Развитие пространственного мышления школьников с тяжелыми нарушениями речи.
учебно-методическое пособие на тему
Данные методические рекомендации помогут освоить умение ориентироваться в пространстве, создавать и оперировать пространственными образами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное (специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школа V вида № 26 Краснодарского края
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для воспитателей групп продленного дня
«Развитие пространственного мышления
школьников с тяжелыми нарушениями речи».
Краснодар
Важность изучения пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с ТНР (в частности, у детей с дизартрией). А данный вопрос очень важен, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими.
Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств.
1.1 Общая характеристика пространственного мышления;
Одной из основных задач специальной психологии является изучение закономерностей интеллектуально развития учащихся с ТНР (в частности, с дизартрией). Важной стороной этого развития является пространственное мышление, обеспечивающее ориентацию в пространстве, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.
Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т. п.
Основными качественными показателями пространственного мышления являются:
- Тип оперирования пространственными образами
- Широта оперирования с учетом используемой графической основы
- Полнота образа (преимущественное отражение в нем формы, величины, пространственного положения объектов)
- Используемая устойчиво система отсчета (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчета)
Важным показателем развития пространственного мышления выступает широта оперирования и полнота образа. Под широтой оперирования понимают степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании различного графического материала. Полнота образа есть соответствие его реальному предмету. Она характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность.
1.2 Характеристика пространственного мышления у младших школьников с дизартрией.
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.
К концу дошкольного возраста у детей с дизартрией формируется такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.
Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.
Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.
2.1 Методики и результаты исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией.
Задание №1
Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
1. Усвоение ориентировок слева-справа.
Стихотворение В.Берестова.
Стоял человек на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и пол подметал,
«Победа!» – раздался ликующий крик:
Где право, где лево узнал ученик.
2. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны).
Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаем.
Знаем лево, знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка!
«Стойкий оловянный солдатик».
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
3. Уточнение пространственных взаимоотношений.
- стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
- по инструкции расположить предметы слева и справа от данного;
- определить место соседа по отношению к себе;
- определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя – слева от меня.»);
- стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т.д.
4. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
5. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.
Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
6. Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.
7. Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа.
Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».
8. Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.
Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу».
- Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
- Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.
Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный.
Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа:
– Куда спрятался котенок?
– Откуда он выскочил? и т.д.
Задание №2
Цель: словесно обозначить местоположение предметов на картинках. Игра «Магазин» (ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставлял игрушки и говорил, где и что находится).
Показать действия, о которых говорится в стихотворении.
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать:
И под шкафом,
и за шкафом,
и в шкафу,
и на шкафу.
Ориентировка на листе бумаги.
- Моделирование сказочных историй
«Лесная школа» (Л.С. Горбачева)
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
«Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.
Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне.» Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.»
«Зима»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).
«У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом.
Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна.
Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.
Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник.
Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом.
Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.»
«Птичка и кошка»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.
«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
2. Графическое воспроизведение направлений (И.Н. Садовникова).
– Даны четыре точки, поставить знак «+» от первой точки снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.
– Даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 – вниз, 2 – вправо, 3 – вверх, 4 – влево.
Даны четыре точки, которые можно сгруппировать в квадрат:
а) Мысленно сгруппировать точки в квадрат, выделить карандашом левую верхнюю точку, затем левую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.
Аналогично выделить правую верхнюю точку и соединить ее стрелкой с правой верхней точкой в направлении снизу вверх.
б) В квадрате выделить левую верхнюю точку, затем правую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева на право.
Аналогично нижние точки соединить в направлении справа налево.
в) В квадрате выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева-направо-сверху-вниз.
г) В квадрате выделить левую нижнюю точку и правую верхнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.
1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы.
Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш?
Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?
Положите карандаш в книгу. Где он сейчас?
Возьмите его. Откуда взяли карандаш?
Спрячьте карандаш под книгу. Где он?
Выньте карандаш. Откуда его вынули?
2. Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед Леной, Петя между Светой и Леной и т.д.
Ответить на вопросы: «Ты за кем стоишь?» (перед кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д.).
3. Расположение геометрических фигур по данной инструкции: «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»
4. «Какого слова не хватает?»
Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка шла полю.
Зеленеет лук грядке. Мы добрались города. Лестницу прислонили стене.»
5. «Что перепутано?» Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
6. «Наоборот» (назвать противоположный предлог).
Взрослый говорит:
– Над окном.
Ребенок:
– Под окном.
К двери – … В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – …
– Подобрать пары картинок, которым соответствуют противоположные предлоги.
7. «Сигнальщики».
а) К картинке подобрать карточку-схему соответствующего предлога:
б) Ведущий читает предложения, тексты. Дети показывают карточки- схемы с нужными предлогами.
в) Ведущий читает предложения, тексты, пропуская предлоги. Дети показывают карточки-схемы пропущенных предлогов.
б) Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.
в) «Какая фигура лишняя».
Сравнение проводится по внешним признакам: размер, цвет, форма, изменения в деталях.
г) «Найти две одинаковые фигуры».
Детям предлагается 4-6 предметов, которые различаются по одному- двум признакам. Дети должны найти два одинаковых предмета.
Ребята могут находить одинаковые цифры, буквы, написанные одним шрифтом, одинаковые геометрические фигуры и так далее.
д) «Выбери подходящую коробку для игрушки».
Дети должны соотнести величину игрушки и коробки.
е) «На какую площадку приземлится ракета».
Дети соотносят форму основания ракеты и посадочной площадки.
Задание №3
Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием и конструированием:
- Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
- Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;
- Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения – дополнительные упражнения, в которых необходимо
А) различить стороны листа;
Б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
В) обвести контур рисунка;
Г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.
- Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.
Методика Керна-Йирасека
При использовании методики Керна-Йирасека (включает два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу) каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Задания направлены на развитие пространственных отношений и представлений, развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Это также позволяет определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.
Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".
«Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» А.Л. Венгера.
И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв.
Графический диктант и «образец и правило» Д.Б. Эльконина - А.Л. Венгера.
Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
«Машина едет по дороге» (А.Л. Венгер).
На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого – дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.
Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.
«Попади карандашом в кружки» (А.Э. Симановский).
На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.
Движение строго определено.
I-вариант: впервой строчке направление движения слева – направо, во второй строчке справа – налево.
II-вариант: в первом столбике направление движения сверху – вниз, во втором столбике снизу – вверх и т.д.
Задание №4
Цель:
- Сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке;
- Сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При затруднении данное задание выполнять поэтапно:
А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;
Б) Складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на нем составляющими частями;
В) Складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с последующим конструированием без образца.
«Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена).
Дети подбирают вкладки к прорезям по форме и размеру и складывают фигуры, вырезанные на доске.
«Найди форму в предмете и сложи предмет».
Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.
«Картинка сломалась».
Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.
«Найти, что спрятал художник».
На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.
«Буква сломалась».
Дети должны узнать по какой-либо части всю букву.
«Сложи квадрат» (Б.П. Никитин).
Оборудование: 24разноцветных квадрата из бумаги размером 80Х80мм, разрезанные на части, 24 образца, на которых указаны линии соединений.
Игру можно начать с простых заданий: «Сложи из этих частей квадрат. Внимательно посмотри на образец. Подумай, как расположить части квадрата. Попробуй их наложить на образец». Затем дети самостоятельно подбирают части по цвету и собирают квадраты.
«Почтовый ящик».
Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.
«Какого цвета предмет?», «Какой формы предмет?».
I вариант: у детей предметные картинки. Ведущий достает из мешочка фишки определенного цвета (формы). Дети закрывают фишками соответствующие картинки. Побеждает тот, кто быстрее всех закрыл свои картинки. Игра проводится по типу «Лото».
II вариант: у детей цветные флажки (флажки с изображением геометрических фигур). Ведущий показывает предмет, а дети – соответствующие флажки.
«Собери по форме»
У каждого игрока карточка определенной формы. Дети подбирают к ней подходящие предметы, изображенные на картинках.
«Найди свою пару».
Дети делятся на две команды. Детям раздают по одной форме из комплекта геометрических фигур. По сигналу дети идут навстречу друг с другом и отыскивают свою пару, т.е. берут руку того, у кого точно такая же геометрическая фигура.
«Бегите ко мне».
У детей флажки одного цвета, но разные по форме. Ребята двигаются под музыку по комнате. Ведущий останавливает музыку, поднимает картинку с изображением предмета определенной формы. Те, у кого флажки соответственной формы, подбегают к ведущему. Затем дети снова разбегаются. Игра продолжается. В конце ведущий отмечает наиболее внимательных игроков.
По мере выполнения игра усложняется за счет использования предметов, состоящих из нескольких геометрических фигур, раскрашенных в несколько цветов. В этом случае к ведущему подбегают дети с различного цвета и формы флажками.
Игры «Какой формы не стало?» и «Что изменилось?».
Геометрические фигуры разной формы выставляют в ряд.
Дети должны запомнить все фигуры или их последовательность.
Затем дети закрывают глаза. Одну-две фигуры убирают (меняют местами). Ребята должны назвать, каких фигур не стало, или сказать, что изменилось.
«Собери себе товарищей».
У детей карточки с разнообразными геометрическими фигурами различного размера. Дети должны найти партнеров, у которых такие же геометрические фигуры и построиться от самой большой до самой маленькой фигуры.
Побеждает группа, быстрее других собравшая товарищей.
Упражнения на формирование представлений о величине:
Разложи кружки от самого маленького к самому большому.
Построй матрешек по росту: от самой высокой до самой низкой.
Положи самую узкую полоску слева, рядом справа положи полоску чуть шире и т.д.
Раскрась высокое дерево желтым карандашом, а низкое – красным.
Обведи в кружок толстого мышонка, а в квадратик – тонкого и т.д.
«Чудесный мешочек».
В мешочек находятся объемные и плоские фигуры, мелкие игрушки, предметы, овощи, фрукты и т.д. Ребенок должен на ощупь определить, что это. В мешочек можно положить пластмассовые, картонные буквы и цифры.
«Рисунок на спине».
Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы.
Нужно догадаться, что нарисовал партнер.
Литература:
1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.
2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
3. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением ОДА. – М., 1985.
4. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом. - «Дефектология», №1, 1980.
5. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994.
6. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.
7. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников. – «Вопросы психологии», № 6, 1994.
8. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А.. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников. – «Вопросы психологии», № 1, 1995.
9. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
10. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1994.
11. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений с ДЦП. – «Специальная школа», №3, 1967.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А.. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1994.
13. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.
14. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. – Сборник научных трудов., М., 1989.
15. Психические и речевые нарушения у детей. – Сборник научных трудов., М., 1979.
16. Рождественская В.А. Изучение Особенностей интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом. – Методические рекомендации., Киев., 1979.
17. Симанова Н.В. Состояние пространственных отношений у детей с ДЦП. - «Дефектология», №6, 1980.
18. Симанова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами. – «Дефектология», №4, 1981.
19. Симановский А.Э.. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 1994.
20. Чепок В.И. Подготовка студентов к формированию у школьников пространственного мышления. – Методические рекомендации., Киев., 1988.
21. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
22. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция фонетического дефекта в cистеме формирования коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и с ДЦП»
Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью и сформированности коммуникатив...
Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...
Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения
laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...
Развитие мышления у детей с тяжелым нарушением речи и опорно-двигательного аппарата
У детей с ОНР при первично сохранном интеллекте наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Интеллектуальная деятельность ча...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.
Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Аннотация. В методической разработке демонстрируются приемы формирования фразеологического словаря у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.Ключевые слова: фразеология, тяже...
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....