Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
материал на тему
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_soprovozhdeniya_detey_s_ras.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
(из опыта работы МБОУ «ЦПМСС» г. Чехова Московской области)
учитель-дефектолог, педагог-психолог Грачева Светлана Николаевна
_____________________________________________________________
Центр психолого-медико-социального сопровождения гор. Чехова является неотъемлемым звеном единого образовательного пространства Чеховского района. Деятельность Центра ориентирована на своевременное выявление и оказание комплексной коррекционной и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из наиболее уязвимых категорий детей, которые часто оказываются невключенными в образовательное поле, являются дети с расстройствами аутистического спектра. Известно, что детский аутизм как феномен проявляется в разнообразных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Это неоднородная нозологическая группа, куда входят дети с синдромами Каннера, Аспергера, собственно РДА, атипичным аутизмом и другими аутоподобными состояниями. Основной симптомокомплекс аутичного поведения составляет триада нарушений:
- нарушения социального взаимодействия;
- трудности взаимной коммуникации;
- эмоциональная дифицитарность и наличие патологически привычных действий, т.е. стереотипного поведения.
И хотя для детей с аутистическими проявлениями характерны схожие формы нарушений эмоционально-аффективной сферы и формы социального взаимодействия, компенсаторные возможности каждого ребенка индивидуальны и зависят от множества факторов: степени органического поражения ЦНС, тяжести коммуникативного барьера и коррекционно-средовых условий обучения и воспитания ребенка.
Данная статья посвящена обзору сложившейся системы комплексного сопровождения детей с РАС в условиях МБОУ «ЦПМСС» г. Чехова. Актуальность данного вопроса обусловлена резким увеличением количества детей с расстройствами эмоционально-аффективной сферы, среди которых большой процент детей с выраженной патологией. Несмотря на то, что аутизм – достаточно распространенное явление в современном мире, однако механизмы коррекционной помощи на местах еще недостаточно проработаны, и семьи, воспитывающие детей с РАС, часто вынуждены вести самостоятельную самоотверженную борьбу за благополучие ребенка.
В нашем Центре ребенок с РАС получает комплексную помощь. С ним работают: детский психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Коллегиальное сотрудничество специалистов позволяет составить образовательный маршрут, оптимальный вариант индивидуального развития. Индивидуальная программа сопровождения учитывает возможности ребенка, его особенности, уровень его личностного и познавательного потенциала. Члены психолого-медико-педагогического консилиума разрабатывают четкий план, схему совместных действий с ребенком и его родителями. Основные задачи, которые стоят перед специалистами, состоят в том, чтобы максимально нивелировать аутистические проявления, снизить коммуникативный барьер, расширить сферу взаимодействия ребенка с окружающими, включить его в игровую и учебную деятельность. Конечная цель – улучшить социальный прогноз и интегрировать ребенка в детский коллектив.
Работа с ребенком с РАС предполагает постепенное, поэтапное включение его в образовательную деятельность. Мы выделяем:
- Диагностический этап.
- Индивидуальная коррекционная работа со специалистами.
- Включение в микро группу.
- Включение в детский коллектив (группа, класс).
Для успешного сопровождения детей с РАС необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Ведущая роль в данном направлении принадлежит комплексной диагностике, позволяющей выявить индивидуальные особенности ребенка с РАС, его потенциальные возможности и прогноз развития. Основными методами мы считаем: сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов, «следящее» и «включенное» наблюдение за поведением ребенка в спонтанной деятельности и при присоединении взрослого к совместной деятельности.
Стандартизированные психологические, нейропсихологические, педагогические, методики используются нами только по окончании адаптационного периода, когда ребенок становится максимально открыт и готов к контакту. У многих детей этот период может затягиваться до двух месяцев.
В период адаптации мы не предлагаем активного вмешательства. Мы позволяем ребенку осваивать новое пространство в своем ритме, осторожно присоединяясь к его стереотипной деятельности. Итогом диагностического этапа и адаптационного периода становится составление индивидуального образовательного маршрута и реализация комплексного индивидуального образовательного плана для ребенка с РАС, включающего описание направлений, целей, задач, критерии их выполнения.
В настоящее время специалистами Центра активно апробируется адаптированная Программа психокоррекционной работы с детьми с РАС. При составлении программы мы ориентировались на специфику аффективной патологии. Основные направления психокоррекционной работы мы видим в следующем:
- ориентация ребенка на внешний мир, на взаимодействие;
- обучение его простым навыкам контакта;
- коррекция эмоциональных нарушений и аффективных расстройств.
На индивидуальных коррекционных занятиях с учителем - дефектологом происходит:
- расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире;
- формирование целенаправленных предметных действий;
- выстраивание пространственно-временной структуры занятий;
- коррекция и развитие коммуникативных навыков, познавательной
деятельности, речи в рамках индивидуальной программы.
Нельзя не отметить, что вся работа строится в тесном взаимодействии с детским психиатром, который параллельно проводит медикаментозную коррекцию. Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации специальной помощи детям.
Следующим этапом выстраивания системы коррекционной помощи и психологического сопровождения является включение ребенка с РДА в микро группу. Введение ребенка с РАС в микро группу дает возможность определить предполагаемые проблемы при будущем включении ребенка в группу или класс. Специалисты Центра стремятся к тому, чтобы дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива. На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.
Основные задачи занятий в микро группах:
– создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
– развитие произвольной регуляции поведения;
– развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
– формирование представлений об окружающем мире.
Как указывалось ранее, основной целью комплексного сопровождения детей с РАС является расширение жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах. Мы стремимся к тому, чтобы особый ребенок получил возможность быть интегрирован в образовательную среду, адекватную его возможностям.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
_________________________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
« Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»
(публикация материала на Всероссийском фестивале педагогического творчества)
Учитель-дефектолог Грачева С.Н.
2014-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...
«Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»
В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....
Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.
Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....
Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.
Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации"
quot;Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации" в рамках работы региональной научно-практической конф...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в процессе инклюзивного образования
Основной целью коррекционной работы с ребенком с РАС в условиях инклюзии является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоцио...