конспекты психокоррекционных занятий
план-конспект урока по теме


Предварительный просмотр:

Конспект психокоррекционного занятия по сказкотерапии

Тема занятия: « Заюшкина избушка»

Цель: Гармонизация эмоционального состояния, формирование социальной компетентности, совершенствование взаимодействия с окружающими.

Задачи:   Развивать эмоциональную сферу и творческие способности. Развитие координации и снятие мышечного напряжения.  Обучение навыкам взаимодействия и улучшение детско-родительских отношений.

Оборудования: специальные стулья, куклы, подносы со льдом, тазики с теплой водой, полотенца, аудио записи, музыкальное сопровождение

План занятия. 1. Вводная часть.

«Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого возьмем ладошку соседа. Посмотрим, друг на друга и скажем: «Доброе утро». Замечательно!  А теперь возьмемся за руки покрепче. У нас получился мостик дружбы. И по этому мостику мы с вами попадем в сказочный мир».

2. Основная часть.

Мы очутились в сказочном мире. Давайте посмотрим, что же нам приготовила сказка.    Как это сказка называется?

А. Посмотрите, изо льда сделана избушка. А помните, кто жил в этой избушке и что стало с этой избушкой? Это избушка лисы, весна пришла и она растаяла.  Давайте посмотрим, как растаяла ледяная избушка.

Дети с родителями играют со льдом и водичкой. Теплой водичкой поливают избушку и он тает.

Посмотрите вокруг. Стоит избушка лубяная. Кто же в ней живет?  

Б. Давайте подойдем и посмотрим. Подходят все к избушке. Это кто? Заинька.  

Игра: «Сказочный зайка»

Задача. Развитие эмоциональной сферы.

Место игры: свободное расположение на ковре. Сидим по-турецки.

Ход работы. Давайте вспомним, какое настроение было у зайки. Он жил у себя в доме, ему было хорошо. Он был веселый, радостный.  А когда его лиса выгнала, какое у него стало настроение? Он стал грустным, обиделся, плакал. А в конце сказки, какое у него стало настроение? Ему помогли, настроение у него  стало радостным, веселым. Давайте послушаем музыку и покажем, какое настроение было у зайки.

Вот какие вы молодцы!

В. А теперь послушайте и вспомните. Кто это решил помочь зайке?

 Это идет старый медведь.  Давайте встанем и покажем, как медведь идет.

Игра: «Тень»

Задача. Снятие мышечного напряжения и развитие координации (для детей с 5 лет).

Ход работы. Вначале детям предлагаются посмотреть две совершенно одинаковые фигуры «медведя». Определить какая из них тень. А что тень делает? Повторяет все движения.

Вторая часть задания. Дети встают в ряд и должны изобразить разные движения медведя: поднимает руки вверх, хлопает, неожиданно поворачивается в сторону, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Они — его тень и должны четко повторять за ним движения.

Роль медведя играют родители.

Молодцы мамы и дети, помогли друг другу.

Г. Садимся на стульчики и слушаем. Кто же прогнал лису из заюшкиной избушки? Прослушали мелодию и догадываются.

Это петушок, красиво идет и поет.

- Ку - ка - реку!

Иду в красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису прогнать.

Пошла лиса с печи!

 Вот какой петушок молодец! Голосистый, смелый, добрый и веселый.  Он помог прогнать лису. Теперь они живут вместе и часто играют.

Поиграем с ними в игру «Обмоталочки».  

Дети садятся на стульчики и на руки им завязывается ленточка. Другой конец завязывается на палочке у мам.  Мамы должны по команде наматывать на палочку ленточку. Дети помогают мамам, поддерживают.  Вот какие молодцы наши мамы!

3. Заключительная часть.

Ребята вы рады, что заиньке помогли? Нам тоже стало весело и радостно. Споем вместе с петушком песенку про друзей.  Молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект психокоррекционного занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Секреты волшебных слов»

Цель: Подготовка к социально-бытовой адаптации, интеграции в здоровое общество.

Задачи: Формирование коммуникативно-речевых умений. Раскрытие творческого потенциала. Расширение знаний об окружающем мире.

Оборудование: специальные стулья, столы, мольберт, мягкая игрушка, картины, карандаши, фломастеры.

План занятия. Вводная часть.

Все здороваются. Отмечаем правила приветствия с друзьями и взрослыми

«Привет» Здравствуй!» Все встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим, друг другу в глаза и еще раз скажем волшебные слова: Добрый день! Этими словами мы пожелали, чтобы день у нас был добрым.

Добрый день! – мы вам сказали.

Добрый день! – ответили вы.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Пальцевая гимнастика.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, милый мой дружок!

Всех я вас приветствую!

Как нам всем хорошо, даже нашим пальчикам.

Основная часть.

На свете очень много слов. Хорошие слова помогают человеку. Мы сегодня будем эти слова слушать и говорить.

Игра «Отгадай слово».

Цель: научить правильно употреблять слова приветствия.

Рассмотреть картину и определить, какое время суток на нем нарисовано.

Нужно правильно сказать приветствие.

- Солнышко проснулось.

Проснулся петушок.

И будильник разбудил мишку.

Миша встал и причесался.

Сделал зарядку. Это когда бывает? – утром!

Что мы утром говорим друг другу? «Доброе утро!»

- Солнце выше поднялось.

Мишки играют, гуляют, танцуют.

И на лыжах катаются.

Это когда бывает? – Днем!

Что мы днем говорим друг другу? «Добрый день!»

- На дворе уже темно.

Дети смотрят «Спокойной ночи».

На кроватках лежат, и буду засыпать.

Это когда бывает? – вечером!

Что мы вечером говорим друг другу? «Добрый вечер!»

- Все уснули и тихо вокруг.

Только филин не спит.

Звезды на небе, луна.

Это когда бывает? – ночью!

А ночью мы все спим.

По мелодиям отгадайте какая часть суток. Вечер. День.

Сюрпризный момент.

- Ой, а это кто стучится? Мишка косолапый. Какой он грустный, у него нет настроения, ему никто не сказал добрых хороших слов. Нам нужно ему помочь. Сначала поздороваемся с ним. Что мы ему скажем? Добрый день, Мишка!

А теперь Б. подойдет к мишке и скажет какой мишка добрый, ласковый.

А. подходит и скажет, какой мишка хороший, мягкий.

Д. скажет, какой мишка чудесный, удивительный. Наши мамы помогают. Посмотрите, мишке стало хорошо, он веселый, радостный. И сейчас он готов и петь и танцевать. Просит с ним вместе потанцевать.

Песня-танец «Если нравится тебе, то делай так…».как хорошо повеселились. Скажем мишке «спасибо» и «до свидания».

Выводы: как мы помогли мишке стать таким веселым. Мы говорили ему хорошие слова. Ласковый, нежный, добрый, чудесный, удивительный.

Совместная работа с родителями.

А нам нужны такие слова? Конечно, нужны. Садимся за столы и будем писать хорошие слова на сердечках. Дети сделают волшебный рисунок. Родители читают написанные слова. Мы хотим, чтобы всем было весело, и подарим друг другу открытки. Они согреты теплом добрых и ласковых слов. Пусть они принесут вам радость и добро.

Заключительная часть.

«Мостик дружбы». Дети возвращаются на стульчики, мамы садятся напротив.

Самые близкие и любимые люди сидят рядом с вами. Они скажут вам самые нежные слова. Возьмемся за руки и скажем «Я тебя люблю».

Возьмемся все за руки и пожелаем всем добра.

Будьте добры – говорю вам по секрету.

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры.

Если сумеете – будьте всегда добры!



Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»

Цель: Формировать и стимулировать актуальные формы сотрудничества и взаимодействия с семьей.

1. Вводная часть.  Знакомство и стимуляция эмоционального общения.

Необычное приветствие.

        Садимся вокруг: здороваемся локтями, мизинцами, большими пальцами.

– Вот теперь мы поздоровались до кончиков пальцев и стали немного ближе друг другу.

2. Основная часть. Анализ эмоционального взаимодействия в семье.

А зачем нам нужна эта близость?

– Чтобы успешно поработать, понять друг друга, и чтобы нам было легче общаться!

Хочу вам задать один короткий вопрос:

?        Кто вы?!        | - ответов может быть много.

        Я - …                | - имена, ролевые ответы, профессии, качества и т.д.

        Но сегодня мы будем обсуждать всего один ответ на этот вопрос.

!        Я – родитель.                        |Р – родственник, родной

Сосуд родителей заполнен,                |О – отличный, отец, оптимист

полон положительными                |Д – доверенный, дружелюбный

эмоциями                                        |И – интересный

|Т – теплый, творческий

|Е – единственный

|Л – любимый, любящий

Вы – родитель, у вас родился ребенок. Этот родившийся ребенок попадает не в природную среду, а человеческую, взаимодействует с мамой и родными.

Именно это взаимодействие является первой ступенью в формировании полноценного общения, равно как и пища. Малыш, получающий полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, которые его окружают, плохо развивается не только психически, но и физически.

