Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
план-конспект
Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х х
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия, умения сосредотачиваться на звуковой стороне слова;
- Развитие фонематического слуха, развитие слуховой и зрительной памяти
- Уточнение акустических характеристик звуков [х], [х′]
- Формирование умения ,правильного произнесения звуков [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
- Формирование умения ,выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко - слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
- Знакомство с буквой Х, составление слов из букв.
- Развитие умения узнавать букву, используя кинестетические ощущения и другие анализаторы
- Совершенствование психических функций.
- Предупреждать переутомление детей.
- Воспитание самоконтроля и мотивации к знаниям
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_profilaktika_disgrafii_h_h.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ОНР
Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х х
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия, умения сосредотачиваться на звуковой стороне слова;
- Развитие фонематического слуха, развитие слуховой и зрительной памяти
- Уточнение акустических характеристик звуков [х], [х′]
- Формирование умения ,правильного произнесения звуков [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
- Формирование умения ,выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко - слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
- Знакомство с буквой Х, составление слов из букв.
- Развитие умения узнавать букву, используя кинестетические ощущения и другие анализаторы
- Совершенствование психических функций.
- Предупреждать переутомление детей.
- Воспитание самоконтроля и мотивации к знаниям
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии
Оборудование: игрушка Хрюша; мультимедийная презентация ; карандаши для конструирования буквы;
Раздаточный материал: карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков, буквы для игры «Рассыпались слова», разрезная картинка «сюрприз»
Ход занятия
- Организационный момент
Давайте с вами поздороваемся. Здравствуйте ! Присаживайтесь.
Сегодня у нас будет необычное занятие. Хотите знать, что именно необычного будет ? Тогда вы должны быть очень внимательны, послушны. Отвечать только подняв руку и не шуметь. Согласны? Вы справитесь? Тогда для начала немножко приготовимся.
Психогимнастика
— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
- Сообщение темы занятия. (Слайд в конце)
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
- Характеристика звука. (Слайд)
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…
-Как правильно произносится звук [х]:
- Есть преграда ?- да. Горлышко звучит или молчит? - молчит. Твердый? - да. А как будет мягкий?- [х‘]
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком.
Все правильно, а вот и сюрприз. Хрюша дает нам первый
элемент головоломки.(1)
И если вы будите так же хорошо себя вести, правильно выполнять задания, Хрюша будет давать вам по 1 подсказке. И в конце занятия мы узнаем, что же загадал наш гость.
- Развитие фонематического восприятия.
— Давайте научим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Вы заработали еще элемент отгадки(2)
- Чтение прямых и обратных слогов со звуком [х].
Хрюша принёс вам еще одно задание. Сейчас я вам раздам карточки с буквами и мы будим читать слоги обратные и прямые. Но что бы правильно их прочитать, нужно будет правильно их соединить. И называть будем по очереди, не выкрикивая .
ХА ХО ХИ ХЕ ХУ
АХ ОХ ИХ ЕХ УХ
Элемент разгадки (3)
- Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Элемент разгадки (4)
- Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Элемент разгадки(5)
- Произнесение «Х» в словах.
— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
— В каком месте слова слышится звук [х]?
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
— В каком месте слова слышится звук [х]?
Как на речку прилетает, сразу в воду залезает."Кря" - нырнула на минутку. Вы узнали? Это ... (УТКА)
— Есть тут звук [х]? Хрюша ошибся?
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
— В каком месте слова слышится звук [х]?
Элемент разгадки(6)
- «Найди лишнее» (Слайд)
— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
( Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.)
( Художник, сухари, тарелка, холодильник.)
Элемент разгадки (7)
- Исправь слово
А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.
На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).
Элемент разгадки(8)
- Физминутка
У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
- Звуковой анализ слов.
Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Одни выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а другие слово «пихта».
(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)
Элемент разгадки (9)
- Знакомство с буквой «Х». (Слайд)
На что похожа буква «Ха»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её пальцем на столе, конструирование из карандашей.
Элемент разгадки(10)
- Угадайте на ощупь.
Закройте глаза, опустите руку в мешочек и найдите букву Ха.
Элемент разгадки (11)
- Игра в подгруппе «Слово рассыпалось»
Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.
1 подгруппа: пух . 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.
Элемент разгадки (12)
- Упражнение «Подарки для Хрюши»
(С опорой на картинки).
— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)
Элемент разгадки (13)
Итог занятия.
Давайте собирать головоломку. Что у нас получилось? Что же Хрюша хотел нам показать.
-Это же Хома! Посмотрите внимательно на картинку. Кто Хома? -ХУДОЖНИК
Молодцы! Какой первый звук в этом слове? [х]. Правильно.
-Про какие звуки мы сегодня говорили ? Какую букву мы искали в мешочке?
Спасибо за занятия ! До свидания !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"
При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...
Методическая разработка логопедического занятия по профилактике дисграфии в 1 классе на тему «Правильное маркирование границ предложения. Зима.» (технологии: ИКТ, ЭОР, «БОС-здоровье», развивающие)
Цель:Научить правильно оформлять предложения на письме. Развивать связную речь....
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».Задачи...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....