Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)
план-конспект по теме

Ботова Ирина Юрьевна

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии

с учащимися 1 класса (ФФНР)

Тема. Гласные звуки и буквы.

Ботова И.Ю.,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 МБОУ СОШ № 1 п.Ноглики

Цели:

  1. Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
  2. Развитие буквенного гнозиса; предупреждение акустической дисграфии.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную моторику;
  2. Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв.
  3. Формировать умение объяснять значение слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.


Оборудование:

  1. Дидактический материал для дыхательного упражнения.
  2. Кукла Красная шапочка.
  3. Корзинка и предметные картинки.
  4. Карточки с буквами, индивидуальное тканевое полотно 10/15 см.
  5. Картина осеннего леса.
  6. Пособие «Лепестки».
  7. Индивидуальные зеркала.
  8. Компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры»
  9. Световой стол с песком.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Приветствие. Психологический тренинг:

Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.

  1. Подготовительный этап.  (Приложение 1)
  1. Упражнения на дыхание.

- Ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие в осенний лес. А пойдем мы вместе с Красной Шапочкой.

- Посмотрите как красиво в лесу! Что вы видите? (деревья, траву, желтые лисья и т.д.).

- В лесу чистый воздух. Давайте глубоко вдохнём через нос, а выдохнем через рот.

- Подул сильный ветер. (Подуть на деревья резко).

- Посмотрите, что случилось с листьями на деревьях? (листья опали)

-  А как называется такое явление природы, когда опадают листья на деревьях? (листопад)

- Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от морозов.

2. Дифференциация речевых и неречевых звуков.  (Приложение 2)

- В лесу можно услышать разные звуки. Например, подул ветер - что можно услышать? (шелест листвы, травы).

- Посмотрите, течёт ручей. Какой звук можно услышать? (журчание ручья).

- Ребята, скажите, все перечисленные звуки, как можно назвать: речевые или неречевые? Почему? (неречевые).

- Красная Шапочка хочет познакомить нас со своими друзьями.

«Игры для Тигры» определи кто играет (какой инструмент звучит).

- Какие это были звуки? (неречевые)

- Давайте тихонько послушаем, какие неречевые звуки мы можем услышать сейчас (за окном гул машины, шелест листвы, стук дверей, звук шагов и т.д.)

- Ребята, неречевые звуки мы только слышим, а речевые слышим и произносим.

- Человек может произносить разные звуки. А где же образуются эти звуки? Что принимает участие в образовании звуков?

- Звуки образуются путем изменения положения губ, зубов, языка и т.д.

3. Артикуляционная гимнастика. (Приложение 3)

- Чтобы они нас слушались и помогали всегда правильно говорить, мы будем делать для них зарядку (картинки упражнений в корзине) Упражнения: «Лягушка», «Слонёнок», «Окошко», «Бублик».

Выполняются артикуляционные упражнения перед индивидуальным зеркалом.

- Посмотрите, в корзинке есть еще картинки.

3. Основной этап.

1. Определение первого звука в слове. (Приложение 4)

- Что общего в названиях данных картинок? (первый звук в словах).

1) Утка, удочка, улитка.        буква  У

2) Аист, автобус, ананас.       буква А

3) Облако, осы, овцы.             буква О

4) Иголка, игрушки, индюк.  буква И

Уточнить артикуляцию звука и обозначить буквой (на доске картинка буквы с соотнесенной ей артикуляцией)

- Какие звуки вы произнесли?

- Как вы узнали, что они гласные? (не встречают преграду)

- Назовите, какие ещё гласные звуки вы знаете. (Ы, Э).

Вывод: при произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды.

  1. Определение звука по артикуляции. (Приложение 5)

Игра «Молчанка»

Логопед показывает артикуляцию звука, а дети должны угадать, какой это звук и показать соответствующую букву.

  1. Определение наличия заданного звука в словах. (Приложение 6)

Красная Шапочка покрасила гласные буквы в красный цвет. Поиграем в игру которую нам подготовила Красная Шапочка.

Игра «Найди звук»

Если услышишь в словах гласный звук У положи на «полянку» красный листочек с буквой У.

Логопед читает слова: боровик, мухомор, маслёнок, груздь, волнушки, опята, маслята. (3)

- Как можно назвать одним словом слова, которые я вам говорила? (грибы)

- Сколько грибов собрали мы? (три)

4. Работа по картинке на развитие зрительного внимания. (Приложение 7)

- А посмотрите сколько грибов собрали ребята! Давайте подсчитаем, сколько грибов спряталось на картинке? (15)

5. Самомассаж подушечек пальцев  (Приложение 8)

- Подготовим пальчики к следующему заданию.

Вылезли на кочке

Мелкие грибочки:

Грузди и горькушки,

Рыжики, волнушки.

Даже маленький пенёк

Удивленья скрыть не смог.

Выросли опята,

Скользкие маслята,

Бледные поганки

Встали на полянке.

6. Визуальные ряды.  (Приложение 9)

1) Найди в ряду и: подчеркни букву У и обведи в кружок букву А

А 7 Х и у 2 Е У а О е о 1 А и у м Л У ы а 8 п о у з И У м а

2) Игра «Допиши букву»   (Приложение 10)

Световой стол с песком. Логопед рисует элемент буквы. Ребенок дописывает соответствующую букву (гласные).

Дома подобное задание «Допиши букву». На листочках написаны строчные буквы, где не хватает некоторых элементов.

4. Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Как произносятся гласные звуки?

    Рефлексия

- Что понравилось на уроке?

- Что у вас вызвало затруднение?

        

Приложение 1

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2494.JPG

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2489.JPG

Приложение 2

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2480.JPG

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2485.JPG

Приложение 3

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2472.JPG

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2478.JPG

Приложение 4

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2473.JPG

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2474.JPG

Приложение 5

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2469.JPG     C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2465.JPG

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2464.JPG    C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2463.JPG

Приложение 6

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2457.JPG

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2452.JPG

Приложение 7

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2458.JPG

Приложение 8

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2456.JPG

Приложение 9

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2460.JPG

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2448.JPG 

Приложение 10

C:\Users\Home\Desktop\Логопед 2017 урок\IMG_2443.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х хЦель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуко...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....