Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья
Профориентация на уроках русского языка и чтения (литературного чтения) как средство социальной адаптации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gorodskoy_seminar_okt_2024.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
Выступление на тему:
Профориентация
как средство социальной адаптации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
на уроках русского языка, чтения (литературного чтения)
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Куредина Т. В.
Труд является одним из основных факторов,
двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд.
(Лев Семёнович Выготский).
Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС на уровне основного общего образования является одной из основных задач образовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Обучение в нашей школе нацелено на формирование необходимых личностных и предметных результатов, а также на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Работа по профориентации осуществляется путём совместной деятельности учителя с детьми, которая проходит через игровую, познавательную и продуктивную деятельность.
В учебниках по русскому языку и литературному чтению представлены понятия профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов. Всё это содержит широкие возможности для ознакомления с миром профессий.
Уроки РЯ и литературного чтения играют огромную роль в профессиональном самоопределении обучающихся, только вопрос «Кем быть?» заменяю вопросом «Каким быть?».
Поиски ответа на этот вопрос закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина.
Особенностями содержания материала, изучаемого на уроках русского языка и литературного чтения в 5-9 классах является то, что материал не содержит выраженной профориентационной направленности, поэтому приходится расширять и дополнять изучаемый материал.
Подготовка ученика к трудовой деятельности начинается с развития умений оформлять деловые бумаги - это часть культуры устного и письменного общения, которое может реализовываться средствами русского языка и усвоением его особенностей.
В самостоятельной жизни ученикам потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки.
В этом аспекте неоспорима важность и актуальность такого раздела учебной программы по русскому языку как “Деловое письмо”.
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации, профориентации, трудоустройства, что помогает:
- повысить компетентность ученика при работе с деловыми бумагами.
- формировать навыки, связанные с возможностью получить работу;
- уметь делать выбор и объяснять его;
- уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями.
Тема урока | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Адрес | 3 | 2 | 2 | - | - |
Поздравление | 3 | 2 | 2 | - | - |
Записка | 3 | 2 | 2 | - | 1 |
Письмо | 2 | 2 | 2 | - | 1 |
Объяснительная записка | - | - | 2 | 1 | 1 |
Автобиография | - | - | - | 1 | 2 |
Анкета | - | - | - | 1 | - |
Расписка | - | - | - | 1 | - |
Доверенность | - | - | - | 1 | 1 |
Виды деловых бумаг | - | - | - | 1 | 1 |
На своих уроках с целью развития представлений о мире труда и профессий, использую различные задания. С некоторыми из них познакомлю вас сейчас:
1. Во время повторения алфавита (5- 6 классы) учащимся предлагаю упражнение - игру «Азбука профессий» -соревнование в знании не только алфавита, но и профессий на каждую букву алфавита:
А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель, г- и т.д.
2. Запиши слова в алфавитном порядке, раздели для переноса, поставь ударение.
Инженер, врач, стоматолог, журналист, косметолог, кассир,
юрист, адвокат, пекарь, летчик, моряк.
3. Подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:
водитель – внимательный, ответственный, зоркий;
врач – добрый, заботливый, милосердный;
продавец – вежливый, предупредительный, четный.
цветовод – известный, местный, умелый.
При этом обращаю внимание учащихся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.
4. «Составь пару». Соедини стрелочкой данные столбики по смыслу и прочитай.
1) держать порох сухим | 1. музыкант |
2) играть первую скрипку | 2. воин |
3)стричь под одну гребенку | 3. моряк |
4)прописать ижицу, прочитать от А до Я | 4. портной |
5) мчать на всех парах | 5.железодорожник |
6)шито белыми нитками | 6. учитель |
7) на всех парусах, гнать волну | 7. парикмахер |
5. Составь и запиши слова из букв. Найди и обведи лишнее слово. Объяснить почему оно лишнее (это не профессия).
А) жарпоный _________________________________
Б) бельме________мебель______________________
В) варпо_____________________________________
Г) стротельи__________________________________
Д) рачв______________________________________
Е) варсщик___________________________________
Почему слово МЕБЕЛЬ лишнее? Как, и с помощью чего можно образовать новое слово чтобы обозначало название профессии
6. Поставь кружок зелёным цветом возле слов, где звуков меньше, чем букв. Красным - где звуков больше, чем букв.
Синим – где количество букв и звуков совпадает.
Продавец, токарь, юрист, воспитатель, швея, учитель, цветовод, секретарь.
7. «Волшебная шляпа».
Из предложенных букв составляют и записать слово, обозначающее название профессии
8. При изучении сложных слов –
Выдаю задание образовать следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар.
Далее прошу выделить корни и подчеркнуть соединительные гласные в сложных словах. Выписать слова, обозначающие профессии, представители которых помогают людям обмениваться между собой информацией.
Это задание, с помощью которого дети глубже знакомятся с содержанием труда редких профессий.
Знакомство с профессиями продолжается и при изучении «Правописания суффикса существительных -чик (-щик)», обозначающего профессии людей.
Ребята узнают о профессии сварщика, резчика, переплётчика, барабанщика, переводчика и др.
С профессиями оленевода, пчеловода ребята знакомятся при изучении безударных гласных, проверяемых ударением.
При выполнении словарной работы бращаю внимание не только на написание словарного слова, но ещё предлагаю учащимся послушать краткий рассказ о профессии, о том, чем занимается человек данной профессии, насколько она востребована в современном обществе.
Когда в словарной работе встречаются такие слова, как, например, «столЯр», «швея», «цветовод».
То ребята сами спешат поделиться информацией о данных профессиях. Рассказывают, чем они занимаются на уроках труда (технологии) и цветоводства.
На своих уроках обязательно использую беседу, как диалогический метод обучения, при котором путем постановки системы вопросов подвожу учеников к пониманию содержания материала.
Например, при чтении стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка. (9 класс) Ставлю перед учениками вопросы:
- О каких профессиях вы узнали из стихотворения?
- Какая профессия вас более всего привлекла? Почему?
- Ставили ли вы перед собой вопрос: кем быть?
Подготовку обучающихся к жизни и труду осуществляю в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения. Это не только беседа. Могут быть рассказ, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профориентационной темой.
При работе по развитию связной речи использую методику незаконченных предложений:
Каждый человек должен трудиться, потому что…
Труд должен приносить…
Я хотел (а) бы выбрать профессию …
Моя будущая работа требует…
В ходе уроков использую плакаты, таблицы, картины, иллюстрации (провожу беседы по их содержанию, предлагаю им проанализировать с моей наводящей помощью),
Использую интерактивные игры, например, «Калейдоскоп профессий».
Демонстрирую презентации, отрывки из кинофильмов.
Это дополняет учебный материал мультимедийными объектами, обеспечивает большую наглядность и содержательную широту материала.
Обращаю внимание учащихся на то, что любимые герои сказок, рассказов, изучаемых на уроках, добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим высоким нравственным качествам, и прежде всего – трудолюбию.
Особенно благодатный материал для развития у учащихся уважительного отношения к труду содержат произведения устного народного творчества.
Например, русская народная сказка «Никита Кожемяка». В процессе работы над содержанием сказки ребятам задаю вопросы, связанные с ремеслом главного героя.
При изучении башкирской сказки «Золотые руки» дети знакомятся с профессией портного, кузнеца, повара.
Урок по литературной сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» даёт возможность познакомить ребят с миром профессий в области «человек-природа»: экологом, кинологом, ветеринаром.
С работой волонтеров и специалистов социальных служб знакомлю при изучении произведений Натальи Хмелик «Будущий олимпиец», Ольги Бондарчук «Слепой домик», Валентины Асеевой «Бабка».
Изучая в 5 классе раздел литературного чтения «Картины родной природы», знакомлю учащихся с трудом людей в разное время года: весной, летом, осенью.
Считаю необходимым обращать внимание детей на отношение народа к честному, добросовестному труду «Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали, хлеб засевали» (Сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).
При анализе произведений заостряю внимание на то, как автор характеризует своего героя.
Как профессия отражается на облике, на манере говорить, на поведении героя.
Разъясняю непонятные слова, термины.
Читая произведения, в которых действуют представители разных профессий, выясняю у ребят, знакома ли им эта профессия, как они её себе представляют.
Зачастую представления учащихся ограничены их еще небогатым жизненным опытом.
В основном они знают о работе своих родителей, о труде воспитателя, учителя, врача, продавца, кассира.
Т. Е. знают о тех профессиях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Поэтому изучение некоторых произведений является своеобразным знакомством учащихся с миром профессий.
В процессе профориентационных экскурсий, например, в швейную мастерскую или на завод «Милорем» дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека в той или иной профессии.
Хочется отметить, что наблюдения и экскурсии - наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых для обучающихся с ОВЗ, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений. Они способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Заканчиваются экскурсии обычно
- беседой с составлением плана. В ходе, которой дети делятся своими яркими впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе экскурсии.
- Оформляем выставку фотографий и рисунков.
- Пишем сочинение по серии сюжетных картинок/фото.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья выбор профессии сужается при дальнейшем обучении по ограниченному числу доступных им специальностей.
Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.
Для старшеклассников ежегодно организуются экскурсии по Агросоциальному колледжу.
В день открытых дверей наши школьники знакомятся с профессиями, принимают активное участие в мастер классе по ландшафтному дизайну и в интересных упражнениях на развитие общительности, дружелюбия.
Творческие способности и командный дух ребят проявляется в творческой студии «Мастерим вместе», которую проводит мастер производственного обучения агро социального колледжа Марина Владимировна Бакун.
Такие визиты вызывают у ребят множество положительных эмоций.
В завершении хочется сказать о необходимости целенаправленной работы по профессиональной ориентации на уроках русского языка и литературного чтения.
Через знакомство с миром профессий, детям даётся представление о том, что труд и проф деятельность являются значимой сферой в жизни человека. У них формируются установки на труд и на позитивное отношение к миру профессий, формируются способности к самоориентации в соответствии с их интересами и психофизическими возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»
В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конк...
Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...
Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности
рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны фо...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...