Статья «Социально-педагогическое сопровождение "Социально — педагогическое сопровождение учащихся школы при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
методическая разработка

 «Социально-педагогическое сопровождение МОУ «С(К)ОШ №15»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья «Социально — педагогическое сопровождение учащихся школы при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

18.10.2021

Целевой ориентацией деятельности социально-педагогической службы является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в школе.

Когда ребёнок не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический,  ему становится необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права.

Социальная служба в школе  организована для помощи и становления взаимодействия между личностью ребенка и социумом. Социальная работа в школе является одним из самых важных видов деятельности.  

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья   рассматривается как комплексная технология поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

В основе работы лежит личностно-ориентированный подход, который означает признание каждого ребенка, уважение его личности, умение увидеть в ребенке то положительное и ценное, с помощью которого можно скорригировать имеющиеся в ребенке недостатки.

Социальная работа  предполагает оказание помощи учащемуся в трудных жизненных ситуациях. В ходе работы реализуются следующие функции: воспитательная, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая,   организационно-коммуникативная, охранно-защитная.

Особенности воспитания и развития детей с умственной отсталостью находят отражения и в социальном паспорте школы, представленном на слайдах

В школе обучается 222 чел., 97 учащихся - дети - инвалиды, 9 учащихся – опекаемые.

На педагогическом учете в этом году состоит 14 человек, из них 3 – на учете в ОДН и КДН, 1 - за употребление спиртных напитков, 2 – правонарушение (драка).

48 семей учащихся – неполные, 36 –малообеспеченных,  16- многодетных, 9 – опекунские семьи

9 % родителей имеют высшее образовании

61% родителей имеют средне-специальное образование.

30% родителей имеют среднее образование.

 14 семей состоят на школьном учете, из них 7 семей – неблагополучные, (где  один из родителей склонен к употреблению алкогольных напитков), 3 семьи состоят на учете в КДН, ПДН

В составе ППк в указанном году работали следующие специалисты: председатель ППк Курцева С.Н. – учитель-логопед,  Писарева Н.А. – учитель-логопед, Боднар Н.А. – социальный педагог, Киселёва Ю.Э. – педагог-психолог

        Работа ПМПк строилась по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, просветительско - профилактическое и консультативное.

Всего за указанный период специалистами ППк был обследованы 95 (43%) учащихся школы. В сентябре специалистами ППк (психологами, логопедами, социальным педагогом, педагогами класса) проводилось обследование вновь прибывших учащихся, детей «группы риска». По результатам проведённого комплексного сбора сведений были  составлены сводные характеристики состава учащихся школы (по этиологии и классификационное деление по М.С. Певзнер.), а также  мониторинги состояния эмоционально-волевой сферы, личностной сферы, коммуникативных навыков; структуры дефекта и состояния речи учащихся.

Вывод: в этиологическом составе контингента учащихся преобладают (более половины контингента учащихся) дети с невыясненной (сложной) этиологией (55%).

Проблема: 51% обучающихся с невыясненной этиологией, что затрудняет качественную организацию коррекционно – развивающего сопровождения.

Поэтому, как уже говорилось ранее, особую важность в организации образовательного процесса с детьми с интеллектуальными нарушениями и адаптации ребенка с умственной отсталостью в социум приобретает деятельность социально-педагогической службы

Социально – педагогическое сопровождение  школы - это слаженная деятельность специалистов,  главная цель работы которых - защита и реализация прав ребенка, успешное его развитие и адаптация в социуме.

Перед специалистами социально-педагогической службы стоят следующие задачи:

  1. Психолого-педагогическая помощь учащимся. Сюда относится  помощь ребенку в устранении причин негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость,  а также распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка.
  2. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
  3. Оказание помощи родителям в решении вопросов воспитания;  

На сегодняшний день родители детей с нарушениями в развитии сталкиваются с рядом проблем:

Экономических – низкий уровень жизни семьи,  нет средств на лечение ребенка,

Психологические - Тяжелый психологический груз дефекта ребенка обостряет семейные отношения, приводя часть семей к распаду. Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье

Педагогические – Большинство родителей отмечают недостаток знаний в воспитании ребёнка с отклонениями в умственном развитии, отсутствуют доступная литература, достаточная информация.  

  1. Привлечение к решению проблем воспитания семьи общественных и государственных социальных служб.
  2. Помощь учителям, родителям в овладении психолого-педагогическими методами воздействия на личность ребенка, основанных на принципах индивидуального подхода.

Основными видами социальной работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, являются социальная реабилитация, включающая в себя комплекс диагностических, коррекционных и профилактических процедур, направленных на социальную  адаптацию личности ребенка  с умственной отсталостью.

Сопровождение - это комплексный метод, основой которого являются четыре функции:

  • диагностика возникшей проблемы;
  • информация о путях возможного решения проблемы;
  • консультации на этапе выработки плана решения проблемы;
  • первичная помощь при реализации плана.

Все виды работ выстраиваются по этапам:

Сначала – диагностика

Затем происходит – выбор методов и приемов коррекционной работы

Далее  – проектируем  работу с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств

Выстраиваем – индивидуально воспитательную работу

При необходимости вносим – корректировки, получаем и анализируем результаты.

Профилактическую работу с учащимися мы начинаем со сбора информации о ребенке.

Необходимую информацию о детях мы совместно с классными руководителями получаем, используя следующие способы:

  • Опрос учителей - предметников об обучающемся
  • Анализ учета посещаемости занятий
  • Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
  • Беседы с родителями обучающегося
  • Социометрические исследования
  • Наблюдения
  • Беседы с обучающимся
  • Запрос информации от психолога
  • Запрос информации с предыдущего места учебы

На основе всех полученных данных создаётся социальный паспорт класса, а затем и школы.Таким образом, выстраивается банк данных детей и подростков, что позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы учащихся .

Создание целостного банка данных осуществляю  совместно с инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

в школе создана электронная база данных по следующим категориям обучающихся:

  • уклоняющихся от учебы
  • подростков, находящихся в социально опасном положении
  • состоящих на внутришкольном учете
  • состоящих на учете в КДНиЗП, ОДН ОП г.Магнитогорска
  • проживающих в малообеспеченных семьях
  • проживающих в неполных семьях
  • учащихся из многодетных семей
  • проживающих в неблагополучных семьях
  • детей-инвалидов
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Общее изучение контингента учеников нашей школы происходит дважды в год (сентябрь, январь), данные результаты входят в социальный паспорт школы.

     Анализируя собранную информацию, уч-ся условно разделяются на  две группы: «группу риска», и внутришкольний учет.

    Такая диагностика дает возможность педагогам школы определить приоритетные направления последующей работы, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуальных особенностей контингента учеников и прослеживать его эффективность,  что, в свою очередь, приводит к повышению качества осуществляемой работы.

    После выявления учеников «группы риска» соц-психологическая служба нашей школы в сотрудничестве с классными руководителями переходят к сбору дополнительной информации об особенностях условий, в которых находится каждый ребенок. Такое углубленное исследование в первую очередь имеет цель установить первичную причину, которая привела к тому или другому негативному проявлению в поведении.

Схема сбора информации: беседа с учителями, которые преподают в этом классе, с целью изучения характера поведения учеников во время урока; беседа с родителями; изучение особенностей развития ребенка; изучение учебных проблем; изучение особенностей статуса ребёнка в ученическом коллективе (социометрическое исследование, наблюдение.

Следующим этапом является анализ полученной информации: сколько детей нуждается в помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка.

Далее осуществляется

-совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов;

-составление плана индивидуально-профилактической работы и  комплексной помощи для каждого «проблемного» ребенка. 

Методы социально-психологической помощи:

  1. Консультирование.
  1. Тренинг.
  2. Социальный патронаж.
  3. Групповые и индивидуальные занятия.
  4. Оказание медицинской профилактической помощи.

Профилактическая работа с учащимися осуществляется по программам, разработанным совместно с психологом, инспектором ОВД:

Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем»;

Программа «Здоровье»;
Программа «Профилактика употребления психоактивных веществ, ВИЧ инфекции, СПИДа»;

Программа  «Профессиональное самоопределение»;

Программа работы с родителями « Содружество».

Один раз в четверть в школе организуется День профилактики при участии классных руководителей, учителей-предметников, врача-психоневролога, на котором специалисты Службы сопровождения консультируют всех участников сопровождения о способах решения проблемы ребенка и анализируют выполненные рекомендации всеми участниками (Что удалось? Что не получилось?). Разрабатывают  дальнейший план развития ребенка (Что мы делаем дальше?).

Оценка результатов работы:

  • Если проблемы решены: возврат ребенка (семьи) в группу «норма».

Каждое полугодие, благодаря эффективной организации профилактической работы службы сопровождения ,внутришкольного учета  снимаются 2-3 учащихся.

Если проблемы не решены: возврат ребенка на второй этап индивидуальной работы (диагностический). Коррекция плана сопровождения (при необходимости).

Профилактическая работа с учащимися невозможна без взаимодействия с внешними специалистами.

Обращение в  ОДН, КДН, прокуратуру  позволило привлечь  родителей к административной ответственности за ненадлежащее воспитанию детей, родители стали более ответственно относится к родительским обязанностям.

Обращение в отдел опеки позволило привлечь специалистов соц. защиты внимание к семьям, находящимся в социально-опасном положении.

Обращение в СРЦ  позволило родителям получить консультации юристов и психологов бесплатно, была оказана помощь в получении паспортов уч-ся (была большая задолжность за квартиру)

Обращение в КЦСОН позволило детям из малообепеченных семей бесплатно отдохнуть на базах отдыха на Банном.

Банк данных школы и учёт профилактической работы с учащимися фиксируются в следующих документах:

  • Планы работы социального педагога, педагога-психолога, план профилактической работы школы на учебный год, план совместной работы с ОДН, в соответствии с которыми определяются цели и задачи, основные направления работы на учебный год, программы работы. 
    2. Списки учащихся и семей учащихся (социальный педагог): 
    • состоящих на ВШК, КДН, ОДН, 
    • опекаемых, в т.ч. сирот, 
    • многодетных, 
    • малообеспеченных. 
    3. Карты сопровождения (социальный педагог): 
    • на учащихся, состоящих на ВШК, 
    • на семьи учащихся, состоящие на ВШК, 
    • на учащихся, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, 
    4.Журнал индивидуальных бесед с родителями и учащимися (социальный педагог, педагог-психолог, администрация). 
    5. Журнал посещения семей учащихся (социальный педагог). 
    6. Журнал учета групповых форм работы с родителями и учащимися (педагог-психолог). 
    7. Журнал учета просветительской деятельности службы с участниками образовательного процесса (педагог-психолог, администрация) 
    8. Журнал заседаний Совета профилактики. 
    9. Акты посещений семей, характеризующие материалы, ходатайства, аналитическая информация из ОДН, КДНи ЗП и др. (социальный педагог) 
    10.Анализ  по итогам работы  социального педагога за год

Один раз в полугодие мы проводим мониторинг, для того чтобы определить эффективность проводимой нами профилактической работы. Социально-педагогический мониторинг позволяет в целом судить о текущем состоянии школы, в любой момент времени обеспечить принятие своевременных управленческих решений по планированию, оценки ее эффективности и корректировки учебно-воспитательной работы. Мониторинг — это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики ее развития. Мониторинг деятельности призван содействовать повышению эффективности работы всей Службы сопровождения.

Мониторинг эффективности работы Службы сопровождения отслеживается при помощи анкетирования, педагогических наблюдений, статистического учета и анализа.

Критериями эффективности работы Социально-педагогический службы школы служат:

- удовлетворённость участников образовательного процесса (педагогов,

учащихся, родителей) жизнедеятельностью в школе,  анализируется  1 раз в год;

- занятость учащихся в системе дополнительного образования – 2 раза в год;

-  уровень социализированности личности (по специальным методикам),

- количество правонарушений и преступлений среди учащихся;

- уровень количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете КДН;

- уровень оценки результативности деятельности классных руководителей  – 2 раза в год;

- адаптированность школьников в социальной среде: уровень тревожности школьников,

готовность к продолжению образования, трудоустройство – 2 раза в год.

Для изучения эффективности работы социально-педагогической службы используются такие методики, как:

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью».

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости родителей работой школы».

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов организацией жизнедеятельности школы».

Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности».

Анкета для выпускников для определения уровня воспитанности «Качества личности и их показатели».

Тест школьной тревожности Филлипса.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья школьников.

На сегодняшний день мы имеем следующие результаты работы:

86% учащихся, 92% родителей и 96% педагогов удовлетворены организацией жизнедеятельностью в школе.

В системе дополнительного образования занято 86% учащихся школы, из 76% детей «группы риска» посещают школьные секции и кружки художественного творчества.

С каждым годом происходит снижение количества детей состоящих на педагогическом учете и на учете в КДН, ОДН.  

Ежедневный контроль посещаемости, патронаж семей учащихся, обращение в ОДН, совместные заседания группы профилактики с инспектором ОДН позволили на 5% снизить количество учащихся состоящих на школьном пед.учете.

Благодаря эффективной организации индивидуальной работы службы сопровождения  с учащимися мы наблюдаем следующую динамику асоциальных явлений среди учащихся школы

В прошлом учебном году произошло снижение количества учащихся, задержанных за  употребление алкогольных напитков, но появились случаи употребления смесей. 1 случай официально зафиксирован, хотя на школьном учете состоят еще 3 учащихся, которые употребляют жевательные смеси.

По результатам индивидуальной профилактической работы, мы видим, что ряд учащихся перестал пропускать уроки без уважительных причин, снизился процент учащихся, систематически пропускающих школы, в течение двух лет отсутствуют учащиеся, не посещающие школу.    

                 Дважды в год мы проводим мониторинг уровня социализированности учащихся школы. Все большее количества детей показывают допустимый уровень  социализированности, готовы к взаимодействий к обществом.

Стабильно 75% -90%  учащихся школы успешно  продолжают обучение в профессиональном училище, устраиваются по его окончании на работу

Эффективная работа Службы сопровождения школы возможна только при полном взаимодействии и взаимопонимании семьи и школы, при активном участии всех субъектов образовательного процесса.

Эффективная работа Службы сопровождения школы может быть реализована при следующих условиях: в заинтересованности всех субъектов образовательного процесса, в прагматическом подходе к решению проблем ребенка, заинтересованности родителей, целенаправленности деятельности коллектива, реализации комплексных общешкольных программ по профилактике правонарушений и вредных привычек.

Своё выступление мне хочется закончить словами:

У нас задачи с вами очень сложные.

Пусть на дворе и 21-й век,

Но в век больших технических возможностей

На первом месте все же человек.

В любых делах, проблемах, начинаниях

Роль первая ему отведена.

А, между тем, и помощь, и внимание,

И добрая поддержка всем нужна.

На том стоит вся сфера социальная,

Чтоб вовремя помочь и подсказать,

Кого-то поддержать материально,

Кому-то слово доброе сказать.

Желаем впредь задачи благородные

Решать всегда легко и без проблем,

Успехов вам, признания народного,

Удач, любви, здоровья, счастья всем

ПРИЛОЖЕНИЯ

Компетенции педагогического коллектива образовательного учреждения в рамках индивидуального сопровождения детей «группы риска».

Для директора образовательного учреждения - ориентация педагогического коллектива на индивидуальный (персонифицированный) подход к учащимся, подключение к данным вопросам всех членов педагогического коллектива, представителей родительской общественности, Совета   профилактики.

Примерный координационный план работы с детьми "группы риска":

Классный руководитель:

1.        Организационная работа:

  • Составление социально-педагогического паспорта класса.
  • Составляет характеристики на детей "группы риска".
  • Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.
  • Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.        Работа с родителями:

  • Осуществляет связь с родителями.
  • Посещает семьи детей "группы риска".
  • Проводит консультации для родителей (совместно с социальным педагогом, психологом).
  • Организует работу с родительским активом.
  • Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).

3.        Работа с учащимися:

  • Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.
  • Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.
  • Способствует вовлечению трудных детей в кружки и секции.
  • Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
  • Занимается трудоустройством учащихся.

Педагог-психолог:

  • Проводит диагностику.
  • Проводит консультации для детей и их родителей.
  • Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
  • Дает рекомендации на районную психолого-медико-педагогическую комиссию (РМППК).
  • Проводит индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания.
  • Организует ролевые игры с участием родителей и детей (проигрывание конфликтов).
  • Обучает родителей приемам коррекционной работы с детьми.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.
  • Организует летние спортивные лагеря.
  • Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.

Малый педагогический совет:

  • Приглашает для беседы родителей.
  • Разбирает конфликтные ситуации детей "группы риска".
  • Предлагает учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка.
  • Выходит (в случае необходимости) с административным письмом   в  отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • Направляет документацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, другие образовательные учреждения (специальные образовательные учреждения для детей с девиантным поведением).
  • Осуществляет систему контроля  за обучением учащихся в школе (классный руководитель, социальный педагог).

Оформляет документы (при необходимости) в детский дом, социальные приюты. Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается педагог-психолог, социальный педагог.

Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур - органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб (психолого-медико-педагогические консилиумы, центры психолого-педагогической помощи и др.).

Алгоритм действий классного руководителя:

  1. Сбор информации, характеризующей ребенка, его окружение, семью.
  1. Подготовка необходимых документов для постановки ребенка на внутришкольный учет.
  2. Разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике  правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.
  3. Разработка (корректировка) плана работы с родителями обучающихся детей.

5.        Ходатайство перед администрацией школы, Советом по профилактике
правонарушений о закреплении над несовершеннолетним общественного
воспитателя.

6.        Внесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.

Алгоритм действий социального педагога образовательного учреждения:

1. Сбор информации о социальном неблагополучии детей, обучающихся в образовательном учреждении, или детях, совершивших правонарушения.

  1. Изучение социально-педагогических особенностей личности ребенка, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с ребенком и родителями).
  1. Составление индивидуальной карты сопровождения ребенка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (постановка на бесплатное или льготное питание в школе, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, организация занятости детей во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство и др.).

4.         Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при
необходимости привлечение соответствующих служб для работы с ребенком.

  1. При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании КДН - представление интересов детей, вынесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.
  1. По необходимости внесение предложения и подготовка документов по устройству ребенка в социальной приют, на лишение  родителей родительских прав, устройство в приемную семью.
  2. Анализ социальной адаптации обучающегося и отчет по результатам профилактической работы на Совете по профилактике правонарушений, педагогическом Совете.

Алгоритм действий педагога-психолога образовательного учреждения:

1 Сбор информации о социальном неблагополучии детей, обучающихся в образовательном учреждении, или детях, совершивших правонарушения.

Изучение психолого-педагогических особенностей личности ребенка, его
микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с ребенком и
родителями), выявление интересов и потребностей и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений и поведении обучающегося (анкетирование, индивидуальные беседы с ребенком, классным руководителем).

3.        Составление индивидуальной карты сопровождения ребенка по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки (проведение тренингов, индивидуальных  бесед, корректирующих занятий).

4.        Составление индивидуальной психолого-педагогической карты семьи ребенка
(коррекция взаимоотношений в семье, общение между родителями и ребенком, проведения индивидуальных консультаций, тестирования).

5.        Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при
необходимости привлечение соответствующих служб для работы с ребенком.

  1. Информирование педагогического коллектива школы, Совета по профилактике правонарушений о результатах психолого-педагогической коррекции ребенка.
  1. Участие в заседаниях Совета   профилактики   и при необходимости внесение предложений о снятии с внутришкольного учета[11].

Перечень основной документации Службы школы

5.1. Планы работы социального педагога, педагога-психолога, план профилактической работы школы на учебный год, план совместной работы с ОПДН, в соответствии с которыми определяются цели и задачи, основные направления работы на учебный год, программы работы. 
5.2. Списки учащихся и семей учащихся (социальный педагог): 
• состоящих на ВШК, КДН, ОПДН, 
• опекаемых, в т.ч. сирот, 
• многодетных, 
• малообеспеченных. 
5.3. Карты сопровождения (социальный педагог): 
• на учащихся, состоящих на ВШК, 
• на семьи учащихся, состоящие на ВШК, 
• на учащихся, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, 
5.4.Журнал индивидуальных бесед с родителями и учащимися (социальный педагог, педагог-психолог, администрация). 
5.5.Журнал работы консультационного пункта (социальный педагог, педагог-психолог). 
5.6. Журнал посещения семей учащихся (социальный педагог). 
5.7. Журнал учета групповых форм работы с родителями и учащимися (педагог-психолог). 
5.8. Журнал психологической диагностики участников образовательного процесса (педагог-психолог). 
5.9. Журнал учета просветительской деятельности службы с участниками образовательного процесса (педагог-психолог, администрация) 
5.10. Протоколы проведения общешкольного психолого-педагогического лектория для родителей (социальный педагог, педагог-психолог, администрация, медицинский работник). 
5.11. Журнал заседаний Совета профилактики. 
5.12. Акты посещений семей, характеризующие материалы, ходатайства, аналитическая информация из ОПДН, КДН и др. (социальный педагог) 
5.13. Отчет по итогам работы СПС за год (на основании отчетов шк.специалистов).

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими правилами:

Не навреди.

Не оценивай.

Принимай человека таким, каков он есть.

Соблюдай конфиденциальность.

Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

Минимум специальных терминов.

Соблюдай принцип добровольности.

Социальный педагог:

1.        Организационная работа:

  • Проводит анкетирование учащихся.
  • Организует встречи с родителями.
  • Участвует в формировании классов.
  • Участвует в подборе   классного руководителя   (совместно   с администрацией школы).
  • Составляет картотеки и сводные таблицы на детей  «группы риска».

2.        Работа с педагогическим коллективом:

  • Доводит до сведения учителей результаты тестирования.
  • Проводит консультации для учителей-предметников.
  • Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.
  • Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.
  • Помогает    классным    руководителям    в    выборе    тематики    для    классных часов.
  • Участвует в сохранении контингента и предупреждении "отсева" учащихся.
  • Проводит   деловые    игры    для    отработки    навыков    и    умений    педагогов по работе с детьми "группы риска".

3.        Работа с родителями:

  • Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим составлением акта посещения учащегося на дому.
  • Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.
  • Проводит консультации для родителей.
  • Готовит сообщения на родительских собраниях.
  • Организует работу с родительским активом.
  • Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).

4.        Работа с учащимися:

  • Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.
  • Курирует   успеваемость   детей   "группы   риска"   совместно   с   заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  • Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
  • Направляет детей "группы риска" (при необходимости) на консультацию к психологу.
  • Занимается трудоустройством учащихся.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) - это общеобразовательная программа, а...

Адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированные основные общеобразовательные программы  образования (биология, география, информатика и КТ, история, литература, математика, ОСЖ, профильный труд, русский язык, физическая культура...

ДОКЛАД «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1, ВАРИАНТ 2»

Выступление в  на традиционном школьном мероприятии "День открытых дверей" организованного для педагогов образовательных учреждений  Восточной территориальной группы Красноярского ...