Использование спортивных игр на уроках физической культуры в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (1вариант)
статья по физкультуре
В статье анализируются основные здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры, а также основные подходы к использованию спортивных игр в системе физического воспитания. Главной целью на уроках при занятиях спортивными играми является обучение способам овладения различным элементам спортивных игр для улучшения результата у обучающихся с нарушениями интеллекта. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Выполняюся движения в постоянно изменяющеся обстановке. Новые подходы к физическому воспитанию расширяют возможности педагогов в сфере организации уроков и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья предназначена для использования в работе | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование спортивных игр на уроках физической культуры в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (Вариант 1)
Худяева Наталья
Владимировна
Учитель физической культуры
ГОКУ СКШ № 25 г. Братска
Физическое воспитание – это процесс обучения движениям и развитие двигательных способностей обучающихся.
Систематические занятия физической культурой являются необходимой и важнейшей составляющей процесса нормализации психофизического развития школьников с интеллектуальными нарушениями..
Одна из главных форм коррекционной направленности на уроках физической культуры является игра. Согласно Л.С. Выготскому, игра – источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребенка».
Вместе с тем, в последние годы становится популярным применение не только подвижных, но и спортивных игр на уроках физической культуры. Начиная с начальной школы, в рамках программного материала по подвижным играм присутствуют элементы таких спортивных игр, как баскетбол (ловля и передача мяча), мини-волейбол (ловля мяча), волейбол (приемы мяча).
Исходя из вышесказанного, тема является актуальной и практически значимой.
Цель: обучение способам овладения различным элементам спортивных игр для улучшения результата у обучающихся с нарушениями интеллекта.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- применение элементов спортивных игр на уроках физической культуры;
- формирование интереса к посещениям уроков физической культуры;
- мотивация школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
- развитие физических, волевых и нравственных качеств личности ребенка
В программу по физической культуре в специальной (коррекционной) школе включены разделы спортивных игр, а именно баскетбол, волейбол, которые и являются одним из ведущих разделов. В процессе занятий школьников игрой необходимо развивать у них способности, позволяющие им владеть техникой и элементарными навыками в игровой обстановке.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Выполняются движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. В этом заключается основная задача учителя физической культуры при проведении занятий спортивными играми и подготовке к соревнованиям (первенства школы, спартакиада среди коррекционных школ). Игра способствует физическому и умственному развитию, что необходимо для детей с интеллектуальными нарушениями.
За время обучения по разделу «Баскетбол», «Волейбол» необходимо овладеть следующими навыками и умениями: стойка игрока, передвижения, остановка прыжком, ловля и передача мяча двумя руками, броски мяча в цель правой и левой рукой с места.
Изучение техники и элементарной тактики игр осуществляется на уроках физической культуры в 5 – 9 классах.
При проведении уроков по спортивным играм должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы.
Обучение детей спортивным играм должно представлять собой организованную систему. Основное требование к такой системе – постепенность усложнения.
В подготовительную часть урока включаются упражнения для разогрева пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, бег. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.
На уроках также учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, об основах техники и тактики игры.
В основной части урока решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов баскетбола, волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.
При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоения материала необходимо проводить соревнования, соревновательные моменты внутри класса, между классами, игры по упрощенным правилам. В режиме учебного дня упражнения из элементов баскетбола, волейбола применяются и во внеурочной деятельности.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка.
Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Подготовительные упражнения для игры в баскетбол:
- Учащиеся построены в одну шеренгу. Они принимают стойку при ловле мяча с правильным положением рук при ловле. Учитель проверяет правильность выполнения всеми исходного положения.
- Ведение мяча правой и левой рукой, стоя на месте. В современном баскетболе ведение мяча является одним из важных технических приемов игры, без которого невозможно представить себе правильную, полноценную игру. Игрок обязан при ведении одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.
- Ведение мяча в движении правой, левой рукой по сигналу учителя.
- Бросок мяча в корзину является завершающей стадией атаки, поэтому все действия, как индивидуальные, так и командные, сводятся к созданию благоприятных условий для броска в кольцо.
- Учащиеся, стоя лицом друг к другу, поочередные броски друг другу с соответствующей траекторией полета.
Подготовительные упражнения для игры в волейбол:
- Передача сверху двумя руками. При отработке приема игрок вначале подбрасывает, а потом ловит мяч в положении верхней передачи.
- Прием двумя руками снизу. Игрок многократно выполняет нижнюю передачу над собой.
- В парах. Игроки стоят в 5 – 6 метрах друг от друга, выполняют передачу мяча верхнего приема, стараясь точно передать его друг другу.
- То же, игроки выполняют передачу мяча нижнего приема.
- Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу
С помощью подготовительных и подводящих упражнений, развиваются специальные физические качества и координационные способности, необходимые для овладения техникой и тактикой в спортивных играх.
Спортивные игры положительно влияют на дыхательную систему, укрепляют сердечно – сосудистую систему и улучшают кровообращение. Занятия играми развивают у детей такие качества как: трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение реагировать на изменение ситуации. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи.
Список литературы:
- Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. Издательство Советский спорт, 2004.
- Григорьев Г.Н. Баскетбол. Физическая культура в школе. М., 2004.-112 с.
- Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Евсеев.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.-444 с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие.- М.: Академия, 2007.-480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"
Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...
Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.
Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального обще...
Опыт работы учителя физической культуры в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
Опыт работы учителя физической культуры в области проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ООО....
Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.
Этапы логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ. Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами на каждом этапе....
ДОКЛАД «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1, ВАРИАНТ 2»
Выступление в на традиционном школьном мероприятии "День открытых дверей" организованного для педагогов образовательных учреждений Восточной территориальной группы Красноярского ...
Статья «Социально-педагогическое сопровождение "Социально — педагогическое сопровождение учащихся школы при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
laquo;Социально-педагогическое сопровождение МОУ «С(К)ОШ №15»...
Выступление по теме «Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы»
Выступление на практико-ориентированном семинаре для педагогов муниципальных образовательных учреждений по теме «Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ...