Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kolesnikova_o.n._ritmika_2d_fgos.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрена» на заседании МО Протокол №5 от «04» мая 2018г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №19 от «07» мая 2018г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 854 ____________А.В. Курсаков |
Рабочая программа
по факультативному курсу «Ритмика»
для обучающихся 2 класса
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Составитель:
Колесникова О. Н.
учитель
высшей квалификационной категории
Москва 2018г.
2д
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ритмике для 2 классов отделения для детей с особыми образовательными потребностями составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой.
- Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание ритмики в коррекционном образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей, их эмоционального состояния, а также воспитания положительных качеств личности, средствами музыкально-ритмической деятельности.
Цели обучения
- формирование умения ориентироваться в пространстве;
- способствование выработке необходимых музыкально-двигательных навыков;
- развитие координационных способностей учащихся;
- приобщение к народной культуре разных народов, формирование умения находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Основное содержание
Тема | 2 класс |
Упражнения на ориентировку в пространстве | 4 |
Ритмико-гимнастические упражнения | 10 |
Упражнения с детскими музыкальными инструментами | 6 |
Игры под музыку | 6 |
Танцевальные упражнения | 8 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание занятий 2 класс (34 часа)
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ – 4 часа
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – 10 часов
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой Ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ – 6 часов
Круговые движения кистью. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.
Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане в разных вариациях.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ – 6 часов
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценировка доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Русские народные танцы. Пальчики и ручки. Инсценировка песни. Каравай. На горе-то калина.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – 8 часов
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев. Импровизация сказки «Теремок», «Лиса и заяц».
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Музыкальный материал |
1 | Повторение элементов по программе 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг. Виды бега. | Марш. Музыка Т. Ломовой. |
2 | Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Упражнения с бубном. | «Поскачем» Музыка Т. Ломовой. |
3 | Музыкально - ритмическое упражнение «Кто лучше скачет?» | «Кто лучше скачет?» Музыка Т. Ломовой. |
4 | Переменные притопы. Музыкально - ритмическое упражнение «Потопаем-покружимся». | Рус.народная мелодия «Ах, улица широкая» |
5 | Музыкально - ритмическое упражнение «Потопаем-покружимся»: повторение. Музыкально- ритмическая игра «Ловишка». | Рус.народная мелодия «Ах, улица широкая» |
6 | Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Музыкально- ритмическая игра «Ловишка». | Музыка В. Витлина. |
7 | Движения парами : бег, ходьба с приседанием. | «Бег», музыка Е. Тиличеевой. |
8 | Движения парами : бег, ходьба с приседанием. Кружение в парах на месте. | «Бег», музыка Е. Тиличеевой |
9 | Кружение в парах на месте, с продвижением вперед. Музыкально- ритмическая игра «Ловишка». | Музыка Ю. Слонова «Полька» |
10 | Разучивание элементов пляски «Парная пляска». | Чешская нар.мелодия |
11 | Повторение элементов пляски «Парная пляска». | Чешская нар.мелодия |
12 | Закрепление элементов пляски «Парная пляска». Музыкально- ритмическая игра «Горячий конь». | Чешская нар.мелодия |
13 | Упражнение с лентами. Свободная пляска. | Моцарт. Аллегретто. |
14 | Разучивание элементов новогоднего хоровода. | «Новогодний хоровод», музыка Т. Потапенко |
15 | Повторение элементов новогоднего хоровода. Музыкально- ритмическая игра «Горячий конь».». | «Новогодний хоровод», музыка Т. Потапенко |
16 | Закрепление элементов новогоднего хоровода. Упражнения с предметами. | «Новогодний хоровод», музыка Т. Потапенко |
17 | Хороводный шаг. Разучивание элементов русской хороводной пляски. | Рус.нар. мелодия, обр. Т. Ломовой |
18 | Повторение элементов русской хороводной пляски. | Рус.нар. мелодия, обр. Т. Ломовой |
19 | Закрепление элементов русской хороводной пляски. Музыкально-ритмическая игра «Метро». | Рус.нар. мелодия, обр. Т. Ломовой |
20 | Поскоки в парах. Разучивание элементов пляски «Хлопки». Музыкально-ритмическая игра «Метро». | Музыка Ю. Слонова «Полька» |
21 | Повторение элементов пляски «Хлопки». | Музыка Ю. Слонова «Полька» |
22 | Закрепление элементов пляски «Хлопки». | Музыка Ю. Слонова «Полька» |
23 | Кружение вправо-влево в парах. Разучивание элементов танца «Пляска с притопами». Музыкально-ритмическая игра «Зоркие глаза». | Гопак. Укр.народная мелодия |
24 | Повторение элементов танца «Пляска с притопами». Музыкально-ритмическая игра «Зоркие глаза». | Гопак. Укр.народная мелодия |
25 | Закрепление элементов танца «Пляска с притопами» | Гопак. Укр.народная мелодия |
26 | Упражнения с бубном. Разучивание элементов пляски «Матрешки». | «Пойду ль я …»- русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой. |
27 | Закрепление элементов пляски «Матрешки». Разучивание музыкально-ритмической игры «Найди себе пару». | «Пойду ль я …»- русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой. Латвийская народная мелодия. |
28 | Повторение элементов пляски «Матрешки». Закрепление музыкально-ритмической игры «Найди себе пару». | «Пойду ль я …»- русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой. Латвийская народная мелодия. |
29 | Разучивание элементов пляски «Танец медвежат». | «Песенка о медведях», музыка А. Зацепина. |
30 | Закрепление элементов пляски «Танец медвежат». Разучивание музыкально-ритмической игры «Кот и мыши». | «Песенка о медведях», музыка А. Зацепина. Музыка Т. Ломовой |
31 | Повторение элементов пляски «Танец медвежат». Закрепление музыкально-ритмической игры «Кот и мыши». | «Песенка о медведях», музыка А. Зацепина. Музыка Т. Ломовой. |
32 | Разучивание элементов пляски «Смени пару». | Карелофинская полька.. |
33 | Закрепление элементов пляски «Смени пару». Разучивание музыкально-ритмической игры «Будь ловким!». | Карелофинская полька. Музыка Н. Ладухина. |
34 | Повторение элементов пляски «Смени пару». Закрепление музыкально-ритмической игры «Будь ловким!». | Карелофинская полька. Музыка Н. Ладухина. |
Всего часов - 34 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- правила поведения на уроках ритмики;
- понятия: музыка, громко-тихо, медленно-быстро, круг, хоровод.
Учащиеся должны уметь:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
- ходить шагом, не мешая друг другу;
- выполнять несложные движения руками и ногами;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- правила поведения на уроках ритмики;
- понятия: музыка, громко-тихо, медленно-быстро, хоровод, русская народная пляска.
- элементы изученных плясовых и игровых упражнений.
Учащиеся должны уметь:
- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
- организованно строиться;
- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
- выполнять изученные игровые и плясовые движения.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного
процесса
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
- Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С . – Петербург, 2000. – С5.
- Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
- Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
- «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: прог.-метод. матер./ под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края
Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс математика
Рабочая программа основана на государственной программе образовательных учреждений, работающих по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (инт...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни
Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни
При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и зад...