«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)
проект
В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация, дидактические принципы и принципы взаимоотношений педагога и учащихся, механизмы функционирования, педагогическая техника, ресурсное обеспечение, сформированы критерии эффективности данной модели.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Подготовка к социально-трудовой адаптации
учащихся специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида
в процессе изучения математики»
(Глава II. Создание модели факультативного курса по математике
по подготовке обучающихся специальной (коррекционной)
школы VIII вида к социально-трудовой адаптации)
Выполнила: Никифорова Наталья Николаевна
Оглавление
Глава II. Создание модели факультативного курса по математике по подготовке обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к социально-трудовой адаптации……………………………………………….
2.1. Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….
2.2. Концепция модели факультативного курса по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида для подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации……………………………………………………………..
2.3. Критерии эффективности модели………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Приложение 1……………………………………………………………………..
Глава II. Создание модели факультативного курса по математике по подготовке обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к социально-трудовой адаптации
2.1 Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья «Кузедеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида».
В экспериментальном исследовании принимали участие бывшие выпускники (32 человека) и учащиеся 9 класса школы (8 человек).
Исследование проходило в двух направлениях: изучение социально-трудовой адаптации выпускников (данные за 3 года) и изучение процесса подготовки к социально-трудовой адаптации учащихся девятого класса.
Изучив теоретически проблему социально-трудовой адаптации и подготовки к ней учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики, мы предположили, что введение в практику работы школы факультативного курса по математике значительно повлияет на эффективность решения данной проблемы.
Целью исследования является выявление необходимости введения в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида факультативного курса по математике как формы работы, сочетающей в себе углубление, координацию и интеграцию знаний по математике, труду, СБО и тем самым способствующей эффективности подготовки обучающихся к социально-трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.
Задачи исследования:
- Определить уровень подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации.
- Создать концептуальную модель факультативного курса по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида как формы работы по подготовке учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально-трудовой адаптации.
- Определить нормативно-организационное и понятийное оформление этапа реализации модели.
- Разработать критерии оценки эффективности модели.
- Создать идеализированную модель выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида, подготовленного к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях в процессе изучения математики.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- изучение и анализ катамнестических данных на выпускников;
- опрос бывших выпускников;
- беседа с учащимися;
- наблюдение в процессе деятельности на уроках;
- анкетирование;
- метод оценки;
- анализ усвоения математических знаний, умений, навыков учащихся и умения применять эти знания в практической деятельности на уроках труда и социально-трудовой ориентировки;
- анализ учебных программ;
- психологическая карта,
- наблюдение и заполнение карты изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности;
- статистическая обработка фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц, и др.
Анализ катамнестических данных за последние три года показывает, что из 32 выпускников 16,67 % - работают по профилю профессиональной подготовки; 83,33 % - работают по другим профессиям, нежели те, к которым их готовила школа на уроках профессионального труда. Наиболее часто встречающиеся из них: младший обслуживающий персонал (уборщики служебных помещений, санитарки), задействованы в сельском и фермерском хозяйстве (пастухи, доярки, скотники и др.), подсобные рабочие у частных лиц. Продолжают образование в ПТУ - 25% выпускников, 18,75% - нигде не работают и не учатся (таблица 1).
Трудоустройство выпускников Таблица 1
Трудоустройство выпускников | Количество выпускников | Данные в процентах |
Младший обслуживающий персонал (Кв. 1) Подсобные рабочие у частных лиц (Кв. 2) Повар (Кв. 3) Работники сельского и фермерского хозяйств (Кв. 4) Работники сезонных работ у частных лиц (Кв. 5) Швея (Кв. 6) Обучаются в ПТУ (Кв. 7) Нигде не работают и не учатся (Кв. 8) | 4 4 1 2 6 1 8 6 | 12,5% 12,5% 3,13% 6,24% 18,75% 3,13% 25% 18,75% |
Диаграмма 1
Также были собраны сведения о семейно-бытовом положении выпускников. Данные оказались следующими (Таблица 2):
Социально-бытовое положение выпускников Таблица 2
Социально - бытовое положение выпускников | Количество выпускников | Данные в процентах |
1. Создали семью и имеют детей, работают (учатся), ведут удовлетворительный образ жизни, домашнее хозяйство (Кв. 1) 2. Создали семью и имеют детей, не работают, но ведут удовлетворительный образ жизни (находятся на иждивении супруга (и) (Кв. 2) 3. Имеют неполную семью (Кв. 3) 4. Живут с родителями и работают (или учатся) (Кв. 4) 5 . Живут с родителями на их иждивении или имеют разовые, сезонные работы (Кв. 5) 6. Живут одни, работают, ведут домашнее хозяйство самостоятельно (Кв. 6) 7. Не адаптировались к жизни в современных условиях (не работают, ведут асоциальный образ жизни) (Кв.7) | 2 2 4 12 5 7 4 | 6,25 % 6,25 % 12,5 % 37,5 % 15,63 % 21,87 % 12,5% |
Диаграмма 2
Из теории известно, что высокий уровень социально-трудовой адаптации предполагает знания и опыт человека в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики, в области профессионального самоопределения. Результаты анализа катамнестических данных, позволяют сделать вывод, что очень маленький процент (6,25 %) обследованных выпускников достигли относительно высокого уровня социально-трудовой адаптации.
В результате катамнестических исследований, проведённых бесед с бывшими выпускниками и их работодателями, были проанализированы причины слабой социальной и трудовой адаптации. Наряду с проблемами адаптации морально-психологического плана, невозможностью преодолеть барьер в общении со здоровыми сверстниками и другими людьми в трудовых коллективах, попадание в асоциальную среду и неумение противостоять этой среде были выявлены и такие как:
- неумение применять полученные в школе знания и умения в новой ситуации, в жизненной и трудовой практике;
- неумение рационально использовать время на выполнение трудовых операций;
- отсутствие элементарной экономической грамотности и в трудовой деятельности, и в плане ведения домашнего хозяйства (неумение разумно тратить заработанные деньги, планировать бюджет семьи, т.д.).
Изучение процесса подготовки учащихся девятого класса к социально-трудовой адаптации осуществлялось в двух направлениях:
1. исследование особенностей учебно-трудовой деятельности учащихся 9 класса;
2. исследование усвоения математических знаний, умений, навыков и умения применять эти знания в новой ситуации, в частности на уроках трудового обучения и социально-бытовой ориентировки.
Исследование учебно-трудовой деятельности проводилось по трём её сторонам: целевая сторона деятельности, исполнительская и энергетическая.
Целевую сторону характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения конечной цели работы на уроке; сбора и объединения всех данных, нужных для решения задачи, т.е. ориентировка в задании, планирование предстоящей работы, изменение планов и целей при использовании задания.
Исполнительная сторона включает свойства, характеризующие процессы реализации планов: практическое преобразование исходного материала - выполнение практических работ, сформированность правильных приемов, навыков и умений, умение применять в работе ранее усвоенных знаний; а также соотнесение реальных действий и получаемых результатов с мыслительными, т.е. самоконтроль. Физиологический уровень исполнительной стороны деятельности отражает свойства зрительной, слуховой и двигательной систем, участвующих в самоконтроле и исполнении.
Энергетическая сторона охватывает свойства, характеризующие активизацию нервной системы учащихся (энергетика учащихся): эмоции, чувства, способности к волевому усилию, степень утомляемости, выносливость. Свойства энергетической стороны деятельности в основном определяют уровень работоспособности учащихся. Однако активизация деятельности зависит также от силы мотивов.
Результаты наблюдения фиксировались в карте изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности (приложение 1).
Таблица 3
Особенности учебно-трудовой деятельности учащихся 9 класса
№ | Свойства учебно-трудовой деятельности | Результаты исследования | Количество учащихся | % |
Целевая сторона деятельности | ||||
1 | Усвоение конечной цели работы, выполнения заданий из объяснения учителя | - усваивают - усваивают при неоднократном повторении - плохо усваивают - не усваивают | 2 3 3 - | 25% 37,5% 37,5% - |
2 | Усвоение плана работы, выполнения заданий из объяснения учителя | - усваивают - требуются дополнительные инструкции - не усваивают | 2 6 - | 25% 75% - |
3 | Самостоятельное планирование работы | - осуществляют - требуются дополнительные инструкции, помощь учителя - не осуществляют | - 5 3 | - 62,5% 37,5% |
Исполнительная сторона деятельности | ||||
1 | Самоконтроль | - осуществляют - не осуществляют | 1 7 | 12,5% 87,5% |
2 | Применение ранее усвоенных знаний (вычислительных, измерительных чертёжных) | - применяют - затрудняются в применении, допускают много ошибок, требуется помощь учителя - не применяют | 1 6 1 | 12,5 75% 12,5% |
3 | Наличие дефекта зрительной, слуховой и двигательной систем | - имеется (какой) - не имеется | - | - |
Энергетическая сторона деятельности | ||||
1 | Отношение к учебной деятельности по математике: - при изучении теоретического материала - в процессе практической работы | - положительное - безразличное -отрицательное - положительное - безразличное -отрицательное | 5 2 1 3 4 1 | 62,5% 25% 12,5% 37,5% 50% 12,5% |
2 | Работоспособность | - быстрая утомляемость - средняя утомляемость - высокая работоспособность | 3 3 2 | 37,5% 37,5% 25% |
3 | Характерные эмоции в процессе учебной деятельности | - отрицательные - нейтральные - положительные | 1 4 3 | 12,5% 50% 37,5% |
4 | Проявление волевых качеств (реакция на трудности в усвоении теоретического материала и во время практической работы). | - реагируют спокойно и стараются преодолеть трудности - возбуждаются, проявляют недовольство, но трудности преодолевают - преодолевают трудности только при воздействии учителя - не преодолевают, отказываются от работы | 3 3 2 - | 37,5% 37,5% 25% - |
Целевая сторона деятельности
- Усвоение конечной цели работы, выполнения заданий из объяснения учителя
Диаграмма 3
- усваивают (25 %)
- усваивают при неоднократном повторении (37,5 %)
- плохо усваивают (37,5 %)
- Усвоение плана работы, выполнения заданий из объяснения учителя
Диаграмма 4
- усваивают (25 %)
- требуются дополнительные инструкции (75 %)
- Самостоятельное планирование работы
Диаграмма 5
-требуются дополнительные инструкции, помощь учителя (62,5%)
- не осуществляют (37,5 %)
Исполнительная сторона деятельности
- Самоконтроль
Диаграмма 6
- осуществляют (12,5 %)
- не осуществляют (87,5 %)
- Применение ранее усвоенных знаний
Диаграмма 7
- применяют (12,5%)
