Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.
план-конспект урока

Борисова Ольга Цыбикжаповна

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие  детей с задержкой интеллектуального развития.

Форма занятия: микрогруппа, 2 человек

Возрастная группа (класс): младший школьный возраст

Продолжительность занятия: 25-30 минут

Тема занятия: «Окружающий мир»

Место и роль занятия в изучаемой теме: помещение, создание комфортных условий для расширения словаря и развития динамики психокоррекции детей с задержкой интеллектуального развития.

Тип занятия: интегрированное

Цель: Подготовка к социально-бытовой адаптации, интеграции в здоровое общество.

Задачи занятия:

- развивающие:

1. Развитие тактильного восприятия и связной речи. Фонематических представлений, слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики. Координации движения.

 

- коррекционные:

1. Обогащение и активизация словаря по теме «Окружающий мир».

2. Закрепление знаний детей об окружающем мире.

3. Умения обобщать и выделять существенные признаки предметов.

 

- воспитательные:

1. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии, коллективного претворения общего замысла, бережного отношения к живой природе.

2. Умение работать в микрогруппе.

 

 

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Организационный: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.

Целевой: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельное его части.

Мотивационный: умение педагога заинтересовать аудиторию детей к достижению запланированных им целей.

Коммуникативный: уровень общения педагога с группой.

Содержательный: грамотный продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.

Технологический: выбор форм приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т.д.)

Аналитический: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.

 

Планируемые результаты: Проявление доброжелательности по отношению друг к другу, развитие уверенности в себе в своих возможностях.

Оборудование: Тактильное панно, карточки с заданиями, листы А4 с шаблонами дома, цветные карандаши, картинка гостя Миши, мячи,   вырезанные элементы (солнце, облака), клей, цветок с цветными и черными лепестками, элементы панно (бусины, палочка, губка, прищепка, шнурок), разрезные картинки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие  детей с задержкой интеллектуального развития.

Форма занятия: микрогруппа, 2 человек

Возрастная группа (класс): младший школьный возраст

Продолжительность занятия: 25-30 минут

Тема занятия: «Окружающий мир»

Место и роль занятия в изучаемой теме: помещение, создание комфортных условий для расширения словаря и развития динамики психокоррекции детей с задержкой интеллектуального развития.

Тип занятия: интегрированное

Цель: Подготовка к социально-бытовой адаптации, интеграции в здоровое общество.

Задачи занятия:

- развивающие:

1. Развитие тактильного восприятия и связной речи. Фонематических представлений, слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики. Координации движения.

- коррекционные:

1. Обогащение и активизация словаря по теме «Окружающий мир».

2. Закрепление знаний детей об окружающем мире.

3. Умения обобщать и выделять существенные признаки предметов.

- воспитательные:

1. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии, коллективного претворения общего замысла, бережного отношения к живой природе.

2. Умение работать в микрогруппе.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Организационный: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.

Целевой: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельное его части.

Мотивационный: умение педагога заинтересовать аудиторию детей к достижению запланированных им целей.

Коммуникативный: уровень общения педагога с группой.

Содержательный: грамотный продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.

Технологический: выбор форм приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т.д.)

Аналитический: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.

Планируемые результаты: Проявление доброжелательности по отношению друг к другу, развитие уверенности в себе в своих возможностях.

Оборудование: Тактильное панно, карточки с заданиями, листы А4 с шаблонами дома, цветные карандаши, картинка гостя Миши, мячи,   вырезанные элементы (солнце, облака), клей, цветок с цветными и черными лепестками, элементы панно (бусины, палочка, губка, прищепка, шнурок), разрезные картинки.

План занятия:

  1. Вводный этап (организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).

Дети сидят напротив педагога. Педагог приветствует детей:

«Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Готовы? – Можно начинать».

Педагог: «Вы знаете ребята, а к нам пришел гость – мальчик по имени Миша».

Дети знакомятся  с Мишей. Отвечают на вопросы Миши, рассказывают, как их зовут и сколько им  лет.

Педагог: «Вы знаете ребята, вы очень понравились Мише, и он хочет пригласить вас к себе в гости и показать свой дом. Ну, что вы согласны»?

«Да!» отвечают дети.

Педагог: Тогда, давайте же скорее отправляться в гости! Достает панно и раскладывает на столе.

Миша показывает свой дом. «Дети! Посмотрите, здесь я живу, вот мой дом. Как вы думаете, где я живу? В городе или загородом (в деревне)».

Дети отвечают, что загородом /в деревне.  

Педагог: Правильно!

Развивающее панно выполнено мною. Автор и исполнитель развивающего панно является Борисова Ольга Цыбикжаповна.

