Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
план-конспект

Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х х

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

 Задачи:

  • Развитие  фонематического восприятия, умения сосредотачиваться на звуковой стороне слова;
  • Развитие фонематического слуха, развитие слуховой и зрительной памяти
  • Уточнение акустических характеристик звуков [х], [х′]  
  • Формирование умения ,правильного произнесения звуков  [х], [х′]  в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Формирование умения ,выделять звуки  [х], [х′].  начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко - слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Знакомство с буквой Х, составление слов из букв.
  • Развитие умения узнавать букву, используя  кинестетические ощущения и другие анализаторы
  • Совершенствование психических функций.
  • Предупреждать переутомление детей.
  • Воспитание самоконтроля и мотивации к знаниям
  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_profilaktika_disgrafii_h_h.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ОНР

Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х х

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

 Задачи:

  • Развитие  фонематического восприятия, умения сосредотачиваться на звуковой стороне слова;
  • Развитие фонематического слуха, развитие слуховой и зрительной памяти
  • Уточнение акустических характеристик звуков [х], [х′]  
  • Формирование умения ,правильного произнесения звуков  [х], [х′]  в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Формирование умения ,выделять звуки  [х], [х′].  начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко - слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Знакомство с буквой Х, составление слов из букв.
  • Развитие умения узнавать букву, используя  кинестетические ощущения и другие анализаторы
  • Совершенствование психических функций.
  • Предупреждать переутомление детей.
  • Воспитание самоконтроля и мотивации к знаниям
  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии

 Оборудование: игрушка Хрюша; мультимедийная презентация ; карандаши для конструирования буквы;

Раздаточный материал: карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков, буквы для игры «Рассыпались слова», разрезная картинка «сюрприз»

Ход занятия

  1. Организационный момент

Давайте с вами поздороваемся. Здравствуйте ! Присаживайтесь.

Сегодня у нас будет необычное занятие. Хотите знать, что именно необычного будет ? Тогда вы должны быть очень внимательны, послушны. Отвечать только подняв руку и не шуметь. Согласны? Вы справитесь? Тогда для начала немножко приготовимся.

    Психогимнастика

—  Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

  1. Сообщение темы занятия. (Слайд в конце)

 Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает. 

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука  [к]). Вы согласны с ним?

— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук  [х] и  [х′].   Звук [х′] — братец звука  [х].  Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

  1. Характеристика звука. (Слайд)

 Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

 -Как правильно произносится звук [х]: 

- Есть преграда ?- да. Горлышко звучит или молчит? - молчит. Твердый? - да. А как будет мягкий?- [х‘]

 Характеристика:  [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком.

Все правильно, а вот и сюрприз. Хрюша дает нам первый

 элемент головоломки.(1)

И если вы будите так же хорошо себя вести, правильно выполнять задания, Хрюша будет давать вам по 1 подсказке. И в конце занятия мы узнаем, что же загадал наш гость.

  1. Развитие фонематического восприятия.

 — Давайте научим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

 Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

 Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

 Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Вы заработали еще элемент отгадки(2)

  1. Чтение прямых и обратных слогов со звуком [х].

 Хрюша принёс вам еще одно задание. Сейчас я вам раздам карточки с буквами и мы будим читать слоги обратные и прямые. Но что бы правильно их прочитать, нужно будет правильно их соединить. И называть будем по очереди, не выкрикивая .

ХА ХО ХИ ХЕ ХУ

АХ ОХ ИХ ЕХ УХ

Элемент разгадки (3)

  1. Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

 Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Элемент разгадки (4)

  1. Игра «Замени первый звук» в слове на звук  [х]. 

 Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Элемент разгадки(5)

  1. Произнесение «Х» в словах.

 — Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

 Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

 — В каком месте слова слышится звук [х]?

  С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

 Как на речку прилетает, сразу в воду залезает."Кря" - нырнула на минутку. Вы узнали? Это ... (УТКА)

— Есть тут звук [х]? Хрюша ошибся?

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

 — В каком месте слова слышится звук [х]?

Элемент разгадки(6)

  1. «Найди лишнее» (Слайд)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

( Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.)

( Художник, сухари, тарелка, холодильник.)

Элемент разгадки (7)

  1. Исправь слово

 А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

 На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

Элемент разгадки(8)

  1. Физминутка

У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

 Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. 

  1. Звуковой анализ слов.

 Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Одни выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а другие слово «пихта».

 (Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

Элемент разгадки (9)

  1. Знакомство с буквой «Х». (Слайд)

 На что похожа буква «Ха»?

 Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

 Печатание её пальцем на столе, конструирование из карандашей.

Элемент разгадки(10)

  1. Угадайте на ощупь.

Закройте глаза, опустите руку в мешочек и найдите букву Ха.

Элемент разгадки (11)

  1. Игра в подгруппе «Слово рассыпалось»

Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

 1 подгруппа: пух . 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Элемент разгадки (12)

  1. Упражнение «Подарки для Хрюши»

(С опорой на картинки).

 — Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Элемент разгадки (13)

 Итог занятия.

Давайте собирать головоломку. Что у нас получилось?  Что же Хрюша хотел нам показать.

-Это же Хома! Посмотрите внимательно на картинку. Кто Хома? -ХУДОЖНИК

Молодцы! Какой первый звук в этом слове? [х]. Правильно.

-Про какие звуки мы сегодня говорили ? Какую букву мы искали в мешочке?

Спасибо за занятия ! До свидания !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....