Использование спортивных игр на уроках физической культуры в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (1вариант)
статья по физкультуре

Худяева Наталья Владимировна

В статье анализируются основные здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры, а также основные подходы к использованию спортивных игр в системе физического воспитания. Главной целью на уроках при занятиях спортивными играми является обучение способам овладения различным элементам спортивных игр для улучшения результата у обучающихся с нарушениями интеллекта. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Выполняюся движения в постоянно изменяющеся обстановке. Новые подходы к физическому воспитанию расширяют возможности педагогов в сфере организации уроков и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование спортивных игр на уроках физической культуры в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (Вариант 1)

Худяева Наталья

Владимировна

Учитель физической культуры

ГОКУ СКШ № 25 г. Братска

Физическое воспитание – это процесс обучения движениям и развитие двигательных способностей обучающихся.

Систематические занятия физической культурой являются необходимой и важнейшей составляющей процесса нормализации психофизического развития школьников с интеллектуальными нарушениями..

Одна из главных форм коррекционной направленности на уроках физической культуры является игра. Согласно Л.С. Выготскому, игра – источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребенка».

Вместе с тем, в последние годы становится популярным применение не только подвижных, но и спортивных игр на уроках физической культуры. Начиная с начальной школы, в рамках программного материала по подвижным играм присутствуют элементы таких спортивных игр, как баскетбол (ловля и передача мяча), мини-волейбол (ловля мяча), волейбол (приемы мяча).

Исходя из вышесказанного, тема является актуальной и практически значимой.

Цель:  обучение способам овладения различным элементам спортивных игр для улучшения результата у обучающихся с нарушениями интеллекта.  

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  - применение элементов спортивных игр на уроках физической культуры;

  - формирование интереса к посещениям уроков физической культуры;

  - мотивация школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

  - развитие физических, волевых и нравственных качеств личности ребенка

    В программу по физической культуре в специальной (коррекционной) школе включены разделы спортивных игр, а именно баскетбол, волейбол, которые и являются одним из ведущих разделов. В процессе занятий школьников игрой необходимо развивать  у них способности, позволяющие им владеть техникой и элементарными навыками в игровой обстановке.

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства  основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Выполняются движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. В этом заключается основная задача  учителя физической культуры при проведении занятий спортивными играми и подготовке к соревнованиям (первенства школы, спартакиада среди коррекционных школ). Игра способствует физическому и умственному развитию, что необходимо для детей с интеллектуальными нарушениями.

За время обучения по разделу «Баскетбол», «Волейбол» необходимо овладеть следующими навыками и умениями: стойка игрока, передвижения, остановка прыжком, ловля и передача мяча двумя руками, броски мяча в цель правой и левой рукой с места.

Изучение техники и элементарной тактики игр осуществляется на уроках физической культуры в 5 – 9 классах.

При проведении уроков по спортивным играм должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы.

Обучение детей спортивным играм должно представлять собой организованную систему. Основное требование к такой системе – постепенность усложнения.

В подготовительную часть урока включаются упражнения для разогрева пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, бег. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.

На уроках также учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, об основах техники и тактики игры.

В основной части урока решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов баскетбола, волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.

При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоения материала необходимо проводить соревнования, соревновательные моменты внутри класса, между классами, игры по упрощенным правилам. В режиме учебного дня упражнения из элементов баскетбола, волейбола применяются и во внеурочной деятельности.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка.

Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.  

Подготовительные упражнения для игры в баскетбол:

  1. Учащиеся построены в одну шеренгу. Они принимают стойку при ловле мяча с правильным положением рук при ловле. Учитель проверяет правильность выполнения всеми исходного положения.
  2. Ведение мяча правой и левой рукой, стоя на месте. В современном баскетболе ведение мяча является одним из важных технических приемов игры, без которого невозможно представить  себе правильную, полноценную игру. Игрок обязан при ведении одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.
  3. Ведение мяча в движении правой, левой рукой по сигналу учителя.
  4. Бросок мяча в корзину является завершающей стадией атаки, поэтому все действия, как индивидуальные, так и командные, сводятся к созданию благоприятных условий для броска в кольцо.
  5. Учащиеся, стоя лицом друг к другу, поочередные броски друг другу с соответствующей траекторией полета.

Подготовительные упражнения для игры в волейбол:

  1. Передача сверху двумя руками. При отработке приема игрок вначале подбрасывает, а потом ловит мяч в положении верхней передачи.
  2. Прием двумя руками снизу. Игрок многократно выполняет нижнюю передачу над собой.
  3. В парах. Игроки стоят в 5 – 6 метрах друг от друга, выполняют передачу мяча верхнего приема, стараясь точно передать его друг другу.
  4.  То же, игроки выполняют передачу мяча нижнего приема.
  5. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу

С помощью подготовительных и подводящих упражнений, развиваются специальные физические качества и координационные способности, необходимые для овладения техникой и тактикой в спортивных играх.

Спортивные игры положительно влияют на дыхательную систему, укрепляют сердечно – сосудистую систему и улучшают кровообращение. Занятия играми развивают у детей такие качества как: трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение реагировать на изменение ситуации. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи.

 

Список литературы:

  1. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. Издательство Советский спорт, 2004.
  2. Григорьев Г.Н. Баскетбол. Физическая культура в школе. М., 2004.-112 с.
  3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Евсеев.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.-444 с.
  4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие.- М.: Академия, 2007.-480 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...

Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.

Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального обще...

Опыт работы учителя физической культуры в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Опыт работы учителя физической культуры в области проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ООО....

Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.

Этапы логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ. Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами на каждом этапе....

ДОКЛАД «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1, ВАРИАНТ 2»

Выступление в  на традиционном школьном мероприятии "День открытых дверей" организованного для педагогов образовательных учреждений  Восточной территориальной группы Красноярского ...

Выступление по теме «Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы»

Выступление на практико-ориентированном семинаре для педагогов муниципальных образовательных учреждений по теме «Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся с ...