Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 1 ИУП класса
рабочая программа
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для учеников 1 года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_i.o.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №65
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО ____.____. 2018 г. Директор ГКОУ СКШИ № 65
Председатель МО ___________ ________________\С.И. Перепелкина\
\___________________________\ ______.______________.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи.
ДЛЯ УЧЕНИКА 1 ИУП КЛАССА
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель-дефектолог
Макарцева М.Д.
2018 год
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа индивидуальных занятий.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по ФГОС.
- для педагогических работников ГКОУ СКШИ №65 программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации ГКОУ СКШИ №65 программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся ГКОУ СКШИ №65. Глухие обучающиеся с дополнительными нарушениями развития.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: проверочные обследования.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации. Речевой материал, представленный в программе может быть изменен (сокращение объема текстов, упрощение лексического содержания) в зависимости от индивидуальных особенностей общего и речевого развития учащегося. Программа разработана на основе авторских программ по развитию речевого слуха (РРС) Е.П. Кузьмичевой, И.Ф. Федосовой и формирование произносительной стороны речи (ФПСР) Н.Ф. Слезиной и Е.З. Яхниной для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (2005). Логика изложения материала полностью соответствует требованиям концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ части 1.4 и учетом индивидуальных психофизических возможностей глухих детей с умственной отсталостью, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального обучения речи.
Авторская программа адаптирована с учетом требований Специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ части 1.4 и учетом индивидуальных психофизических возможностей глухих детей с умственной отсталостью.
Развитие речевого слуха в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие коммуникационной компетенции, формированию «речевого поведения» глухого школьника
- формирование и развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной речи и естественных жестов;
- формирование элементарных операций наглядно-образной мыслительной деятельности: сравнение, обобщение;
- повышение уровня общего развития;
- коррекция познавательной деятельности с опорой на практическую деятельность;
- обеспечение формирования жизненных компетенций, способствующих получению образования и социальной адаптации обучающихся.
Формирование произносительной стороны речи в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, слитно произносить слова, фразы;
- формирование голоса нормальной высоты, силы, тембра;
- формирование умений воспроизводить в речевом материале звуки русского языка;
- формирование умений произносить слова и фразы слитно, в темпе, приближающемся к нормальному, соблюдая ударение в словах и логическое ударение во фразах, соблюдая звуковой состав и орфоэпические правила русского языка;
- формирование навыка самоконтроля при воспроизведении речевого материала.
Исходя из общих положений концепции специального образования, курс развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи призван решать следующие задачи:
- развитие у глухих школьников речевого слуха;
- создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
- обучение учащихся различать, опознавать и распознавать на слух речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги;
- формирование внятной, членораздельной речи;
- воспроизведение речевого материала достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы, тембра;
- формирование умений передавать различные эмоциональные оттенки высказываний;
- формирование набора необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
Ведущие принципы развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой психофизического развития глухих детей с УО придается учету их возрастных и индивидуальных особенностей и реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
В основу формирования произносительной стороны речи и развития речевого слуха начального общего образования глухих обучающихся положены следующие принципы:
-принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
(Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
-принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
-принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования глухих обучающихся;
-принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области».
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения слабослышащими и позднооглохшими детьми всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
-принцип сотрудничества с семьей.
Учебно-методическое обеспечение
- Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. - М.: ВЛАДОС, 2008.
- Интернет-ресурсы.
- Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников на индивидуальных занятия: пособие для учителя. Орел: ООО «Горизонт», 2013.
- Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учебное пособие для студентов учрежд. высш. проф. образования /Под ред. Н.М. Назаровой — М.: Академия, 2011.
- Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников: пособие для учителя. - М.:ЭНАС, 2003.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М., Просвещение, 1995.
- Речицкая Е.Г., Гущина Т.К. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. с, 2014.
Общая характеристика курса
Целенаправленная работа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи осуществляется с учетом задач развития у глухих детей личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при реализации преемственности в образовательно-коррекционном процессе.
Одной из основных организационных форм обучения глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи являются индивидуальные занятия, позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей развития каждого ученика.
Место курса в учебном плане
На развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи на ученика начальной по 2 ч. в неделю. Курс рассчитан на ч. в год.
Результаты изучения курса.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Результаты освоения коррекционного курса «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» должны отражать:
- Овладение умениями пользоваться слуховыми аппаратами.
- Наличие условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы разной частоты и интенсивности (с индивидуальными слуховыми аппаратами) с учетом возможностей обучающегося.
- Развитие умений различать и опознавать на слух (без слуховых аппаратов и с индивидуальными слуховыми аппаратами) доступные звучания музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух громкости звуков, количества, продолжительности их звучания (кратко, долго), слитности, темпа, ритмов, высоты звучания.
- Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира (с использованием индивидуальных слуховых аппаратов):
А) социально значимых бытовых и городских шумов;
Б) природных звучаний и шумов.
- Слухозрительное восприятие знакомого речевого материала, необходимого в учебной внеурочной деятельности (Фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов).
- Развитие речевого слуха, т.е. умений различать, опознавать и распознавать речевой материал (знакомые и необходимые в общении фразы, слова и словосочетания, по - возможности, короткие тексты).
- Овладение произношением (с учетом индивидуальных возможностей) - речевым дыханием, голосом нормальной высоты, силы и тембра, темпом речи, звуковой и ритмико - интонационной структурами речи; соблюдение орфоэпических правил (по знаку, образцу учителя, самостоятельно в знакомых словах).
- Умение произносить достаточно внятно, с учетом произносительных возможностей, отработанные слова и короткие фразы, необходимые для общения на уроках и во внеурочное время.
- Содержание учебного предмета
- Выработка условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы.
- Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии сначала слухозрительно, а затем на слух (без аппаратов и с использованием индивидуальных слуховых аппаратов) звучания музыкальных инструментов, речевых стимулов. Формирование условной двигательной реакции при восприятии на слух аудиозаписей бытовых шумов (телефонный звонок, звонок в дверь и др.); городских шумов (сигналы городского транспорта и др.); голосов домашних животных (лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки и др.). Определение расстояния, на котором ученик реагирует на данные речевые стимулы.
- Обучение различению и опознаванию на слух неречевых звучаний.
- Формирование различения (и опознавания - с учетом индивидуальных возможностей) слухозрительно и на слух и воспроизведение движениями звучаний музыкальных инструментов (игрушек), резко противопоставленных по высоте и тембру сначала при выборе из двух (барабан-свисток, металлофон-бубен, гармошка-бубен, гармошка-шарманка и др.), затем с постепенным увеличением выбора.
- Формирование различения и опознавания сначала слухозрительно и на слух при выборе из двух, затем трех звучаний и воспроизведение движениями и голосом: многократных и однократных звучаний (один – много), длительности звучаний (кратко – долго), темпа звучаний (быстрый, медленный, умеренный), степени интенсивности звучания (громко, тихо, негромко), высоты звучаний. (Источники звучания - музыкальные инструменты, игрушки, доступные слуховому восприятию обучающихся).
- Формирование различения и опознавания на слух доступных по звучанию неречевых звуков окружающего мира при прослушивании аудиозаписей и естественных звучаний бытовых шумов (шумы бытовой техники, звонок мобильного телефона, стук в дверь и др.); городских шумов (сигналы городского транспорта, сигналы машин службы помощи – скорая, пожарная, милиция, свисток милиционера и др.); голосов домашних животных и птиц, шумов, связанных с явлениями природы (раскаты грома, шум дождя).
- Обучение различению и опознаванию на слух речевых звучаний.
- Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны.
- Формирование внимания к лицу говорящего.
- Побуждение обучающихся к устной коммуникации на уровне их произносительных возможностей. Формирование различения и опознавания (слухо-зрительно и на слух) знакомых и необходимых в общении слов и коротких фраз (сначала при выборе из двух – трех с последующим увеличением выбора с учетом возможностей обучающихся).
- Подражание движениям фонетической ритмики и артикуляционным движениям.
- Формирование и развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы (сопряжено с учителем, отраженно и самостоятельно).
- Формирование голоса нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра. Формирование и развитие умений воспроизведения звукового состава речи.
- С учетом возможностей обучающихся формирование и развитие ритмико - интонационной структурой речи - слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур - паузация, темп, громкость, ритмическая и, по возможности, мелодическая структура речи (сопряжено с учителем, отраженно и самостоятельно).
- Воспроизведение речевого материала эмоционально при использовании в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (выражение лица, поза, пластика) (по подражанию учителю и самостоятельно).
- Тематическое планирование
Календарно –тематическое планирование по формированию речевого слуха на год.
№ | Тема | Примерный речевой материал | Сроки |
1. | Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух неречевых стимулов | Барабан, бубен, дудка | Октябрь, ноябрь. |
2. | Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов | Папапа Пупупу | Декабрь. |
3. | Различение и распознавание слов при выборе из 1-5. | Дом-собака-тетрадь-мяч-авто, авто-мама-ручка- тетрадь-папа и др. | Январь, февраль. |
4. | Различение и опознавание фраз связанных с организацией занятий. | Надень наушники. Аппарат работает? Привет (здравствуйте). Убери карандаш (книгу…). Дай альбом (тетрадь…). Возьми ручку (бумагу…). | Март. |
Первое полугодие. | |||||
№ | Тема | Содержание материала | Методические приемы | Дидактический материал | Календарные сроки |
1. | Проведение диагностики (обследовние). | 1.Обследование слухо-зрительного восприятия слов; 2. Обследование зрительного восприятия слов; 3. Обследование слухового восприятия слов; 4. Обследование слухо-зрительного восприятия фраз. 5. Обследование восприятия фраз на слух. 6. Аналитическая проверка произношения. 7. Обследование уровня развития устной речи. 8. Обучение пользоваться слуховым аппаратом. |
|
| Сентябрь. |
2. | Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух неречевых стимулов. | 9.Восприятие, различение, опознавание музыкальных инструментов слухозрительно без аппаратов (барабан, дудка, бубен).
|
|
| Октябрь.
|
| Ноябрь. | ||||
3. | Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов. |
|
|
| Декабрь.
|
4. | Проведение диагностики (обследовние). |
|
|
| Декабрь.
|
Второе полугодие. | |||||
5. | Различение и распознавание слов при выборе из 1-5. |
|
|
| Январь. |
| Февраль. | ||||
| Март. | ||||
6. | Различение и опознавание фраз связанных с организацией занятий. |
1. Надень наушники. 2. Аппарат работает? 3. Доброе утро (добрый день). 4. Убери карандаш (книгу…). 5. Дай альбом (тетрадь…). 6. Возьми ручку (бумагу…). Словарь: ручка, тетрадь, бумага, книга, альбом, пластилин, возьми, дай, убери, на, спасибо. |
|
| Апрель. |
7. | Проведение диагностика (обследовние). |
речи. |
|
| Май. |
Примерные тексты:
- Дай книгу.
- На.
- Спасибо.
Тематическое планирование по формированию произносительной стороны речи на год.
№ | Тема | Сроки |
1. | Обследование уровня развития устной речи. | Сентябрь. |
2. | Работа по развитию речевого дыхания. | Сентябрь, октябрь. |
3. | Работа над голосом. | Ноябрь, декабрь. |
Выработка навыков самоконтроля | Январь, февраль. | |
4. | Работа над ритмико–интонационной структурой речи. | Март, апрель. |
5. | Постановка и дифференциация звуков. | Апрель, май |
6. | Обследование уровня развития устной речи. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи
рабочая учебная программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи предназначена для индивидуальной работы со слабослышащими обучающимися 3 класса...
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 4 класса
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 4 года обучения....
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 7 класса
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 7 год обучения...
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи. для 9 класса
Рабочая программа по предмету Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи, для глухих обучающихся 11 год обучения...
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи в 7 классе
Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР содержит примерные виды работ над развитием речевого слуха и произносительной стороной речи на занятии...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 1 класс
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха. 1 класс...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 3 класс
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха 3 класс...