        Приведу пример из книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» о том, что в Америке и Европе проанализировали случаи смерти младенцев в домах ребенка, и сделаем вывод, что причиной смертности является неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте.

Поэтому, общение в семье – первичный психологический контакт, сначала между членами семьи, должно быть полноценным и гармоничным.

Это, кроме семьи, сделать никто не сможет.

– Так, что такое семья, что она представляет собой. С какими словами, чувствами, предметами, ощущениями, качествами можно ассоциировать.

Давайте попробуем.

-  ИГРА «Ассоциации»

                Все участники делятся на группы, заполняют листы. «Дети» и «Родители».

        Подобрать: предметы, чувства, людей, ощущения, качества.

        Анализ работы.

        Вот мы увидели, что в принципе слово «семья» - ассоциируется с понятиями важными и для родителей и для детей.         Значит, в наших семьях, у каждого из вас есть понимание, которое помогает и вам и вашим детям.

         Общение в семье не постоянно. На каждом жизненном этапе приоритеты в общении меняются соответственно развитию ребенка.

Маленький ребенок – мама родственники,

Дошкольник – сверстники,

Младший школьник – авторитет учителя,

Подросток 12-15 лет – сверстники, …

        Возвращаясь к семье. Как бы не менялись приоритеты, контакт ребенка будет плодотворен и полезен, только если в семье будет лад.

Только если он будет чувствовать себя хорошо, ощущать свою нужность в семье – только тогда он сможет пользоваться своими умениями, достоинствами, чтобы установить полноценный контакт с другими.

Быть нужным семье – что это? Американский психолог, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир отмечает: Быть нужным – чувствовать потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей.         Это мы должны обязательно учесть. Она рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. Это прием безусловного принятия, необходимая нам как пища, они эмоционально питают человека.

        - Игра «Мост дружбы»                

Как нам достичь этого эмоционального равновесия:

Что мы должны делать, как поступать, какие советы давать? Что нам необходимо?

- В первую очередь, научиться самим, организовывать себя. От этого зависит очень много, от нашего настроения, от наших мыслей и чувств, от того, каким я себя представляю. Это наши чувства. Чувство – это то, что может объединить и разобщить людей. Поэтому, сегодня мы поиграем с вами в игры, которые помогут не только узнать новое о своем ребенке, о любом человеке, но и понять их позицию, понять причины и поведения.

Для этого необходимо самим выработать умения, понять и принять самого себя.

- ИГРА «Не в своих санях».

Цель: развивает умения принять иной образ жизни.

Каждому участнику предлагается примерить роль и ответить на вопросы.

Роли:  лягушка,  девочка 5 лет,  старушка-пенсионерка,  мальчик 9 лет,  цыпленок.

Вопросы:  ваша любимая еда, любимые занятия, какими словами, чем вас можно сделать счастливым,  от чего вам будет плохо(чему вы огорчитесь),  что поможет вам быть уверенным.

- ИГРА «Чемодан в дорогу».

Цель: помочь друг другу в умении увидеть себя со стороны.

Поможет родителям увидеть ребенка со стороны, увидеть положительные стороны и отметить отрицательные.

Подберите личностные качества, которые помогут в жизни.

3. Заключение. Подведение итогов занятия, анализ.

- ИГРА «Я вам пишу».        

Цель: актуализация позитивных отношений.         

На листах пишем пожелания каждому. Передаем листы друг другу по ходу солнца. Останавливается игра, когда каждый получит свой листок с пожеланиями.

Мир начинается дома.

Пусть в вашу семью придет счастье, жизнь наполнится радостью, заботой, добротой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Психологическая подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие, посвященное подготовке девиантных подростков к успешной сдаче итоговых экзаменов з...

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Детско-родительские отношения с точки зрения подростков на примере фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие на основе фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».Занятие разработано для ...

Конспект психокоррекционного занятия для старших школьников "Мифы о курении"

Формирование здорового образа жизни среди подростков...

Конспект психокоррекционного занятия с детьми 6 лет с ОНР

Конспект психокоррекционного занятия с детьми 6 лет с ОНР.  Тема: «Животные в лесу».Цели:Коррекционно-образовательные:Закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов, обогащ...

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие  детей с задержкой интеллектуального развития.Форма занятия: микрогруппа, 2 человекВозрастная группа (класс): младший школьный...

Конспект психокоррекционного занятия "Мой внутренний мир"

Конспект психокоррекционного занятия по теме "Мой внутренний мир". Урок был разработан для обучающихся 5 класса с легкой и умеренной умственной отсталостью....

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Занятие разработано для сплочения детского коллектива....