Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности
статья
рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны формы воздействия на социально-психологический климат в группе как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_trad_met_pri_sots_aktivnosti_obuch.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционные методы обучения при социальной адаптации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в их профессиональной деятельности
Traditional teaching methods in the social adaptation of students
with disabilities in their professional activities
Автор: Панкова Оксана Владимировна
ГПОУ ТО «Тульский техникум социальных технологий, Тула, Россия
e-mail: pankovna@yandex.ru
Author: Pankova Oksana Vladimirovna
Tula Technical School of Social Technologies, Tula, Russia
e-mail: pankovna@yandex.ru
Аннотация: рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны формы воздействия на социально-психологический климат в группе как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Abstract: the methodology of teaching and features of creative activity of students with disabilities are considered, a comparative analysis of the traditional lesson from the developmental lesson is given, the forms of impact on the socio-psychological climate in the group as a means of social adaptation of students with disabilities are described
Ключевые слова: коммуникабельность и толерантность, особенности творческой деятельности, методы обучения, традиционные методы обучения
Keywords: communication skills and tolerance, characteristics of creative activity, teaching methods, traditional teaching methods
Тематическая рубрика: СПО
Subject heading: STRs
“Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить”
А. Дистерверг
Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно реализуется. Современное общество, развиваясь быстрыми темпами, предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Молодое поколение, призванное реализовывать социальные реформы, порой не в состоянии адекватно реагировать на запросы реформируемого общества. В социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.
Эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.
В связи с процессами глобализации и значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретает формирование коммуникабельности и толерантности как важнейших качеств личности. Поэтому цель своей деятельности я вижу в расширении социального опыта обучающихся с помощью игры.
Исполнительство "для себя", а затем "для других", создание вначале с чьей-то помощью, а затем самостоятельно результата в работе, участие в профессиональных выставках, концертах, конкурсах и фестивалях не только ради самоутверждения, но и в качестве заботы "о других" — вот далеко не полный перечень событий, форм организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в техникуме, способствующих развитию у воспитанников социальной активности, личностного роста.
К особенностям организации педагогического процесса, стимулирующего развитие активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами творческой деятельности и апробированного в учреждениях образования следует отнести:
- систематичность заданий, повторяемость положительного результата, опора на успех, добровольный выбор обучающимся с ограниченными возможностями здоровья содержания занятий;
- выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
- чувство личной и коллективной ответственности;
- переживание в выполнении производственных заданий, сопутствующее любому виду технической деятельности, что способствует проявлению чувства «сорадования» за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;
- возможность совместной, направленной на качество и продуктивность деятельности со старшими;
- совместная деятельность обучающихся с ОВЗ и родителей;
- использование образовательного учреждения как базы для развития трудовой активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- самоуправление и самодеятельность, имеющие место в образовательном учреждении при самостоятельном проведении мероприятий, подготовке оборудования к мастер-классам, профконкурсам, профориентационным акциям вне рамок учебного процесса, что стимулирует социальную активность;
- возможность свободного перехода из одного кружка, секции, группы в другую, что обеспечивает обучающимся чувство независимости и самодостаточности.
Все вышеперечисленные особенности организации педагогического процесса можно отнести как к нетрадиционным, так и к традиционным методам обучения.
Метод обучения (от греч. metodos - буквально путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, в данном случае, с ограниченными возможностями здоровья, направленная на достижение заданной цели обучения. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности обучающихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Поскольку речь главным образом идет о совместной деятельности педагога и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то далее речь пойдет именно о методах обучения.
Все множество методов обучения ученые разделили на типы по самым разным основаниям, а потому получилось множество типологий (классификаций). Но, желая сохранить практическую направленность наших рекомендаций для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, остановимся на простой и инструментальной типологии. В основу этого деления методов кладется степень активности обучаемого и характер их деятельности. В связи с этим, методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).
Теоретические занятия, как правило, как и практические по учебной практике проводятся в форме уроков. Их сценарии могут отличаться в зависимости от целей уроков, типов уроков, а также вашей фантазии и профессиональной смелости (имеем в виду освоения новых педагогических взглядов), а также и методы обучения, применяемые как мастером производственного обучения, так и преподавателем, работающим с детьми с ОВЗ, могут быть различными. Ниже рассмотрим типологию классических и современных уроков в профессиональном образовании.
Классические типы уроков:
- вводный;
- комбинированный;
- контрольный;
- урок самостоятельной работы;
- урок обобщающий.
Нетрадиционные типы уроков:
- урок - соревнование;
- урок проектирования;
- урок - диспут;
- урок - аукцион;
- урок - экспертиза;
- урок взаимного обучения;
- урок - конференция;
- бинарный урок;
- интегрированный урок.
В табличной форме приведены отличительные особенности традиционного урока от развивающего.
Отличия традиционного урока от развивающего
Признаки | Традиционный урок | Развивающий урок |
Цели Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятельностью Профессиональная установка педагога Методы Характер организации учебной деятельности Формы учебных взаимодействия и отношений Контроль и оценка | Формирование знаний, умений, навыков. Предметно-ориентированная позиция. Преобладают функции: информатора и контролера. Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива у педагога, инициатива обучающихся с ОВЗ не культивируется Закрытость. Ориентация на собственную активную деятельность. Информационно-иллюстративные, репродуктивные Деятельность строится по схеме: “знания - деятельность”. Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в готовом виде. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт. Ведущая форма взаимодействия - подражание, имитация, следование образцам. За учеником закреплена позиция ведомого на всем протяжении обучения. Однообразие социальных и межличностных отношений. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения. Преобладает жесткий контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ситуативностью. Мотивация осуществляется за счет “ожидания приговора - оценки преподавателя, учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла. Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг. Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ “движения” к результату. Эмоциональная составляющая контроля - страх перед оценкой. | Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации. Формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков. Ориентирован на личность обучающегося с ОВЗ. Преобладает стимулирующая функция. Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива обучающегося. Открытость. Ориентация на солидарность и совместную деятельность с обучающимися. Методы активного обучения: проблемного изложения, проблемные, исследовательские, рефлексивные. Деятельность строится по схеме: “ориентировочное знание - деятельность - рефлексия - теоретическое знание”. На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания. Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием обучающихся, они принимают учебные задачи, а, следовательно, осознанно включаются в познавательную деятельность. Задания носят личностно или социально значимый смысл. Цели и задачи разрабатываются совместно педагогом с обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Обучающиеся находятся в активной позиции. Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника. Многообразие межгрупповых и межличностных отношений снижает конфликтность. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм, изживается солидарностью.
Преобладает взаимо- и самооценка в группах. Акцент делается на достижениях обучающегося с ОВЗ, а не на том, чего он не знает, не умеет. Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа. Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений. Эмоциональный фон контроля позитивный. |
При традиционных методах обучения необходимо обязательно употреблять все формы воздействия на социально-психологический климат в группе, как именно средство социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в их профессиональной деятельности. Все формы воздействия на СПК (социально-психологический климат) можно условно разделить на пять видов:
1. Группы социально-психологического тренинга. В них применяют большое количество психологических упражнений, направленных на развитие способности осознавать свои чувства и ощущения, свое подсознание, свое восприятие мира и реакции других людей, анализировать и понимать их. Такая психологическая подготовка считается важной для актуализации своего потенциала, улучшения контактов в группе, а, следовательно, и ее СПК.
2. Игры общения. Существует достаточно много вариантов игр, разработанных для анализа взаимоотношений в организации, развития отношений в группе, ликвидации психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению. За играми такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению СПК в группе.
3. Обсуждения. Являются дополнением игр и средством прояснения отношений. Организованные различным образом вербальные контакты рекомендуются для разрешения организационных проблем, сводятся к обсуждению и обсуждением заканчиваются любые попытки регуляции СПК любой группы. Собрания-дискуссии являются основным средством регуляции СПК, способом выяснения мнений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по разным вопросам. Для их организации существуют определенные правила. В качестве организатора и регулятора часто выступает психолог, как “нейтральное лицо”. Для эффективности обсуждений важна демократическая атмосфера, “царящая” в коллективе, когда никто не боится высказать свое мнение.
4. Еще один ряд приемов регуляции СПК — это невербальные контакты, используемые для мышечной разрядки, снятия напряжения. Это может быть релаксация с помощью аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика и другие методы. На уроках учебной практики можно использовать «физкультминутки».
5. Делаются попытки повлиять на климат группы, изменяя обстановку в рабочей мастерской. Например, один из такого рода методов – это расстановка столов в рабочем помещении не упорядоченно, а хаотично, в соответствии с симпатиями или по принципу общей работы.
В педагогике широко используется также «кодекс товарищества», и «запрет разжигает любопытство и активность».
Успешность, результативность, продуктивность работы педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, во многом зависят от применяемых на уроках учебной практики, теоретического обучения методах, приемах обучения, при которых в обязательном порядке должны учитываться личностные способности, возможности обучающегося с ОВЗ. При правильной смене деятельности педагог может достичь максимально высокого результата в профессиональной работе обучающегося с ОВЗ. Переходя от простого к сложному, от репродуктивного к продуктивно-творческому, инклюзия позволит социально-адаптироваться обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и в профессиональной среде, что является очень важным фактором в дальнейшем трудоустройстве и профессиональной жизни в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»
В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конк...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...
Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-трудового обучения как средство формирования жизненных компетенций.
Проектная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-трудового обучения как средство формирования жизненных компетенций....
Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Профориентация на уроках русского языка и чтения (литературного чтения) как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....