- затрудняются, допускают много ошибок, требуется помощь учителя (75 %)
- не применяют (12,5%)
Энергетическая сторона деятельности
- Отношение к учебной деятельности по математике:
- при изучении теоретического материала
Диаграмма 8
- положительное (62,5 %)
- безразличное (25%)
- отрицательное (12,5 %)
- в процессе практической работы
Диаграмма 9
- положительное (37,5 %)
- безразличное (50%)
- отрицательное (12,5 %)
2. Работоспособность
Диаграмма 10
- быстрая утомляемость (37,5 %)
- средняя утомляемость (37,5 %)
- высокая работоспособность (25 %)
- Характерные эмоции в процессе учебной деятельности
Диаграмма 11
- отрицательные (12,5 %)
- нейтральные (50%)
- положительные (37,5 %)
- Проявление волевых качеств (реакция на трудности в усвоении теоретического материала и во время практической работы)
Диаграмма 12
- реагируют спокойно и стараются преодолеть трудности (37,5%)
- возбуждаются, проявляют недовольство, но трудности преодолевают (37,5%)
- преодолевают трудности только при воздействии учителя (25%)
В исследовании по усвоению учащимися 9 класса математических знаний, умений, навыков использовался метод оценки текущей успеваемости при изучении тем и разделов программы и метод анализа ошибок при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Анализ ошибок, допущенных в контрольных и самостоятельных работах, показывает, что наибольшее количество ошибок достигается при решении примеров и задач с числами, полученными при измерении, единицами длины, массы, стоимости и времени, а также нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Теоретически доказано, что осуществление межпредметной связи уроков математики, труда и СБО способствует подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации.
Основная информация для определения умений применять математические знания в новой ситуации, в частности на уроках трудового обучения и социально-бытовой ориентировки была получена во время наблюдений за выполнением учащимися программных практических заданий. Данные фиксировались в дневнике наблюдения (Таблица 4).
Таблица 4
№ п/п | Имя, фамилия учащегося | Трудовая операция | Причины ошибок при выполнении заданий |
1. | Раиса С. | Размётка | Ошибка в последовательности действий, неумение делить отрезок на части. |
2. | Валентина С. | Размётка | Слабые знания об устройстве шкалы линейки и мерах длины. |
3 | Наталья Ф. | Построение выкройки | Неумение делить отрезок на части. |
В результате наблюдений, выявлено, что из-за слабых умений или неумений применять математические знания в новой ситуации, времени, отведённого на уроках труда и СБО недостаточно для успешного выполнения практических работ и трудовых операций.
На уроках математики также существуют временные ограничения для отработки учебного материала, необходимого для осуществления межпредметных связей и умений применять математические знания в жизненной практике и будущей профессии.
Для установления взаимосвязи между знаниями, полученными в процессе изучения математики и умениями применять эти знания на уроках труда, СБО были проанализированы программы по этим предметам и составлены таблицы: «Межпредметные связи математики с сельскохозяйственным трудом» (Приложение 2), : «Межпредметные связи математики с уроками швейного дела» (Приложение 3); «Межпредметные связи математики с уроками СБО» (Приложение 4).
Анализ диагностического исследования выявил ряд недостатков и проблем в организации обучения в плане подготовки обучающихся школы к социально-трудовой адаптации:
- недостаточно высокий уровень сформированности математических знаний по некоторым темам учебной программы, в частности «Преобразование чисел выражающих длину, массу, стоимость, время и др.», «Действия с числами, полученными от измерения величин», и др.
- недостаточно высокий уровень сформированности учебно-трудовых навыков и умений и социальных качеств личности учащихся;
- недостаточность сформированности у обучающихся знаний и практических умений, которые необходимы для осуществления социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях жизни и производства;
- дефицит времени на отработку практических навыков в рамках урока;
- отсутствия условий для получения углубленных знаний по формированию социально-трудовых навыков.
Данные проблемы обусловили необходимость в организации дополнительных форм работы с учащимися в процессе изучения математики, направленных на подготовку к социально-трудовой адаптации в новых экономических условиях жизни.
Таким образом, возникла потребность в создании модели факультативного курса по математике как формы работы по подготовке к социально-трудовой адаптации обучающихся школы.
2.2 Концепция - модель факультативного курса по математике
формы работы по подготовке к социально-трудовой адаптации обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Факультативный курс по математике как форма работы по подготовке к социально-трудовой адаптации реализует цель: углубление и расширение знаний по предмету, развитие математического мышления, коррекция недостатков познавательной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся, развитие их математических способностей, самостоятельности, умения применять полученные знания в других образовательных областях, в жизненной практике, воспитание социально-личностных качеств. Факультативные занятия по математике содействуют профессиональной ориентации учащихся, подготовке их к трудовой деятельности и социализации в обществе.
Основным этапом конструирования модели факультативного курса является модель выпускника школы, адаптированного к жизни и труду в условиях рыночной экономики. В идеале это должен быть человек, социально-адаптированный в жизни, нацеленный на профессиональную, трудовую деятельность, имеющий элементарные жизненно-необходимые и трудовые знания, умения и навыки, и умеющий применять их на практике в самостоятельной жизни.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
1. Создать в процессе работы факультатива коррекционно-развивающую среду.
2. Углубить, полученные на уроке математические знания, вычислительные, измерительные и чертёжные навыки, необходимые для практического применения на уроках труда, социально-бытовой ориентировки, в жизненной практике.
3. Формировать элементарные экономические знания, умения применять эти знания в различных жизненных и трудовых ситуациях.
4. Развивать и коррегировать недостатки познавательной деятельности учащихся.
5. Воспитывать социально личностные качества личности (трудолюбие, настойчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца и др.)
В процессе работы была определена общая структура модели организации факультативного курса, включающая в себя пять компонентов (Схема 7):
Схема 7
Структура модели организации факультативного курса
- Мотивационный компонент предполагает продумывание системы
мотивов и стимулов, которые помогут настроить учащихся на желание посещать факультативный курс.
Цели:
1) Оказание помощи учащимся в осознании необходимости получения дополнительных знаний по математике, которые могут пригодиться им в практике жизни и на работе.
2) Стимулирование в процессе занятий продвижения в освоении учащимися математических знаний умений.
- Программно-целевой компонент предполагает продумывание и
постановку системы целей (образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных), содержание программы, организацию занятий с учащимися по данной программе.
Цели:
1) Ознакомление учащихся с объёмом его работы на факультативных занятиях в течение года. Определение целей намеченных занятий и план работы факультативного курса.
2) Обеспечение пространства развития и коррекции ученика в процессе работы на занятиях. Определение характера взаимоотношений педагога и учащегося.
- Операционный компонент предполагает формирование у обучающихся
знаний и практических умений.
Цель: Способствовать накоплению у обучающихся прочных и осознанных знаний по предмету, необходимых им для выполнения практических заданий на уроках труда, социально-бытовой ориентировке, в жизни и в будущей трудовой деятельности.
- Исполнительский компонент предполагает самостоятельность
выполнения практических заданий.
Цели:
1) Создание условия для выполнения самостоятельной работы качественно и вовремя.
2) Предоставление возможности каждому ученику реализовать свои достижения, способности через вариативность содержания математических заданий и заданий интегрированного характера, (т.е. связующих математику с трудом и СБО); заданий, формирующих элементарные экономические знания, необходимые в подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации.
- Контрольный компонент предполагает отслеживание и коррекцию
результатов учащихся на занятиях факультативного курса, их продвижения в овладении знаниями, умениями, практическими навыками, необходимыми для подготовки к социально-трудовой адаптации.
Цель: Через отслеживание успешности или не успешности в овладении обучающимся необходимыми ЗУН, проектировать индивидуальную траекторию его развития и коррекции, и дальнейшей работы по подготовке к социально-трудовой адаптации.
Принципы взаимоотношений учащихся и педагога в работе факультатива:
- Принцип индивидуальной и личностной ориентированности (признание индивидуальности обучающегося, наделённого своим субъективным опытом; его индивидуальных особенностей и возможностей).
- Принцип гуманности (создание на занятии атмосферы, располагающей к поддержанию интереса, желанию выполнять любые, даже трудные задания, доводить начатое дело до конца, получение учеником посильного объёма знаний и т.д.).
- Принцип субъектности и социализации (моделирование ситуаций, приближённых к условиям жизни вне интерната, включение в содержание изучаемого материала заданий, способствующих формированию и обогащению у ребёнка его субъектного опыта, способствующих его социально-трудовой адаптации).
- Принцип поддержки в получении учеником посильного объёма знаний.
- Принцип творчества и успешности (создание ситуаций, в которых ученик имеет возможность проявить собственное творчество и ощутить собственную успешность, поддержание инициативы обучающихся знать больше: не следует ругать учащегося за ошибки, нужно хвалить его за правильные решения).
- Принцип коллективного сосуществования (организация работы учащихся в коллективе, воспитание терпимости, взаимопонимания и взаимовыручки).
Механизм функционирования факультативного курса
Факультативные занятия по математике выполняют следующие
функции:
- предметно-повышающую: учащиеся на занятиях повышают уровень изучения отдельных разделов и тем программы по математике;
- мотивирующую: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в знаниях, которые ученики могут реализовать в жизненной практике и в будущей трудовой деятельности и способствующих успешному практическому применению этих знаний на уроках труда и СБО. Ощущение обучающимися собственной успешности при правильном выполнении заданий, поддержки и направляющей помощи учителя при возникновении трудностей;
- общеобразовательную: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, развития и коррекции их познавательных и социально-бытовых и социально-личностных компетенций;
- профориентационную: факультативные занятия по математике могут способствовать формированию профессионально-трудового потенциала учащихся, формированию умений применять полученные на факультативных занятиях знания в процессе трудового обучения и в трудовой деятельности после окончания школы.
В соответствии с целями и задачами факультативного курса были выделены следующие особенности его функционирования:
- ориентация целей занятий на личность ученика, её подготовка к социально-трудовой адаптации средствами изучения математики;
- расширение диапазона заданий трудового и экономического содержания;
- внедрение в практику работы факультатива коррекционных педагогических технологий (моделирование проблемных ситуаций; моделирование реальных жизненных ситуаций, требующих применения математических знаний, умений и навыков: вычислительных, измерительных, чертёжных и др.).
- разработка дидактических принципов организации факультатива, педагогической техники, т.е. средств и приёмов, с помощью которых будут реализованы дидактические методы и формы отражённые в тематическом плане.
Доказано, что успешное функционирование факультативных занятий возможно лишь при соблюдении дидактических принципов.
Дидактические принципы данного факультативного курса определены исходя из общих принципов обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида и принципов организации факультатива.
Дидактические принципы факультативного курса
- Принцип самоопределения, сознательности и активности учащихся
предполагает осознание учениками потребности и необходимости посещения факультативного курса по математике, понимание изучаемого материала и успешное применение его в практической деятельности.
- Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных
интересов учащихся определяет выбор тематики факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.
- Принцип коррекционной направленности заключается в коррекции
недостатков познавательной деятельности; предполагает учёт структуры дефекта при выборе форм и методов занятия, опору на сохранные и положительные стороны психики подростка; направлен на формирование обобщённых учебных умений и развитие самостоятельности учащихся.
- Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия
должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной, дидактической базой, наглядностью для организации работы. Учитель, организующий работу факультатива, должен владеть знаниями программного материала по трудовому обучению и СБО, знаниями экономического характера; быть способным умело осуществлять межпредметную связь с уроками труда, СБО; связь обучения жизнью, т.е. быть способным осуществлять подготовку учащихся к социально-трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.
- Принцип вариативности форм факультативного обучения – это
признание разнообразия содержания и форм проведения занятий,
образовательная кооперация математики с другими учебными предметами.
- Принцип научности и доступности – предполагает реализацию
требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне; использование в работе факультатива методической системы, которая делает доступным сравнительно сложный учебный материал.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
- Принцип двойственного характера образовательного процесса
предполагает реализацию различных стратегий обучения математике на базовом уровне в рамках образовательной программы и обучения дополнительным знаниям (в данном случае экономического и трудового направления) в процессе факультативных занятий.
- Принцип занимательности в организации факультативных занятий
требует от учителя применения широкого спектра средств поддержания учебно-познавательной активности учащихся: проблемных ситуаций, занимательных заданий, связи с жизнью, трудом и т.п.
- Принцип преемственности обучения на уроках и занятиях
факультативного курса. Преемственность в целях, содержании и
технологии обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.
- Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков предполагает
углубление и закрепление программных математических знаний на занятиях факультатива, применение сформированных знаний и умений при выполнении практических заданий, в том числе на уроках труда, в жизненной практике.
- Принцип связи с жизнью предполагает включение в содержание
факультативных занятий упражнений, заданий, практических работ, направленных на подготовку учащихся к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях жизни и трудовой деятельности.
Моделирование технологии факультативной формы работы с учащимися предполагает проектирование содержания факультативного курса, форм организации факультативных занятий, выбор методов и средств обучения.
Под содержанием понимаем и структуру учебной информации, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных знаний, умений и навыков по математике, формирование элементарной экономической грамотности, способствующих подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации. Важно, чтобы содержание не дублировало, а дополняло и расширяло соответствующие темы программы по математике.
Структура факультативного занятия:
- эмоциональный настрой занятия;
- содержательная часть, основанная на включении заданий и упражнений из обязательной программы;
- практическая работа, направленная на осуществление межпредметной связи (математика – труд, математика – социально-бытовая ориентировка), связи обучения с жизнью.
- занимательность.
Формы организации факультативных занятий могут быть разнообразны и нестандартны. Однако они должны быть направлены на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками; должны соблюдать соотношение учебного материала по объёму; чередование; а также включать формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.
Формы организации факультативных занятий
- моделирование проблемных ситуаций;
- моделирование реальных жизненных ситуаций;
- индивидуальная работа;
- работа в парах и в группах;
- игровая;
- деловая игра;
- соревнование;
- конкурс;
- межпредметные связи (синтезирование понятий);
- и др.
При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях
необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к изучаемому материалу.
Определён перечень методов, используемых на занятиях
факультативного курса:
- продуктивные, частично-поисковые методы;
- проблемные методы;
- практические методы (упражнения, практические работы)
- наглядные методы (самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций)
- игра;
- дифференцированный инструктаж к выполнению заданий;
- дифференцированное использование карточек контроля, карточек – подсказок, схем – шпаргалок; карточек – алгоритмов выполнения заданий.
Учитывая тот факт, что одним из показателей эффективности
нововведения (в нашем случае модели факультативного курса по математике по подготовке обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к социально-трудовой адаптации) является критерий затрат времени, определим основные пути педагога по рационализации использования учебного времени детей на занятиях факультатива:
- Повышение качества педагогического планирования факультативных занятий: умение качественно выбирать необходимую, соответствующую уровню развития учащихся программу, строить иерархию целей, определять технологические задачи на каждое занятие; оптимально, в соответствии с целями и задачами данного занятия, подобрать формы, методы и приёмы обучения детей и т.д.
- Использование возможностей индивидуализации обучения. Важно, чтобы индивидуализация касалась только методов, приёмов и форм проведения занятий. Программа обучения всех учащихся одной группы или подгруппы должна быть единой. Индивидуализация же призвана обеспечивать успешность усвоения программ всеми детьми.
- Оптимизация соотношений индивидуальных и фронтальных форм работы с учащимися. Форма должна определяться программным содержанием факультатива. При выработке и закреплении навыков учащихся должны быть использованы индивидуальные формы работы.
- Разработка и использование на занятиях пособий для повышения обучающей плотности занятий.
Этапы организации работы по созданию модели факультативного курса
В процессе моделирования факультативного курса условно можно выделить три этапа:
I этап – проектно-диагностический (1 год)
В ходе данного этапа планируется:
- теоретически изучить проблему социально-трудовой адаптации учащихся с отклонениями в умственном развитии; проблему организации обучения математике по подготовке умственно отсталых школьников к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях;
- определить концептуальные положения и диагностические средства для мониторинга определения уровня социально-трудовой адаптации выпускников школы; уровня подготовки обучающихся к социально-трудовой адаптации в процессе изучения математики;
- наметить план скоординированной работы учителей математики, труда и коррекционных занятий по осуществлению межпредметных связей в контексте социально-трудовой подготовки;
- создать модель факультативного курса по математике, направленного на подготовку учащихся к социально-трудовой адаптации; разработать программу факультативного курса, составить тематическое планирование.
II этап – практический (1 год)
На данном этапе осуществляется апробация модели факультативного курса.
III этап – обобщающий (1 год)
В ходе этого этапа проводится мониторинг определения уровня социально-трудовой адаптации выпускников школы текущего года; обобщается опыт работы учителя математики по организации и проведению факультативного курса, определяется эффективность работы факультативных занятий, намечаются пути коррекции дальнейшей деятельности факультатива.
Ресурсное обеспечение модели
Одним из условий успешности работы факультатива является обеспечение материально-технической, методической и дидактической базой, кадровым потенциалом.
Обеспечение кадровым потенциалом предполагает психологическую, теоретическую и практическую готовность учителя математики к организации и осуществлению факультативного обучения, а также скоординированную работу учителей математики, труда и коррекционных занятий по социально-трудовой подготовке в плане подготовки учащихся к социально-трудовой подготовке.
Основными принципами взаимоотношения педагогов выделяем следующие:
- сотворчество;
- конструктивный, позитивный подход к решению проблемы;
- рассмотрение задачи совместной работы с максимального числа позиций, видений, точек зрения;
- создание единых взглядов и позиций, необходимых для осуществления работы по подготовке учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально-трудовой адаптации.
Каждый учитель должен овладеть знаниями программ по предметам своих коллег. Принципы этой работы заключаются в обеспечении межпредметных связей, в оказании учителю математики помощи в подборе содержания для составления заданий и упражнений (приложение 2, приложение 3, приложение 4).
Направление деятельности учителя математики по организации факультативного курса было определено по трём модулям (Схема 8):
Схема 8
Диагностический модуль включает систему изучения ученика учителем и содержит характеристики всех параметров психического развития учащихся.
Учитывая, что возможность успешной социально-трудовой адаптации учащимися с отклонениями в умственном развитии во многом зависит от проводимой учителем коррекционной работы, выделяем коррекционно-дидактический модуль, который содержит включение в факультативное занятие коррекционно-развивающих заданий и упражнений общего характера, трудового направления и упражнений, связанных с формированием элементарного экономического образования.
Практический модуль включает образцы различных моделей занятий факультатива, практических работ, диагностические материалы для проверки освоения знаний учащимися.
Учитывая вышесказанное, можно определить факторы, обеспечивающие успешную социально-трудовую адаптацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе деятельности факультативного курса по математике:
- Понимание педагогами и администрации необходимости введения
факультативного курса для повышения обучающей роли и практической значимости в подготовке учащихся к социально-трудовой адаптации.
2) Скоординированная работа учителей математики, труда и коррекционных занятий по СБО, направленная на осуществление решения важных жизненных проблем своих учеников.
3) Систематическая работа по научно-методическому обеспечению:
- обеспечение факультатива методическими пособиями, дидактическими материалами, дополнительной познавательной литературой;
- создание базы данных по вариативным формам и методам организации занятий.
4) Обеспечение материально технической базой (наглядный материал, компьютерная техника, измерительные и чертёжные инструменты, канцелярские товары и т.д.)
Деятельность факультативного курса регламентируется Положением о факультативных занятиях, которое является локальным актом школы и утверждается директором учебного заведения (Приложение 5).
2.3 Критерии эффективности модели
Исходя из целей и задач факультативного занятия по математике, задач обучения математике были определены критерии эффективности модели факультативного курса, которые, как известно, составляют диагностико –аналитический компонент моделирования.
Так как данная модель относится к определенному периоду обучения, то под конечным результатом понимаются планируемые результаты работы факультативного курса за этот период, а под начальными условиями – текущее состояние ученика к началу периода. В нашем случае периодом работы можно считать учебный год. Тогда начальные условия – знания, умения, практические навыки по математике, уровень состояния подготовки к социально-трудовой адаптации, которые уже имеются у обучающихся и к которым должны прибавиться новые результаты в процессе работы факультативного курса.
