Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 7 класса
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 7 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_makartseva_7_klass.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №65
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО ____.____. 2018 г. Директор ГКОУ СКШИ № 65
Председатель МО ___________ ________________\С.И. Перепелкина\
\___________________________\ ______.______________.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи.
ДЛЯ 7 «Г» КЛАССА
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель-дефектолог
Макарцева М.Д.
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа индивидуальных занятий.
Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе-интернате. Отсюда вытекает необходимость составления рабочей программы коррекционной направленности.
Программа коррекционной работы в 7 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ (глухих детей). Данная программа состоит из двух разделов:
- Формирование речевого слуха;
- Формирование произносительной стороны речи;
Формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи у глухих детей тесно связаны между собой. Формирование произносительной стороны речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения обучающихся.
Система работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи строится на основе дифференцированного подхода к обучению обучающихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции, индивидуальные и психофизические возможности детей.
Авторская программа адаптирована с учетом требований федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ и учетом индивидуальных психофизических возможностей глухих детей.
Цель рабочей программы:
Формирование навыков восприятия и воспроизведение речи, осуществляемое в ходе всего учебно-воспитательного процесса и практическое овладение речевыми навыками.
Задачи программы:
- формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи;
- развитие остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи и ее коммуникативной функции.
- обогащение, пополнение, расширение словарного запаса обучающихся и его активизация.
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Общая характеристика предмета
Основу формирования речевого слуха составляют умения неслышащих детей воспринимать определенный речевой материал на слух и слухозрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому материалу, а также - интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха, использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения.
Развитие речевого слуха осуществляется в процессе специально организованного обучения восприятию речевого материала на слух. На специальных индивидуальных занятиях в 7 классе основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухозрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.
Материал программы считается усвоенным, если учащиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.
На индивидуальных занятиях происходит обучение учащихся различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов. Основные способы восприятия — слухо-зрительный и слуховой. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Широко используются таблички с печатным текстом.
Обучение произношению включает в себя формирование и развитие внятной и членораздельной речи, приближающей к естественному звучанию.
Задачей обучения произношению в является формирование у обучающихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи.
Формирование произносительных навыков осуществляется на всех учебно-воспитательных занятиях, включая индивидуальные, при постоянном речевом общении с учителем (воспитателем), с использованием специальных приемов. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе.
Место предмета в учебном плане
Программный материал рассчитан на 3 часа в неделю и изучается 1 год в объёме 102 часа на одного обучающегося.
Категория обучающихся: учащиеся ГКОУ СКШИ №65. Глухие обучающиеся.
Ценностные ориентиры курса
Основное назначение коррекционного курса состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное общение с другими людьми. Этот курс формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции — важнейшая задача современной коррекционной школы.
В процессе обучения у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к речи, стремление к ее использованию, понимание того, что правильная устная является показателем общей культуры человека. На уроках ученики получают начальное представление о нормах речи и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Результаты изучения курса
Личностные, включающие: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные, включающие: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Предметные:
- произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы, тембра ( под контролем учителя и самостоятельно);
- передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания(радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др.), используя естественные невербальные средства коммуникации ( прежде всего соответствующие выражению лица, естественные жесты);
- произносить слова слитно ( включая разного типа сочетания согласных в одном слове и на стыке слов), с ударением, реализовывать возможности воспроизведения звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдать указанные выше орфоэпические правила;
- короткие фразы, состоящие из 2-3 слов произносить слитно ( на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы( слова или группа слов до 6-8 слогов), выделять логическое ударение;
- реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя), использовать в речевом общении элементарные невербальные средства коммуникации ( с помощью учителя).
Содержание рабочей программы
- Работа над дыханием;
- Работа над голосом;
- Различение и воспроизведение ритмико-интонационной структуры речи;
- Воспроизведение в речевом материале основных звуков;
- Произнесение слов слитно без призвуков, коротких фраз;
- Применение орфоэпических правил;
- Различение на слух слов при выборе из 2-3-4-5 слов;
- Различать и опознавать на слух слова и фразы, связанные с организацией занятий, математическими представлениями;
- Воспринимать и воспроизводить небольшие тексты.
В процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи используются речевой материал по темам:
1. Тема « Летние каникулы».
2. Тема « Сезонные изменения природы».
3. Тема: "Наша Родина".
4. Тема: "Фразы, связанные с учебной деятельностью".
5. Тема " Здоровье".
6. Тема "Праздники".
7. Тема " Москва- столица нашей родины".
8. Тема: " День защитника отечества".
9. Тема " Международный женский день".
10. Тема " Сезонные изменения в природе".
11. Тема " День космонавтики".
12. Тема: "Столовая".
13. Тема: " День победы".
Календарно тематическое планирование.
Первое полугодие. | |||||
№ | Тема | Содержание материала | Методические приемы | Дидактический материал | Календарные сроки |
Проведение диагностики (обследовние). | 1.Обследование слухо-зрительного восприятия слов; 2. Обследование зрительного восприятия слов; 3. Обследование слухового восприятия слов; 4. Обследование слухо-зрительного восприятия фраз. 5. Обследование восприятия фраз на слух. 6. Аналитическая проверка произношения. 7. Обследование самостоятельной устной речи. |
|
| Сентябрь. | |
1. | Тема « Летние каникулы». 1) Текст « В лагере». | Словарь: Лагерь, река, река Волга, площадка, купаться, искупаться, костёр, на берегу реки, на берегу Волги, спортивная площадка, купаться в море (реке), море, загорать на солнце. Фразы, вопросы: 1. Где находился лагерь? 2. Покажи на карте Волгу. 3. Кто отдыхал в лагере? 4. Что сделали ребята в первый же день? 5. Что сделали ребята вечером? 6. Составь предложения по схеме: Какой? Что? Что о нём говорится? Где? 7. Придумай заголовок к тексту словосочетанием, (одним словом, предложением). 8. Послушай заголовки, который придумала я. 9. Куда ты летом ездил(а) отдыхать? 10. Где ты провел(а) свои летние каникулы? 11. Как ты отдохнул(а) летом? 12. Ты был(а) в лагере (в деревне)? 13. Ты отдыхал(а) в лагере? 14. Ты летом купался(лась)? 15. Какой летний вид спорта тебе нравится? 16. Каким летним видом спорта ты занимаешься? 17. Тебе нравится……( Ты умеешь играть в футбол, волейбол, баскетбол)? 18. У нас в школе есть спортивная площадка? |
|
| Сентябрь. |
2. | Тема « Сезонные изменения природы». 2) Текст «Лес в сентябре». | Словарь: Природа, лес, лист-листья, гриб-грибы, юг, север, запад, восток, птицы, воздух, яркий, появляться, наряжаться, чистый, прохладный, стаи птиц, чистый, прохладный, воздух, новые краски. Фразы, вопросы: 1. Послушай текст и повтори. Посмотри на картинки. 2. Почему осенью всё обновляется? 3. Какие краски появляются в природе осенью? 4. Составь предложения по схеме: Кто? Что делает? Куда? Какие? Что? Что о них говорится? Где? 5. Придумай к тексту заголовок одним словом (словосочетанием, предложением). 6. Послушай заголовки, которые придумала я. 7. Составь предложения, состоящие из существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения. 8. Слушай и повторяй: осенью всё обновляется. Осенью появляются новые краски в природе. Осенью лес наряжается. Осенью окраска листьев становится яркой. Птицы стаями улетают на юг. |
|
| Сентябрь. |
3. | Тема: "Наша Родина". 3) Текст "Наша Родина". 4) Текст " Родина". 5) Стихотворение " Вот земля родная". | Словарь: Родина, равнина- равнины, гора- горы, лес- леса, река- реки, море- моря, озеро- озёра, город- города, село -сёла, народ- народы, бесконечные равнины, богатые леса, могучие реки, красивые реки ( моря, озёра, города, сёла), наша Родина, моя Родина. Земля, край, страна, Россия, океан- океаны, земля родная, милые края, чудесная страна, три океана. Фразы, вопросы: 1. Послушай и повтори текст. 2. Как называется наша страна? 3. Подбери картинки к тексту. 4. Подбери к слову бесконечные слова близкие по значению. 5. Составь (напиши) предложение с прилагательным бесконечный (могучий, красивый, дружный) в роли определения. 6. Назови глагол "любим" в неопределенной форме. 7. О чём говорится в стихотворении? |
|
| Октябрь. |
4. | Тема: "Фразы, связанные с учебной деятельностью". | Фразы, вопросы:
|
|
| В течение полугодия. |
5. | Тема " Здоровье". 6) Диалог " У врача". 7) Текст "О вреде курения". | Словарь: Температура, грипп , лекарство , градусник, аптека, чай с вареньем, чай с ромашкой, чай с лимоном, с мёдом. |
|
| Ноябрь. |
6. | Тема "Праздники". 8) Текст "Новый год". | Словарь: Ёлка- ёлки, лампочка- лампочки, звезда, сиять, блестеть, гореть, игрушки, шар- шары, клоун, медвежонок, петушок, снегурочка, новый год, школьные каникулы, зимние каникулы, дни, яркая, огни. Фразы, вопросы:
|
|
| Декабрь. |
Второе полугодие. | |||||
7. | Тема " Москва- столица нашей родины". 9) Текст "Москва". | Словарь: Родина, столица, памятник, Красная площадь, Кремль, основал, любоваться. Фразы, вопросы:
|
|
| Январь. |
8. | Тема: " День защитника отечества". 10) Текст " Моё отечество - Россия". 11) Текст " Защитник отечества". 12) Текст " Армия". | Словарь: Солдат, офицер, разведчик, пограничник, моряк, танкист, защищать, Родина, отечество, смелый, ловкий, сильный, умный, "Русь", " Матушка- Русь", " Святая Русь", " отчий дом", национальность, защищать, слава. Фразы, вопросы:
|
|
| Февраль. |
9. | Тема " Международный женский день". Фразы разговорно - обиходного характера. 13) Диалог " С 8 марта". | Словарь: 8-е марта, Международный женский день, подарок, поздравлять- поздравляю. Фразы, вопросы:
|
|
| Март. |
10. | Тема " Сезонные изменения в природе". 14) Текст "Весна в нашей стране". | Словарь: Птица- птицы, зверь- звери, животные, бродить, искать, голодный, лес, поле, ближе- близко, мороз, ветер, стая, отлёт- улетать- прилетать, шумят метели, трещат морозы. Фразы, вопросы:
|
|
| Март. |
11. | Тема: " День космонавтики". 15) Текст " День космонавтики". | Словарь: Космос, космонавт, гордимся, полёт, ракета. Фразы, вопросы:
|
|
| Апрель. |
12. | Тема: "Столовая". 16) Текст "Пора накрывать на стол". | Словарь: Скатерть, прибор, посередине, середина, накрыть, сложить, разложить, помоги, помогать, расставить, закуска. Фразы, вопросы: Расскажи как Оля помогала маме накрыть на стол? Почему на стол лучше поставить небольшой букет? О чём мама попросила Олю потом? А ты умеешь накрывать на стол? Расскажи как ты помогал(а) своей маме накрывать на стол. Найди глаголы со звуком... Найди в тексте глаголы в неопределённой форме. Найди существительные во множественном числе. |
|
| Апрель. |
13. | Тема " День Победы". 17) Текст " День победы". | Словарь: Победа, война, нападать, война окончена, праздновать победу, фашизм, рабство, свобода, нападать, заграждения, защиты, вооружённый. Фразы, вопросы:
|
|
| Май. |
Проведение диагностики (обследовние). | 1.Обследование слухо-зрительного восприятия слов; 2. Обследование зрительного восприятия слов; 3. Обследование слухового восприятия слов; 4. Обследование слухо-зрительного восприятия фраз. 5. Обследование восприятия фраз на слух. 6. Аналитическая проверка произношения. 7. Обследование самостоятельной устной речи. |
|
| Май. |
1. Тема « Летние каникулы».
1) Текст « В лагере».
Лагерь находился на берегу Волги в сосновом лесу. Сюда приехали ребята из разных концов нашей страны. В первый же день ребята познакомились с лагерем, разметили спортивную площадку. Затем они пошли на Волгу искупаться. Вечером на большой поляне зажгли весёлый костёр.
2. Тема « Сезонные изменения природы».
2) Текст «Лес в сентябре».
Всё обновляется осенью. Новые краски появляются в природе. Лес наряжается. Становится яркой окраска деревьев. Шляпки грибов сделались красными, коричневыми и жёлтыми. Стайки птиц готовятся к отлёту на юг. Стоит чистый, прохладный воздух.
3. Тема: "Наша Родина".
3) Текст "Наша Родина".
Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, богатые леса, могучие горы, красивые реки, моря, озёра, города, сёла. Наша Родина-это дружная семья.
4) Текст " Родина".
Мы любим свою Родину. В нашей стране живут разные народы. Обь, Енисей, Лена, Амур- самые крупные реки Сибири. Волга- Самая большая река Европы. Волга впадает в Каспийское море. Амр- самая длинная река в нашей стране.
5) Стихотворение " Вот земля родная".
Вот земля родная,
милые края.
Светлая, большая
Родина моя!
Нет страны чудесней,
нет земли милей.
В самых лучших песнях
Мы поём о ней.
А. Шибицкая.
4. Тема: "Фразы, связанные с учебной деятельностью".
5. Тема " Здоровье".
6) Диалог " У врача".
- Можно?
-Можно, входите. Здравствуйте, как вас зовут?
- Здравствуйте, меня зовут Костя Комаров.
- Что у вас болит?
- У меня температура, болит голова и горло.
- Берите градусник, меряйте температуру. Покажите горло (Скажите а-а-а).
- А-а-а!
- Так, на градуснике 37.9 Все ясно. У вас грипп.
- Чем лечиться?
- Это лекарство три раза в день - это от температуры. Его можно купить в аптеке. Пейте много чая с вареньем, чая с ромашкой, чая с лимоном, с мёдом.
- Спасибо, До свидания!
- До свидания!
7) Текст "О вреде курения".
6. Тема "Праздники".
8) Текст " Новый год".
Ёлка сияла разноцветными огнями. На её верхушке блестела яркая красная звезда. Горели электрические лампочки. Среди густой зелени висели стеклянные шары. А сколько красивых игрушек.
7. Тема " Москва- столица нашей родины".
9) Текст "Москва".
Я москвич, потому что живу в городе Москве. Москва- столица России. Юрий Долгорукий в 1147 году основал Москву. Памятник Юрию Долгорукому стоит на Тверской улице. В центре столицы находится Красная площадь, Кремль, Александровский сад. В Москве много музеев, памятников, парков. В Москве большое и красивое метро. В Москву приезжают люди из разных стран, чтобы полюбоваться на город. Я люблю свой город, потому что я живу и учусь в Москве.
8. Тема: " День защитника отечества".
10) Текст " Моё отечество - Россия".
Мы живём в огромной прекрасной стране. Наша Родина- Россия, а мы, живущие в ней - россияне. По- разному называют люди Росси: "Русь", " Матушка- Русь", " Святая Русь". А ещё Родину называют "отечество", " отчизна", "отчий дом". Россияне должны любить свою Родину Россию, беречь её природу, сохранять её богатства, не загрязнять леса, реки, озёра, не допускать пожаров, и самое главное - защищать нашу Родину от врагов.
11) Текст " Защитник отечества".
Есть такая трудная и опасная профессия - Родину защищать. Кто защищает Родину, "отчий дом"? Это, конечно, Российская Армия и весь народ, который всегда поддерживает свою Армии. Только всем весте можно победить хитрого врага. И 23 февраля звучит салют - добрая память о силе и славе наших защитников - наших генералов, офицеров, солдат.
12) Текст " Армия".
Армия защищает отечество. В Армии служат моряки, танкисты, лётчики, ракетчики. Солдаты подчиняются офицерам. Наш президент - главный военно командующий. В Армии строгая дисциплина. В Армии служат солдаты разных национальностей.
9. Тема " Международный женский день".
13) Диалог " С 8 марта".
10. Тема " Сезонные изменения в природе".
14) Текст "Весна в нашей стране".
Наша Родина (страна) очень велика. В нашей огромной стране весна (лето, осень, зима) приходит не в одно и то же время. В марте на побережье Северного Ледовитого океана ещё зима. В марте на юге нашей страны зеленеет трава, стаи птиц готовятся к отлёту в родные края. Птицы стаями прилетают с юга. Весну открывают птицы.
11. Тема " День космонавтики".
15) Текст " День космонавтики".
12 апреля- День космонавтики. Юрий Гагарин открыл дорогу в космос. Он первым совершил свой полёт на ракете. Мы гордимся тем, что это было в нашей стране.
12. Тема: "Столовая".
16) Текст "Пора накрывать на стол".
Оля помогала маме накрывать на стол. Она постелила на стол чистую скатерть. Потом поставила на стол небольшой букет, чтобы цветы никому не мешали. Затем она расставила тарелки. Около каждой тарелки она положила ножи и вилки. Вилки она положила слева, а ножи справа. Потом она помогла маме расставить закуску.
13. Тема: " День победы".
17) Текст " День победы".
9 мая наш народ отмечает День Победы. 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР. Фашистская Германия - злой, хитрый, сильный, вооружённый враг. Фашисты убивали наших солдат, детей, женщин и стариков. Фашистская армия подошла близко к столице нашей Родины - Москве. Для защиты москвичи строили заграждения на улицах Москвы. 9 мая 1945 года торжественно праздновали День победы. Великая Отечественная война продолжалась почти 4 года. Победа в Великой Отечественной войне спасла нас от фашистского рабства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи
рабочая учебная программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи предназначена для индивидуальной работы со слабослышащими обучающимися 3 класса...
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 1 ИУП класса
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для учеников 1 года обучения...
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 4 класса
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 4 года обучения....
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 9 класса
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 11 год обучения...
Речевая конференция "Здравствуй, лето!". Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". Вариант 2.2
Речевая конференция. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". Вариант 2.2...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 1 класс
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха. 1 класс...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 3 класс
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха 3 класс...