Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по теме
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы , Москва « Просвещение» 2004., ).
Программа рассчитана на 1 год обучения ( 68 часов).
В 3 классе уроки проводятся по 1 часу в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным планом
Цель данной программы :
-исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
- формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl_raz_poyasnit.doc | 59.5 КБ |
3_kl_raz_rechi.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы , Москва « Просвещение» 2004., ).
Программа рассчитана на 1 год обучения ( 68 часов).
В 3 классе уроки проводятся по 1 часу в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным планом.
Цель данной программы :
-исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
- формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире..
По окончанию учебного года
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
-участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связано высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- ухаживать за одеждой и обувью;
Поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
-соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения
Учащиеся должны знать
-названия и свойства изученных предметов
Выученные правила дорожного движения
Формы работы на уроке:
Основные приёмы:
- сравнение
-классификация и дифференциация
- материализация, использование в жизненных ситуациях
Основные методы:
-демонстрация
- наблюдение
-упражнение
-беседа
- экскурсия
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
.
Учебно- тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
1. | Сезонные изменения в природе | 10 | ||
2 | Улица , на которой расположена школа | 4 | ||
3 | Транспорт. | 2 | ||
4 | Посуда. | 2 | ||
5 | Мебель. | 2 | ||
6 | Одежда. | 2 | ||
7 | Обувь. | 2 | ||
8 | Овощи. | 2 | ||
9 | Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры | 1 | ||
10 | Ягоды. | 3 | ||
11 | Деревья. | 4 | ||
12 | Растения на клумбах | 3 | ||
13 | Комнатные растения | 4 | ||
14 | Раннецветущие растения | 4 | ||
15 | Растение. Обобщение. | 6 | ||
16 | Домашние животные | 4 | ||
17 | Дикие животные | 4 | ||
18 | Птицы. | 4 | ||
19 | Домашние птицы | 4 | ||
20 | Насекомые. | 4 | ||
21 | Охрана здоровья | 8 | ||
68 ч |
Учебно-методический комплекс
Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы , Москва « Просвещение» 2004
Загадки, пословицы о природе и погоде, О.Д.Ушакова , Санкт-Петербург « Литера», 2007г
1000 загадок , Ярославль « Академия развития» , 2004 г
Откуда пришли слова, Москва , 1996 г
Дидактический материал по предметно-практическому обучению, Т.С. Зыкова , Л.И. Руленкова , Москва « Просвещение», 2000
Предварительный просмотр:
№ п/п | Разделы и темы учебной программы | Дата | Кол. час. | Задачи | Словарь и понятия | Основной метод обучения | Внутри Предмет. и межпредмет связи | Основные приёмы коррекц. развивающ. работы | Объём ЗУН |
1- 2 | Улица , на которой расположена школа. Обозначение названий улиц и номеров домов. Экскурсия. Школьный , домашний адрес | 2 | Формировать представления о расположении школы | Адрес улица | беседа | Чтение математика | Знать адрес школы Адрес дома | ||
3-4 | Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения. | 2 | Формировать представления о видах транспорта. дорожного движения | Регулировщик Автобус Такси трамвай Поезд Самолет велосипед | беседа | чтение | Закреплять правила дорожного движения Игра « Светофор» | Знать правила дорожного движения | |
5 | Экскурсия по главной улице села. | 1 | Формировать умение ориентироваться в пространстве | улица | беседа | чтение | |||
6 | Природа в сентябре. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде. | 1 | Формировать наблюдательность за природой, обработка умений по обработке растений | Сентябрь огород | беседа | Трудовое обучение чтение | Наблюдение за растениями на огороде | Знать об изменениях в природе | |
7 | Посуда : чашка, стакан, кружка, тарелка и т. Д. Различение. | 1 | Формировать умения различать виды посуды | Чашка Стакан тарелка | Словесно- наглядный | Изо письмо | Сравнивать и различать по форме и цвету | Уметь различать посуду | |
8 | Практическая работа. Уход за посудой : мытье, хранение. | 1 | Выработка навыков ухода за посудой | посуда | Игра Практическая работа | Трудовое обучение | Упражнения по уходу за посудой | Знать и уметь приёмы ухода за посудой | |
9- | Мебель. Назначение. | 1 | Познакомить с мебелью для столовой, спальни, кухни, с её назначением и уходом за мебелью | мебель | Словесно- наглядный | Трудовое обучение | Сравнение и различение по форме и цвету | Называть предметы мебели | |
10 | Мебель. Уход за мебелью. | 1 | Формировать умения ухаживать за мебелью | мебель | Словесно- наглядный | Трудовое обучение | Протирают мебель | Уметь ухаживать за мебелью | |
11 | Овощи. Виды овощей. | 1 | Продолжить формировать понятие овощи | Овощи Огород сад | Словесно- наглядный | Чтение письмо | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении | Уметь различать виды овощей | |
12 | Определение и различение овощей по внешнему виду. | 1 | Формировать умение определять и различать овощи | Морковь Свекла картофель | Словесно- наглядный | чтение | Игра в лото | Уметь различать виды овощей | |
13 | Употребление овощей в пищу. Хранение их зимой. | 1 | Формировать представления об употреблении и хранении овощей | Морковь Свекла картофель | Словесно- наглядный | Трудовое обучение | Рассматрив. По карточкам хранения | Знать какие овощи употреб. В пищу | |
14 | Практическая работа. Проращивание гороха. | 1 | Формировать умения проращивать горох | Горох | Практическая работа | Трудовое обучение | Проращивают горох | Уметь выращивать горох | |
15 | Растения на клумбах. Определение и различение по внешнему виду | 1 | Формировать умение Определять и различать растения по внешнему виду | клумба | Словесно- наглядный | Трудовое обучение | Рассматрив. растения | Знать какие растения сажают на клумбе | |
16 | Узнавание на клумбах во время экскурсии | 1 | Формировать умение узнавать растения на кулумбах | Бархотцы Астры октябринки | Словесно- наглядный | Трудовое обучение | Рассматрив. семена | Знать какие растения сажают на клумбе | |
17 | Изменение в природе в октябре, ноябре. Экскурсия. | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | Октябрь ноябрь | Словесно- наглядный | Чтение изо | Работа с календарём | Знать изменения осенью | |
18 | Арбуз, дыня- бахчевые культуры. Различения. | 1 | Формировать умение | Бахчевые Арбуз дыня | Словесно- наглядный | Чтение письмо | Работа по карточкам Игра лото | Уметь различать дыни и арбузы | |
19 | Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. | 1 | Формировать умение Различать ягоды | Рябина Калина Клюква брусника | Словесно- наглядный | Чтение письмо | Работа по карточкам Игра лото | Уметь различать рябину, калину | |
20 | Деревья: дуб, тополь. Части дерева. Семена дуба, тополя. | 1 | Формировать умение различать деревья дуб, тополь | Дуб тополь | Словесно- наглядный | Чтение письмо | Работа по карточкам Игра лото | Различать деревья, знать части дерева | |
21 | Изменение в природе в ноябре. Экскурсия. | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | ноябрь | Словесно- наглядный | Чтение письмо | Работа с календарём | Знатьо изменениях осенью | |
22 | Одежда. Назначения и различения видов одежды. | 1 | Формировать представления об одежде , в разное время года | Шапка Куртка Итд. | Словесно- наглядный | Чтение письмо | Подбор антонимов, Упр. сравнение одежды | Уметь одевать в любое время года | |
23 | Уход за одеждой. | 1 | Научить чистить одежду, хранить её | Щетка шкаф | Трудовое обучение | Подбор антонимов, Упр. сравнение одежды | Уметь ухаживать з одеждой | ||
24 | Обувь :зимняя, летняя, осеннее- весенняя | 1 | Формировать умение различать одежду на зимнюю, летнюю, осенн-весен | Осенняя Зимняя летняя | Словесно- наглядный | Чтение письмо | Сравнивают сезонные изменения | Различать одежу по сезонам | |
25 | Уход за обувью | 1 | Познакомить уч-ся с видами обуви и её назначением Научить уч-ся ухаживать за обувью | Обувь сапоги | Практическая работа | Трудовое обучение | Обрабатывают обувь | Уметь ухаживать за обувью | |
26 | Комнатные растения : традесканция, герань. Различение. | 1 | Формировать умения различать комнатные растения | Герань традесканция | Словесно- наглядный | Чтение изо | Рассматривание растений | Различать комнатные растения | |
27 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Формировать умения Ухаживать за комнатными растениями | Комнатные растения | Практическая работа | Трудовое обучение | Поливают рыхлят, протирают листочки | ||
28 | Растения. Деревья. Кустарники. Цветы. Узнавание, различения. | 1 | Формировать умения узнавать и различать деревья, цветы, кустарники | Цветы деревья | Словесно- наглядный | Изо чтение | Игра лото | Различать растения, деревья, цветы | |
29 | Узнавание и различение деревьев в природе. Экскурсия во двор. | 1 | Формировать умения узнавать и различать деревья, цветы, кустарники | Цветы деревья | беседа | изо | Сравнивают листочки | Узнавать и различать деревья | |
30 | Изменения в природе в декабре | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | декабрь | беседа | Изо чтение | 1.Собрать « осколочную» картинку из отдельных частей и подобрать к ним названия. 2. Работа с календарём | Знать приметы зимы | |
31 | Домашние животные : коза, овца. Основные части тела. | 1 | Расширить представ. О домашних животных, различать по внешнему виду | Коза овца | Словесно- наглядный | Чтение изо | Рассматрив.рисунки | Знать и различать домашних животных | |
32 | Польза приносимая домашними животными. | 1 | Формировать представления о пользе домашних животных | Корова лошадь | Словесно- наглядный | Чтение изо | Читают рассказ | Знать о пользе домашних животных | |
33 | Дикие животные. Еж , медведь. Внешний вид, питание, повадки. | 1 | Расширить представ. О диких животных, различать по внешнему виду | Ёж медведь | Словесно- наглядный | Чтение изо | Рассматрив. Картинки с животными | Узнавать диких животных | |
34 | Как зимуют дикие животные | 1 | Формировать представление о зимовье животных | лес | Словесно- наглядный | Чтение изо | Читают рассказ | Знать как зимуют животные | |
35 | Обобщение по теме « Дикие и домашние животные» | 1 | Закреплять знания о диких и домашних животных | Волк заяц | Словесно- наглядный | Чтение Изо письмо | Отгадывают викторину | Различать домашних и диких животных | |
36 | Изменение в природе в январе. Наблюдение. | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | январь | беседа | изо | Работа с календарём | отличать от других месяцев | |
37 | Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц | 1 | Формировать представления о птицах | Снегирь Синица Грач скворец | Словесно- наглядный | Изо чтение | Корркция зрительной памяти | Уметь различать и называть птиц по картинкам | |
38 | Части тела птиц. Чем покрыто тело птиц. | 1 | Формировать представления о частях тела | Крыло перья | Словесно- наглядный | Изо чтение | Работа по разрезным картинкам | Уметь описывать предмет | |
39 | Различение птиц. Польза, приносимая этими птицами. Подкормка птиц зимой | 1 | Формировать умение различать птиц, подкармливать | кормушка | Словесно- наглядный | Изо чтение | Составление рассказа по серии картинок | Уметь различать птиц по внешнему виду | |
40 | Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. | 1 | Формировать представления о весне | Скворечник | Словесно- наглядный | Изо чтение | Работа по картинкам | Уметь различать птиц | |
41 | Насекомые : муравей, муха, Названия. Внешний вид. | 1 | Формировать умения сравнивать перелетных и зимующих птиц | Птицы зимующие перелётные | Словесно- наглядный | Изо чтение | Календарь природы | Знать названия перелетных и зимующих птиц | |
42 | Экскурсия в природу. Конец зимы. Наблюдение за изменениями в природе | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | Признаки зимы Народные приметы | Словесно- наглядный | чтение | Календарь природы | Отличать от других времен года | |
43 | Насекомые : бабочки, жуки | 1 | Расширить представ. Диких птицах в природе. Формировать представления о жизни в природе диких птиц | Домашняя птица курица | Словесно- наглядный | Изо чтение | Подбор антонимов, Упр. сравнение Диких птиц | Уметь различать домашних птиц | |
44 | Обобщение : насекомые, птицы | 1 | Расширить представления о насекомых, внешнем виде | Муравей муха | Словесно- наглядный | Изо чтение | Подбор антонимов, Упр. сравнение насекомых | Уметь различать насекомых | |
45 | Экскурсия в природу. Конец зимы. Наблюдение за измене- ниями в природе | 1 | Расширить представления о бабочки, жуке | Бабочка жук | Словесно- наглядный | Изо чтение | Сравнивают бабочек и жуков | Различать бабочек и жуков | |
46 | Подготовка к встрече птиц весной | 1 | Закрепить знания о насекомых и птицах | Птицы насекомые | Словесно- наглядный | Изо чтение | Сравнивают насекомых, птиц | Различать насекомых | |
47 | Животные.( обобщение) | 1 | Расширить представления о животных | животные | Словесно- наглядный | Изо чтение | Викторина лото | Различать животных | |
58 | Рыбы | 1 | Расширить представления о рыбах | рыбы | Словесно- наглядный | Изо чтение | Рисунки с рыбами | Различать рыбок | |
51 | Изменения в природе в марте. Признаки весны. | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | март | Словесно- наглядный | Изо чтение | Работа с календарем | Знать приметы весны | |
52 | Экскурсия в природу. | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | погода | Словесно- наглядный | Изо чтение | Работа с календарем | Отличать от других времен года | |
53 | Практическая работа. Посадка рассады помидоры | 1 | Формировать умения сажать на рассаду помидору | рассада | Словесно- наглядный | Изо Чтение Трудовое обучение | Посадка помидоры в ящик | Уметь высаживать помидору | |
54 | Экскурсия в природу. Наблюдения | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | календарь | Словесно- наглядный | Изо чтение | Наблюдение за изменениями в природе | Отличать от других времен года | |
55 | Охрана здоровья. Лицо, щеки, подбородок | 1 | Формировать умения охранять здоровье. Правильно ухаживать за лицом | Лицо щеки | Словесно- наглядный | Изо чтение | Упражнение мытье лица | Уметь ухаживать за лцом | |
56 | Глаза. Назначение, защита | 1 | Формировать гигиенические навыки ,ухаживать за глазами | глаза | Словесно- наглядный | Изо чтение | Упражнение Мытье глаз | Уметь ухаживать за глазами | |
57 | Уши. Как беречь уши. | 1 | Формировать гигиенические навыки ,ухаживать за ушами | уши | Словесно- наглядный | Изо чтение | Упражнение Мытье за ушами | Уметь ухаживать за ушами | |
58 | Нос. Значение чистоты носа | 1 | Формировать гигиенические навыки ,ухаживать за носом | нос | Словесно- наглядный | Изо чтение | Упражнение Мытье носа. платочки | Уметь ухаживать за носом | |
59 | Рот. Назначение зубов. Уход за зубами | 1 | Формировать гигиенические навыки ,ухаживать за зубами | Рот зубы | Словесно- наглядный | Изо чтение | Уход за зубами | Уметь ухаживать За зубами | |
60 | Раннецветущие растения. Гусиный лук. Подснежник. | 1 | Формировать представления о раннецветущих растениях | Гусиный лук подснежник | Словесно- наглядный | Изо чтение | Один цветок-много | Уметь называть ранецвет растения | |
61 | Экскурсия в природу. Наблюдение за появлением первых цветов. | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе , появлении цветов | Цветы тюльпаны | Словесно- наглядный | Изо чтение | Рассматрив . картинок | Различать ранецвет цветы | |
62 | Повторение. Домашние животные. Польза, приносимая людям | 1 | Закрепить знания о домашних животных, о пользе людям | Коза Собака Кот овцы | Словесно- наглядный | Изо чтение | Упр в узнавании и различении | Знать домашних животных | |
63 | Экскурсия на ферму. Уход за домашними животными | 1 | Формировать представления о домашних животных | Корова телёнок | Словесно- наглядный | Изо чтение | Посещение колхоза | Знать о пользе домашних животных | |
64 | Повторение. Растения, деревья, кустарники, травы, цветы. | 1 | Закрепить знания о растениях, кустарниках, травах | Растения трава | Словесно- наглядный | Изо чтение | Работа по картинкам | Знать кустарники, траву, деревья различать | |
65 | Экскурсия в природу. Различение и узнавание растений. | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе , появлении растений | растения | Словесно- наглядный | Изо чтение | Сравнение растений | Различать растения | |
66 | Повторение. Насекомые. Птицы. | 1 | Закрепить знания о насекомых, птицах | Словесно- наглядный | Изо чтение | Рассматрив. картинки | Различать насекомых птиц | ||
67 | Экскурсия в весенний лес. | 1 | Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах | Словесно- наглядный | Изо чтение | Работа с календарем | Знать приметы весны | ||
68 | Повторение . Предметы быта | 1 | Закрепить знания о предметах быта | Предметы быта | Словесно- наглядный | Изо чтение | Работа с картинками | Знать предметы быта | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. "Семья. Родители и дети". 2 класс.
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема урока: "Семья. Родители и дети".Цель. Формировать ценностные отношения к семье как нравст...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"
Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности ....
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...
Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи в 1 классе школы 8 вида....
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (адаптированная) для 4 класса
Рабочая программа предназначена для обучения детей с ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности...
Рабочая программа по образовательной области «Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предмето...