Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»
план-конспект
Цель:
уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и действий к предмету, антонимов, синонимов, родственных слов;
- развивать навыки:
- словообразования относительных прилагательных, существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- словоизменения и согласования прилагательных с существительными, количественных числительных с существительными;
- развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, упражнять в составлении сравнительных рассказов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать координацию речи с движением, мелкую моторику, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevya_i_kustraniki.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
МАДОУ г.Нижневартовска
ДС № 49 «Родничок»
Ишметова В.М.
ТЕМА: Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»
Цель:
уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и действий к предмету, антонимов, синонимов, родственных слов;
- развивать навыки:
- словообразования относительных прилагательных, существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- словоизменения и согласования прилагательных с существительными, количественных числительных с существительными;
- развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, упражнять в составлении сравнительных рассказов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать координацию речи с движением, мелкую моторику, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование: Презентация по теме, игрушка Лесовичок.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов, рассказов о деревьях, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.
ХОД
- Организационный момент.
Игра «Веселый счет» (деревья, их части)
- У нас в гостях Старичок – Лесовичок. Почему он так называется?
Лесовичок приглашает нас в свой лес на прогулку и предлагает вспомнить названия деревьев и их частей и сосчитать их. (Одна ель, две ели, 5 елей)
Сообщение темы
- Что вы считали? (деревья и их части)
- Вы догадались, о чем будем сегодня говорить? (О деревьях и кустарниках).
- Основная часть
- Беседа о деревьях. Лесовичок спрашивает вас:
- Где растут деревья? ( Деревья растут в лесу, парке, саду)
- На какие группы делятся деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные)
- Назвать лиственные, хвойные деревья.
- Какие деревья называются плодовыми? Где они растут? Зачем люди их сажают? Назвать их.
- Какой лес всегда зеленый?
- В каком лесу деревья сбрасывают листву?
- Какие части есть у дерева?
- Кроме деревьев в лесу растут кустарники.
- Сравните дерево и кустарник. (Дерево высокое, а кустарник низкий. У дерева один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов.)
- Лес называется по-разному: роща, бор, дубрава, смешанный, тайга – это самый дикий труднопроходимый лес.
- Ребята, как нужно вести себя в лесу?
2. 2. Подбор признаков и действий к предмету
Лесовичок говорит¸ что у него есть самое любимое дерево в лесу. Отгадайте загадку.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Это береза)
- Мы оказались в лесу, где растут только березы. Какой это лес? (Березовый лес). Это березовая роща. Посмотрите, какие разные березы здесь.
Берёза
Какая? Что делает?
высокая - низкая растет, пьет, дышит, зеленеет, распускается,
толстая - тонкая цветёт, радует, качается, ломается,
молодая – старая болеет, сохнет, погибает
прямая, стройная – кривая
здоровая, крепкая –
больная – гнилая красивая.
2.3.Игра «Семейка слов» (образование однокоренных слов с опорой на модели)
- Ребята, какие слова «родились» от слова «береза»?
Береза - березка, березонька, березище, березовый, березняк (березовый лес), подберезовик, Березкин, береста (кора березы).
- Повторить слова. Придумать предложения.
2.4. Физкультминутка
а) «Прогулка по лесу» Давайте прогуляемся по лесу, подышим свежим воздухом
Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем, а потом гулять пойдем.
- Пока отдыхаем, поиграем в игру с мячом «Назови ласково»
Когда-то давно толстый дуб был… (толстеньким дубком), белая береза (беленькой березкой), стройная сосна, тонкая осина, молодой тополь, кудрявая рябина, круглая шишка, желтый лист, старый пень и т.д.
б) Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Мы в осенний лес пойдем, много листьев соберем.
Листья березы, листья осины, листики тополя, листья рябины,
листики дуба мы соберем, маме осенний букет принесем.
- Сколько листьев собрали? Какой первый, пятый, между, после, перед …?
- Какие это листья? (осиновые, дубовые и т.д.)
- Что могли найти под хвойными деревьями? Какие шишки? (еловые, сосновые, кедровые). Под рябиной …? (рябиновые ягоды)
- Психологические процессы
а) Игра «Четвертый лишний»
Игра «Что изменилось?»
- дуб, ель, береза, осина, сирень.
б) Сравните дуб и ель по плану. Чем они похожи? Чем отличаются?
(Это деревья. У них есть корни, стволы, кора, ветви, плоды…
Дуб – лиственное дерево, ель – хвойное. Ель выше дуба. У дуба ствол толстый, у ели …; у дуба листья, у ели – хвоя, у дуба крона овальная, у ели – треугольная. У дуба – желуди, у ели – шишки).
в) Игра «Исправь ошибку»
- Кабаны любят дубовые шишки.
- На рябине поспевают сладкие, красные ягоды.
- Осенью с сосен опадают желуди.
- Подберезовик растет в березе.
- Сорока села под осиновую ветку. Она слетела из ветки.
- Белка скачет по ветки дерева.
3. Итоги. Окончание занятия.
- Вот и пришла пора возвращаться в группу. Где мы были? С кем познакомились? Какие игры Лесовичка вам понравились? Давайте попрощаемся с Лесовичком!
Вы – молодцы, отлично поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей с ОНР "Федорино горе". Развитие речи по теме "Посуда"
Материал урока предназначен для развития речи детей с ОНР....
Конспект занятия «Развитие лексико-грамматических категорий на базе темы «Дикие животные».
Цели занятия: Активизировать и обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить подбирать прилагательные к существительному. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить распространят...
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонемати...
Конспект занятия для детей 3-4 лет по развитию речи на тему: «Что я знаю о себе?»
Формировать элементарные представления о строение тела человека. Развивать эмоциональную сферу детей. Способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, мальчиками и де...
ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: "Наша Родина.Тульский Кремль"
Цель урока: развитие слухового восприятия учащихся в рамках военно-патриотического воспитания по теме: "Наша Родина. Тульский Кремль"Задачи:1.Коррекционно - развивающие:контрол...