ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
статья
Аннотация. В методической разработке демонстрируются приемы формирования фразеологического словаря у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
Ключевые слова: фразеология, тяжелые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_frazeologicheskogo_slovarya_u_obushchayushchihsya_s_tnr.docx | 48.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Л.Н. Митрофанова
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
larisa.mitrofanova.75@mail.ru
Аннотация. В методической разработке демонстрируются приемы формирования фразеологического словаря у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
Ключевые слова: фразеология, тяжелые нарушения речи.
«Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом,
то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов».
К.Паустовский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем совершеннее речь и в частности, словарный запас ученика, тем успешнее будет его обучение в школе, правильнее будут формироваться его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а, следовательно, его личность в целом.
Большинство обучающихся нашей школы - это дети с различными речевыми нарушениями. Тяжелые нарушения речи влекут за собой недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом. У обучающихся наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.
Одной из главных задач учителя-логопеда является обогащение словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому так важно вызвать интерес к слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Изучение фразеологизмов на логопедических занятиях значительно пополняет знания школьников о лексике родного языка, обогащает их фразеологический запас, помогает овладеть лексико-стилистическими нормами, способствует формированию монологической речи.
Фразеология - одна из самых увлекательных сфер русского языка. Фразеологические обороты отражают богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей, имеют оценочное значение, т.е. содержат положительную и отрицательную характеристику личности.
Следует отметить, что дети с тяжелыми нарушениями речи с большим трудом понимают фразеологические обороты. Они мыслят конкретно, привыкли воспринимать слова в их прямом значении, поэтому им часто неясен иносказательный смысл словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих.
Важно помочь ребёнку понять значение фразеологизмов и сформировать у него умение точно и уместно применять их в жизни.
Формирование фразеологического словаря у детей происходит успешнее, если отбирать фразеологические единицы с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, применять наглядные методы и приемы, которые позволяют представить образное содержание фразеологических единиц, создать условия для переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.
Конспект фронтального логопедического занятия по теме
«Фразеологизмы» (4 класс)
Цель: формирование знаний о фразеологизмах и особенностях употребления их в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять знание о понятии «фразеологизмы».
- Продолжать учить определять лексическое значение фразеологизмов.
- Совершенствовать умение отличать фразеологизмы от других речевых единиц.
- Обогащать пассивный и активный словарь обучающихся фразеологизмами.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
- Развивать словесно - логическое мышление.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать навык правильного подбора фразеологизмов – синонимов к фразеологизмам.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Оборудование: мультимедийная презентация, маршрутные листы, карточки с заданиями, заготовки для изготовления тематического фразеологического словаря.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Здравствуйте. Слушайте и повторяйте за мной движения.
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх, пальцы раздвинуты)
Здравствуй, небо голубое! (руки ладонями вверх)
Мы живём в одном краю - (руки в стороны)
Всех я вас приветствую! (руки к груди и вниз)
- Сегодня нас ждет много интересной работы. Глаза ваши не просто смотрят, а все видят и замечают. Уши ваши не просто слушают, а все слышат. Сначала думаем, потом говорим.
- Послушайте выражение и скажите, о каком человеке так говорят:
- Он мастер на все руки (об умелом человеке).
- У него язык без костей (о болтливом человеке).
- Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а целое выражение, и имеет оно не буквальное, а переносное значение. Вспомним, как называются такие выражения.
II. Основная часть.
Работа по теме. Введение понятия «фразеологизм».
- Соберите понятие из отдельных букв (в карточках), ориентируясь на порядок цифр. Это поможет определить тему нашего занятия:
Ф | М | О | Р | Е | И | А | З | Л | О | Г | З |
1 | 12 | 6 | 2 | 5 | 10 | 3 | 4 | 7 | 8 | 9 | 11 |
- Сформулируйте тему нашего занятия.
- Чему будем учиться? (Вспомним, что такое фразеологизмы и чем они отличаются от других словосочетаний, а также будем учиться использовать их в речи).
- Совершим увлекательное путешествие по станциям в удивительный мир фразеологизмов. У каждого из вас маршрутный лист, который укажет вам путь и поможет оценить свою работу.
- Я верю, что сегодня мы будем работать «плечом к плечу» (Это как? - дружно), будем «шевелить мозгами» (Что это значит? - думать).
1.Станция «Теоретическая»
- Что такое фразеологизм?
«Фразеологизм» - это устойчивое сочетание слов. Фразеологизмы нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи. Фразеологизмы выражают не прямое, а переносное значение:
«Клевать носом» – здесь никто ничего не клюёт. Это выражение означает опускать голову, задремать на мгновение (о сильном желании спать). «Чесать языки» – никто не расчесывает язык, а просто болтает, много говорит попусту.
- Как вы считаете, для чего используют фразеологизмы в речи? (Речь будет точнее и выразительнее).
-Оцените свою работу.
2.Станция «Историческая» Видеовопрос.
- Здравствуйте, ребята. А вы знаете, как возникли фразеологизмы? Некоторые связаны с мифологией и реальными историческими событиями. Например, после нашествия татарского хана Мамая на Русь, кругом остался беспорядок и опустошение. С тех пор, когда видят где - либо бардак и развал, говорят: «Пусто, словно Мамай прошёл».
- Другие фразеологизмы вышли из песен, сказок и басен. Например, в басне Крылова Лебедь, Рак и Щука тянули воз в разные стороны и не смогли сдвинуть его с места. С тех пор, когда дело не движется, если его не умеют организовать, говорят: «Да только воз и ныне там».
- Ответьте на вопрос, как возникли эти фразеологизмы:
«Много снега - много хлеба» (на основе наблюдений человека за природными явлениями);
«Болтлив, как сорока» (на основе наблюдений человека за животными)?
- Спасибо! Оцените свою работу.
3.Станция «Фразеологический зверинец».
- Много фразеологизмов появилось вследствие наблюдения человека за поведением животных.
- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Я зачитываю вам начало фразеологизма, а вы запишите его продолжение.
Голоден как… (волк)
Труслив как… (заяц)
Хитёр как … (лиса)
Надут как … (индюк)
Упрям как … (осёл)
Нем как … (рыба)
Грязный как…(свинья)
Колючий как … (ёж)
Проверка, объяснение смысла и самооценка.
4.Фразеологическая разминка.
- Вижу, что некоторые путешественники уже устали. Немного разомнемся. Я буду давать команды с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять.
- Итак, встанем с левой ноги.
- Встанем, как кол проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Разведем руками.
- Молодцы, сядем тихо, как мыши.
5.Станция «Фразеологизмы - синонимы».
- Выполните задание. К фразеологизму в левом столбике подберите синоним из правого.
Ни свет, ни заря Мастер на все руки
Капля в море В двух шагах
Рукой подать Кот наплакал
Золотые руки Вместе с петухами
Проверка и самооценка.
6. Станция «Словосочетания».
- Итак, есть фразеологизмы - устойчивые словосочетания, а есть просто словосочетания. Что мы должны научиться делать? (Отличать фразеологизмы от других словосочетаний).
- Поработаем в парах, определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами, а какие нет.
- медвежья услуга
- медвежья берлога
- считать ворон
- считать деньги
- хороший аппетит
- волчий аппетит
- светлая юбка
- светлая голова
- золотые руки
- золотое кольцо
- метр с кепкой
- серая кепка
- Оцените свою работу.
7. Станция «Редактирование предложений».
- Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Мы догадывались, что Вася нас обманывает.
Первого сентября Аня проснулась очень рано.
До школьного стадиона очень близко.
Слова для справок: рукой подать, хлопал ушами, чуть свет, морочит голову.
- Оцените свою работу.
8. Станция «Словарная».
- Ответьте на вопрос. Что вы будете делать, если не знаете значения какого-то фразеологизма? (Обратимся к фразеологическому словарю).
- Верно, я предлагаю вам составить свой фразеологический словарик, но не простой, а тематический. Наш фразеологический тематический словарик будет называться «С головы до ног». (Работа в группах. Обучающиеся собирают фразеологизмы со словами: «голова», «ноги».)
Проверка и самооценка.
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Назовите тему нашего занятия.
- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание было трудным?
- Оцените свою работу: кто работал, «засучив рукава»? (Что это значит? - усердно, старательно). А кто – «спустя рукава»? (Это как? - кое-как, небрежно).
- Молодцы!
- Сегодня вы не сидели, сложа руки, а работали в поте лица!
- Спасибо за урок!
Работа над фразеологизмами очень интересна и увлекательна, она позволяет «включать» детей в активную умственную деятельность, способствует повышению мотивации к преодолению речевых нарушений и расширению словарного запаса. Учащимся очень нравятся такие выражения, они привлекают внимание к слову в широком смысле, к языку в целом, раскрывая его красоту и богатство. «Меткость выражения», скрытая во фразеологическом обороте, вызывает положительные эмоции. У детей развиваются коммуникативные навыки, речь становится более живой, эмоциональной и выразительной.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 1: Устная связная речь. Лексика.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе. М.: 1989, 190с.
Волков С.В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. –М.:АСТ: Астрель, 2011.
- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. Пособие для работы с уч–ся 4 – 7 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений: В 4 ч. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Ч.1: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. – (Коррекционная педагогика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пространственного мышления школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Данные методические рекомендации помогут освоить умение ориентироваться в пространстве, создавать и оперировать пространственными образами....
1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.
Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать», было проведено 28.03.2012 для городског...
«Коррекция фонетического дефекта в cистеме формирования коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и с ДЦП»
Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью и сформированности коммуникатив...
Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)Тема: Грамматическое оформление предложения. Наречие.Цель: коррекция дисграфии, обусловленной наруш...
Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях
laquo;Обучение эффективно только тогда, когда дети проявляютпознавательную активность»...
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...