«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
план-конспект занятия на тему

Баринова Ирина Александровна

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.   Ограниченный   профессиональный выбор,  неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Поэтому помощь подростку с ограниченными возможностями здоровья  в выборе своего жизненного пути, в выборе своей профессии становится одной из важнейших задач педагогов школы-интерната.

Цель представленной работы – выявить и обосновать социально-педагогические методы и приемы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кулебакская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

(из опыта работы)

Подготовила:
социальный педагог

И.А. Баринова

 

 

г. Кулебаки    

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.   Ограниченный   профессиональный выбор,  неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Поэтому помощь подростку с ограниченными возможностями здоровья  в выборе своего жизненного пути, в выборе своей профессии становится одной из важнейших задач педагогов школы-интерната.

Цель представленной работы – выявить и обосновать социально-педагогические методы и приемы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида.

Профессиональная ориентация – это  система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.

Вопросами профориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья занимались такие исследователи как: Турчинская К.М., Виноградова М.Д., Чистякова С.Н., Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н. По мнению известного исследователя проблем профориентации и профессионального воспитания молодежи Н. Н. Дьяченко, собственно профориентация осуществляется в два этапа: первый - подготовка к выбору профессии (определение задач, составление плана профессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося, проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося, предварительное ознакомление с профессиями), второй - выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профконсультация, профессиональное определение).

Целью  работы по профессиональному самоопределению   подростков с ограниченными возможностями здоровья является их подготовка к осознанному профессиональному выбору и гуманному достижению жизненных целей.  

Достижение поставленной цели, невозможно без решения следующих задач:

  • Развитие коммуникативных навыков, представлений о себе, о своем месте в мире;
  • Формирование основ правосознания и правовой культуры, потребности в здоровом образе жизни;
  • Расширение представлений о профессиональном мире, воспитание уважения к «непристижным» профессиям, развитие потребности в созидательном труде;
  • Формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционных школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Поэтому профориентационная работ должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. Формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы невозможно без развития коммуникативных навыков, правовой культуры и профессионального ориентирования.

В связи с этим возникла необходимость создания социально-ориентированного проекта, направленного на подготовку к профессиональному  самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, «Моя линия жизни», который содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе и включает в себя четыре раздела.

  1. IMG_1990Коммуникативные навыки – развитие представления о себе, о своем месте в мире, осознание своей личностной позиции; развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения, необходимой во всех профессиональных  видах деятельности. Используются такие занятия с мультимидийным сопровождением «Умение жить среди людей»,  ролевые игры «Учись властвовать собой», «Как обратиться к собеседнику», тренинги «Поможет ли нам обман», «Быть уверенным – это здорово» и т.д.

  1. Правовое воспитание – формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и IMG_1990неотвратимости наказания за его нарушение; формирование и развитие личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности. Используются такие занятия-практикумы   «Что нужно знать при выходе из школы-интерната», тренинг «Мои права и обязанности», тесты «Ваше чувство ответственности», «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей» и т.д., проводятся экскурсии в государственные учреждения.

  1. IMG_1990Секреты выбора профессии – формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей. Используются такие занятия с мулитимедийным сопровождением «Выбор профессии – это серьезно», «Хочу-могу-надо. Три кита профессионального выбора», «Пути получения профессии», тренинг «Мотивы выбора профессии»,  ролевые игры  «Как устроиться на работу», «Кем быть», игры «Ассоциации», «Сейчас и потом», составление профессиограмм.

  1. IMG_1990От дружбы до любви – формирование необходимых способностей для создания собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина; формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях. Используются такие занятия как «О дружбе», «Влюбленность: состояние или болезнь», ролевые игры  «Счастье материнства и отцовства», «Помехи семейного счастья», тесты «Оцени, какой ты друг», «Моя будущая семья», практикум «Семейный бюджет» и т.д.

Работа по данному направлению начинается с определения уровня профессионального самоопределения. Результаты  социально педагогической диагностики позволяют определить направленность дальнейшей совместной деятельности психолога и социального педагога с подростками по профоринтации. В соответствии с этим  планируется, организуется и осуществляется последующая деятельность с воспитанниками.

Рис. 1. Результаты работы «Моя линия жизни» начало учебного года

Рис. 2. Результаты работы «Моя линия жизни» конец  учебного года

Анализ результатов работы по социально-ориентированному проекту «Моя линия жизни», дает положительные результаты на протяжении последних трех лет. Диаграммы (рис. 1 и рис. 2.) показывают, что уровень профессионального самоопределения (ПСО) у учащихся становится  значительно выше на конец учебного года.

Высокий уровень ПСО отмечен у школьников с выраженными интересами, наличием склонностей, предпочтения и положительной направленности к профессиональной деятельности. Выбор профессии в этой группе определяют интересы и потребности самих учащихся, совпадение профессиональных намерений и личностных особенностей.