  1. Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач).

Миша: «Дети, давайте зайдем в ДОМ, где ДОМ?

Нам нужен КЛЮЧ, чтобы отворить ЗАМОК.

И открыть ДВЕРЬ. А ключ спрятан в ГОРШКЕ».

Дети находят дом, ключи, двери, замок, открывают дверь.

Педагог: «А давайте откроем ОКНА!

И НАРИСУЕМ ОКНА, ЛЕСТНИЦУ и ТРУБУ».

Педагог раздает листы бумаги с шаблонами Дома, карандаши, где дети    дорисовывают эти детали дома.

Педагог: «Молодцы! Как у вас хорошо получилось!

Посмотрите на НЕБО, в небе плывут ОБЛАКА (сколько, какого цвета)

и ярко светит СОЛНЦЕ (какого цвета?)».

Дети трогают солнце и облака на МАГНИТАХ, открепляют и

присоединяют их.

Педагог: «Давайте приклеим на нашем рисунке - 3 ОБЛАКА И СОЛНЦЕ».

Педагог: выдает готовые элементы солнце, облака и клей.

Дети находят нужное количество и подходящие элементы и приклеивают с помощью клея.

Педагог: «Ребята, посмотрите, какая хорошая погода. Миша приглашает  вас поиграть с ним на свежем воздухе! Ребята, а что же нам нужно для игры давайте подумаем и ПОИЩИМ».

- Мы нашли МЯЧ, САМОКАТ (в гараже).

- А для чего нужны эти атрибуты?

- Они нужны для игр, занятий физкультурой.

- Ребята, а давайте проведем физкультминутку и покажем, какие мы умелые, подвижные, ловкие.

Физминутка с маленькими мячами.

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Педагог: «Молодцы, ребята, все справились с заданием, а у меня еще игра есть, но она волшебная, с ней могут справиться самые смышленые, самые умные. Поможете мне? Поиграем?

Игра «Собери разрезную картинку и найди»

Дети собираю разрезные картинки (КУРОЧКА, РЫБКА, ЦВЕТОК, БОЖЬЯ КОРОВКА) называют, находят их на панно и рассказывают, что происходит с этим предметом на панно.

Игра «Из чего сделано»

Ребенок выбирает элементы панно, которые разложены на столе  - ДЕРЕВЯННАЯ БУСИНА, ПРИЩЕПКА, ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ, ГУБКА. Называет, из какого материала сделан этот предмет, находит подобный материал на панно.  Можно спросить у ребенка про свойства, и что в комнате сделано из аналогичного материала.

  1. Заключительный этап (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).

Дети играют с панно – нанизывают бусины, открывают молнию, развязывают ленту, открепляют магнитные элементы, прищепки, открывают гараж, строят забор, поливают огород и т.д

Педагог предлагает детям посчитать: ТЫКВЫ, РЫБ, ОКНА, ОБЛАКА, ЦЫПЛЯТ, ЛЯГУШАТ и т.д. Рассказать где: растет тыква/овощи, водятся рыбки, лягушки.

Педагог: «Дети, вы большие молодцы!  Давайте, ребята посмотрим на наш рисунок и скажем, что мы нарисовали»?

- «ДОМ»

- из каких частей состоит дом. Чем мы открыли ЗАМОК»?

 - Какая была сегодня ПОГОДА в деревне? Ясная, солнечная, теплая и т.д.

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Какое задание было самым трудным?

- Ребята, давайте подарим Мише на прощание цветок, который мы сложим самостоятельно.

Я прикреплю серединку, а вы – лепестки, если вам понравилось в гостях  у Миши -  прикрепите цветной лепесток, а если не понравилось – черный.

- Пришла пора прощаться с Мишей и его домом. До свидания! Спасибо, что пригласил нас  в гости! Приходи к нам в гости Миша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты психокоррекционных занятий

Включены конспекты психокоррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и конспект тренинга с родителями имеющими детей с ОВЗ....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект занятия для младших дошкольников, имеющих задержку интеллектуального развития

Данный конспект занятия способствует: закреплению, умению выделять, находить предметы красного цвета в окружении ребенка....

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)

Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей.Развивать зрительное внимание и восприятие.Развиват...

Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...

Конспект открытого занятия НОД с детьми с задержкой психического развития: «Осеннее путешествие к домашним животным»

Детей с ЗПР дошкольного возраста и разных особенностей поведения сложно увлечь занятиями без игровых моментов. Поэтому занятия с детьми  должны быть увлекательными, разнообразными, насыщенными. И...

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Занятие разработано для сплочения детского коллектива....