Конспект занятия для детей с ОНР "Федорино горе". Развитие речи по теме "Посуда"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей с ОНР
«Федорино горе».
Развитие речи по теме «Посуда»
Коррекционно – образовательные цели:
- Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении (кухонная, столовая, чайная посуда);
- Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»: (чайник, заварник, кастрюля, сковорода, супница, маслёнка, чайная пара, тарелка, сахарница. Столовые приборы: ложка, вилка, нож, чайная ложка);
- Совершенствование грамматического стоя речи.
Закрепление понятий «слово-предмет», «живые и неживые предметы », «слово-признак», «слово-действие». На какие вопросы они отвечают. Согласование слов в предложении в роде, числе и падеже.
- Совершенствование навыков счета. Соотнесение числа и цифры;
- Развитие пространственной ориентировки (понятия «слева», «справа», употребление предлогов в, на, за);
Коррекционно – развивающие цели:
- Развитие связной речи. Совершенствование навыка составления и распространения предложения. Употребление синонимов.
- Составление синквейна по теме с опорой на знаки.
- Развитие зрительного, слухового восприятия и внимания.
Коррекционно – воспитательные цели:
- воспитание навыков активности, сотрудничества в игре и на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.
Оборудование:
- комплект кухонной, столовой и чайной посуды сделанной в технике папье –маше;
- фарфоровый чайный сервиз;
- печь из картона, стол, поднос;
- теневой театр: ширма, осветительный прибор, плоскостной предмет;
- рамка для синквейна, схема составления синквейна на ватмане.
Ход занятия
I. Организационный момент.
В кабинет вбегает запыхавшаяся Федора.
Федора (Ф)– Ой-ой-ой! Ой- ой-ой! Воротитеся домой!
Сколько ребятишек! Здравствуйте ребята!
Вы не видели мою посуду?
Дети (Д) – Нет
Ведущий – А кто вы?
Ф – Как, разве вы меня не узнали?
Д – Узнали! Ты Федора из сказки.
Ф – Значит вы знаете про мое горе!? Вся посуда от меня убежала….Что же мне теперь делать….как её вернуть. Может вы поможете?
Д – Поможем.
Ф – Спасибо! но где же она может быть….?
II Основной этап.
Внезапно раздается звук посуды (посуда лежит в коробке на столе).
Ф- Мне наверное послышалось…А вы слышали ребята какой то звук?
Д – Слышали!
Ф – Не моя ли это посуда!? А с какой стороны он был (слева или справа)?
Д – слева (справа)
Ф - А что же это на столе стоит?
Д – На столе стоит коробка!
Ф – А может этот звук раздался из коробки? Давайте в неё заглянем!?
Д – Давайте!
Ф – Вот она моя хорошая, вот она моя любимая! Нашлась!
Дети вытаскивают из коробки посуду и ставят на стол.
Ф – Ребята, вы помните почему от меня убежала посуда?
Д – Помним. ты её не мыла, не ухаживала…..
Ф – А что это за предмет у вас такой? (указывает на печь) Для чего он нужен?
Д – Это электрическая плита! Она нужна чтобы готовить.
Ф – Какую посуду можно поставить на плиту?
Д – Чайник, сковорода, кастрюлю.
Ф – Для чего необходим чайник? (сковорода, кастрюля)
Д – В чайника мы греем, кипятим воду. В сковороде жарим, тушим. В кастрюле варим.
Ф – Как можно назвать эту посуду? одним словом!
Д – Кухонная.
(аналогично расставляется столовая и чайная посуда)
Ф – Какие молодцы, спасибо вам ребята! Ой, взгляните на чайную посуду, здесь чего-то не хватает!?
Д – Не хватает чайника!
Ф – Правильно! наверное мы забыли его достать из коробки! Надо посмотреть!
Федора достает из коробки осколки чайника.
Ф- Ах, бедняжка, он разбился! Может еще можно что то сделать!? Давайте попробуем его склеить!?
( Инструкция: «Посмотрите ребята, на каждом осколке есть цифра. А на чайнике имеются точки. Вам необходимо посчитать количество точек и положить свой осколок на нужной место»)
Ф- Мы можем проверить, правильно ли склеили чайник! Поместим его коробку скажем волшебные слова! Вы знаете волшебные слова?
(помещают макет в коробку и после «волшебных слов» достают обычный чайник. Ставят чайник к чайной посуде)
Ф – У нас получилось! И все равно ребята, у меня такое чувство, что
чего- то не хватает!
Теневой театр
Вдруг послышался тонкий голосок : « А как же я!? Почему меня забыли….!»
Ф – Ой, кто там за окном?
Д – Это же супница!
Ф – Вот она, нашлась! Ребята, она наверное на нас очень обиделась, давайте это исправим! Мы можем подарить ей стихотворение!
Составление СИНКВЕЙНА
Пример:
супница
красивая, нужная
хранит, украшает, стоит.
я подарил маме красивую супницу на день рождения.
день, обед, суп
Ф – Какое замечательное стихотворение у нас получилось! К какой посуде мы поставим супницу?
Д – К столовой.
III. Заключительный этап.
Ф – Спасибо ребята! Вы так мне сегодня помогли! Нашли посуду, расставили ее по местам, сочинили стихотворение! Посуда вам очень благодарна и приготовила сюрприз:
У стола хватает дел.
Всех гостей он приютил.
За собою усадил.
Хлебосольно угощает.
В чашки чаю подливает.
Раскраснелись в смехе лица.
За столом легко сдружиться.
Потому-то общий стол
Всех в общенье превзошёл.
Коль хотите, заходите,
С нами вместе посидите ...
Дети и гости приглашаются к столу на чай. Посуда из папье-маше «превращается» в настоящую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей школьного возраста "Путешествие в Город Плавной Речи"
Конспект заняия по работе с детьми, имеющим заикание....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....
Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.
Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Конспект занятия для детей 3-4 лет по развитию речи на тему: «Что я знаю о себе?»
Формировать элементарные представления о строение тела человека. Развивать эмоциональную сферу детей. Способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, мальчиками и де...
Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста по развитию речи "Пересказ сказки"
Занятие с применением инновационной технологии "Педагогическая провокация"...