Дети с расстройством аутистического спектра. Основные направления коррекционной работы.
статья
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Аутизм до сих пор до конца не изучен.
К сожалению, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.
Итак, кто же такие дети-аутисты?
В чем их особенность?
Как с ним работать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с расстройством аутистического спектра. Основные направления коррекционной работы.
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Аутизм до сих пор до конца не изучен.
К сожалению, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.
Итак, кто же такие дети-аутисты?
В чем их особенность?
Как с ним работать?
Описание заболевания:
Аутизм — клинический синдром, впервые описанный
Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются:
1. Врожденная неспособность ребенка к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
2. Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем);
3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. Особая характерная задержка в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития;
5. Раннее проявление.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Основные клинические симптомы РАС:
- Раннее начало заболевания;
- Нарушение контакта с матерью;
- Характерное аутистическое поведение;
- Наличие стереотипий;
- Неравномерное созревание всех функциональных сфер;
- Особенности становления речи.
Для определения аутизма, требуется наличие характерной триады симптомов (Лоры Винг )
- недостаток социальных взаимодействий;
- нарушенная взаимная коммуникация;
- ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения
Существует известная классификация аутизма (Никольская О.С.):
Первая группа – полная отрешенность от происходящего;
Вторая группа – активное отвержение;
Третья группа – захваченность аутистическими интересами;
Четвертая группа – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
Причины РАС:
Почему так много детей рождается заключенными в своей душе?
Однозначного ответа на этот вопрос не дает никто. Как и на другой: излечим ли аутизм?
В начале 50-х годов возникла гипотеза о психогенном происхождении отклонения, но она не получила подтверждения
В настоящее время большинство авторов полагают, что РАС является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы
РАС может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза
- Генетические недостатки
- Беременность протекает с определенными нарушениями
- Сложные роды
- Ухудшение природных условий среды
- Иммунологические болезни
- Заболевание кишечника
Причин аутизма ищут во всем. Сторонники нового поколения приписывают, детям - аутистам, фантастическую версию – носители 5-й группы крови.
Среди многих тайн, которые беспокоят исследователей аутизма, есть одна: Почему расстройство затрагивает мальчиков в четыре раза чаще, чем девочек?
Давно известно, что аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, а не у девочек.
«Девочки более устойчивы к мутациям развития нервной системы, чем мальчики – вот что на самом деле показывает наше исследование, - сказал Себастьян Жакмон из клиники университета Лозанны (Швейцария). – Чтобы у девочки развился аутизм или любое другое расстройство нервно-психического развития, нужны более серьезные мутации».
В то же время многие эксперты выражали мнение, что аутизм у девочек проходит гораздо тяжелее. Всего на четырех мальчиков приходится примерно одна девочка с аутизмом. Среди пациентов с аутизмом и нормальным уровнем интеллекта число мальчиков превышает число девочек в 10 раз и больше. Взаимосвязь прививок и развития аутизма – не доказана!
Основные современные коррекционные подходы при работе с детьми с РАС:
- Прикладной поведенческий анализ (АВА)
- ТЕАССН
- Эмоционально — уровневый подход
Некоторые моменты при выборе основного коррекционного подхода:
- Учет сложности психо-физических нарушений у ребенка (РАС первичен или вторичный дефект)
- Организационные возможности.
- Социальная ситуация развития.
Коррекционные подходы решают следующие педагогические задачи:
- Формируют учебное поведение
- Подражание
- Выполнения инструкций педагога (взаимодействие ученик-учитель).
Прикладной поведенческий анализ (АВА)
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия.
Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.
Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются.
Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.
Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
Некоторые люди сравнивают этот подход с дрессурой.
Учебное поведение в АВА:
- адекватная поза и реакции на предъявляемые задания;
- использование предлагаемых игрушек и пособий социально приемлемым образом;
- взгляд направлен на взрослого или на предметы, используемые для обучения
У всех подходов есть свои плюсы и минусы.
Характеристика
прикладного поведенческого анализа (АВА)
I. Сильные стороны:
- ориентированность на достижение социальной адаптации;
- высокая степень индивидуализации коррекционного подхода;
- методическая чёткость, высокая степень индивидуализации программ;
- высокая эффективность.
