«Коррекция фонетического дефекта в cистеме формирования коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и с ДЦП»
учебно-методический материал по теме
Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью и сформированности коммуникативных умений школьников. Проблема коррекции последствий детского церебрального паралича (далее ДЦП) сегодня приобретает особую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats_opyt_novyy_.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Лещановой Натальи Леонидовны
«Коррекция фонетического дефекта в cистеме формирования коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и с ДЦП»
Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью и сформированности коммуникативных умений школьников. Проблема коррекции последствий детского церебрального паралича (далее ДЦП) сегодня приобретает особую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу.
Актуальность и перспективность (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов. Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции устной речи необходимо уделять большее внимание. У детей только пришедших в школу наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которые, в силу возраста детей и общего заболевания детей с ДЦП, довольно сложно. Помимо школьной программы и немалой нагрузки во внеурочное время на занятиях у логопеда необходимо научиться правильно и быстро управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью и речью окружающих, что является большой проблемой для школьника с ТНР и для ребенка с ДЦП. Специфика коммуникативных нарушений при ДЦП изучены недостаточно, не учтена зависимость между коммуникативным развитием и развитием моторики, экспрессивной речи, импрессивной речи и интеллекта. Большинство логопатов это дети с нарушениями двигательной функции артикуляционного аппарата, когда страдают тонкие дифференцированные движения, с нарушением иннервации мышц; не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Выявляются множественные замены и смешения звуков. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные в дошкольном детстве нарушения закрепляются, становятся стойкими. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования устной речи детей, общих коммуникативных навыков а их недостатки в течение первого класса легче и быстрее преодолеваются. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать в индивидуальной, занимательной форме коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими сложную речевую патологию.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Анализ логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречия между потребностью общества в грамотной личности и недостаточно представленной системой помощи детям с патологией речи. Закрытие логопедических групп и закрытие д/с компенсирующего вида для детей со сложной речевой патологией, отсутствие единого центра государственной помощи детям дошкольного возраста с ДЦП, сведение логопатов к обслуживанию в поликлинике, все это создает глубокую проблему в подходе к дефекту.
Е. Н. Корнилова указывает, что коммуникативные нарушения при ДЦП носят стойкий характер и сохраняются к школьному возрасту, среди них: низкая активность, несформированность мотивов и форм общения, недостаточность вербальных и невербальных средств коммуникации [3]. Оттого насколько эффективно проводится работа на школьном логопункте зависит дальнейшее успешное обучение ребенка-школьника и ребенка имеющего ДЦП. Новизна опыта заключается в сочетании традиционных и инновационных форм организации коррекционно-развивающего обучения с опорой на индивидуальное развитие ребенка, в системном подходе к дефекту, учет опыта работы в Медицинском центре реабилитации детей с ДЦП.
Наличие теоретической базы опыта
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программ обучения родному языку у детей с речевой патологией)». Москва, Когито-центр, 1996г. С.47
- Письмо министерства образования российской Федерации от14 декабря 20000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Вестник образования 2001г. № 2. С. 62-71
- Корнилова, Е. Н. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с церебральным параличом / Е. Н. Корнилова // Cоциализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста : сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под. общ. ред. Т. И. Никифоровой, Т. И. Гризик, Л. А. Григорович. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. – С. 378–380.
- Малофеев, Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 1985. – № 1. – С. 29–33.
- Орешкина, Е. М. Формирование навыков общения младших школьников с ДЦП с помощью методов альтернативной коммуникации / Е. М. Орешкина // Педагогические науки. – 2014. – № 27. – С. 240–243.
- Федосеева, Елена Геннадьевна. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. канд. пед. наук / Федосеева Елена Геннадьевна. – М., 1999. – 19 с.
