Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)
план-конспект по теме
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповое логопедическое занятие по профилактики дисграфии 1 класс | 936.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии
с учащимися 1 класса (ФФНР)
Тема. Гласные звуки и буквы.
Ботова И.Ю.,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 1 п.Ноглики
Цели:
- Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
- Развитие буквенного гнозиса; предупреждение акустической дисграфии.
Задачи:
- Развивать артикуляционную моторику;
- Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв.
- Формировать умение объяснять значение слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.
Оборудование:
- Дидактический материал для дыхательного упражнения.
- Кукла Красная шапочка.
- Корзинка и предметные картинки.
- Карточки с буквами, индивидуальное тканевое полотно 10/15 см.
- Картина осеннего леса.
- Пособие «Лепестки».
- Индивидуальные зеркала.
- Компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры»
- Световой стол с песком.
Ход занятия.
- Организационный момент
Приветствие. Психологический тренинг:
Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.
- Подготовительный этап. (Приложение 1)
- Упражнения на дыхание.
- Ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие в осенний лес. А пойдем мы вместе с Красной Шапочкой.
- Посмотрите как красиво в лесу! Что вы видите? (деревья, траву, желтые лисья и т.д.).
- В лесу чистый воздух. Давайте глубоко вдохнём через нос, а выдохнем через рот.
- Подул сильный ветер. (Подуть на деревья резко).
- Посмотрите, что случилось с листьями на деревьях? (листья опали)
- А как называется такое явление природы, когда опадают листья на деревьях? (листопад)
- Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от морозов.
2. Дифференциация речевых и неречевых звуков. (Приложение 2)
- В лесу можно услышать разные звуки. Например, подул ветер - что можно услышать? (шелест листвы, травы).
- Посмотрите, течёт ручей. Какой звук можно услышать? (журчание ручья).
- Ребята, скажите, все перечисленные звуки, как можно назвать: речевые или неречевые? Почему? (неречевые).
- Красная Шапочка хочет познакомить нас со своими друзьями.
«Игры для Тигры» определи кто играет (какой инструмент звучит).
- Какие это были звуки? (неречевые)
- Давайте тихонько послушаем, какие неречевые звуки мы можем услышать сейчас (за окном гул машины, шелест листвы, стук дверей, звук шагов и т.д.)
- Ребята, неречевые звуки мы только слышим, а речевые слышим и произносим.
- Человек может произносить разные звуки. А где же образуются эти звуки? Что принимает участие в образовании звуков?
- Звуки образуются путем изменения положения губ, зубов, языка и т.д.
3. Артикуляционная гимнастика. (Приложение 3)
- Чтобы они нас слушались и помогали всегда правильно говорить, мы будем делать для них зарядку (картинки упражнений в корзине) Упражнения: «Лягушка», «Слонёнок», «Окошко», «Бублик».
Выполняются артикуляционные упражнения перед индивидуальным зеркалом.
- Посмотрите, в корзинке есть еще картинки.
3. Основной этап.
1. Определение первого звука в слове. (Приложение 4)
- Что общего в названиях данных картинок? (первый звук в словах).
1) Утка, удочка, улитка. буква У
2) Аист, автобус, ананас. буква А
3) Облако, осы, овцы. буква О
4) Иголка, игрушки, индюк. буква И
Уточнить артикуляцию звука и обозначить буквой (на доске картинка буквы с соотнесенной ей артикуляцией)
- Какие звуки вы произнесли?
- Как вы узнали, что они гласные? (не встречают преграду)
- Назовите, какие ещё гласные звуки вы знаете. (Ы, Э).
Вывод: при произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды.
- Определение звука по артикуляции. (Приложение 5)
Игра «Молчанка»
Логопед показывает артикуляцию звука, а дети должны угадать, какой это звук и показать соответствующую букву.
- Определение наличия заданного звука в словах. (Приложение 6)
Красная Шапочка покрасила гласные буквы в красный цвет. Поиграем в игру которую нам подготовила Красная Шапочка.
Игра «Найди звук»
Если услышишь в словах гласный звук У положи на «полянку» красный листочек с буквой У.
Логопед читает слова: боровик, мухомор, маслёнок, груздь, волнушки, опята, маслята. (3)
- Как можно назвать одним словом слова, которые я вам говорила? (грибы)
- Сколько грибов собрали мы? (три)
4. Работа по картинке на развитие зрительного внимания. (Приложение 7)
- А посмотрите сколько грибов собрали ребята! Давайте подсчитаем, сколько грибов спряталось на картинке? (15)
5. Самомассаж подушечек пальцев (Приложение 8)
- Подготовим пальчики к следующему заданию.
Вылезли на кочке
Мелкие грибочки:
Грузди и горькушки,
Рыжики, волнушки.
Даже маленький пенёк
Удивленья скрыть не смог.
Выросли опята,
Скользкие маслята,
Бледные поганки
Встали на полянке.
6. Визуальные ряды. (Приложение 9)
1) Найди в ряду и: подчеркни букву У и обведи в кружок букву А
А 7 Х и у 2 Е У а О е о 1 А и у м Л У ы а 8 п о у з И У м а
2) Игра «Допиши букву» (Приложение 10)
Световой стол с песком. Логопед рисует элемент буквы. Ребенок дописывает соответствующую букву (гласные).
Дома подобное задание «Допиши букву». На листочках написаны строчные буквы, где не хватает некоторых элементов.
4. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Как произносятся гласные звуки?
Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
- Что у вас вызвало затруднение?
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"
При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...
Методическая разработка логопедического занятия по профилактике дисграфии в 1 классе на тему «Правильное маркирование границ предложения. Зима.» (технологии: ИКТ, ЭОР, «БОС-здоровье», развивающие)
Цель:Научить правильно оформлять предложения на письме. Развивать связную речь....
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х хЦель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуко...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».Задачи...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....