Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".
статья по теме

        В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихся условиях. Экономическое образование ведется стихийно, без использования достижений экономической науки, методического опыта, имеющегося в школах. В связи с реформированием нашего общества, изменением социально-экономических условий жизни людей, парадигмы экономических знаний и системы образования в целом, возникла необходимость в разработке программы по экономике. Учитывая, что выпускники коррекционной школы относятся к наиболее уязвимым слоям населения в плане экономической социализации, мы связывали возможность повышения их жизнестойкости в жестком режиме рыночных отношений со специально организованным обучением в этом направлении на занятиях по предмету. Наибольшую полезность и практическую результативность в процессе социально-экономической адаптации выпускников специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида, по сравнению с другими учебными дисциплинами, на наш взгляд, может иметь новый образовательный предмет «Основы экономических знаний». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ilina_si.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое образование   старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий.

        Впервые за десятилетия люди почувствовали важность экономических процессов для них самих и для общества в целом. Какой бы не была глубина экономических знаний, каждый взрослый человек вынужден разрешать массу экономических ситуаций. Происходящие сейчас в России изменения вызвали естественный обостренный интерес к экономическому знанию.  

        В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихся условиях. Экономическое образование ведется стихийно, без использования достижений экономической науки, методического опыта, имеющегося в школах. В связи с реформированием нашего общества, изменением социально-экономических условий жизни людей, парадигмы экономических знаний и системы образования в целом, возникла необходимость в разработке программы по экономике. Учитывая, что выпускники коррекционной школы относятся к наиболее уязвимым слоям населения в плане экономической социализации, мы связывали возможность повышения их жизнестойкости в жестком режиме рыночных отношений со специально организованным обучением в этом направлении на занятиях по предмету.          Наибольшую полезность и практическую результативность в процессе социально-экономической адаптации выпускников специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида, по сравнению с другими учебными дисциплинами, на наш взгляд, может иметь новый образовательный предмет «Основы экономических знаний».

         При разработке программы «Основы экономических знаний» за основу было взято положение из работы Х. Камински, директора института экономического Образования Ольденбургского университета (Германия), о целях и содержании школьного экономического образования: «Общеобразовательная школа должна готовить учащихся к преодолении жизненных трудностей, к участию в экономических процессах, например, в качестве нанимаемого на работу, потребителя и т. д.» [1, с. 21-26].

       Включая конкретные знания и умения в программу, мы учитывали их соответствие познавательным возможностям старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью, практическую ценность и применяемость в различных жизненных обстоятельствах.

        Курс «Основы экономических знаний» не является систематизированным изложением основ экономики, так как старшеклассникам коррекционной школы доступно ограниченное число экономических понятий. В программу входят лишь некоторые фрагменты экономической теории, отражающие преимущественно хозяйственную практику потребителя и различные аспекты личной и семейной экономики.
        При реализации программы ожидается достижение определенных результатов, соответствующих ее целям:

  •  формирование элементарного уровня функциональной экономической грамотности, необходимого для адаптации воспитанников к современным социально-экономическим условиям;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности; обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.  

        Программа сориентирована на развитие экономически значимых качеств личности обучаемых (хозяйственности, ответственности, практичности, экономности, бережливости, деловитости), их способности к самостоятельному решению хозяйственных проблем потребительского уровня, на формирование адекватных представлений о жизни людей в рыночной экономической системе.

         Б. Т. Лихачев убежден, что, выполняя идеологическую функцию, педагогика должна нести ответственность за выработку руководящих ориентиров для подрастающего поколения. «Она должна объяснять молодежи, в каком обществе мы живем, кого и за что должно любить, а кого — отвергать, как относиться к своему далекому и недавнему прошлому, чего следует добиваться в личной жизни» [2, с. 21-26]. Программа «Основы экономических знаний» в какой-то мере отвечает на эти вопросы и предусматривает не только социально-экономическую, но и идеологическую подготовку воспитанников, формируя у них нравственно-ценностные установки (не требовать от родителей больше, чем они могут дать; добиваться удовлетворения потребностей трудовым путем, оценивать моральную сторону своего потребительского поведения и др.).

         Программа «Основы экономических знаний» предусматривает возможность координации и интеграции с другими образовательными предметными программами коррекционной  школы (социально-бытовая ориентировка, математика, трудовое обучение, история  и др.) и обеспечивает преемственность содержания с этими курсами по ряду позиций. Другими словами, сведения из курса «Основы экономических знаний» могут быть включены как специальные разделы в программы других предметов: трудового обучения (раздел «Человек как работник»), социально-бытовой ориентировки (разделы «Человек как потребитель», «Человек как член общества»), истории (разделы «Человек и экономическая система», «Человек как член общества»).

      Важной функцией экономического образования является не только развитие экономической культуры, но и экономическое воспитание. Нужно отметить, что сложившаяся экономическая действительность во многом способствует девальвации нравственных ценностей в сознании воспитанников. Пропаганда насилия, потребительства, неразборчивости в выборе средств достижения цели, характерная для средств массовой информации, еще больше усугубляет обозначенную тенденцию. Проблема гармонизации прагматических и этических основ экономического поведения человека, так или иначе, актуальна для всех стран с рыночной экономикой. Не случайно многие педагоги делают акцент на сбалансированность прагматического и нравственного аспектов экономической подготовки воспитанников в целях нейтрализации воздействия негативных факторов рыночной экономики на формирование ценностных ориентаций школьников.               В процессе экономического обучения должное внимание следует уделять формированию нравственной установки на соотнесение своих потребностей с бюджетными возможностями семьи, выработке умения оценивать реальные экономические ситуации с позиции их нравственной сущности, обретению опыта нравственно-ценного экономического поведения в реальной практической деятельности.

       Определенное внимание необходимо направлять на формирование элементов правовой культуры в процессе экономического образования. Знания о правах потребителя, анализ конкретных примеров противоправных действий позволят учителю акцентировать внимание старшеклассников на нравственных проблемах экономики.  

        Учебная экономическая деятельность является важным фактором познания воспитанником реальной хозяйственной практики человека. Под воздействием занятий по курсу «Основы экономических знаний» происходит социальное взросление выпускников коррекционной школы, они становятся более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах, терпимыми к иному мнению; привыкают рассчитывать на себя, обдумывать любую хозяйственную проблему с позиции затрат и выгод. Учитывая вышеизложенное, есть основание рассматривать уроки экономики как средство разносторонней компенсации дефектов развития  школьников с интеллектуальной недостаточностью. Компенсаторному воздействию особенно подвержена сфера социального интеллекта старшеклассников коррекционной школы.

        В заключение следует отметить, что практика показывает — многим старшеклассникам занятия по предмету помогли стать более вдумчивыми, рассудительными, экономными, бережливыми в повседневной жизни, в обращении с личными вещами, деньгами, заработком. Ученики признавались, что теперь, отправляясь в магазин, они стараются тщательно обдумывать расходование денег, контролировать траты с помощью калькулятора, выбирать необходимые и полезные товары, приобретать то, за чем пришли, избегать случайных покупок. Воспитанники отметили, что уже сейчас используют знания, полученные на занятиях, и высоко оценили практическое значение предмета.

        На вопрос «что нового вы узнали, изучая экономику?» от учащихся были получены следующие ответы: «Стало интереснее ходить в школу», «Нужно всегда делать выбор и от чего-то отказываться»,«Надо много подсчитывать, чтобы тебя не обманули, чтобы не остаться в проигрыше», «Если не привыкнешь экономить, то будет трудно жить», «Надо много работать, чтобы лучше жить» и т. д. Как видим, в процессе изучения новой дисциплины учащиеся почерпнули много полезных жизненных установок.

Список литературы.

1.Камински Х. Цели и содержание экономического образования // Школьный экономический журнал. – 1998. - №1. – с.20-28.  

2. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики // Педагогика. – 1997. - №6. – С. 21-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1.     Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2.     Выявить  различия между фигурами.3.     Учить видеть в реальных...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...