Критериями эффективности работы факультативного курса могут быть следующие (Таблица 5) Таблица 5
№ | Критерии эффективности | Показатели |
I. | Сформированность познавательного потенциала учащихся (согласно уровня их обучаемости с учётом индивидуальных возможностей) |
общеобразовательной программы специальной (коррекционной) школы VIII вида по математике.
коррекции недостатков познавательной деятельности (всех психических процессов; элементарного математического мышления и его форм (сравнение, анализ, синтез); способности к обобщению и конкретизации). |
II. | Сформированность профессионально-трудового потенциала |
полученные в процессе изучения математики знания: - на уроках профессионально -трудового обучения; - в трудовой деятельности после окончания школы. |
III. | Сформированность социально-бытового потенциала |
экономическими знаниями.
полученные в процессе изучения математики знания в повседневной жизни, в быту. |
IV. | Сформированность социально-личностного потенциала |
учащихся таких качеств личности, как: - мотивация, - работоспособность, - трудолюбие, - самостоятельность, - настойчивость, - воля, - умение контролировать свою деятельность, - умение планировать и доводить начатое дело до конца. |
V. | Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника |
математической терминологии.
трудовых коллективах, в обществе. |
Понятие «сформированность» в нашем случае относительно. Говоря о сформированности разного рода потенциала, необходимо учитывать степень тяжести основного дефекта учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, их потенциальные и индивидуальные особенности.
На основании вышесказанного мы попытались создать модель выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида, подготовленного к социально-трудовой адаптации в современных социально – экономических условиях в процессе изучения математики. (Схема 8)
В основу модели положены, базовые знания по математике, включаемые в себя теоретические знания, практические умения и навыки, социальные качества личности обучающегося, необходимые для социально-трудовой адаптации в условиях рыночной экономики.
При построении модели адаптированного выпускника представили себе идеализированный конечный результат – учащийся, имеющий необходимые теоретические знания, практические умения, навыки; сформированный познавательный, профессионально-трудовой, социально-бытовой, социально-личностный и коммуникативный потенциал и успешно адаптирующийся в жизни и трудовой деятельности.
Продуктом разработанной нами модели факультативного курса по математике является программа данного курса, которая будет рассмотрена в Приложении 6.
Заключение
В результате проведённой исследовательской работы (на основе теоретического анализа специальной литературы, анализа передового педагогического опыта, диагностических исследований) в соответствии с поставленными целями и задачами, можно сделать следующие выводы:
- Социально-трудовая адаптация – процесс педагогически корректируемый; может успешно осуществляться у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
- Изучение математики в школе данного вида является одним из условий подготовки детей с недостатками в умственном развитии к социально-трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.
- Реализация задачи подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации невозможна без тесной межпредметной связи уроков математики, труда и социально-бытовой ориентировки.
Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно влияет на развитие вычислительных, измерительных и чертёжных навыков, на возможность их применения в различных жизненных и трудовых ситуациях.
Осуществление межпредметной связи уроков математики и социально-бытовой ориентировке способствует комплексному формированию элементарных экономических знаний, необходимых учащимся для более успешной социально0трудовой адаптации в современных экономических условиях.
- Время, отведённое на изучение программного материала по математике, позволяет ознакомить учащихся на уроке лишь с базовыми знаниями. Одним из путей разрешения противоречия – неизбежности внесения нового материала в программу и необходимости предупреждения учебной перегрузки школьников - является введение в базисный план школы факультативного курса по математике как формы работы по подготовке учащихся специальных (коррекционных) школ к социально-трудовой адаптации.
- В результате проведённой исследовательской работы была выявлена потребность в организации факультативного курса.
- Исследования показали, что бывшие выпускники школы имеют низкий уровень социально-трудовой адаптации. Показатели изучения особенностей учащихся 9 класса в учебно-трудовой деятельности также имеют предпосылки к низкому уровню социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях по окончанию школы. Необходима дополнительная организация работы по формированию математических знаний, умений и навыков практического применения этих знаний в новых условиях.
- Разработанная автором модель факультативного курса по математике по подготовке к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида определяет организационное и понятийное оформление этапа реализации этого курса: его целевую ориентацию, дидактические принципы и принципы взаимодействия педагога и учащихся, механизмы функционирования, педагогическую технику, ресурсное обеспечение, формирование критериев эффективности.
Критерии эффективности данной модели направлены на относительную «сформированность» у обучающихся школы познавательного, профессионально-трудового, социально-бытового потенциалов, а также социально-личностного коммуникативного потенциала личности.
Безусловно, создание данного варианта модели факультативного курса по математике не решает полностью проблему социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Необходима работа педагогов других образовательных предметов и областей в данном направлении, система работы школы-интерната в целом. Открытым остаётся вопрос о механизмах трудоустройства подростков с ограниченными возможностями здоровья. Решение вопроса социально-трудовой адаптации выпускников школы в целом выходит за рамки компетенции школы-интерната, требует создания нормативной базы и необходимых условий государственных структур.
Однако ответственность за судьбы наших выпускников побуждает педагогов продолжать поиск эффективных путей подготовки к социально-трудовой адаптации учащихся школы.
ЛИТЕРАТУРА
- Бондарь В.И., Ерёменко И.Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду. «Дефектология, № 3, 1990.
- В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. – Изд. Книга по требованию. – 2010, - 366 с.
- Г.М. Белова. Уроки подготовки к самостоятельной жизни в программе «Экономический практикум». Дефектология № 3, 2005.
- Г.С. Васенков. Изучение основ рыночной экономики в старших классах коррекционных школ VIII вида. Дефектология № 3, 2006.
- Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
- Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985 – 184с.
- Мачехина В.Ф., Павлова Н.П. Организация работы вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по подготовке к самостоятельной жизни и труду. «Дефектология», № 5, 1988.
- Мачехина В.Ф. Опыт работы вспомогательной школы-интерната по воспитанию и социальной адаптации учащихся. «Дефектология», № 3, 1989.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2002. – 176с.
- М. Н. Перова, И. М. Яковлева. Рабочая тетрадь по математике: Для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2005.
- Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.: ил.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Новая модель обучения в специальных (коррекционных учреждениях VIII вида. – кн. 2/ Под ред. А.М. Щербаковой, М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.учеб.заведений // Б.П. Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горских и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Павлова Н.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Дефектология, № 2, 1987.
- Патраков В.Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта. «Дефектология», № 3, 1996.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студ. дефект. фак. педвузов. – 4-е изд., перераб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, - 408с.: ил.
- Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 144 с.: ил.
- Плахова Н.А. Школа-предприятие: новые подходы к работе с умственно отсталыми школьниками. «Дефектология», № 5, 1995.
- Попов Ю.И., Бгажнокова И.М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью. «Дефектология», № 1, 1995.
- Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
- Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2 / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.– 240с.
- Психологический словарь / Под редакцией Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М.: Школа-пресс, 2000.
- Система воспитания сельских школьников: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – Смоленск: СОИУУ, 2000.
- Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. – Брянск, 1995.
- Словарь иностранных слов: Свыше 21000 слов / Отв. Редакторы В.В.Бурцева, Н.М. Семёнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2004. – 820с.
- Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы / Под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 320с. – (Коррекционная школа).
- Т.В. Собина, Н.Е. Якушева. Проведение совместных уроков швейного дела и математики в процессе обучения умственно отсталых школьников. Дефектология № 3, 2008.
- Управление современной школой. Пособие для директора школы. Под редакцией М.М. Поташника. М.: АПП ЦИТП, 1992.
- Факультативный курс // Большая Советская Энциклопедия / сост. В.А. Юдин. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – с. 573.
- Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.
- http://festival.1september.ru/articles/503850/ .
- http://www.bestreferat.ru/referat-198838.html
- http://www.bestreferat.ru/referat-198838.html
- http://onfor.my1.ru/news/fakultativnye_zanjatija_po_matematike/2010-06-18-16
- http://otherreferats.allbest.ru/mathematics/00074997_0.html
- http://yandex.ru/yandsearch?text=Морозов+А.Г.+социально+труд+
адаптация
- http://abc.vvsu.ru/Books/instrum/page0014.asp
- http://yandex.ru/yandsearch?text=Лекция+4.+Социальная+и+трудовая+адаптация.
- http://www.diplomnic.ru/rabota/15305.html
- http://festival.1september.ru/articles/594252/
- http://yandex.ru/yandsearch?text=В+общем+смысле+модель+-+это
- http://ref-bank.ru/publ/1/pedagogika/1/42-1-0-26
- http://ref-bank.ru/publ/1/pedagogika/1/42-1-0-26
Приложение 1
Карта изучения способностей учащегося
в процессе учебно-трудовой деятельности
(математика)
Фамилия _________ имя _________ возраст ________
Класс _______
Особенности учебно-трудовой деятельности
Целевая сторона деятельности
1.Усвоение конечной цели работы_____________________________________
2. Усвоение плана работы из объяснения учителя________________________
3. Самостоятельное планирование работы______________________________
Исполнительная сторона деятельности
1. Самоконтроль____________________________________________________
2. Применение в работе ранее усвоенных знаний (правил вычислений, знаний о приёмах математики и т.п.)_________________________________________
3. Наличие соматических дефектов____________________________________
Энергетическая сторона деятельности
1. Отношение к учебной деятельности по данному предмету (положительное, безразличное, отрицательное):
- при изучении теоретического материала______________________________
- в процессе практической работы:____________________________________
2. Работоспособность (быстрая утомляемость, средняя утомляемость, высокая утомляемость)______________________________________________
3. Характерные эмоции в процессе учебно-трудовой деятельности (отрицательные, нейтральные, положительные).
4. Проявления волевых качеств (реакция на трудности в работе и теоретическом обучении): реагирует спокойно и старается преодолеть трудности; возбуждается, проявляет недовольство, но трудности преодолевает; преодолевает трудности только при воздействии учителя; не преодолевает, отказывается от работы________________________________
5. Дополнительные сведения об особенностях учебно-трудовой деятельности и поведении учащегося______________________________________________
Дата заполнения Учитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Тесты по математике для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тесты – система специальных упражнений и заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно из школьной программы усвоил обучающийся и насколько глубоко, где есть пробелы в знаниях. Важно подобр...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....
Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".
В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...
Календарно-тематическое планирование по математике на 2014-15 уч.г для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование по математике на 2014-15 уч.г для учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Индивидуальные рабочие программы по математике на 2014-15 уч.г для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Индивидуальные рабочие программы по математике на 2014-15 уч.г для учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»
Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, и...