У подростков со средним уровнем ПСО отмечается интерес к какой-либо профессиональной деятельности; склонность и хороший уровень адаптации в одной сфере. Но вместе с тем неустойчивый интерес к учению и труду, не всегда успешное овладение практическими умениями и навыками, нечеткое сопоставление выбранной профессии с личностными особенностями.  

Учащиеся с низким уровнем ПСО характеризуются отсутствием выраженных интересов, склонностей и предпочтений, отсутствием умений во всех сферах, недостаточно развитой рефлексией, завышенной критичностью, неустойчивыми интересами к учебной деятельность, безразличным отношением к будущей профессии или нереальными профессиональными планами, перекладыванием ответственности за профессиональный выбор на других людей.  

В целом  картина самоопределения выпускников школы-интерната 2007-2011 г.г.  выглядит следующим образом:  

 

Специфика образования, особенности здоровья, ограниченный профессиональный выбор значительно сужают пути социализации наших детей. Наблюдение показывает, что наши дети в основном  часто меняют место работы. Но этот показатель зависит не только от личностных особенностей  выпускников коррекционной школы, но и  от особенностей экономического развития нашего района. В современных условиях в городе достаточно сложно устроиться на работу и поэтому они длительное время находятся в поиске своего места в жизни. Конечно, это касается не только   выпускников школы-интерната, а вообще молодежи в целом, но   детям с ограниченными возможностями здоровья намного сложнее устроиться в жизни, поэтому хотелось бы, что бы все предприятия и частные в том числе, выполняли закон о квотировании рабочих мест для  людей с ограниченными возможностями.    

Анализ недостатков в работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья, по профориентации свидетельствует о том, что   необходимо  продумать и систематизировать формы и методы работы в данном направлении. Для того чтобы дальнейшее профессиональное самоопределение проходило более успешно, подростка необходимо сориентировать в профессиональном выборе и подготовить к жизни в условиях рыночной экономики. Педагогам школы следует стимулировать интерес подростков к будущему, к развитию личностных качеств, формировать интерес к доступным профессиям, мобильности на рынке труда.

Список используемой литературы:

  1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – Москва: ВАКО, 2006 г.
  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов/ Под ред. В.В. Воронковой – Москва: Школа-Пресс, 1994 г.
  3. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – Москва: АРКТИ, 2005 г.
  4. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 5-9 классы. – Москва: ВАКО, 2006 г.
  5. Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей – Москва: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2004 г.
  6. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – Москва: ВАКО, 2007 г.



Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Путешествие к собственным способностям»

Цели: 

Дидактическая: формировать умение сопоставлять свои желания со своими возможностями; выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; развивать умение исследовать, анализировать данные мониторинга рынка труда.

Коррекционная: коррекция и развития мыслительной деятельности, установление логических и причинно-следственных связей, планирующей функции мышления.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к профессиям низкой специализации;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия:

Социальный педагог: Актуализация знаний, сообщение темы круглого стола, представление гостей.

Коррекционно-развивающее задание:  «Закончи пословицу»

Социальный педагог: Все мы с вами понимаем важность дальнейшего профессионального обучения, но не все выпускники идут учиться дальше.

Как вы думаете, легко ли им будет устроиться на работу? (ответы детей). Почему?

Верно, сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна заинтересовать молодого человека, тогда она принесет ему радость.

Так что же такое профессия? (ответы детей)  А теперь давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, что означает слово профессия:

      «Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений».

Социальный педагог: В вашей жизни наступает момент, когда перед каждым из вас встает извечный вопрос: «Кем быть?»  Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть вся его дальнейшая судьба. Выбирая профессию, надо четко представлять, чего ты от нее хочешь: необходимо ответить себе на следующие вопросы: каким должно быть содержание выбранной профессии, чтобы тебе было интересно работать? Какая заработная плата тебя устроит? Позволят ли твои индивидуальные возможности получить выбранную специальность и в дальнейшем работать по ней,  какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно осуществлять профессиональный путь. То есть выбор будущей профессии  должен быть осознанным и мотивированным.

Вопрос: Скажите, по каким специальностям и где вы можете получить   профессиональное образование? При выборе своей будущей профессии, что для вас будет являться главным мотивом выбора? (ответы детей)

Социальный педагог: При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Правило первое: Познай самого себя:

  • Здоровье. По статистике сегодня трудно найти абсолютно здорового человека, а у каждой специальности свои условия труда и требования к здоровью работника. Скажите, сможет ли человек, страдающий аллергией работать с красками? (ответы детей) Вот поэтому, выбирая будущую профессию важно знать особенности своего здоровья.
  • Интересы и склонности. Каждый человек является индивидуальностью, у него свои интересы и склонности. Кто-то из вас любит выращивать и ухаживать за растениями, кто-то шить и вязать, а некоторые ребята с увлечением работают на станках. Свои наклонности очень важно учитывать при выборе своего профессионального пути.
  • Способности, знания и умения. Выбираю свою будущую профессию необходимо задуматься, а хватит ли твоего багажа знаний для дальнейшего профессионального обучения по данной специальности. Но даже если ты мечтаешь быть врачом, а твои способности и уровень образования не позволяет выучиться на него, а желание оказывать помощь больным людям остается, можно идти работать в больницу санитаркой, ведь работа любой больницы и поликлиники не мыслима без людей данной специальности.

Правило второе: Узнай все о профессии:

  • Вид деятельности, цель и условия труда – каждая специальность подразумевает выполнение определенных действий, которые делаются с определенной целью и в определенных условиях. Это нужно четко знать и сопоставить со своими желаниями (например, дворник, строитель).
  • Пути получения профессии – где вы сможете получить профессиональное образование по выбранной специальности.
  • Медицинские противопоказания – каждая специальность предъявляет человеку свои медицинские требования, поэтому важно учитывать возможности своего здоровья при выборе профессиональной деятельности.
  • Требования профессии к личным качествам - каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни требуют от него силы и ловкости, другие – ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности, поэтому необходимо   четко знать какие требования профессия  предъявляет к личностным качествам.  
  • Актуальность выбранной профессии на рынке труда – если выбранная вами специальность в настоящее время не востребована на рынке труда, то вам будет трудно устроиться на работу и вы можете оказаться безработными.

Правило третье: Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.

  Если вы остановите свой выбор на профессии, которая совместима с вашими интересами, возможностями образования, здоровья и особенностями характера, то вы находитесь на пути к профессиональному успеху. Что же нужно учитывать при выборе профессии? (ответы детей). Совершенно верно. Размер заработной платы и престижность профессии должны учитываться только после учета ваших индивидуальных способностей и интересов.

Коррекционно-развивающее задание:  «Третий лишний»

Социальный педагог: На уроках труда каждый из вас приобрел определенные навыки и умения, которые вы с успехом применяете на практике. Давайте вспомним, как много в школе сделано вашими руками. Это красивые уютные умывальные комнаты и столовая, где вы штукатурили и выкладывали плитку. А в каких красивых костюмах выступают наши ребята на школьных мероприятиях, а ведь изготавливались они не без участия наших девочек-швей. У каждого из вас  есть определенные способности и наклонности, которые вы должны учитывать при выборе будущей профессии. А вот как разобраться в профессиональном многообразии нам расскажет наш психолог Оксана Евгеньевна.

Психолог: Результаты диагностики, рекомендации

Коррекционно-развивающее задание:  «Распредели по типам профессии»

Социальный педагог: Каждая профессия предполагает работу в различных условия: люди работают под водой, под землей, на высоте, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года и почти в любую погоду. Работают, конечно, и за письменным столом.

По признаку условий труда можно выделить так же четыре группы профессий:

  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, психическое развитие людей, за большие материальные ценности, например врач, психолог, бухгалтер.
  • Труд в необычных условиях труда (под землей, под водой, на высоте, в воздухе), например шахтер, водолаз, летчик.
  • Труд в обычных бытовых условиях, (секретарь).
  • Труд с пребыванием на открытом воздухе (строитель)

Коррекционно-развивающее задание:  «Распредели профессии по условиям труда»

Социальный педагог: Анализ современного рынка труда Кулебакского района показывает, что наблюдается большая нехватка рабочей силы без высшего профессионального образования. Не востребованными остаются профессии, не требующие большой специальной подготовки.  Слово специалисту из центра занятости.

Специалист из центра занятости:  о ситуации на рынке труда с учетом профессий, не требующих специальной профессиональной подготовки, о мобильности на рынке труда  

Социальный педагог:  Бывают ситуации, что человек, придя на биржу труда, не может найти работу по своей специальности и ему предлагают, как говорится «на ходу перестраиваться» и выбирать работу из предложенных вакансий.

Словарная работа:  «Вакансия» - наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник.    

Коррекционно-развивающее задание: «Найди работу» 

Вопрос: На что важно обращать внимание при устройстве на работу? (подвести к социальному пакету)   

Социальный педагог: Что такое социальный пакет? Социальный пакет -  это обеспечение социальных гарантий работнику в соответствии с Трудовым кодексом РФ: оплата больничных листов; своевременные выплаты заработной платы; ежегодный оплачиваемый отпуск; страхования от несчастных случаев на производстве; предоставление выходных дней; нормированный рабочий день и др.

Социальный педагог:  Мы с вами вспомнили, что такое социальный пакет, и на что надо обращать внимание при устройстве на работу. А сейчас давайте попытаемся выяснить, что необходимо иметь человеку при устройстве на  работу, чтобы он был конкурентоспособен.

1. Что необходимо иметь при поступлении на работу? (ответы детей, где получают документы, их назначение)  

2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы  работодатель был в нем заинтересован? (ответы детей)

Подведение итогов занятия:  Выводы.  Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".

Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности

рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны фо...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...