Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.
статья
Этапы логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ. Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами на каждом этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на конференции работников образования 2018г. | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №155 г. Новосибирска |
Конференция работников образования. «Система образования Октябрьского района: точки роста и пути развития». |
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. |
Учитель – логопед Глушневская Яна Юрьевна 28.08.2018 |
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вступление в силу 1.09.2016 года ФГОС НОО для детей с ОВЗ диктует необходимость организации систематического взаимодействия узких специалистов с педагогами школы, потому как одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении. Исходя из структуры и требований адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее АООП НОО для детей с ОВЗ) необходимо отметить, что содержательный раздел программы наряду с программой формирования универсальных учебных действий; программой отдельных учебных предметов, курсов; программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обязательной частью данного раздела является реализация коррекционо – развивающей области, представленной коррекционными курсами.
В настоящий момент в МБОУ СОШ №155 реализуется АООП НОО для детей с ЗПР вариант 7.2. Данный вариант программы предполагает освоение детьми 8 учебных предметов и 3 курсов коррекционо – развивающей области: «Логопедические занятия», «Психокоррекционные занятия» и курс «Ритмика». Обязательными условиями реализации АООП НОО и успешного освоения программы обучающимися с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами (учителем – логопедом, учителем – дефектологом и др.), реализующими программы коррекционной области.
Большую роль в успешном освоения АООП детьми с ЗПР играет тесная взаимосвязь педагогов с учителем – логопедом.
От эффективности сотрудничества зависит успешность формирования на начальных этапах обучения полноценных навыков чтения и письма, необходимых, прежде всего для освоения школьной программы, получат ли дети с ограниченными возможностями здоровья необходимые для практической деятельности знания и навыки, смогут ли социализироваться в обществе. Введение ФГОС НОО предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.
С введением нового стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ, деятельность школьного учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой. Программа сопровождения обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, их социальной адаптации. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.
На каждом этапе логопедического сопровождения детей с ЗПР осуществляется тесная взаимосвязь с педагогами.
Логопедическое сопровождение начинается с момента поступления ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение и осуществляется поэтапно.
На первом этапе – диагностическом, цель которого всестороннее обследование речи, осуществляется выявление речевых нарушений, препятствующих освоению АООП, планирование задач, методов, содержания коррекционной работы.
Результаты, проведенного учителем – логопедом обследования, обсуждаются с педагогом, педагог получает полную информацию о состоянии речи ребенка, его коммуникативных и познавательных возможностях. Исходя из результатов, полученных в ходе логопедического обследования, осуществляется разработка календарно – тематического планирования по таким предметным областям как «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение». Совместно с педагогом анализируются темы, задачи, методы, содержание уроков рекомендуемые УМК «Начальная перспективная школа», при реализации программы НОО, также темы, задачи, рекомендуемые в рабочих программах по данным учебным предметам для детей с ЗПР. Адаптация содержания тем в календарно тематическом планировании не значит, что ребенок с ЗПР осваивает меньший в количественном соотношении материал, а значит, что, исходя из своих особенностей и возможностей, будет осваивать материал в доступной именно этому ребенку форме, объеме и содержании.
На втором этапе – основном, коррекционно – развивающем, цель которого – коррекция и развитие устной и письменной речи, осуществляется непосредственная работа по коррекции звукопроизношения, развитию лексико – грамматического строя речи, развитию диалогической и монологической форм речи, расширению представлений об окружающем мире, обогащению словарного запаса, развитию высших психических функций.
Именно на данном этапе эффективность взаимодействия учителя – логопеда и педагога приобретает особую значимость. На данном этапе осуществляется пропедевтическая работа с учащимися с ЗПР испытывающими стойкие трудности в освоении устной и письменной речью. Определяя задачи пропедевтической работы, учителю – логопеду важно знать с каким материалом будет знакомить педагог, и какие задачи будут решаться в ходе последующего урока. Это не означает дублирование материала сначала учителем – логопедом, затем педагогом в классе, потому как в своей работе каждый использует разные методы и приемы работы, а также рассматривает тему в разных аспектах. Единым остается одно – совместно решаемые задачи. Так же на данном этапе коррекционно – развивающей работы учитель – логопед дает рекомендации педагогу по закреплению полученных в ходе индивидуальных занятий навыках, совместно обсуждается форма, в которой ребенок с ЗПР получает новые знания (карточки, схемы, таблицы, привлечение к работе в малых группах), продумываются формы контроля полученных знаний. Учитель в свою очередь включает в ход урока речевые зарядки, динамические паузы, игры способствующие обогащению словарного запаса, формированию лексико – грамматических категорий, игры на развитие психических процессов.
На протяжении всего второго этапа работы (не реже одного раза в месяц) учитель – логопед совместно с педагогами отслеживает динамику освоения не только коррекционной области «логопедические занятия», а также успешность освоения предметных областей «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение». В ходе работы на данном этапе, в случае стойких трудностей усвоения определенных тем по данным учебным дисциплинам проводится анализ причин, способствующих возникновению трудностей, корректируются задачи, определяются иные формы работы и методические приемы.
Третий этап – заключительный, цель которого – анализ эффективности проведенного логопедического сопровождения на основе полученных диагностических данных.
В конце учебного года учитель – логопед знакомит педагогов с результатами итоговой логопедической диагностики. Педагоги знакомят учителя – логопеда с результатами педагогической диагностики освоения детьми предметных областей. Совместно с педагогами анализируются поставленные в начале учебного года задачи, делаются выводы об эффективности совместной работы педагогов с учителем – логопедом, о формах и методах реализации АООП, намечаются задачи на следующий учебный год.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что формирование грамотной устной и письменной речи является основополагающим для успешного освоения школьной программы обучающимися, в особенности, если речь идет о детях с задержкой психического развития. Также важно понимать, что эффективность в работе с детьми данной категории напрямую зависит не только от профессионализма учителя – логопеда, но и от тесной взаимосвязи с педагогами школы, реализующими АООП НОО для детей с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 8 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 8 класса...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
ДОКЛАД «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1, ВАРИАНТ 2»
Выступление в на традиционном школьном мероприятии "День открытых дверей" организованного для педагогов образовательных учреждений Восточной территориальной группы Красноярского ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...
Статья «Социально-педагогическое сопровождение "Социально — педагогическое сопровождение учащихся школы при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
laquo;Социально-педагогическое сопровождение МОУ «С(К)ОШ №15»...
Использование спортивных игр на уроках физической культуры в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (1вариант)
В статье анализируются основные здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры, а также основные подходы к использованию спортивных игр в системе физического воспитания. Главной целью на...
Выступление по теме «Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы»
Выступление на практико-ориентированном семинаре для педагогов муниципальных образовательных учреждений по теме «Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ...