«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья
В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конкретные педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность данного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Статья на тему:
Учитель трудового обучения:
Петрова Надежда Геннадьевна
с. Калинино
2019 г.
Петрова Н.Г.
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, с. Калинино
nadezhda.petrova2013@yandex.ru
Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конкретные педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность данного процесса. Описан опыт организации образовательной деятельности в данной школе-интернате.
Ключевые слова: сопровождение, предметно-профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация, трудовая подготовка.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав с пользой для себя и окружающих.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья трудовая подготовка приобретает особое значение в процессе социальной адаптации, является важнейшей задачей в подготовке выпускника к самостоятельной жизни. Школа-интернат оказывает психолого – педагогическую поддержку учащимся в повышении трудовой общекультурной подготовки, в формировании самостоятельного выбора
дальнейшего профессионального маршрута.
Анализируя современное состояние образовательной среды как ведущего фактора социализации выпускников коррекционной школы, обозначилась проблема отсутствия социального опыта у подростков. Чтобы найти оптимальный способ поведения, избавиться от стрессовой ситуации и жизненных затруднений, нужны усилия образовательного учреждения т. е. то, что мы называем педагогическим сопровождением.
Под сопровождением мы понимаем повышение эффективности качества обучения и воспитания учащегося путем оказания ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения через организацию внутренних и внешних факторов успешности учебной деятельности.
Целью педагогической деятельности является формирование технологической культуры выпускников, компонентами которой являются качества личности, необходимые для технологической деятельности: трудолюбие, ответственность, готовность к профессиональному самоопределению, сформированность трудовых и практических умений.
Для повышения эффективности реализации образовательных процессов в нашем образовательном учреждении созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ОВЗ; для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта. Для многих наших обучающихся первичная социализация начинается в условиях школы-интерната. Традиционно в нашем учреждении развитие социальных навыков обучающихся с ОВЗ решается путем определенного построения учебно-воспитательного процесса по двум направлениям:
1. предметно-профессиональная адаптация, направленная на овладение трудовыми навыками;
2. социально-психологическая адаптация, которая предполагает включение в межличностные отношения.
Проблемы первого направления решаются путем включения в учебный план школы-интерната специальных учебных предметов, как трудовое обучение по следующим направлениям специализации: столярное дело, швейное дело, обувное дело, сельскохозяйственный труд.
Основная цель деятельности учителей в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы в условиях рынка. Столярные мастерские оборудованы таким образом, чтобы обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству, что впоследствии способствует успешной социальной адаптации выпускников. На занятиях швейного дела обучающиеся приобретают навыки по выполнению ремонта одежды; по пошиву различных видов одежды (юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков); навыки работы на бытовой швейной машине; приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива и моделирования; знакомятся с различными фасонами одежды. В мастерской по обувному делу обучающиеся учатся ремонтировать и ухаживать за обувью. На уроках сельскохозяйственного труда обучающиеся овладевают сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, работают в теплицах и пришкольном участке.
Также успешному развитию социально – трудовых навыков у воспитанников способствуют занятия во внеурочное время общественно полезным трудом, посещение кружковых занятий по интересам, таких как: «Портной», «Квиллинг», «Юный столяр», «Умелые руки» и т.д.
Второе направление работы по формированию социальных навыков включает мероприятия, направленные на организацию социальной среды развития, общения и личностного становления. К таким мероприятиям относятся: проведение предметных недель, экскурсии в библиотеку, на почту, в швейную фабрику, в промкомбинат.
По итогам пройденных тем проводятся самостоятельные работы, тесты, практические работы, а по окончании всего курса, учащиеся сдают экзамен. Педагоги выпускного девятого класса знакомят детей с основными профессиями, проводятся экскурсии в близлежащие образовательные учреждения, в которых они могут получить профессиональное образование.
Почти все выпускники школы получают профессии в профессиональных училищах, где приобретают специальности. Успешная интеграция детей с ОВЗ в социуме является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом нашей школы-интерната.
Список литературы
- Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.
- Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.В. Васютенковой. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 156 с.
- Ратнер, Ф. Л., Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. М.: ВЛАДОС, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....
Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности
рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны фо...