Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»
план-конспект
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Вода на Земле»
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные – раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли.
Коррекционно-развивающие – развитие зрительного и слухового внимания, пространственного гнозиса, навыков решения проблемных задач в бытовых ситуациях, закрепление грамматических навыков в устной связной речи, расширение и активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные – формировать бережное отношение к воде в природе, навыки заботы о своём здоровье.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, листы зелёным, желтым и коричневым цветом бумаги формата А4, фломастеры синего и голубого цвета, питьевая вода в стаканчиках, буквы на магнитах, конфеты.
Предварительная работа:
- знакомство с глобусом как моделью Земли, с картой Земли;
- знакомство с условными цветовыми обозначениями на физической карте Земли: вода – синий и голубой цвет; суша разноцветная - зелёный, жёлтый, коричневый цвет и их оттенки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_voda_na_zemle.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему
«Вода на Земле»
Подготовила: учитель-логопед
Кудякова Ю.А.
2022 год
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Вода на Земле»
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные – раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли.
Коррекционно-развивающие – развитие зрительного и слухового внимания, пространственного гнозиса, навыков решения проблемных задач в бытовых ситуациях, закрепление грамматических навыков в устной связной речи, расширение и активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные – формировать бережное отношение к воде в природе, навыки заботы о своём здоровье.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, листы зелёным, желтым и коричневым цветом бумаги формата А4, фломастеры синего и голубого цвета, питьевая вода в стаканчиках, буквы на магнитах, конфеты.
Предварительная работа:
- знакомство с глобусом как моделью Земли, с картой Земли;
- знакомство с условными цветовыми обозначениями на физической карте Земли: вода – синий и голубой цвет; суша разноцветная - зелёный, жёлтый, коричневый цвет и их оттенки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, отгадайте загадки
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Мы говорим: она течёт,
Мы говорим: она играет.
И из кувшина её пьём,
И в чайник часто наливаем.
Дети отгадывают загадки и с помощью логопеда на основе актуализации знаний определяют тему занятия – «Вода».
2. Объявление темы занятия
Логопед: Правильно, ребята, это её Величество Вода. Именно о ней мы будем сегодня с вами говорить. Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на экран. Это глобус и карта Земли. Скажите, какого цвета на них больше всего? Как вы думаете, почему?
Дети: На карте и глобусе много синего и голубого цвета. Эти цвета обозначают воду. На карте много синего и голубого, значит на Земле много воды
Логопед: Ребята, кто из вас видел воду? Где вы ее видели?
Дети: Вода есть у нас дома. Она идет из крана. Я видела воду в море, когда мы с мамой отдыхать. У моей бабушки в деревне есть пруд, я там плавал. Вода бывает в реке. После дождя на улице лужи, и в них вода. Воду можно рассмотреть, если налить в стакан или в прозрачную банку. Я ездил с папой на рыбалку, там была река.
Логопед: Дети, давайте с вами посмотрим на экран.
Вниманию детей представляют фрагменты видеозаписей «Море», «Река», «Ручей, «Озеро». По ходу просмотра дети с помощью логопеда уточняют разницу между этими объектами.
Логопед: Давайте проверим, кто из вас был внимательным. Послушайте и скажите, что вы слышите?
Вниманию детей представляют фрагменты аудиозаписи «Звуки природы», где звучат ручей и море. Дети слушают и называют их.
Логопед: Молодцы! Сегодня все вы очень внимательны. Сейчас я предлагаю вам взять задание и подойти к столам. Я каждому из вас раздала листы бумаги разных цветов. Это суша нашей Земли. Постарайтесь синим и голубым фломастером нарисовать то, о чем я вас сейчас попрошу. Максим Ш., Лёня и Ксюша нарисуют ручеек в правом верхнем углу листа, Полина и Кирилл - в левом верхнем - озеро, Платон, Даша Г. и Милана - море - в левом нижнем, Даша Ч. и Максим Б. - реку - в правом нижнем.
Дети получают задание, подходят к столам и выполняют коллективную работу – рисуют ручьи, озера, реки, моря.
Затем логопед предлагает детям рассмотреть работы, дать названия изображённым объектам и коротко рассказать о них.
Дети: Я нарисовала ручей, он меньше реки. Я нарисовала озеро, оно как море, только меньше. В нем можно ловить рыбу. Я нарисовал море, оно соленое, больше реки, ручья и озера. Я нарисовал речку, она больше ручейка.
Далее дети подходят к доске и слушают задание логопеда.
Логопед. Ребята, посмотрите на доску. На ней рассыпались буквы. Ваша задача – собрать из букв слово слева направо, но на каждой букве есть подсказка – это нумерация, используй эту подсказку правильно.
Дети составляют слово из букв на доске.
Логопед. Ребята, какое слово у вас получилось? Прочитайте его.
Дети. Наводнение.
Логопед. Верно. Молодцы. Присаживайтесь на стулья.
Дети присаживаются на свои места.
Логопед: Вода в реке, море и океане не всегда бывает чистой и прозрачной. Вода может принести и беду. Например, когда бывает наводнение. Что такое наводнение, ребята?
Дети. Наводнение – это затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
Детям предлагают посмотреть фрагмент видеозаписи, на которой залитые водой улицы города, спасение людей и животных с крыш домов.
Логопед: Дети, как вы думаете, в каком же водоёме воды больше всего? В каком водоёме ее меньше всего?
Дети: Больше всего воды в океанах и морях, а меньше – в ручейках, маленьких озёрах и прудах.
3. Динамическая пауза
Дыхательная гимнастика
Логопед: Дети, при дыхательных упражнениях воздух наполняет наши легкие кислородом. От этого мы хорошо себя чувствуем. Наши мышцы лучше работают.
Подготовительное упражнение: Поднять руки вверх – вдох, опустить руки вниз – выдох.
Упражнение «Птицы летят»: стоя, развести руки в стороны, голову поднять, посмотреть вверх – вдох, опустить руки – выдох.
Заключительное упражнение: глубокий вдох, спокойный выдох.
4. Закрепление изученного
Логопед: Ребята, как вы думаете, что может случиться, если на Земле исчезнут даже самые маленькие ручейки?
Дети: Воды не станет. Исчезнут реки. Не станет ни рек, ни морей, ни океанов. Когда засуха, то животным тоже нечего пить. Озеро обмелеть может. В реке будет мало воды, и рыбы погибнут. Люди без воды жить не могут.
Дети устанавливают прямую зависимость между исчезновением ручейка и исчезновением всей воды на Земле, последствиями этого для всего живого.
Логопед: Ребята, подскажите, какую воду можно пить?
Дети: Пить можно только чистую из крана с фильтром, он чистит воду, чтобы в ней не было микробов. Из колодца можно пить, кипячёную воду, из родника.
Педагог угощает детей водой из стаканчиков.
Логопед. Ребята, какая вода на вкус?
Дети. Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Логопед. Хорошо. Вот такую воду чистую и прозрачную необходимо употреблять человеку.
5. Дидактическая игра «Какая нам нужна вода»
Логопед: Давайте поиграем в игру «Какая нам нужна вода». Вы поднимаете вверх одну руку, если нужна чистая вода, и поднимаете вверх две руки, если можно использовать неочищенную воду.
Речевой материал: приготовить суп, сварить компот, постирать белье, помыться в ванне, полить огород, полить комнатные растения, вымыть машину, вымыть овощи и фрукты, утолить жажду, вымыть руки, заварить чай, напоить кошку или собаку, сварить макароны, умыть лицо, залить каток для игры в хоккей, прополоскать рот после еды, вымыть посуду.
6. Дидактическая игра «Вода хорошо – вода плохо»
Логопед : Ещё одна игра «Вода хорошо – вода плохо». Если вода приносит людям пользу, то вы хлопаете, если вода опасна – вы ничего не делаете.
Речевой материал: ее пьют, готовят еду, стирают, в ней плавают, по воде перевозят различные грузы, поливают растения; на море шторм, долго идёт сильный дождь, высокие волны, цунами, наводнение, ледоход.
7. Итого занятия и оценка деятельности детей.
Логопед: Ребята, что вы узнали сегодня о воде?
Дети: Мы узнали, что без воды жить нельзя. Человек соленую воду не пьет. Чтобы вода была чистой, надо использовать фильтр, потому что в грязной воде живут микробы. Может заболеть живот. Надо закаляться, чтобы не болеть. Вода нужна. Она лечит и дает жизнь всему на Земле.
Логопед: А теперь послушаем звуки воды.
- Капель.
Дети: Это капает вода.
- Шум водопада
Дети: Это шумит водопад.
- Морской прибой
Дети: это звуки моря.
Логопед: А все вместе?
Дети: Это звуки воды.
Проводится оценка деятельности воспитанников. Поощрения за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по...
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Жизнь в зимнем лесу"
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Жизнь в зимнем лесу" ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Цветные полянки», средняя группа для детей с тяжелыми нарушениями речи
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается неполная сформированность познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью (внимание, словесно-логическое мышление, память, пальцевая и артику...
конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...
Перспективный план коррекционной работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ст.,подг. гр.)
Перспективный план корекционной работы...
Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР
План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...
Конспект Родительского собрания в средней группе для детей с Тяжелыми Нарушениями речи . Тема: «Итоги воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы ТНР»
Подвести итоги образовательно-коррекционно-воспитательной работы за учебный год....