Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
материал на тему

Грачева Светлана Николаевна

В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_soprovozhdeniya_detey_s_ras.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

(из опыта работы МБОУ «ЦПМСС» г. Чехова Московской области)

учитель-дефектолог, педагог-психолог Грачева Светлана Николаевна

_____________________________________________________________

Центр психолого-медико-социального сопровождения гор. Чехова является   неотъемлемым звеном единого образовательного пространства Чеховского района. Деятельность Центра ориентирована на своевременное выявление и оказание комплексной коррекционной и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из наиболее уязвимых категорий детей, которые часто оказываются невключенными в образовательное поле, являются дети с расстройствами аутистического спектра. Известно, что детский аутизм как феномен проявляется в разнообразных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Это неоднородная нозологическая группа, куда входят дети  с синдромами Каннера, Аспергера,  собственно РДА, атипичным аутизмом и другими аутоподобными состояниями. Основной симптомокомплекс аутичного поведения составляет триада нарушений:

  • нарушения социального взаимодействия;
  • трудности  взаимной коммуникации;
  • эмоциональная дифицитарность и наличие патологически привычных действий, т.е. стереотипного поведения.

И хотя для детей с аутистическими проявлениями характерны схожие формы нарушений эмоционально-аффективной сферы и формы социального взаимодействия, компенсаторные возможности каждого ребенка индивидуальны и зависят от множества факторов: степени органического поражения ЦНС, тяжести коммуникативного барьера и коррекционно-средовых условий обучения и воспитания ребенка.

        Данная статья посвящена обзору сложившейся системы комплексного сопровождения детей с РАС в условиях МБОУ «ЦПМСС» г. Чехова. Актуальность данного вопроса обусловлена резким увеличением количества детей с расстройствами эмоционально-аффективной сферы, среди  которых большой процент детей с выраженной патологией. Несмотря на то, что аутизм – достаточно распространенное явление  в современном мире, однако механизмы коррекционной помощи на местах еще недостаточно проработаны,  и семьи, воспитывающие детей с РАС,  часто вынуждены вести самостоятельную самоотверженную борьбу за благополучие ребенка.

        В нашем Центре ребенок с РАС получает комплексную помощь. С ним работают: детский психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Коллегиальное сотрудничество специалистов позволяет  составить образовательный маршрут, оптимальный вариант индивидуального развития. Индивидуальная программа сопровождения учитывает возможности ребенка, его особенности, уровень его личностного и познавательного потенциала. Члены психолого-медико-педагогического консилиума разрабатывают  четкий план, схему совместных действий с ребенком и его родителями. Основные задачи, которые стоят перед специалистами, состоят в том, чтобы максимально нивелировать аутистические проявления, снизить коммуникативный барьер,  расширить сферу взаимодействия ребенка  с окружающими, включить его в игровую и учебную деятельность. Конечная цель – улучшить социальный прогноз и интегрировать ребенка в детский коллектив.

        Работа с ребенком с РАС предполагает постепенное, поэтапное включение  его в образовательную деятельность. Мы выделяем:

  1. Диагностический этап.
  2. Индивидуальная коррекционная работа со специалистами.
  3. Включение в микро группу.
  4. Включение в детский коллектив (группа, класс).

Для успешного сопровождения детей с РАС необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Ведущая роль в данном направлении принадлежит  комплексной диагностике, позволяющей выявить индивидуальные особенности ребенка с РАС, его потенциальные возможности и прогноз развития. Основными методами мы считаем: сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов,  «следящее» и «включенное» наблюдение за поведением ребенка в спонтанной деятельности и при присоединении взрослого к совместной деятельности.

Стандартизированные  психологические, нейропсихологические, педагогические, методики используются нами только по окончании адаптационного периода, когда ребенок становится  максимально открыт и готов к контакту. У многих детей этот период может затягиваться  до двух месяцев.

В период адаптации мы не предлагаем активного вмешательства.  Мы позволяем ребенку осваивать новое пространство в своем ритме, осторожно  присоединяясь к его стереотипной деятельности.  Итогом диагностического этапа и адаптационного периода становится составление индивидуального образовательного маршрута и реализация комплексного индивидуального образовательного плана для ребенка с РАС, включающего описание направлений, целей, задач, критерии их выполнения.

В настоящее время специалистами Центра активно апробируется адаптированная Программа психокоррекционной  работы с детьми с РАС. При составлении программы мы ориентировались на специфику аффективной патологии.  Основные направления психокоррекционной работы мы видим  в следующем:

- ориентация ребенка на внешний мир, на взаимодействие;

- обучение его простым навыкам контакта;

- коррекция эмоциональных нарушений и аффективных расстройств.

На индивидуальных  коррекционных занятиях с учителем - дефектологом происходит:

  • расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире;
  • формирование целенаправленных предметных действий;
  • выстраивание  пространственно-временной структуры занятий;
  • коррекция и развитие коммуникативных навыков, познавательной

деятельности, речи в рамках индивидуальной программы.

Нельзя не отметить, что вся работа строится в тесном взаимодействии с детским психиатром, который параллельно проводит медикаментозную коррекцию. Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации специальной помощи детям.

        Следующим этапом выстраивания системы коррекционной помощи и психологического сопровождения является включение ребенка с РДА в микро группу.  Введение ребенка с РАС в микро группу дает возможность определить предполагаемые проблемы при будущем включении  ребенка в группу или класс. Специалисты Центра стремятся к тому, чтобы дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива. На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.

Основные задачи занятий в микро группах:

– создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;

– развитие произвольной регуляции поведения;

– развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

– формирование представлений об окружающем мире.

        Как указывалось ранее, основной целью комплексного сопровождения детей с РАС является расширение жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах. Мы стремимся к тому, чтобы особый ребенок получил возможность быть интегрирован в образовательную среду, адекватную его возможностям.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

        «Центр психолого-медико-социального сопровождения»        

_________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

« Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»

(публикация материала на Всероссийском фестивале педагогического творчества)

                                 Учитель-дефектолог   Грачева С.Н.

 

2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

«Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей  с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации"

quot;Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации" в рамках работы региональной научно-практической конф...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в процессе инклюзивного образования

Основной целью коррекционной работы с ребенком с РАС в условиях инклюзии является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоцио...