конспекты психокоррекционных занятий
план-конспект урока по теме
Включены конспекты психокоррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и конспект тренинга с родителями имеющими детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект психокоррекционного занятия по сказкотерапии
Тема занятия: « Заюшкина избушка»
Цель: Гармонизация эмоционального состояния, формирование социальной компетентности, совершенствование взаимодействия с окружающими.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу и творческие способности. Развитие координации и снятие мышечного напряжения. Обучение навыкам взаимодействия и улучшение детско-родительских отношений.
Оборудования: специальные стулья, куклы, подносы со льдом, тазики с теплой водой, полотенца, аудио записи, музыкальное сопровождение
План занятия. 1. Вводная часть.
«Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого возьмем ладошку соседа. Посмотрим, друг на друга и скажем: «Доброе утро». Замечательно! А теперь возьмемся за руки покрепче. У нас получился мостик дружбы. И по этому мостику мы с вами попадем в сказочный мир».
2. Основная часть.
Мы очутились в сказочном мире. Давайте посмотрим, что же нам приготовила сказка. Как это сказка называется?
А. Посмотрите, изо льда сделана избушка. А помните, кто жил в этой избушке и что стало с этой избушкой? Это избушка лисы, весна пришла и она растаяла. Давайте посмотрим, как растаяла ледяная избушка.
Дети с родителями играют со льдом и водичкой. Теплой водичкой поливают избушку и он тает.
Посмотрите вокруг. Стоит избушка лубяная. Кто же в ней живет?
Б. Давайте подойдем и посмотрим. Подходят все к избушке. Это кто? Заинька.
Игра: «Сказочный зайка»
Задача. Развитие эмоциональной сферы.
Место игры: свободное расположение на ковре. Сидим по-турецки.
Ход работы. Давайте вспомним, какое настроение было у зайки. Он жил у себя в доме, ему было хорошо. Он был веселый, радостный. А когда его лиса выгнала, какое у него стало настроение? Он стал грустным, обиделся, плакал. А в конце сказки, какое у него стало настроение? Ему помогли, настроение у него стало радостным, веселым. Давайте послушаем музыку и покажем, какое настроение было у зайки.
Вот какие вы молодцы!
В. А теперь послушайте и вспомните. Кто это решил помочь зайке?
Это идет старый медведь. Давайте встанем и покажем, как медведь идет.
Игра: «Тень»
Задача. Снятие мышечного напряжения и развитие координации (для детей с 5 лет).
Ход работы. Вначале детям предлагаются посмотреть две совершенно одинаковые фигуры «медведя». Определить какая из них тень. А что тень делает? Повторяет все движения.
Вторая часть задания. Дети встают в ряд и должны изобразить разные движения медведя: поднимает руки вверх, хлопает, неожиданно поворачивается в сторону, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Они — его тень и должны четко повторять за ним движения.
Роль медведя играют родители.
Молодцы мамы и дети, помогли друг другу.
Г. Садимся на стульчики и слушаем. Кто же прогнал лису из заюшкиной избушки? Прослушали мелодию и догадываются.
Это петушок, красиво идет и поет.
- Ку - ка - реку!
Иду в красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису прогнать.
Пошла лиса с печи!
Вот какой петушок молодец! Голосистый, смелый, добрый и веселый. Он помог прогнать лису. Теперь они живут вместе и часто играют.
Поиграем с ними в игру «Обмоталочки».
Дети садятся на стульчики и на руки им завязывается ленточка. Другой конец завязывается на палочке у мам. Мамы должны по команде наматывать на палочку ленточку. Дети помогают мамам, поддерживают. Вот какие молодцы наши мамы!
3. Заключительная часть.
Ребята вы рады, что заиньке помогли? Нам тоже стало весело и радостно. Споем вместе с петушком песенку про друзей. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Конспект психокоррекционного занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
«Секреты волшебных слов»
Цель: Подготовка к социально-бытовой адаптации, интеграции в здоровое общество.
Задачи: Формирование коммуникативно-речевых умений. Раскрытие творческого потенциала. Расширение знаний об окружающем мире.
Оборудование: специальные стулья, столы, мольберт, мягкая игрушка, картины, карандаши, фломастеры.
План занятия. Вводная часть.
Все здороваются. Отмечаем правила приветствия с друзьями и взрослыми
«Привет» Здравствуй!» Все встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим, друг другу в глаза и еще раз скажем волшебные слова: Добрый день! Этими словами мы пожелали, чтобы день у нас был добрым.
Добрый день! – мы вам сказали.
Добрый день! – ответили вы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Пальцевая гимнастика.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, милый мой дружок!
Всех я вас приветствую!
Как нам всем хорошо, даже нашим пальчикам.
Основная часть.
На свете очень много слов. Хорошие слова помогают человеку. Мы сегодня будем эти слова слушать и говорить.
Игра «Отгадай слово».
Цель: научить правильно употреблять слова приветствия.
Рассмотреть картину и определить, какое время суток на нем нарисовано.
Нужно правильно сказать приветствие.
- Солнышко проснулось.
Проснулся петушок.
И будильник разбудил мишку.
Миша встал и причесался.
Сделал зарядку. Это когда бывает? – утром!
Что мы утром говорим друг другу? «Доброе утро!»
- Солнце выше поднялось.
Мишки играют, гуляют, танцуют.
И на лыжах катаются.
Это когда бывает? – Днем!
Что мы днем говорим друг другу? «Добрый день!»
- На дворе уже темно.
Дети смотрят «Спокойной ночи».
На кроватках лежат, и буду засыпать.
Это когда бывает? – вечером!
Что мы вечером говорим друг другу? «Добрый вечер!»
- Все уснули и тихо вокруг.
Только филин не спит.
Звезды на небе, луна.
Это когда бывает? – ночью!
А ночью мы все спим.
По мелодиям отгадайте какая часть суток. Вечер. День.
Сюрпризный момент.
- Ой, а это кто стучится? Мишка косолапый. Какой он грустный, у него нет настроения, ему никто не сказал добрых хороших слов. Нам нужно ему помочь. Сначала поздороваемся с ним. Что мы ему скажем? Добрый день, Мишка!
А теперь Б. подойдет к мишке и скажет какой мишка добрый, ласковый.
А. подходит и скажет, какой мишка хороший, мягкий.
Д. скажет, какой мишка чудесный, удивительный. Наши мамы помогают. Посмотрите, мишке стало хорошо, он веселый, радостный. И сейчас он готов и петь и танцевать. Просит с ним вместе потанцевать.
Песня-танец «Если нравится тебе, то делай так…».как хорошо повеселились. Скажем мишке «спасибо» и «до свидания».
Выводы: как мы помогли мишке стать таким веселым. Мы говорили ему хорошие слова. Ласковый, нежный, добрый, чудесный, удивительный.
Совместная работа с родителями.
А нам нужны такие слова? Конечно, нужны. Садимся за столы и будем писать хорошие слова на сердечках. Дети сделают волшебный рисунок. Родители читают написанные слова. Мы хотим, чтобы всем было весело, и подарим друг другу открытки. Они согреты теплом добрых и ласковых слов. Пусть они принесут вам радость и добро.
Заключительная часть.
«Мостик дружбы». Дети возвращаются на стульчики, мамы садятся напротив.
Самые близкие и любимые люди сидят рядом с вами. Они скажут вам самые нежные слова. Возьмемся за руки и скажем «Я тебя люблю».
Возьмемся все за руки и пожелаем всем добра.
Будьте добры – говорю вам по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры.
Если сумеете – будьте всегда добры!
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»
Цель: Формировать и стимулировать актуальные формы сотрудничества и взаимодействия с семьей.
1. Вводная часть. Знакомство и стимуляция эмоционального общения.
Необычное приветствие.
Садимся вокруг: здороваемся локтями, мизинцами, большими пальцами.
– Вот теперь мы поздоровались до кончиков пальцев и стали немного ближе друг другу.
2. Основная часть. Анализ эмоционального взаимодействия в семье.
А зачем нам нужна эта близость?
– Чтобы успешно поработать, понять друг друга, и чтобы нам было легче общаться!
Хочу вам задать один короткий вопрос:
? Кто вы?! | - ответов может быть много.
Я - … | - имена, ролевые ответы, профессии, качества и т.д.
Но сегодня мы будем обсуждать всего один ответ на этот вопрос.
! Я – родитель. |Р – родственник, родной
Сосуд родителей заполнен, |О – отличный, отец, оптимист
полон положительными |Д – доверенный, дружелюбный
эмоциями |И – интересный
|Т – теплый, творческий
|Е – единственный
|Л – любимый, любящий
|Ь
Вы – родитель, у вас родился ребенок. Этот родившийся ребенок попадает не в природную среду, а человеческую, взаимодействует с мамой и родными.
Именно это взаимодействие является первой ступенью в формировании полноценного общения, равно как и пища. Малыш, получающий полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, которые его окружают, плохо развивается не только психически, но и физически.
Приведу пример из книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» о том, что в Америке и Европе проанализировали случаи смерти младенцев в домах ребенка, и сделаем вывод, что причиной смертности является неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте.
Поэтому, общение в семье – первичный психологический контакт, сначала между членами семьи, должно быть полноценным и гармоничным.
Это, кроме семьи, сделать никто не сможет.
– Так, что такое семья, что она представляет собой. С какими словами, чувствами, предметами, ощущениями, качествами можно ассоциировать.
Давайте попробуем.
- ИГРА «Ассоциации»
Все участники делятся на группы, заполняют листы. «Дети» и «Родители».
Подобрать: предметы, чувства, людей, ощущения, качества.
Анализ работы.
Вот мы увидели, что в принципе слово «семья» - ассоциируется с понятиями важными и для родителей и для детей. Значит, в наших семьях, у каждого из вас есть понимание, которое помогает и вам и вашим детям.
Общение в семье не постоянно. На каждом жизненном этапе приоритеты в общении меняются соответственно развитию ребенка.
Маленький ребенок – мама родственники,
Дошкольник – сверстники,
Младший школьник – авторитет учителя,
Подросток 12-15 лет – сверстники, …
Возвращаясь к семье. Как бы не менялись приоритеты, контакт ребенка будет плодотворен и полезен, только если в семье будет лад.
Только если он будет чувствовать себя хорошо, ощущать свою нужность в семье – только тогда он сможет пользоваться своими умениями, достоинствами, чтобы установить полноценный контакт с другими.
Быть нужным семье – что это? Американский психолог, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир отмечает: Быть нужным – чувствовать потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Это мы должны обязательно учесть. Она рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. Это прием безусловного принятия, необходимая нам как пища, они эмоционально питают человека.
- Игра «Мост дружбы»
Как нам достичь этого эмоционального равновесия:
Что мы должны делать, как поступать, какие советы давать? Что нам необходимо?
- В первую очередь, научиться самим, организовывать себя. От этого зависит очень много, от нашего настроения, от наших мыслей и чувств, от того, каким я себя представляю. Это наши чувства. Чувство – это то, что может объединить и разобщить людей. Поэтому, сегодня мы поиграем с вами в игры, которые помогут не только узнать новое о своем ребенке, о любом человеке, но и понять их позицию, понять причины и поведения.
Для этого необходимо самим выработать умения, понять и принять самого себя.
- ИГРА «Не в своих санях».
Цель: развивает умения принять иной образ жизни.
Каждому участнику предлагается примерить роль и ответить на вопросы.
Роли: лягушка, девочка 5 лет, старушка-пенсионерка, мальчик 9 лет, цыпленок.
Вопросы: ваша любимая еда, любимые занятия, какими словами, чем вас можно сделать счастливым, от чего вам будет плохо(чему вы огорчитесь), что поможет вам быть уверенным.
- ИГРА «Чемодан в дорогу».
Цель: помочь друг другу в умении увидеть себя со стороны.
Поможет родителям увидеть ребенка со стороны, увидеть положительные стороны и отметить отрицательные.
Подберите личностные качества, которые помогут в жизни.
3. Заключение. Подведение итогов занятия, анализ.
- ИГРА «Я вам пишу».
Цель: актуализация позитивных отношений.
На листах пишем пожелания каждому. Передаем листы друг другу по ходу солнца. Останавливается игра, когда каждый получит свой листок с пожеланиями.
Мир начинается дома.
Пусть в вашу семью придет счастье, жизнь наполнится радостью, заботой, добротой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Психологическая подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов».
Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие, посвященное подготовке девиантных подростков к успешной сдаче итоговых экзаменов з...
Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Детско-родительские отношения с точки зрения подростков на примере фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».
Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие на основе фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».Занятие разработано для ...
Конспект психокоррекционного занятия для старших школьников "Мифы о курении"
Формирование здорового образа жизни среди подростков...
Конспект психокоррекционного занятия с детьми 6 лет с ОНР
Конспект психокоррекционного занятия с детьми 6 лет с ОНР. Тема: «Животные в лесу».Цели:Коррекционно-образовательные:Закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов, обогащ...
Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.
Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.Форма занятия: микрогруппа, 2 человекВозрастная группа (класс): младший школьный...
Конспект психокоррекционного занятия "Мой внутренний мир"
Конспект психокоррекционного занятия по теме "Мой внутренний мир". Урок был разработан для обучающихся 5 класса с легкой и умеренной умственной отсталостью....
Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности
Занятие разработано для сплочения детского коллектива....