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Москва, Творческий центр, 2008г. С. 63
Ведущая педагогическая идея
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения (коррекция фонетического дефекта) и формирование коммуникативной функции речи осуществляется на специально организованных логопедических занятиях, имеющих четкую структуру. Содержит обязательные и дополнительные (для углубления и расширения знаний) задания, которые в вою очередь, могут самостоятельно выбираться и адаптироваться каждым педагогом-логопедом в зависимости от возраста детей, имеющихся у них знаний, индивидуальных возможностей и интересов.
Оптимальность и эффективность средств
Формирование навыков правильного произношения осуществляется на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях. В их подготовке и проведении, для достижения максимальной эффективности, необходимо: - сформулировать тему и цель занятия; - определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность; - постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям; - разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов; - учитывать зону ближайшего развития ребенка; - осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; - кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям; - использовать разнообразный и красочный наглядный материал; - уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала. Среди эффективных средств и направлений логопедического воздействия следует выделить следующие: развитие моторных механизмов речи; формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности; формирование вербальных и невербальных средств коммуникации; обучение применению средств коммуникации в процессе общения на логопедических занятиях трех видов (по произношению, формированию средств коммуникации, развитию навыков общения).
Рузультативность опыта.
В результате систематической работы, добиваюсь продвижений в совершенствовании звукопроизношения даже у детей со сложной речевой патологией и у детей с ДЦП. Результативность подтверждена наличием положительной динамики в развитии звукопроизношения младших школьников а также в формировании общих коммуникативных навыков. Школьники относительно легко вступают в общение, в целом осознают условия отдельно взятой ситуации общения, выделяют партнера, адекватно эмоционально реагируют на него, удерживают зрительный контакт, слушают собеседника, понимают обращенную речь; способны выступать инициаторами коммуникативной ситуации, но не всегда способны выстраивать свое поведение, руководствуясь интересами собеседника. Практическим путем доказана эффективность средств развития фонематических процессов, незрелость и несформированность которых приводит к стойкому нарушению произношения ряда звуков, нарушениям слоговой структуры слов. Большинство логопатов это дети с нарушениями двигательной функции артикуляционного аппарата, с нарушением иннервации мышц. К концу первого класса исчезают множественные замены и смешения звуков, облегчается возможность коммуникативных умений.
Возможность тиражирования опыта
В реализации инновационного, социально-значимого проекта, гранта Президента России «Организация курсов интенсивной реабилитации для детей с ДЦП» в качестве учителя-логопеда провела систему работы по трем этапам в две недели каждый с 60 детьми Республики Мордовия и г.о. Саранск. Являлась автором-составителем логопедического маршрута по реабилитации детей с ДЦП (с тяжелыми нарушениями речи). Участвовала в создании трех репортажей о реализации этого проекта, тиражировании опыта реабилитации детей по Республике Мордовия на ГТРК Мордовия в 2016г. Провела систему открытых уроков-занятий для родителей, научной общественности и правительства Республики Мордовия. Итог всей работы в межаттестационный период представлен в статье «Формирование коммуникативных умений младших школьников с церебральным параличом на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования», изданной по итогам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» 1 декабря 2017 г. в г. Саранск (Россия) и других работах сходной тематики.
Наличие обоснованного числа приложений наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми.
Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи, формировании навыков правильного звукопроизношения, возможностей коммуникации, занимают индивидуальные и групповые занятия. Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных упражнений, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Структура, содержание, формы и приемы работы с детьми находят отражение в ежедневной работе. Система индивидуальных и групповых занятий внедрена в образовательный процесс. Это занятия - сказка, письмо, путь по карте, проявляющаяся картинка. А также опыт преумножается в медицинском центре реабилитации детей с ДЦП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...
формирование коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха
материал содержит обобщение опыта по теме...
Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида
Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...
Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на педагогическом совете посвещено формированию коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи. Речь является важным условием и средством комму...
Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...
Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения
laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Аннотация. В методической разработке демонстрируются приемы формирования фразеологического словаря у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.Ключевые слова: фразеология, тяже...