II. Недостатки:
- трудности переноса навыков в другие условия;
- директивность и связанные с ней этические проблемы;
Коррекция и образование детей с аутизмом и сходными коммуникативными расстройствами ТЕАССН
Программа ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм.
Основные задачи:
- развитие навыков самообслуживания,
- развитие коммуникации (вербальной и/или невербальной)
- развитие профессиональных навыков на доступном уровне,
- развитие по возможности – речи и школьных навыков.
Основные методические особенности:
- визуализация учебного материала;
- структурирование времени;
- структурирование пространства.
В работе с детьми хорошо использовать так называемые ПЕКСы.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Можно использовать самим, а также познакомить с этой системой родителей.
Характеристика ТЕАССН
I. Основные достижения:
- частичная индивидуализация коррекционной программы;
- методики ориентированы на типичные трудности людей с аутизмом;
- к построению и реализации коррекционных программ активно привлекаются родители;
- организация специализированной среды для людей с аутизмом.
II. Недостатки ТЕАССН:
- чрезмерная формализованность диагностики;
- недостаточное внимание к развитию речи;
- недостаточно разработаны обучающие технологии;
- проблемы поведения рассматриваются как следствие только недостаточной предсказуемости и недостаточной структурированности среды.
Эмоционально — уровневый подход
(по О.С.Никольской)
Метод предполагает установление эмоционального контакта с ребенком, снятие с помощью различных конкретных методов страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникации и социального взаимодействия. Круг конкретных средств четко не обозначен, но на первом плане – игротерапия, специальные варианты психодрамы, эстетотерапия, которые используют прежде всего наиболее развитые возможности клиента. Любые элементы директивности исключаются.
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РАС
(по О.С.Никольской):
1. Установление эмоционального контакта;
2. Стимуляция активности, направленной на взаимодействие;
3. Снятие страхов;
4. Купирование агрессии, самоагрессии, негативизма и
других отрицательных форм поведения;
5. Формирование целенаправленного поведения.
Методы используемые при эмоционально-уровневом подходе:
- Игротерапия
- Эмоциональное заражение
- Обсуждение жизненных ситуаций и книг
- Сочинение сказок и историй
- Различные приемы релаксации и т.д.
Достоинства метода:
- внимание на роль эмоций в структуре нарушений при РАС,
- коррекционная работа строится дифференцированно,
- комплексность,
- коррекционная работа опирается на собственные сохранные механизмы аффективной сферы ребенка,
- все общение и обучение направлено на осмысленное, а не механическое понимание окружающего мира.
Недостатки метода:
- недооценка когнитивных и других нарушений,
- излишне субъективная диагностика,
- показания к применению того или иного метода недостаточно определенны,
- делается упор на игротерапию, без учета реальных возможностей детей,
- недооценка педагогических аспектов коррекционной работы,
- неопределенность временных ориентиров, недооценка роли критических периодов развития,
- недостаточное внимание к организации поведения детей с РАС,
- Ничего не говорится о показаниях и противопоказаниях к применению методического подхода.
Существуют также психолого-педагогические альтернативные методы:
1. «Поддерживающая терапия»
2. Холдинг-терапия
3. Сенсорная интеграция
4. Психоэстетотерапия
5. Игротерапия
6. Методы, связанные с использованием животных
И напоследок , если вам хочется лучше понять мир ребенка с РАС, его чувства, советую ознакомиться с книгами, которые написали авторы, страдающие аутизмом. А также посмотреть фильмы о людях с РАС.
Книги:
- Темпл Грандин «Отворяя двери надежды».
- Донна Уильямс "Никто. Нигде».
- Ирис Юханссон "Особое детство».
- Лиан Холлидей Уилли "Притворяясь нормальной».
- Стивен Марк Шор "За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера" .
Фильмы:
- «Бен Икс»
- «Жутко громко и запредельно близко»
« Адам»
«В ауте» - «Человек дождя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС...
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...
Семинар - практикум для педагогов: "Организация коррекционно -развивающей работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
Игра- ключевой фактор в развитии любого ребенка, а также и детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), ведущий вид детской деятельности. В ходе игры у ребенка активно развиваются основн...
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"
Тема: «Домашние животные».Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.Задачи:Формирование коммуникативных (в...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...
РП коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения"для детей с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР 5 кл
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра ...