Выступление по теме «Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы»
методическая разработка

Выступление на практико-ориентированном семинаре для педагогов муниципальных образовательных учреждений по теме «Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы»

Выступление 21.11.2023

Практико-ориентированный семинар Ресурсного центра

Добрый         день, дорогие коллеги!

Практические впервые мы поднимаем и призываем Вас к обсуждению методической темы, которой мы посвятили наш практико-ориентированный семинар. Сегодня технологии позволяют представить опыт работы, не присутствуя очно на занятиях.  

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс  побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной  деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Это и технологии – И КТ, Проблемного обучения, проектного обучения, игровые. При этом каждый предмет богат своими специфическими приемами, которыми и поделятся наши коллеги.

Познавательная активность включает в себя следующие компоненты: познавательный интерес, «общую» психическую деятельность и волевые усилия. Когнитивный интерес указывает на эмоциональное предпочтение  познавательной деятельности перед другими видами деятельности. Психическая активность обеспечивает энергетическую, скоростную, вариативную поддержку умственной деятельности на нейрофизиологическом уровне, а волевое усилие является сознательным, произвольным аспектом мобилизации индивидуальных возможностей. Выделяют следующие признаки познавательного интереса у обучающихся: активное включение в образовательную деятельность в восприятии познавательного материала; сосредоточенность  на нем, отсутствие отвлечений; преобладание непроизвольного внимания; возникновение вопросов в процессе обучения; желание самостоятельно выполнять задания; поиск дополнительной информации по интересующей теме; сохранение интереса

Уровни познавательной активности:

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести  знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?».

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.  

Система работы учителя по активизации учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта строится с учетом особенностей формирования познавательных процессов у умственно отсталых детей. Для развития интереса и активизации  деятельности учащихся необходимы наглядность, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

Особенности

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Так, Г.Е.Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир». У умственно отсталых детей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмечается многими исследователями. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью.

Естественнонаучные предметы обладают значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников.

Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся (с интеллектуальными нарушениями) на уроках математики.

Ребёнок с особыми образовательными потребностямти - это ребёнок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы. Таким детя нужны обходные пути получения знан...

Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.

Этапы логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ. Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами на каждом этапе....

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

 Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...

ДОКЛАД «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1, ВАРИАНТ 2»

Выступление в  на традиционном школьном мероприятии "День открытых дверей" организованного для педагогов образовательных учреждений  Восточной территориальной группы Красноярского ...