Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
рабочая программа
Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_rech_2_kl_zpr.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса
«Развитие связной речи младших школьников. Предложение. Текст»
(для обучающихся 2-х классов, имеющих ЗПР)
- Пояснительная записка:
Цель коррекционного курса: формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Данный коррекционный курс направлен на:
1. Развитие умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепления навыка обозначения границ предложения на письме.
2. Развитие инициативной формы речи: умение самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать.
3. Формирование умений и навыков построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторения слов в предложении, нарушение порядка слов.
4. Формирование умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения.
5. Развитие умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения.
6. Совершенствование приемов мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.
Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Личностные результаты:
Курс ориентирован на:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, воспитание толерантности при взаимоотношениях со сверстниками других национальностей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательных
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
7) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативных
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:
- Детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений.
- Навыку обозначения границ предложения на письме.
3. Самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать.
4. Навыку построения связного высказывания без аграмматизмов.
5. Определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения.
6. Передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения.
7. Делить текст по смыслу на отдельные части, выделяя смысловые опорные пункты , составлять план.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях обучающихся;
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
II Содержание коррекционного курса
Коррекционно–логопедическая работа проводится по разделам.
- Предложение.
- Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».
- Обучение осознания предложения, как единицу речи, представляющее собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающих смысловой и интонационной законченностью.
- Формирование умения выделять предложение из потока речи.
- Формирование умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме.
- Развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов.
- Развитие умения составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
- Развитие умения составлять предложение по опорному слову с данным количеством слов.
- Формирование умения составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов.
- Развивать умение распространять предложение.
- Формирование умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту.
- Развитие слогового анализа и синтеза слов.
- Развитие умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов.
- Обучение составлению связного текста из отдельных предложений.
- Формирование умения находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам.
- Обучение составлению сложносочиненных предложений из простых предложений, расчленению сложносочиненные предложения на простые предложения.
- Развитие умения восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги.
- Формирование умения находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях;
- Развитие умения грамотно излагать свои мысли.
- Формирование умения собирать материал для рассказа путём наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание.
2. Текст.
Формирование умения:
- отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия, выделять признаки связного текста.
- определять тему текста, определять и формулировать основную мысль.
- находить опорные слова, понимать структуру текста.
- замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать деформированные тексты.
- замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий,
определяя правильную последовательность предложений.
- конструировать предложения и составлять из них текст; строить предложения, давая точный, полный ответ на
вопрос, используя различные синтаксические конструкции.
- определять особенности текста – повествования, последовательность частей в тексте.
- определять особенности текста –описания, пересказывать текст по плану и опорным словам.
- определять особенности текста –рассуждения.
- делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.
- исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста
– описания, текста – повествования;
- познакомить с приемами редактирования текста.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема логопедического занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Обучение осознания предложения, как единицу речи, представляющее собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающих смысловой и интонационной законченностью. Формирование умения выделять предложение из потока речи. | 1 |
2-3 | Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных и побудительных предложений. | Обучение осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую смысловой и интонационной законченностью. Формирование умения анализировать интонацию предложений. | 2 |
4 | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | Развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов. Формирование умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме. | 1 |
5 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. | Развитие умения составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Упражнять в грамматическом оформлении предложений. Развитие умения составлять предложение по опорному слову с данным количеством слов. | 1 |
6 | Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. | Формирование умения составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов. Развивать умение распространять предложение. | 1 |
7 | Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. | Формирование умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту. Учить подбирать слова-антонимы, упражнять в нормах согласования. Развивать слоговой анализ и синтез слов. | 1 |
8 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | Развитие умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Упражнять в грамматическом оформлении предложений. | 1 |
9 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений. | Развитие умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы. Упражнять в грамматическом оформлении предложений. | 1 |
10 | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | Обучение составлению связного текста из отдельных предложений. | 1 |
11 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. | Формирование умения находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам. | 1 |
12- 13 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчиненными предложениями. | Обучение составлению сложносочиненных предложений из простых предложений, расчленению сложносочиненные предложения на простые предложения. | 2 |
14 | Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. | Развитие умения восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги. | 1 |
15 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | Формирование умения находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях; развивать умение грамотно излагать свои мысли. | 1 |
16 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. | Формирование умения находить и исправлять речевые ошибки в предложениях; восстанавливать линейную схему сложноподчиненных предложений, определять, к какому слову главного предложения относится придаточное предложение. | 1 |
17 | Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | Формирование умения собирать материал для рассказа путём наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание. | 1 |
18 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | Формирование умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия; учить выделять признаки связного текста, определять тему текста. | 1 |
19 | Текст. Основная мысль текста. | Формирование умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль. | 1 |
20 | Текст. Опорные слова. | Формирование умения находить опорные слова, понимать структуру текста. | 1 |
21 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | Формирование умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать деформированные тексты. | 1 |
22 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | Формирование умения замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений. | 1 |
23 | Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. | Формирование умения конструировать предложения и составлять из них текст; строить предложения, давая давать точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции. | 1 |
24-25 | Тип текста. Текст – повествование. | Формирование умения определять особенности текста – повествования, последовательность частей в тексте. | 2 |
26- 27 | Текст – описание. Характерные признаки текста – описания. Схема построения описания. | Познакомить с описательным текстом, схемой построения текста – описания; формирование умения определять особенности текста –описания, пересказывать текст по плану и опорным словам. | 2 |
28- 29 | Текст – рассуждение. Характерные признаки текста – рассуждения. Схема построения рассуждения. | Формирование умения определять особенности текста –рассуждения. | 2 |
30 | Составление плана текста с обозначенными частями. | Формирование умения определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему. | 1 |
31- 32 | Деление текста на части. Работа над планом. | Формирование умения определять тип текста; закреплять знания о схеме построения текста – описания, текста – рассуждения, текста – повествования; учить делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану. | 2 |
33-34 | Редактирование текста. | Формирование умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста – описания, текста – повествования; познакомить с приемами редактирования текста. | 2 |
IV. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. Часть 2.М.: Владос, 2013.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.
- Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Волгоград: «Учитель», 2012.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.:Просвещение,2003. 296 с.
- Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Сантк-Петербург: «Каро Дельта», 2005.
- Кобзарева Л. Г. , Резунова М. П. , Юшина Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж: Издатель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
Неделя русского языка и литературного чтения ( с элементами логопедии) в младших классах коррекционной школы
План проведения тематической недели по русскому языку и литературному чтению в младших классах коррекционной школы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»
Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...
рабочая программа по русскому языку и литературному чтению
рабочая программа по русскому языку и литературному чтению для чувашских школ...
Программа по развитию связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники
Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной...