное состояние окружающих. Проявление доброжелательности, доверия, внимания, помощи

18.10

Ориентирование в пространстве и на плоскости «Точки», «Зайчик», «Кто куда плывёт», «Волшебный карандаш»

Звуко- слоговой состав слова

6

Образование звуков речи

1

Отличие речевых и неречевых звуков

Строение речевого аппарата

Образование звуков речи

Освоение позиции ученика, ориентированного на успешность своей учебной деятельности

Заинтересованное восприятие нового материала

25.10

Развитие слухового восприятия

Графические упражнения

7

Гласные звуки

1

Образование гласных 1 ряда

08.11

Развитие слухового восприятия

Графические упражнения

8

Слова, отличающиеся одним гласным звуком

1

Установление смыслоразличительной роли звука

Определение места звука в слове

Деление слов на слоги

Ориентироваться на понимание своих неудач и успехов

15.11

9

Согласные звуки

1

Различие в образовании гласных и согласных;

22.11

10

Слова, отличающиеся одним согласным звуком

1

Установление смыслоразличительной роли звука

Определение места звука в слове

Различение звонких- глухих согласных

Выражение готовности в любой ситуации поступать в соответствие с правилами поведения

29.11

Развитие слухового восприятия «Внимание», «Внимание и счёт»

11

Звуковой анализ односложных слов

1

Определение количества и последовательности звуков в слове;

Проявление доброжелательности, доверия, внимания, помощи

06.12

Развитие слухо- речевой памяти «Каскад слов», «Повтори не ошибись»

12

Звуковой анализ двусложных слов

1

Определение количества и последовательности звуков в слове;

Выделение звука по заданию

13.12

Развитие наглядно- образного мышления «Угадай, чья тень»

13

Слоговой анализ и синтез

1

Тренировочные упражнения в деление слов на слоги и составлении слов из слогов

20.12

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

14

Парные гласные

1

Усвоить сходство парных гласных4

Умение называть пары гласных

Формирование смысла учебной деятельности на основе обогащения учебной мотивации

27.12

Умение общаться в учебной ситуации  «Отгадай вопрос», «Скажи это короче», «Вежливая просьба», «Камешек»

15

Дифференциация А-Я

1

Различение мягкости – твёрдости согласных;

Обозначение мягкости согласного на письме буквой Я, а твердости предыдущего согласного буквой а

Ориентироваться на понимание причин своих неудач и успехов

17.01

Развитие зрительной памяти «Звёздочки», «Запоминание пар слов»

16

Дифференциация О-Ё

1

Различение мягкости – твёрдости согласных;

Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё, а твердости предыдущего согласного буквой о

Осознавать смысл поступков своих и других с точки зрения усвоенных моральных норм

24.01

Умение планировать действия и действовать по плану «Расскажи о звуке по плану», «Помогите Кузе», «Составь алгоритм»

17

Дифференциация У-Ю в слогах и словах

1

Различение мягкости – твёрдости согласных;

Обозначение мягкости согласного на письме буквой ю, а твердости предыдущего согласного буквой у

Нравственно- этическое оценивание усваиваемого речевого материала

31.01

Умение осуществлять самоконтроль

18

Дифференциация И-Ы в слогах и словах

1

Различение мягкости – твёрдости согласных;

Обозначение мягкости согласного на письме буквой и, а твердости предыдущего согласного буквой ы

Проявление доброжелательности, доверия, внимания, помощи

07.02

Умение оценивать результаты своей деятельности «Я чувствую», «карта самонаблюдений»

19

Обозначение мягкости Ь в конце слова

1

Обозначение мягкости согласного на письме с помощью Ь в конце слова

Звуко- буквенный анализ

Формирование самооценочных суждений, выражающих эмоции, настроение «меня огорчило, порадовало, было приятно, удивляет»

14.02

Учение правильно воспринимать словесную и письменную инструкцию

Дифференциация согласных по глухости- звонкости

20

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков

1

Различение звонких- глухих согласных с опорой на акустическое различие

Самостоятельное оценивание своей ответственности

21.02

Развитие зрительного  восприятия  «Заплатки», «Вылечи картинку»

21

Дифференциация Б- П в слогах и словах

1

Различение звонких- глухих согласных и обозначение их на письме соответствующими буквами;

Умение делить слова на слоги;

Анализ звукового состава слов

Последовательно пересказывать тексты

Формирование самооценочных суждений о качестве выполнения задания  с использованием клише (меня порадовало, было приятно, огорчает, удивляет..)

