Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
методическая разработка ( класс) на тему

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».

(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, развивающее обучение.  

Цель – коррекция нарушений  речи и развитие речемыслительной деятельности по лексической теме: «Весна».

Задачи:

  1. Познавательные:
  • дать общее представление о весне как об одном из времён года; 

        2. Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать словарный запас, навыки словоизменения и словообразования; совершенствовать умение строить правильные фразы и составлять предложения, состоящие  из двух-трёх слов;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание;
  • развивать любознательность и познавательную мотивацию.

     3. Воспитательные:

  • развивать у ребенка умение соблюдать речевой этикет в ситуации общения: слушать объяснения, высказывать своё мнение, контролировать свои действия при решении коммуникативных задач.

Предварительная работа: подготовка печатного материала по теме занятия для работы в индивидуальной тетради.

Оборудование: легкий резиновый мяч (можно с колючками) или мячик для настольного тенниса; индивидуальная тетрадь ребенка; карандаши (цветные и простой).

Ход:

Организационный момент

Приветствие. Здравствуй, (имя  ребенка). Я очень рада встрече с тобой. Посмотри в окно. Какое сегодня яркое солнышко и какой ясный день! Поиграем в игру: «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление).

Следующая игра называется: «Что видишь за окном справа, а что  - слева?» (ответы ребенка).

 Встань, пожалуйста, лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя.

А теперь удобно расположимся на наших рабочих местах.

Вводная часть

Чтение стихотворения.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?

- Поговорим. Нам будет интересно.

Вывод: мы будем учиться слушать друг друга, понимать и разговаривать. Мы будем учиться общаться.

Отгадай, пожалуйста, загадку.

Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной)

Какие слова родственники слову ВЕСНА, а какие -  нет? Объясни, пожалуйста, почему ты так думаешь.

ВЕСНА – ВЕСЕННИЙ, ВЕШНИЙ, НАВЕС, ВЕСНЯНКИ ( по ходу беседы уточняем значения слов).

Основная часть

  1. Какие ещё времена года ты знаешь? В какой последовательности они сменяют друг друга?

Работа в индивидуальной тетради. Рассмотри картинки. Почему картинки спрятались именно в эти буквы? Раскрась картинки. Выполни штриховку.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\31  занятие.jpeg

  1. Около буквы «В», которая пишется первой в слове «весна» нарисованы первоцветы. А какие ещё изменения происходят в природе весной? (ответы ребенка) Молодец! А сейчас встанем и поиграем. Я буду бросать тебе мяч и задавать вопросы, а ты бросишь мяч мне и попробуешь ответить на мой вопрос красивым предложением, полным ответом.

Что происходит со снегом весной?

Как называются участки земли, на которых снег уже растаял? (проталины)

Что происходит весной со льдом на реках?

Что весной свисает с крыш?

Что такое капель?

Возвращаемся на рабочие места. Продолжаем беседу.

Что весной происходит с растениями? ( почки – раскрываются, листочки – растут, бутоны – расцветают).

Что весной делают птицы? (гнёзда – строят, яйца – откладывают, высиживают, птенцов – выводят, выкармливают, защищают).

  1. Попробуем повторить всё, что мы назвали в стихотворной форме, а наши пальчики нам помогут.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\зханятие 1 - Вера.jpeg

 

В этом стихотворении-игре нам встретилось одно сложное слово, которое образовалось от двух слов. Проговорим стихотворение ещё раз и попробуем его услышать (ледоход). Уточняем значение слова.

  1. Давай попробуем перечислить по порядку все весенние месяцы (ответы ребенка).

Поиграем? Игра для развития общей моторики: низ – руки опущены вдоль туловища, пояс – руки на поясе, плечи – руки на плечах, верх – поднимаем вытянутые руки с хлопком; обратно –  последовательность движений противоположная: верх, плечи, пояс, низ.

Добавляем названия месяцев и проговариваем их: низ (март), пояс (апрель), плечи (май), верх – весенние месяцы – хлопок - верх (весенние месяцы), плечи (март), пояс (апрель), низ (май).

  1. Давай послушаем ещё раз слова и понаблюдаем за их звучанием. Названия каких весенних месяцев начинаются с одинакового звука? (март, май)

Попробуем назвать каждый звук в слове «май» и посчитать их количество (на каждый звук загибаем пальчик). Аналогичная работа со словом «март».

  1. Работа в индивидуальных  тетрадях.

C:\Users\User\Desktop\центр Вера СПб\Итоговое занятие\31  занятие.jpeg

  1. Скажи, пожалуйста, а какие осадки мы можем наблюдать весной? (дождь, мокрый снег и т.д.)

Выполним упражнение дождик (с элементами биоэнергопластики).

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\4 занятие.jpeg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\5 занятие.jpeg

Заключительная часть

Какому времени года сегодня было посвящено наше занятие? Какие слова на тему весна тебе больше всего понравились и запомнились? Поиграем в игру «Вредина»? Я называю «весеннее» слово вместе со словом «есть», а ты мне отвечаешь вместе со словом «нет». Добавляем мяч. Слова: есть весна – нет…..

        есть капель – нет …..

        есть лёд – нет ……

        есть проталина – нет…

        есть подснежник – нет …..

        есть дождь – нет …..

        есть весна – нет…..

А теперь представь себе, что ты учитель (меняемся местами). Тебе необходимо объяснить маленьким детям, что обозначают названные нами слова. Попробуй это сделать. Добавляем мяч. Я буду спрашивать, а ты мне объяснять. Договорились?

Что такое весна? Весна – это ….., проталина это - ….., подснежник – это….. , дождь – это….., лёд – это……

Оцени, пожалуйста, свою работу на занятии поднятием руки:
- работал (а) в полную силу,
- работал (а) хорошо,
- мог (могла) работать лучше.

Нарисуй в тетради солнышко с улыбкой, если ты доволен занятием, грустное солнышко, если занятие тебе не понравилось и просто спокойное солнышко, если занятие было обычным.

Спасибо за активную и плодотворную работу! До свидания!

Список литературы:

  1. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада.  – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. – 64 с.
  2. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада.  – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. – 64 с.
  3. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014. – 96 с.
  4. «Артикуляционная гимнсатика с биоэнергопластикой»  Риты Григорьевны Бушляковой. - ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.

5.  Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...

конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»

Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...