Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по теме

Косаева Оксана Валерьевна

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида   подготовительный, 1-4 классы  , Москва « Просвещение» 2004., ).

Программа рассчитана на 1 год обучения ( 68 часов).

В 3 классе уроки проводятся по 1  часу  в неделю, в соответствии с количеством  учебных часов, отведенных базисным планом

Цель данной программы :

-исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

- формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl_raz_poyasnit.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon 3_kl_raz_rechi.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Пояснительная записка

 Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида   подготовительный, 1-4 классы  , Москва « Просвещение» 2004., ).

Программа рассчитана на 1 год обучения ( 68 часов).

В 3 классе уроки проводятся по 1  часу  в неделю, в соответствии с количеством  учебных часов, отведенных базисным планом.

Цель данной программы :

-исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

- формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире..

По окончанию учебного года

Учащиеся  должны уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

-участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

- связано высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

- ухаживать за одеждой и обувью;

Поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

-соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила уличного движения

Учащиеся  должны знать

-названия и свойства изученных предметов

Выученные правила дорожного движения

Формы работы на уроке:

Основные приёмы:

- сравнение

-классификация и дифференциация

- материализация, использование в жизненных ситуациях

Основные методы:

-демонстрация

- наблюдение

-упражнение

-беседа

- экскурсия

      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

.

            Учебно- тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

1.

Сезонные изменения в природе

10

2

Улица , на которой расположена школа

4

3

Транспорт.

2

4

Посуда.

2

5

Мебель.

2

6

Одежда.

2

7

Обувь.

2

8

Овощи.

2

9

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры

1

10

Ягоды.

3

11

Деревья.

4

12

Растения на клумбах

3

13

Комнатные растения

4

14

Раннецветущие растения

4

15

Растение. Обобщение.

6

16

Домашние животные

4

17

Дикие животные

4

18

Птицы.

4

19

Домашние птицы

4

20

Насекомые.

4

21

Охрана здоровья

8

68 ч

Учебно-методический комплекс

Программы специальных ( коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида    подготовительный, 1-4 классы  , Москва « Просвещение» 2004

Загадки, пословицы о природе и погоде, О.Д.Ушакова , Санкт-Петербург « Литера», 2007г

1000 загадок , Ярославль « Академия развития» , 2004 г

Откуда пришли слова, Москва , 1996 г

Дидактический материал по предметно-практическому обучению, Т.С. Зыкова , Л.И. Руленкова , Москва « Просвещение», 2000



Предварительный просмотр:

п/п

Разделы и темы учебной программы

Дата

Кол.

час.

     Задачи

Словарь

и

понятия

Основной

метод

обучения

Внутри

Предмет. и

межпредмет

связи

Основные

приёмы

коррекц.

развивающ.

работы

Объём

ЗУН

1-

2

Улица , на которой расположена школа. Обозначение названий улиц и номеров домов.

Экскурсия. Школьный , домашний адрес

2

Формировать представления о расположении  школы

Адрес

улица

беседа

Чтение

математика

Знать адрес школы

Адрес дома

3-4

  Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения.

2

Формировать представления о видах транспорта.

дорожного движения

Регулировщик

Автобус

Такси трамвай

Поезд

Самолет

велосипед

беседа

чтение

Закреплять правила дорожного движения

Игра

 « Светофор»

Знать правила дорожного движения

5

Экскурсия по главной улице села.

1

Формировать умение ориентироваться в пространстве

улица

беседа

чтение

6

Природа в сентябре. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

1

Формировать наблюдательность за природой, обработка умений по обработке растений

Сентябрь

огород

беседа

 Трудовое обучение

чтение

Наблюдение  за растениями  на огороде

Знать об изменениях в природе

7

Посуда : чашка, стакан, кружка, тарелка и т. Д. Различение.

1

Формировать умения различать виды посуды

Чашка

Стакан

тарелка

Словесно- наглядный

Изо

письмо

Сравнивать и различать по форме и цвету

Уметь различать посуду

8

Практическая работа. Уход  за посудой : мытье, хранение.

1

Выработка навыков ухода за посудой

посуда

Игра

Практическая работа

Трудовое обучение

Упражнения по уходу за посудой

Знать и уметь приёмы ухода за посудой

9-

Мебель. Назначение.

1

Познакомить с мебелью для столовой, спальни, кухни, с её назначением и уходом за  мебелью

мебель

Словесно- наглядный

Трудовое обучение

Сравнение и различение по форме и цвету

Называть предметы мебели

10

Мебель. Уход за мебелью.

1

Формировать умения ухаживать за мебелью

мебель

Словесно- наглядный

Трудовое обучение

Протирают мебель

Уметь ухаживать за мебелью

11

Овощи. Виды овощей.

1

Продолжить формировать понятие овощи

Овощи

Огород

сад

Словесно- наглядный

Чтение

письмо

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

Уметь различать виды овощей

12

Определение и различение овощей по внешнему виду.

1

Формировать умение определять и различать овощи

Морковь

Свекла

картофель

Словесно- наглядный

чтение

Игра в лото

Уметь различать виды овощей

13

Употребление овощей в пищу. Хранение их зимой.

1

Формировать представления об употреблении и хранении овощей

Морковь

Свекла

картофель

Словесно- наглядный

Трудовое обучение

Рассматрив. По карточкам

хранения

Знать какие овощи употреб. В пищу

14

Практическая работа. Проращивание гороха.

1

Формировать  умения проращивать горох

Горох

Практическая работа

Трудовое обучение

Проращивают горох

Уметь выращивать горох

15

Растения на клумбах. Определение и различение по внешнему виду

1

Формировать умение

Определять и различать растения по внешнему виду

клумба

Словесно- наглядный

Трудовое обучение

Рассматрив. растения

Знать какие растения сажают на клумбе

16

Узнавание на клумбах во время экскурсии

1

Формировать умение узнавать растения на кулумбах

Бархотцы

Астры

октябринки

Словесно- наглядный

Трудовое обучение

Рассматрив. семена

Знать какие растения сажают на клумбе

17

Изменение в природе в октябре, ноябре. Экскурсия.

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

Октябрь

ноябрь

Словесно- наглядный

Чтение

изо

Работа с календарём

Знать изменения

осенью

18

Арбуз, дыня- бахчевые культуры. Различения.

1

Формировать умение

Бахчевые

Арбуз

дыня

Словесно- наглядный

Чтение

письмо

Работа по карточкам

Игра лото

Уметь различать дыни и арбузы

19

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника.

1

Формировать умение

Различать ягоды

Рябина

Калина

Клюква

брусника

Словесно- наглядный

Чтение

письмо

Работа по карточкам

Игра лото

Уметь различать рябину, калину

20

Деревья: дуб, тополь. Части дерева. Семена дуба, тополя.

1

Формировать умение различать деревья дуб, тополь

Дуб

тополь

Словесно- наглядный

Чтение

письмо

Работа по карточкам

Игра лото

Различать деревья, знать части дерева

21

Изменение в природе в ноябре. Экскурсия.

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

ноябрь

Словесно- наглядный

Чтение

письмо

Работа с календарём

Знатьо изменениях осенью

22

Одежда. Назначения и различения видов одежды.

1

Формировать представления  об одежде , в разное время года

Шапка

Куртка

Итд.

Словесно- наглядный

Чтение

письмо

Подбор антонимов,

Упр. сравнение одежды

Уметь одевать в любое время года

23

Уход за одеждой.

1

Научить чистить одежду, хранить её

Щетка

шкаф

Трудовое обучение

Подбор антонимов,

Упр. сравнение одежды

Уметь ухаживать з одеждой

24

Обувь :зимняя, летняя, осеннее- весенняя

1

Формировать умение различать одежду на зимнюю, летнюю, осенн-весен

Осенняя

Зимняя летняя

Словесно- наглядный

Чтение

письмо

Сравнивают сезонные изменения

Различать одежу по сезонам

25

Уход за обувью

1

Познакомить уч-ся с видами обуви и её назначением

Научить уч-ся ухаживать за обувью

Обувь

сапоги

Практическая работа

Трудовое обучение

Обрабатывают обувь

Уметь ухаживать за обувью

26

Комнатные растения : традесканция, герань.

Различение.

1

Формировать умения различать комнатные растения

Герань

традесканция

Словесно- наглядный

Чтение

изо

Рассматривание растений

Различать комнатные растения

27

Уход за комнатными растениями.

1

Формировать умения

Ухаживать за комнатными растениями

Комнатные растения

Практическая работа

Трудовое обучение

Поливают рыхлят, протирают листочки

28

Растения. Деревья. Кустарники. Цветы. Узнавание, различения.

1

Формировать умения узнавать и различать деревья, цветы, кустарники

Цветы

деревья

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Игра лото

Различать растения, деревья, цветы

29

Узнавание и различение деревьев в природе. Экскурсия во двор.

1

Формировать умения узнавать и различать деревья, цветы, кустарники

Цветы

деревья

беседа

изо

Сравнивают листочки

Узнавать и различать деревья

30

Изменения в природе в декабре

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

декабрь

беседа

Изо

чтение

1.Собрать « осколочную» картинку из отдельных частей и подобрать к ним названия.

2. Работа с календарём

Знать приметы зимы

31

Домашние животные : коза, овца. Основные части тела.

1

Расширить представ. О домашних животных, различать  по внешнему виду

Коза

овца

Словесно- наглядный

Чтение

 изо

Рассматрив.рисунки

Знать и различать домашних животных

32

Польза приносимая домашними животными.

1

Формировать представления о пользе домашних животных

Корова

лошадь

Словесно- наглядный

Чтение

 изо

Читают рассказ

Знать о пользе домашних животных

33

Дикие животные. Еж , медведь. Внешний вид, питание, повадки.

1

Расширить представ. О диких животных, различать  по внешнему виду

Ёж

медведь

Словесно- наглядный

Чтение

 изо

Рассматрив. Картинки с животными

Узнавать диких животных

34

Как зимуют дикие животные

1

Формировать представление о зимовье животных

лес

Словесно- наглядный

Чтение

 изо

Читают рассказ

Знать как зимуют животные

35

Обобщение по теме « Дикие и домашние животные»

1

Закреплять знания о диких  и домашних животных

Волк

заяц

Словесно- наглядный

Чтение

 Изо

письмо

Отгадывают викторину

Различать домашних и диких животных

36

Изменение в природе в январе. Наблюдение.

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

январь

беседа

изо

Работа с календарём

отличать от других месяцев

37

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц

1

Формировать  представления о птицах

Снегирь

Синица

Грач

скворец

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Корркция зрительной памяти

Уметь различать и называть птиц по картинкам

38

Части тела птиц. Чем покрыто тело птиц.

1

Формировать представления о частях тела

Крыло

перья

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Работа по разрезным картинкам

Уметь описывать предмет

39

Различение птиц. Польза, приносимая этими птицами. Подкормка птиц зимой

1

Формировать умение различать птиц, подкармливать

кормушка

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Составление рассказа по серии картинок

Уметь различать птиц по внешнему виду

40

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

1

Формировать представления о весне

Скворечник

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Работа по картинкам

Уметь различать птиц

41

Насекомые : муравей, муха, Названия. Внешний вид.

1

Формировать  умения сравнивать перелетных  и зимующих птиц

Птицы зимующие

перелётные

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Календарь природы

Знать названия перелетных и зимующих птиц

42

Экскурсия в природу. Конец зимы. Наблюдение за изменениями в природе

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

Признаки зимы

Народные приметы

Словесно- наглядный

чтение

Календарь природы

Отличать от других времен года

43

Насекомые : бабочки, жуки

1

Расширить представ. Диких птицах в природе. Формировать представления о жизни в природе диких птиц

Домашняя птица

курица

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Подбор антонимов,

Упр. сравнение

Диких птиц

Уметь различать домашних птиц

44

Обобщение : насекомые, птицы

1

Расширить представления о насекомых, внешнем виде

Муравей

муха

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Подбор антонимов,

Упр. сравнение

насекомых

Уметь различать насекомых

45

Экскурсия в природу. Конец зимы. Наблюдение за измене- ниями в природе

1

Расширить представления о бабочки, жуке

Бабочка

жук

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Сравнивают бабочек и жуков

Различать бабочек и жуков

46

Подготовка к встрече птиц весной

1

Закрепить знания о насекомых и птицах

Птицы

насекомые

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Сравнивают насекомых, птиц

Различать насекомых

47

Животные.( обобщение)

1

Расширить представления о животных

животные

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Викторина

лото

Различать животных

58

Рыбы

1

Расширить представления о рыбах

рыбы

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Рисунки с рыбами

Различать рыбок

51

Изменения в природе в марте. Признаки весны.

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

март

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Работа с календарем

Знать приметы весны

52

Экскурсия в природу.

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

погода

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Работа с календарем

Отличать от других времен года

53

Практическая работа. Посадка рассады помидоры

1

Формировать умения сажать на рассаду  помидору

рассада

Словесно- наглядный

Изо

Чтение

Трудовое обучение

Посадка помидоры в ящик

Уметь высаживать помидору

54

Экскурсия в природу. Наблюдения

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

календарь

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Наблюдение за изменениями в природе

Отличать от других времен года

55

Охрана здоровья. Лицо, щеки, подбородок

1

Формировать умения охранять здоровье. Правильно ухаживать за лицом

Лицо

щеки

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Упражнение мытье лица

Уметь ухаживать за лцом

56

Глаза. Назначение, защита

1

Формировать гигиенические навыки  ,ухаживать за глазами

глаза

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Упражнение Мытье глаз

Уметь ухаживать за глазами

57

Уши. Как беречь уши.

1

Формировать гигиенические навыки  ,ухаживать за ушами

уши

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Упражнение

Мытье за ушами

Уметь ухаживать за ушами

58

Нос. Значение чистоты носа

1

Формировать гигиенические навыки  ,ухаживать за носом

нос

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Упражнение

Мытье носа. платочки

Уметь ухаживать за носом

59

Рот. Назначение зубов. Уход за зубами

1

Формировать гигиенические навыки  ,ухаживать за зубами

Рот

зубы

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Уход за зубами

Уметь ухаживать

За зубами

60

Раннецветущие растения. Гусиный лук. Подснежник.

1

Формировать представления о раннецветущих растениях

Гусиный лук

подснежник

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Один цветок-много

Уметь  называть ранецвет растения

61

Экскурсия в природу. Наблюдение за появлением первых цветов.

1

Расширить представления детей об изменениях в природе , появлении цветов

Цветы

тюльпаны

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Рассматрив . картинок

Различать ранецвет цветы

62

Повторение. Домашние животные. Польза, приносимая людям

1

Закрепить знания о домашних животных, о пользе людям

Коза

Собака

Кот

овцы

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Упр в узнавании и различении

Знать домашних животных

63

Экскурсия на ферму. Уход за домашними животными

1

Формировать представления о домашних животных

Корова

телёнок

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Посещение  колхоза

Знать о пользе домашних животных

64

Повторение. Растения, деревья, кустарники, травы, цветы.

1

Закрепить знания  о растениях, кустарниках, травах

Растения

трава

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Работа по картинкам

Знать кустарники, траву, деревья различать

65

Экскурсия в природу. Различение и узнавание растений.

1

Расширить представления детей об изменениях в природе , появлении  растений

растения

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Сравнение растений

Различать растения

66

Повторение. Насекомые. Птицы.

1

Закрепить знания о насекомых, птицах

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Рассматрив. картинки

Различать насекомых птиц

67

Экскурсия в весенний лес.

1

Расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Работа с календарем

Знать приметы весны

68

Повторение . Предметы быта

1

Закрепить знания о предметах быта

Предметы быта

Словесно- наглядный

Изо

чтение

Работа с картинками

Знать предметы быта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. "Семья. Родители и дети". 2 класс.

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема урока: "Семья. Родители и дети".Цель. Формировать ценностные отношения к семье как нравст...

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"

Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи  на основе изучения предметов и явлений    окружающей действительности ....

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс

Развитие устной речи на основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности...

Рабочая программа по образовательной области «Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Дети с нарушением интеллекта понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предмето...