28.02

Умение оценивать результаты своей деятельности

22

Дифференциация в- ф в слогах и словах

1

Различение звонких- глухих согласных и обозначение их на письме соответствующими буквами;

Умение делить слова на слоги;

Усвоение звуко- буквенного анализа

Составление плана рассказа

Мотивирование своих действий

07.03

Умение осуществлять самоконтроль

23

Дифференциация т-д  в слогах и словах

1

Различение звонких- глухих согласных и обозначение их на письме соответствующими буквами;

Умение делить слова на слоги;

Усвоение звуко- буквенного анализа;

Составление плана рассказа;

Пересказ по плану

Нравственно- этическое оценивание усваиваемого речевого материала

14.03

Развитие слухо- речевой памяти «Каскад слов», «Разложи картинки», «Снежно- звуковой ком»

24

Дифференциация з- с в слогах и словах

1

Различение звонких- глухих согласных и обозначение их на письме соответствующими буквами;

Умение делить слова на слоги;

Анализ звукового состава слов

Пересказывать, опираясь на глаголы

Формирование доброжелательности и эмпатии по отношению к окружающим

21.03

Развитие кинестетической памяти «Летает- не летает», «Быстро- медленно»

25

Дифференциация г- к в слогах и словах

1

Различение звонких- глухих согласных и обозначение их на письме соответствующими буквами;

Умение делить слова на слоги;

Анализ звукового состава слов;

Умение кратко передавать содержание текста

Формирование мотивации достижения.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

04.04

Развитие наглядно- образного мышления «Угадай, чья тень»,  «Кто спрятался в кустах», «Найди буквы алфавита», «Волшебные картинки»

26

Дифференциация ж- ш в слогах и словах

1

Различение звонких- глухих согласных и обозначение их на письме соответствующими буквами;

Умение делить слова на слоги;

Усвоение звуко- буквенного анализа;

Сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением других.

11.04

Развитие логического мышления «от 1 до 20», «Лабиринты», «Склеенные слова»

Дифференциация сонорных звуков

27

Выделение сонорных звуков из ряда звуков

1

Учить определять сонорные звуки;

Анализировать и характеризовать эмоциональное состояние окружающих

18.04

Развитие аналитико- синтетической деятельности

«Буквенный конструктор», «Дорисуй буквы и цифры», «Так бывает или нет»

28

Дифференциация Л-Р в текстах

1

Различение сонорных звуков и обозначение на письме соответствующими буквами;

Деление слов на слоги;

Умение выборочно пересказать;

25.04

Различение кинетически сходных  рукописных букв. Повторение 

29

Различение а- о

1

1

1

Различение сходных рукописных букв на основании анализа количества и элементов и их расположения в пространстве

Формирование самооценочных суждений,  определяющих мнение, позицию (я считаю, я думаю, я уверен, мне кажется, на мой взгляд, по моему мнению);

Умение считаться с мнением другого

02.05

Развитие зрительно- пространственных представления, анализа и синтеза, зрительного восприятия, зрительно- моторных координаций

Различение и- у

30

Различение б- д

16.05

Различение п- р

Различение в- д

Различение п- т

31

Различение х- ж

23.05

Различение ш- щ

Различение г- ч

Различение л- м

Фронтальное обследование. Оценка результативности коррекционной работы Проведение итоговых срезовых проверочных работ Оценка динамики работы си учащимися Количественный и качественный анализ ошибок-3 часа


 

Условия реализации программы

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и крупой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя -  логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей.

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально – технического

обеспечения

Специальная литература

1.    Основы дефектологии. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. – М.,1990

2.    Логопедия\под ред. Волковой – М., 1989

3.    Организация    и  методы  коррекционной  работы  логопеда  на  школьном

логопункте. - Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. – М., 1991

4.    Справочник школьного логопеда – Аманатова М. М., Андреева Н.Г., Тосуниди

О.М. – Ростов-на-Дону - 2009

5.    Коррекция  устной  и  письменной  речи  учащихся  начальных  классов.  -

Ефименкова Л.Н. – М., 1991

6.    Нарушения  письменной  речи  и  их  преодоление  у  младших  школьников  –

Садовникова И.Н. – М., 1995

7.    Коррекция  нарушений  речи  у  учащихся  общеобразовательной  школы  –

Ястребова А.В. – М, 1984

8.    Нарушения чтения – Лалаева Р.И. – Санкт-Петербург, 1998

9.    Нарушения чтении и письма у детей –Корнев А.Н. – Санкт-Петербург, 1997

10.    Как преодолеть трудности в обучении чтению – Костромина С.Н., Нагаева Л.Г.

– Москва, 1999

11.    Чтение и письмо Городилова В.И., Кудрявцева М.З. – Санкт-Петербург, 1995

12.    Говори и пиши правильно. - Парамонова Л.Г. – Санкт-Петербург,1996

13.    Логопедические  занятия  по  развитию  связной  речи  младших  школьников  –

Андреева Н.Г (в 3-х частях) - М., 2008

14.    Учись говорить правильно. Успенская Л.П., Успенский  М.Б. (в 2-х частях) –

М., 1991

15.    Коррекция  дисграфии  на  почве  нарушения  языкового  анализа  и  синтеза.

Конспекты занятий для логопедов Мазанова Е.В. Гном, 2008.

16.    Коррекция аграмматическойдисграфии. Мазанова Е.В. Гном, 2008.  

17.     Школьный  логопункт.  Документация,  планирование  Мазанова  Е.В.Гном,  

2009.  

18.     Коррекция  акустическойдисграфии.  Конспекты  занятий  для  логопедов  -  2

изд. Мазанова Е.В. Гном и Д, 2010.  

19.    Коррекция  оптическойдисграфии.  Конспекты  занятий  для  логопедов

Мазанова Е.В. Гном и Д, 2012.  

20.     Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда - 3

изд. Мазанова Е.В. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

21.    Коррекция  оптическойдисграфии.  Конспекты  занятий  с  младшими

школьниками — Конспекты занятий для логопеда - 3 изд. Мазанова Е.В. - М.:

Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

22.    Андреева  Н.Г.  Логопедические  занятия  по  развитию  связной  речи  младших

школьников. В 3-х ч. Часть 3. Письменная связная речь.

23.     Логопедическая  тетрадь.  Костюк  А.В.  Звук  Л:  пособие  для  логопедов  и

родителей.

24.     Коррекция  устной  речи  у  учащихся  начальной  школы.  Шкавро  Л.В.  

Дифференциация звуков Р, Р'-Л, Л'   Изд.: ВЛАДОС, 2012г.

25.    Мазанова  Е.В.  Коррекция  оптическойдисграфии.  Конспекты  занятий  с

младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

26.    Волкова  Г.А.Методика  психолого-логопедического  обследования  детей  с

нарушениями  речи.  Вопросы  дифференциальной  диагностики.  –  СПб.:

Детство-Пресс, 2003.

27.    Прищепова  И.В.  Дизорфография  младших  школьников.

Издательство: КАРО. Коррекционная    педагогика. 2006 г.

28.    Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с

общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт. -сост. О. И. Азова.

Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007

2. Дидактические  пособия

1.    Дидактический материал для коррекции письменной речи. – Ефименкова Л.Н.

- картотека

2.    Картинный  материал для коррекции устной речи. – картотека  

3.    Дидактический материал для развития связной речи - картотека

4.    Дидактический материал для коррекции оптической дисграфии

5.    Дидактический материал для развития связной письменной речи

6.    Дидактический материал для автоматизации чтения – О.М.Тосуниди

7.    Альбом для логопеда. Иншакова О.Б. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

3. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

1.    Монитор

2.    Процессор

3.    Клавиатура

4.    Мышь

5.    Колонки  

Компьютерные программы

6.    Презентации к урокам

7.   Игра "Баба Яга учится читать".  

8.   Программа "Учимся говорить правильно".  

9.   Компьютерная программа "Домашний логопед. Практический курс".  

10.   Игры дляТигры

11.   Тренажер по развитию скорости чтения

4.  Учебные пособия

  • наборное полотно, набор картин.
  • Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы

предложений, звуковые и слоговые схемы слов.

  •  Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной

речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах,

расположенный по лексическим темам и фонетическим группам.

  • Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи,

систематизированный по темам.

  • Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим

изображением звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными

заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

  • Различные речевые игры, лото.
  • Наборы   цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для

каждого ребенка. Подставки для карандашей и ручек.

Перечень оборудования логопедического кабинета

1.    Стол ученический - 3

2.    Стол для учителя   - 1

3.    Стул ученический  - 4

4.    Стул для учителя   - 1

5.    Шкаф для пособий  - 2

6.    Тумбочка  - 2

7.    Доска настенная  -  1

8.    Зеркало для индивидуальной работы   - 1

9.   Логопедические зонды, шпатели    -   1 набор

10.   Разрезная азбука (настенная)     -   1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

I.  Водная часть.1.   Инклюзия - современная стратегия специального образования2.   Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1.  Г...

Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".

Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....

Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...