Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
план-конспект
Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»
Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».
Задачи:
— закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков [Н] и [Н’] в устной речи;
— закрепление графического изображения буквы «Н»;
— развитие фонематического и зрительного восприятия;
— развитие рече-слухового анализа и синтеза;
— развитие фонематических представлений;
— развитие навыка звуко-буквенного анализа;
— развитие графо-моторных навыков и пространственных представлений;
— развитие связной речи;
— воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции);
— воспитание работы в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnoe_zanyatie_m.docx | 954.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ОНР
Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»
Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».
Задачи:
— закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков [Н] и [Н’] в устной речи;
— закрепление графического изображения буквы «Н»;
— развитие фонематического и зрительного восприятия;
— развитие рече-слухового анализа и синтеза;
— развитие фонематических представлений;
— развитие навыка звуко-буквенного анализа;
— развитие графо-моторных навыков и пространственных представлений;
— развитие связной речи;
— воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции);
— воспитание работы в коллективе.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал
Ход занятия:
- Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Михайловна. Сегодня я проведу у вас занятие. Первым получит тетрадь и сядет за парту тот ученик, который назовет предмет, который бывает мягким или твёрдым. (подушка мягкая, кирпич твёрдый и т.д .)
- Сообщение темы занятия
— На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
— Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные можно петь, а согласные петь нельзя. Губы, зубы, язык создают во рту преграду для воздуха)
— Молодцы! Перед вами на столах лежат карточки-головоломки. Если вы на них найдёте и соедините только те буквы, которые обозначают гласные звуки, то узнаете, что спрятано на рисунке.
— Ребята, вы уже знаете, что все согласные звуки делятся на группы.
— Вспомните вопрос, который я задала сегодня первым и попробуйте угадать, про какую группу согласных мы сегодня будем говорить?
— Правильно, но прежде я хочу убедиться, что вы умеете различать звучание твёрдых и мягких согласных, поэтому мы с вами немножко поиграем.
- Развитие фонематического восприятия
— Я сейчас буду произносить слоги и слова. Если в них вы услышите звук твёрдый, то вы поднимите правую руку, если звук мягкий - левую.
- Развитие фонематического анализа
«Сказка про двух гномов». При выполнении этого задания, дети должны отвечать на вопросы полным предложением.
(На слайде картинки с изображением гномов)
— Жили-были на свете по соседству друг от друга гномы. Один из них был взрослый гном с бородой и фонариком. А второй был ещё маленький гномик, борода у него ещё не выросла и собственного фонарика ещё не было.
— Какой звук мы с вами слышим в слове Гном [М] или [М’] ?
— Верно. Характер у Гнома тоже был сильный, твёрдый и имя тоже.
— Придумайте имя для Гнома с твёрдым звуком [М].
— А какой из этих звуков мы слышим в слове Гномик?
— Правильно, поэтому и характер у него был мягкий, добрый и имя тоже.
— Придумайте имя для Гномика с мягким звуком [М’].
— Определите место звука [М] или [М’] в именах гномов
— Молодцы! Как Вы думаете, у кого из них был дом из твёрдого камня, а у кого домик мягкой древесины? Объясните.
(На слайде изображения домов.)
— Гном жил в доме, а гномик – в домике.
— Они были добрые соседи и во всё помогали друг другу. Потому что один из них был мудрый
— Как вы думаете, кто?
— А второй ловкий и умелый. Кто?
(На слайде клумбы возле домов.)
— Помогите гномам разобрать и посадить цветы на клумбе.
— У кого будут расти цветы со звуком [М]? А у кого со звуком [М’]? (ромашка, маргаритка, камелия, медуница, примула, жасмин, мак, хризантема, мимоза)
Мимозу дети могут расположить между домиками, т.к. там есть и звук [М] и звук [М’].
— Сейчас каждый у себя на парте составит звуковую схему слова мимоза. (Дети выполняют звуко-буквенный анализ слова)
Вопросы по составу слова:
— Глядя на схему, определите, сколько всего звуков в слове мимоза?
— Сколько среди них гласных?
— Назовите гласные звуки из этого слова.
— Если 3 гласных звука, сколько в слове слогов?
— Произнесите слово, разделяя его на слоги.
— Сколько в этом слове твёрдых согласных звуков?
— Сколько мягких согласных?
— В какой части слова стоит твёрдый звук [М] (начало, середина, конец)?
— В какой части слова находится мягкий звук [М’]?
— При произнесении слова какой из звуков мы произнесем раньше?
— Назовите звук, который стоит после мягкого согласного.
— Назовите звук, который стоит между твёрдыми согласными.
— Назовите звук, который стоит перед звуком [М], но после звука [М’].
— Назовите звук, который стоит после звука [О], но перед звуком [А].
- Развитие фонематического синтеза
Игра «Буква потерялась». Назовите потерявшуюся букву, чтобы получилось слово. ( -асква, –инск, –ак, –етро, –а–а, –ир, -ашина, -ыло, -ясо, -ишка)
- Физминутка (Дети выполняют движения по тексту)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (2 раза)
- Закрепление графического изображения буквы «М»
— Давайте вспомним: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.
— Это буква «М». Она обозначает сразу два звука [М] и [М’].
— Сколько элементов у буквы «М»? Возьмите 4 карандаша и сделайте из них на парте букву «М».
— На что похожа буква «М»?
- Индивидуальное выполнение заданий на листочке
- Развитие навыка слогового синтеза
— Подружите букву «М» с гласными буквами. Назовите слова с получившимися слогами.
Ма, му, мы, мо, ми – мак, муха, мыло, микрофон;
Ам, ум, ом, им – самолет, сумка, дом, лимон.
- Графический диктант «Медведь»
Отступить 2 клетки слева, 7 клеток сверху и поставить точку.
— У всех получился медведь? Подрисуйте медведю глаз и раскрасьте его.
- Рефлексия
— С какой буквой мы сегодня работали на занятии?
Назовите, как звучит мягкий звук?
Назовите, как звучит твёрдый звук?
— Нарисуйте в тетрадке:
Зеленый смайлик – если ты доволен своей работой на занятии;
Желтый смайлик – если на занятии ты работал плохо;
Красный смайлик – если на занятии тебе было трудно.
—Спасибо за занятие.
Найди 10 спрятанные букв «М».
Добавь недостающий элемент буквы.
Найди и обведи все буквы «М».
Возьми коричневый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «М».
Соедини одинаковые мячики карандашом, прочитай получившиеся слова и напиши их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка логопедического занятия по профилактике дисграфии в 1 классе на тему «Правильное маркирование границ предложения. Зима.» (технологии: ИКТ, ЭОР, «БОС-здоровье», развивающие)
Цель:Научить правильно оформлять предложения на письме. Развивать связную речь....
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии в 5 классе
В документе представлен конспект открытого логопедиеского занятия по исправению дисграфии в 5 классе...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х хЦель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуко...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....