Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
презентация к уроку по теме

Авдушева Светлана Владимировна

Презентация выступленя с обобщением опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авдушева Светлана Владимировна

ГБОУ  АО  «Вельская СКОШИ»

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

 

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

 

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

 

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья  на уроках географии через  систему ТРИЗ.

Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас.                                            Эрнст Легуве

"Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться; он пришёл как бы на зов людей…

У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем - , может быть, великая… И для того он наделён величайшей энергией духа, а наш долг - помочь выполнить её" 

Целью специального образования детей с ограниченными возможностями обучения является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах.  Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.  Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.

 Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов.

       Без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов, детям не удается самостоятельно выйти из зоны низкого уровня интеллектуальности. Использование упражнений системы ТРИЗ на уроках в коррекционной школе, позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия. Ставится цель активного формирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями общества.

Ещё Н.В. Гоголь в 1831 году сказал о географии: «Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению? Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию души их!». В.П. Семёнов-Тян-Шанский на заседании «Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии» сказал: «… слишком уж долго сушили географию, усердно превращая её в долбёжно-зубрёжный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…».

      Система ТРИЗ – это не изолированный от учебных программ процесс, а система специально разработанных учебных заданий и упражнений, направленных, в первую очередь, на коррекцию и развитие высших процессов психических функций, осуществляемой в условиях специально организованной среде.            

        ТРИЗ – это творчество. В результате занятий с применением данной технологии, которая является основой развивающего обучения, у школьников, с ограниченными возможностями здоровья, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, инициатива, потому что нет никакого подавления личности. Поощряется любой ответ, даже самый нелепый.

       Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда имеются дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.

У них разные способности. Не каждый может проявить свое «Я». Предлагаемый подход помогает создать для себя на уроке «ситуацию успеха», благодаря подбору упражнений системы ТРИЗ. Данные  задания позволяют всем ученикам включиться в работу класса, что является мотивом к совершенствованию. Они могут использоваться на разных этапах обучения. Такие задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет приносить хорошие плоды.

      Идея и замысел.

 Если на уроках естествознания и географии  будут применяться упражнения системы ТРИЗ, то в процессе обучения детей с ограниченными возможностями можно обеспечить оптимальные условия развития высших психических функций, формирования познавательного интереса практическую деятельность, развитие личностных качеств, так как применение инновационных технологий способствует стимулированию познавательной деятельности самих учеников, повышая их собственные усилия в овладении знаниями и  мотивацию к обучению.

 Цель, которую я поставила в начале пути: 

Разработать комплекс упражнений по системе ТРИЗ для уроков географии  в коррекционной школе  8 вида, направленный на повышение качества обучения, развитие познавательного интереса.

 Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Поиск и отбор научно-методической литературы по методике ТРИЗ.
  2. Разработка  и апробация комплекса упражнений по системе ТРИЗ  для уроков географии.
  3. Создание условий для преодоления недостатков развития познавательного интереса.
  4. Корректирование  рабочих программ, учебно-тематических планов.
  5.  Организация ситуаций применения полученных знаний в разнообразно меняющихся условиях современной действительности.

1.3 Ожидаемый результат.

         «…Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо результатов…».

 Для решения задач необходимо длительное время, целенаправленная работа и осознанное стремление ученика справиться с имеющимися проблемами.

1.Создание информационного банка данных по научно – методической  литературе  по методике ТРИЗ.

2.Разработка  комплекса  упражнений.

3.Создание на уроке ситуации успеха, снятие барьера боязни решать проблемы.

4.Разработка  учебно-тематического плана  с применением материалов  комплекса упражнений.          

5.Выступление на педагогическом совете  по данной теме.

В настоящее время происходит переориентирование образования на развитие творческих качеств личности. Появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является теория решения изобретательских задач ТРИЗ, автор Г.С. Альтшуллер

          Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. Эта теория призвана была научить людей мыслить нестандартно и находить неординарные решения в различных ситуациях. Несмотря на свое чисто техническое название, эта теория с успехом применяется многими учителями. Она учит детей системно мыслить.

Что же такое ТРИЗ в педагогике? Для учащихся – это снятие барьера боязни решать проблемы, технология решения проблем. Для педагогов – это технология, которая вместо призывов к проблемному обучению, дает инструмент решения проблемных задач.

          Анализ научно-педагогической литературы позволил выявить противоречия между возрастающей потребностью общества в развитии творческого потенциала и недостаточной сформированностью  креативности у учащихся. В свою очередь это противоречие обусловлено несоответствием между необходимостью развития компетентной личности школьника и существующими традициями в системе образования; потенциальной способностью развития каждого ребенка к творчеству и невооруженностью его умениями, навыками и приемами проявления этой способности. В связи с этим возникает необходимость поиска таких форм и методов работы, которые разрешили бы эти противоречия и позволили бы сформировать данные качества у ребёнка.

      В результате занятий с применением ТРИЗ, которые являются основой развивающего обучения, у учащихся снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива. Повышая интерес к учебному материалу, мы используем на уроках  приемы ТРИЗ-педагогики. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них, которые применяем на уроках.  Надеемся, что этот материал поможет молодым педагогам попробовать свои силы в использовании методов ТРИЗ.

Прием «Лови ошибку». Даются формулировки как правильные, так и неправильные. Задача - найти неправильные, доказать их неверность и заменить на правильные.

Игра «Лови ошибку географа»:

а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,

б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изучавшиеся или изучавшиеся ранее.

Причем ошибки не осуждаются, а устраняются опытным путем.

 При изучении темы «Природные зоны России» в 7 классе

Прием «Парадокс»

В начале объяснения приводится парадоксальный пример, загадка, объяснить который дети смогут на уроке или в конце урока.

Например, « В 1806 году в Дании с неба сыпались раки, в 1933г.  в селе Кавалерово Приморского края шёл дождь с медузами, а  в 1974 г.  в окрестностях Ашхабада с неба падали лягушки»

          Прием «Соответствие». В картинках удобно применять для детей, которые не умеют читать,  или очень слабые учащиеся. Текстовый материал для всех остальных.

Тем: «Особенности природы Африки», «Растения и животные тропических лесов», «Природа Северной Америки» и другие подобные темы.

           Прием  «Вред или польза»  Показываются ученикам на слайде примеры использования природных ресурсов человеком, приносящие вред (Осушение болот, заготовка лекарственных растений, добыча полезных ископаемых и т.д.)  

   Необходимо доказать, чего в этих проявлениях больше вреда или пользы.

            Прием «Нравится - не нравится». При изучении темы «Зима» в 5классе задаю вопрос «Чем вам нравиться и чем не нравится климат умеренного пояса (жаркого пояса)?»  Дети высказывают свою точку зрения. «Зима нравится тем, что можно кататься на санках, на коньках; но не нравится, что бывают сильные морозы, меньше гуляем на улице, мало солнца».

       

           Прием игра -  «Незаконченное предложение». 

Закончить  предложение:   Муссоны – это… Ориентироваться – это значит… Линия горизонта -  это…

          Прием «Хорошо-плохо».

Тема «Болото» - 6 класс  Учить детей во всем видеть хорошие и плохие стороны.

Например:  болото - хорошо или плохо?

 На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки-загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний. Кроме этого, при использовании сказок учитывается тема урока, тип урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку мы применяю на уроке изучения нового материала и обязательно в сочетании с другими приёмами обучения.

       

Метод проб и ошибок используется в 7-9 классах.

Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую. Правил выдвижения идей нет, в принципе, может быть выдвинута любая идея, даже самая нелепая.

 Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает.)

 

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

(Нет, их четыре.)

 

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

(Не юг, а север.)

 

        Метод противоречия

В окружающем мире много противоречий. Познакомить детей с противоречиями мы можем, предложив найти в окружающей обстановке предметы, обладающие противоречивыми свойствами.

Такой метод помогает формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения

Например:

Противоречия можно вместе с детьми найти в пословицах, например: «Мороз не велик, а стоять не велит», «Любишь кататься – люби и саночки возить»; в загадках, например:  «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

      Схемы-рассказы применяются  для объяснения и закрепления материала и т.д.

Результативность опыта:

        у большинства учащихся формируется  положительная мотивация к изучению географии;

        возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать дополнительной  литературы по предмету;

        более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся: формируется умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач, активная деятельностная позиция учащихся в учебном труде.

 

         Уровень социальной адаптированности личности зависит прежде всего от особенностей самой личности, её адекватного поведения и действий в соответствии с интересами и потребностями. Задачей обучения детей с нарушениями интеллекта в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. 

 

В последние годы термин «социальная адаптация» получил широкое распространение в научных исследованиях и практической работе психологов, реабилитологов, педагогов. При этом часто термин «адаптация» отождествляется с такими понятиями, как «интеграция», «социализация», «реабилитация», «компенсация».

Использование упражнений системы ТРИЗ на своих уроках  позволяет нам обеспечить оптимальные  условия для его продуктивности. Основной акцент коррекционной работы мы делаем на создание оптимальных условий развития высших психических функций ребенка. Ставится цель активного формирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями стандарта обучения, реальных требований современной жизни.

Литература

1. Концепция

развития инклюзивного образования в Республике Казахстан.

2.Закон  РК « О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». 2002г.,  глава 1, ст.11

3.Закон «Об образовании РК», глава 5 «Организация образовательной деятельности», статья 29. «Организация научной и учебно-методической работы»

4.Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

5. Альтшуллер Г.С.  Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся..//Новые ценности образования. - М., 2003, № 1 (12) - МОО "Школа и демократия", Ин-т педагогических инноваций РАО.

6. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.– М: Школа-Пресс, 1994.

7. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе ,2001 Владос

8. Гин А.А.Приемы педагогической техники. Пособие для учителя, 8-е издание, Москва – 2007.

9. Гин С. И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.  Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2002.

10. Гин С.И  «Мир загадок» (2006 г.) - 127 стр.

11.М.Гафитулин. Краткая справка о современном состоянии ТРИЗ (2002 г.)

12.Наушабаева С. Гипотеза как, средство развития дидактического знания: Дис. ... канд. пед.наук. М., 1987;

13. Новикова Т.В. Условия готовности результатов педагогических исследований к реализации их в школьной практике: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1976.

14.Масленникова А.В. Семинар «Традиционные и личностно ориентированные педагогические (образовательные) технологии». - Практика административной работы в школе. - 2003.

15.Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д. В., Зайцева Н. В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1999.

16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

17.  Шишкова М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе //  Коррекционная педагогика. – 2007. – № 6© 2011

Сайты:

1.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2./festival.1september.ru Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

Урок обобщающего повторения по теме:

“АФРИКА”

Вступительное слово учителя, где сообщаются цели, задачи, план урока.

Урок проходит по этапам.

Каждый ряд в классе представляют собой команду, в каждой команде выбирается капитан.

Первый этап – кроссворд.

Капитаны команд выходят к доске и решают кроссворды, заранее приготовленные на доске (5-7 минут). Учитель в это время работает с классом, проводит разминку. Для разминки ученикам предлагается ответить на вопросы учителя.

Второй этап – разминка.

а/ почему в Восточной Африке часты землетрясения и извержения вулканов?
б/ почему на материке Африка нет высоких гор и протяжённых горных хребтов?
в/ с помощью каких карт и как вы можете доказать, что формирование рельефа материка продолжается и в настоящее время?
г/ почему в Африке уменьшилась площадь лесов и увеличилась площадь тропических пустынь и саванн.

Третий этап – работа с картой. Знаешь ли ты карту?

На доске для каждой команды вывешивается контур материка Африка. На первой парте каждого ряда лежат таблички с названием географического объекта материка. Ребята по очереди берут табличку и укрепляют её на контуре.

Четвёртый этап. Где такой климат?

На доске данные различных климатических поясов материка, температура января, температура июля, кол-во осадков, преобладающие воздушные массы. Ученики по этим данным должны назвать климатический пояс.

Пятый этап. Географические чемпионы.

Ребята называют “чемпионов” материка – всё самое большое, высокое, длинное и т.д.

Шестой этап. Путешественники.

На доске вывешиваются таблички с именами великих путешественников, которые известны учащимся из курса географии и по внеклассной работе. Задание – оставить на доске только те таблички, на которых указаны имена учёных, путешественников, которые изучали или открыли Африку.

Лазарев, Д. Кук, Васко да Гама, Елисеев, Юнкер, Ливингстон, Вавилов, Магеллан.

Седьмой этап. Занимательный текст.

Судя по всему, нас выбросило на африканский берег... Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия, были разбиты. Мы решили отправиться в глубь материка в поисках пищи и воды...

Местность представляла собой саванну, которая кишела животными. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов и их родственников – окапи; однажды путь нам пересекли несколько карликовых бегемотов, а вдали послышался львиный рёв. Из растительности изредка попадались баобабы, удивлявшие своими размерами. Мы достигли притока Замбези, местные жители, арабы, помогли нам переправиться на каяках. Примерно на 45 градусах южной широты саванна превратилась в редколесье. Когда третья неделя была на исходе, мы подошли к реке Замбези. Мы искупались в местечке Сонгве /местное название водопада Виктория, как назвали его местные нилоты /. Вода была тихая и прозрачная, течение не ощущалось...

Учащимся предлагается задача – найти географические ошибки в тексте и исправить их.

1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"?

("От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак.)

2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"?

(Австралия.)

3. Какое животное есть в каждом посёлке мира?

(Осёл - п-осёл-ок.)

4. Что занимает ровно половину любого острова?

(Ров - ост-ров.)

5. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре?

(Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре.)

6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане?

(Буквы "Р".)

7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании?

(Данию - до свидания.)

8. Какая российская река протекает в Лондоне?

(Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза.)

9. Какой приток Самары течёт... по проводам?

(Ток.)

10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется?

(Нора.)

11. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы?

(Сок.)

12. Какую реку... ловят в море?

(Реку Треска.)

13. Назовите самый тонкий и острый мыс.

(Мыс Игольный.)

14. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать?

(Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга.)

15. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами?

(В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты.)

16. Какой морской залив каждый географ считает своим?

(Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии.)

17. Где протекает "парламентская река"?

(В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента.)

18. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией?

(Река Мама, приток Витима.)

19. В какой реке есть помещение для самолётов?

(В Ангаре - Ангар-а.)

20. Назовите "самый умный" горный хребет мира.

(Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане.)

21. Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории?

(Полуострова Камчатка - "камчатка".)

22. Какой город Красноярского края имеет математическое название?

(Минусинск.)

23. Название какой нашей реки является первым словом в названии произведения испанского писателя и оперы итальянского композитора?

(Дон: "Дон-Кихот", "Дон Карлос".)

24. Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?

(Подошва.)

25. Поможет ли география найти счастье?

(Да, она подскажет, что город Счастье находится на Украине, в Луганской области, на реке Северный Донец.)

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

(Не на восток, а на запад.)

 

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает.)

 

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

(Нет, их четыре.)

 

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

(Не юг, а север.)

 

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река.)

 

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета.

(Не после рассвета, а после заката.)

 

Слышу подсказку Вити-дружка,

Что Эверест - большая река.

(Не река, а гора.)

 

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора.

(Не гора, а озеро.)

 

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне.

(Не в пустыне, а в тропиках.)

 

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава.

(Не дубрава, а бор.)

 

Белые медведи ходят-бродят по лесу,

А их братья бурые - по Северному полюсу.

(Поменять медведей местами.)

 

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению.

(Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

Есть отличная примета:

Выпал снег - встречайте лето.

(Не лето, зиму.)

 

Листопаду дали старт -

Наступил ведь месяц март.

(Не март, а сентябрь.)

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

 

1. Антоним ссоры  ... (на реке Тибр, "вечный город").

(Мир - Рим.)

2. Питерская водная артерия  ... (на Дунае, "столица вальсов").

(Нева - Вена.)

3. Пешеходная улица Москвы  ...(в Африке, "апельсиновая столица".)

(Арбат - Рабат.)

4. Близкая родственница бочки  ... (В Южной Азии, в дельте Ганга - Брахмапутры).

(Кадка - Дакка.)

5. Сахарный остров  ... (В Закавказье, на Каспийском море).

(Куба - Баку.)

6. Музыкальная партия индивидуалиста  ... (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)

(Соло - Осло.)

7. Планета-богиня  ... (на реке Раздан, в Закавказье).

(Венера - Ереван.)

8. Глазные шторки  ... (на реке Днепр, в Восточной Европе.)

(Веки - Киев.)

9. Основное занятие детей и актёров  ... (на реке Даугава, в Прибалтике).

(Игра - Рига.)

10. Сдобная белая подружка чёрного хлеба  ... (в Юго-Западной Азии, столица горной страны).

(Булка - Кабул.)

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ (И. Агеева)

17.07.2011, 17:20

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

 

Слева направо слово прочтёшь,

То от дождя ты защиту найдёшь.

Если с конца же его ты прочтёшь,

Горное озеро тут же найдёшь.

(Навес - Севан.)

 

Два слога первые - цветок,

В "лохань" попал мой третий слог.

А вместе если их прочтёте,

То в волжский город попадёте.

(Астра + хань = Астрахань.)

 

Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

 

Первое - летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе - есть машины марка

Из российского, ребята, автопарка.

Всё же вместе - Франции столица,

Этот город модницам всем снится.

(Пар + "Иж" = Париж)

 

У слона букву "С" отнимите

И названье реки припишите.

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна.

(Лон + Дон = Лондон.)

 

С "К" - коль к карте обратиться -

Это Турции столица.

С "Г" - Сибирская река,

Полноводна, глубока.

(Анкара - Ангара.)

 

С буквой "С" - Российский город

Близко к северу, где холод.

Без неё - берём мы в руки,

Чтоб погладить юбки, брюки.

стюг - утюг.)

 

С "Ч" - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С "Л" - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и мал и стар.

(Туча - Тула.)

 

Если "С" в Амур случайно упадёт,

Где тогда река, ребята, потечёт?

(С Дальнего Востока река отправится в Дагестан и потечёт не к Охотскому морю, а к Каспийскому: Амур - Самур.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....