Дети с расстройством аутистического спектра. Основные направления коррекционной работы.
статья

Хоменко Дарья Олеговна

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Аутизм до сих пор до конца не изучен.

К сожалению, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

Итак, кто же такие дети-аутисты?

В чем их особенность?

Как с ним работать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с расстройством аутистического спектра. Основные направления коррекционной работы.

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Аутизм до сих пор до конца не изучен.

К сожалению, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

Итак, кто же такие дети-аутисты?

В чем их особенность?

Как с ним работать?

Описание заболевания:

Аутизм — клинический синдром, впервые описанный

  Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются:

 1. Врожденная неспособность ребенка к установлению  контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;

 2. Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем);

 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);

 4. Особая характерная задержка в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития;

 5. Раннее проявление.

       Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Основные  клинические  симптомы  РАС:

  • Раннее  начало  заболевания;
  • Нарушение  контакта  с  матерью;
  • Характерное  аутистическое  поведение;
  • Наличие  стереотипий;
  • Неравномерное  созревание  всех  функциональных  сфер;
  • Особенности  становления  речи.

Для определения аутизма, требуется наличие     характерной триады симптомов (Лоры Винг )

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения

Существует известная классификация аутизма  (Никольская О.С.):

Первая группа – полная отрешенность от происходящего;

Вторая группа – активное отвержение;

Третья группа – захваченность аутистическими интересами;

Четвертая группа – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

 Причины РАС: 

Почему так много детей рождается заключенными в своей душе?
Однозначного ответа на этот вопрос не дает никто. Как и на другой: излечим ли аутизм?

В начале 50-х годов возникла гипотеза о психогенном происхождении отклонения, но она не получила подтверждения

В настоящее время большинство авторов полагают, что РАС является следствием особой патологии, в основе которой лежит  недостаточность центральной нервной системы

РАС может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза

  • Генетические недостатки
  • Беременность протекает с определенными нарушениями
  • Сложные роды
  • Ухудшение природных условий среды
  • Иммунологические болезни
  • Заболевание кишечника

Причин аутизма ищут во всем. Сторонники нового поколения приписывают, детям - аутистам, фантастическую версию – носители 5-й группы крови.
Среди многих тайн, которые беспокоят исследователей аутизма, есть одна: Почему расстройство затрагивает мальчиков в четыре раза чаще, чем девочек?
Давно известно, что аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, а не у девочек.

«Девочки более устойчивы к мутациям развития нервной системы, чем мальчики – вот что на самом деле показывает наше исследование, - сказал Себастьян Жакмон из клиники университета Лозанны (Швейцария). – Чтобы у девочки развился аутизм или любое другое расстройство нервно-психического развития, нужны более серьезные мутации».
В то же время многие эксперты выражали мнение, что аутизм у девочек проходит гораздо тяжелее. Всего на четырех мальчиков приходится примерно одна девочка с аутизмом. Среди пациентов с аутизмом и нормальным уровнем интеллекта число мальчиков превышает число девочек в 10 раз и больше.
Взаимосвязь прививок и развития аутизма – не доказана!

Основные современные коррекционные подходы при работе с детьми с РАС:

  • Прикладной поведенческий анализ (АВА)
  • ТЕАССН
  • Эмоционально — уровневый подход

Некоторые моменты при выборе основного коррекционного подхода:

  • Учет сложности психо-физических нарушений у ребенка (РАС первичен или вторичный дефект)
  • Организационные возможности.
  • Социальная ситуация развития.

Коррекционные подходы решают следующие педагогические задачи:

  • Формируют учебное поведение
  • Подражание
  • Выполнения инструкций педагога (взаимодействие ученик-учитель).

Прикладной поведенческий анализ (АВА)

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия.

Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.

 Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются.

Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

Некоторые люди сравнивают этот подход с дрессурой.

Учебное поведение в АВА:

  • адекватная поза и реакции на предъявляемые  задания;
  • использование предлагаемых игрушек и пособий социально приемлемым образом;
  • взгляд направлен на взрослого или на предметы, используемые для обучения

У всех подходов есть свои плюсы и минусы.

Характеристика
прикладного поведенческого анализа (АВА)

I.        Сильные стороны:

  • ориентированность на достижение социальной адаптации;
  • высокая степень индивидуализации коррекционного подхода;
  • методическая чёткость, высокая степень индивидуализации программ;
  • высокая эффективность.

II.         Недостатки:

  • трудности переноса навыков в другие условия;
  • директивность и связанные с ней этические проблемы;

Коррекция и образование детей с аутизмом и сходными коммуникативными расстройствами  ТЕАССН

Программа ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм.

Основные задачи:

  • развитие навыков самообслуживания,
  • развитие коммуникации (вербальной и/или невербальной)
  • развитие профессиональных навыков на доступном уровне,
  • развитие по возможности – речи и школьных навыков.

Основные методические особенности:

  • визуализация учебного материала;
  •  структурирование времени;
  • структурирование пространства.

В работе с детьми хорошо использовать так называемые ПЕКСы.

PECS система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но  эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Можно использовать самим, а также познакомить с этой системой родителей.

Характеристика ТЕАССН

    I.        Основные достижения:

  • частичная индивидуализация коррекционной программы;
  • методики ориентированы на типичные трудности людей с аутизмом;
  • к построению и реализации коррекционных программ активно привлекаются родители;
  • организация специализированной среды для людей с аутизмом.

     II.     Недостатки ТЕАССН:

  • чрезмерная формализованность диагностики;
  • недостаточное внимание к развитию речи;
  • недостаточно разработаны обучающие технологии;
  • проблемы поведения рассматриваются как следствие только недостаточной предсказуемости и недостаточной структурированности среды.

Эмоционально — уровневый подход
(по О.С.Никольской)

Метод предполагает установление эмоционального контакта  с ребенком, снятие с помощью различных конкретных методов страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникации и социального взаимодействия. Круг конкретных средств четко не обозначен, но на первом плане – игротерапия, специальные варианты психодрамы, эстетотерапия, которые используют прежде всего наиболее развитые возможности клиента. Любые элементы директивности исключаются. 

ЭТАПЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОРРЕКЦИИ РАС
(по О.С.Никольской):

1.        Установление эмоционального контакта;

2.        Стимуляция активности, направленной на взаимодействие;

3.        Снятие страхов;

4.        Купирование агрессии, самоагрессии, негативизма и

 других    отрицательных форм поведения;

5.        Формирование целенаправленного поведения.

Методы используемые при эмоционально-уровневом подходе:

  • Игротерапия
  • Эмоциональное заражение
  • Обсуждение жизненных ситуаций и книг
  • Сочинение сказок и историй
  • Различные приемы релаксации и т.д.

Достоинства метода:

  • внимание на роль эмоций в структуре нарушений при РАС,
  • коррекционная работа строится дифференцированно,
  • комплексность,
  • коррекционная работа опирается на собственные сохранные механизмы аффективной сферы ребенка,
  • все общение и обучение направлено на осмысленное, а не механическое понимание окружающего мира.

Недостатки метода:

  • недооценка когнитивных и других нарушений,
  • излишне субъективная диагностика,
  • показания к применению того или иного метода недостаточно определенны,
  • делается упор на игротерапию, без учета реальных возможностей детей,
  • недооценка педагогических аспектов коррекционной работы,
  • неопределенность временных ориентиров, недооценка роли критических периодов развития,
  • недостаточное внимание к организации поведения детей с РАС,
  • Ничего не говорится о показаниях и противопоказаниях к применению методического подхода.

Существуют также психолого-педагогические альтернативные методы:

1.        «Поддерживающая терапия»

2.        Холдинг-терапия

3.        Сенсорная интеграция

4.        Психоэстетотерапия

5.        Игротерапия

6.        Методы, связанные с использованием животных

И напоследок , если вам хочется лучше понять мир ребенка с РАС, его чувства, советую ознакомиться с книгами, которые написали авторы, страдающие аутизмом. А также посмотреть фильмы о людях с РАС.

Книги:

  • Темпл Грандин «Отворяя двери надежды».
  • Донна Уильямс "Никто. Нигде».
  • Ирис Юханссон "Особое детство».
  • Лиан Холлидей Уилли "Притворяясь нормальной».
  • Стивен Марк Шор "За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера" .

Фильмы:

  • «Бен Икс» 
  • «Жутко громко и запредельно близко»
    « Адам»
    «В ауте»
  • «Человек дождя» 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Семинар - практикум для педагогов: "Организация коррекционно -развивающей работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"

Игра- ключевой фактор в развитии любого ребенка, а также и детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), ведущий вид детской деятельности. В ходе игры у ребенка активно развиваются основн...

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"

Тема: «Домашние животные».Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.Задачи:Формирование коммуникативных (в...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

РП коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения"для детей с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР 5 кл

Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра ...