РП коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения"для детей с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР 5 кл
рабочая программа (5 класс)
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее– ПАООП ООО обучающихся с ЗПР).
Коррекционно-развивающий курс«Развитие коммуникативного поведения» является обязательной частью коррекционно развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8.2._5_klass.docx | 50.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАМОНТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО педагогическим советом школы Протокол № 13 от #1075; | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________________ Н.В. Гроо Приказ № 175-р от #1075; |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения
для детей с расстройством аутистического спектра
с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР
по коррекционному курсу «Развитие коммуникативного поведения»
для 5 класса
основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Усольцева Е.В.
учитель-дефектолог
Мамонтово 2023
Пояснительная записка
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее– ПАООП ООО обучающихся с ЗПР).
Коррекционно-развивающий курс«Развитие коммуникативного поведения» является обязательной частью коррекционно развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика курса
«Развитие коммуникативного поведения»
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной коррекционной поддержки процесса обучения. Обучающиеся нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие необходимых для формирования учебных компетенций приемов мыслительной деятельности, ослаблении нарушений познавательных процессов, специальном формировании метапредметных умений и социальных (жизненных) компетенций.
Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных коррекционно-развивающихзанятий. В ходе реализации данного курса осуществляется специализированная помощь обучающемуся в динамике образовательного процесса. Педагог, реализующий данный курс, выявляет основные дефициты в развитии коммуникативной и эмоционально-волевой сфер, анализирует структуру нарушения, определяет сохранные функции, зону ближайшего развития, индивидуальные особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. На основании анализа полученных данных проектирует индивидуальный образовательный маршрут, в котором определяет коррекционные задачи и индивидуальные специальные приемы работы с обучающимся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.
Цели и задачи коррекционного курса
«Развитие коммуникативного поведения»
Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП ООО для обучающихся с РАС.
Цель коррекционного курса заключается в развитии у обучающихся с РАС социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия в условиях образовательной организации.
Для реализации содержания курса коррекционно-развивающей области поставлены следующие задачи
- формирование коммуникативной мотивации, создание положительного эмоционального настроя и доверительных отношений обучающегося с РАС с взрослыми и сверстниками
- преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для среднего школьного возраста
- формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога)
- формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики и пантомимики)
обучение способности ориентации на партнера по общению, умения оценивать его эмоциональное состояния
- формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать различные коммуникативные роли в общении
- формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на социально приемлемые формы поведения.
Особенности построения курса
«Развитие коммуникативного поведения»
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» построена по модульному принципу и включает три модуля: «Эмоции и чувства», «Я и другие», «Социальные и коммуникативные навыки» с конкретизацией содержания внутри каждого модуля.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей обучающегося. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме, гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся.
Планируемое количество занятий в рамках конкретного модуля определяется практической актуальностью для конкретного обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, выявленных в результате педагогического наблюдения и рекомендаций ППк. Учет индивидуальных психофизических особенностей и степени усвоения содержания курса предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем.
Каждый модуль направлен на развитие дефицитарных функций обучающихся, выявленных на момент обследования, и представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем. При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся.
Место курса в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования адаптированная программа основного общего образования направлена на коррекцию нарушения развития обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в план внеурочной деятельности включаются индивидуальные и групповые учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы. Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности»является частью программы коррекционной работы и является
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Развитие коммуникативного поведения»
Личностные результаты:
-умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях;
- накопление опыта социального поведения;
- освоенность основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в школе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- готовность вести диалог с другими людьми;
- готовность и способность к дальнейшему обучению в школе;
- участвует в общественной жизни в пределах возрастных компетенций и психологических особенностей и сформированности жизненной компетенции обучающихся с РАС.
- умеют соблюдать социальные правила поведения в ситуации фрустрации;
- умеют понимать и заявлять о своих трудностях, оценивать свои собственныесилы и при необходимости попросить о помощи;
- умеют принимать и оказывать помощь;
- умеют понимать собственное эмоциональное состояние (усталости, чувства радости, печали, страха, гнева и др.) и при необходимости сообщать об этом социально приемлемым способом;
- умеют справиться со своими негативными эмоциями, знать и использовать способы преодоления своих эмоциональных состояний, в том числе простые приемы саморегуляции
- развитие критического мышления и умений противостоять манипуляциям, вовлечению в асоциальные группы подростков
- умение использовать имеющиеся социально-бытовые навыки с учетомконкретной ситуации.
Личностные результаты освоения ФАОП для обучающихся с РАС в целом совпадают с личностными результатами, определенными во ФГОС ООО. Однако, особенности развития эмоционально-полевой сферы обучающегося с являются причиной того, что достижения заявленных личностных целей затруднено. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижение обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты освоения АООП ООО обучающимся с РАС являются труднодостижимыми в силу особенностей их психического развития и несовпадения психологического и физического возраста. К таким результатам прежде всего относятся коммуникативные и регулятивные результаты. Наблюдаются значительные трудности в инициировании, поддержании и окончании общения в диалоге, умения слушать собеседника, способности признания мнения собеседника и аргументация своей точки зрения. Достаточно сложно формируются универсальные учебные действия и связанные с ними метапредметные результаты, касающиеся работы в парах и в команде, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, умения адекватно воспринимать проигрыш в совместной игре.
В результате изучения коррекционного курса на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
-умеют использовать полученные знания для безопасного взаимодействия с окружающей средой и для развития и усложнения картины мира;
- умеют осмысливать и оценивать свой жизненный опыт и использовать его в организации собственного поведения;
- умеют переносить полученные знания в новую ситуацию;
- умеют правильно определять свою социальную роль в общении;
- знают и умеют применять на практике правила личной безопасности;
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
- умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждениипроблем;
- учитывают позиции и мнения других людей, партнера по общению или деятельности, в том числе, в учебной деятельности;
- умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определяют основную и второстепенную информацию.
- умеют использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации для организации адекватного социального поведения в семье, в школе, в обществе;
- умеют применять общепринятые правила социального взаимодействия с учетом конкретных обстоятельств ситуации общения;
- умеют правильно определять пространственную и психологическую дистанцию в общении;
- умеют управлять своим эмоциональным состоянием в процессе социальноговзаимодействия;
- умеют строить свое поведение, опираясь на знания и представления о других людях;
- умеют соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- умеют учитывать выражение лица, интонации, жесты собеседника ворганизации поведения.
Содержание коррекционного курса
Содержание коррекционно-развивающей работы для обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА, ППк образовательной организации.
Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» реализуется во внеурочное время в форме индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, продолжительность которых составляет– 40 минут
Основные виды деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения
Модуль 1 «Эмоции и чувства»
Знакомство с эмоциями человека.Умение опознавать свои эмоции, пониматьпричины, вызвавшие данную эмоцию. Развитие умения замечать и понимать эмоциональные реакции окружающих, индивидуальные особенности других людей. Умение адекватно выражать свои эмоции, поддерживать коммуникацию и контролировать свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса, из-за изменения привычной среды и окружения. Развитие базовых умений и навыков рефлексии.
Модуль 2 «Я и другие»
Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений.
Понятие о социальных эмоциях. Навыки совместной деятельности, получение опыта переживания чувства общности. Упражнения и задания на формирование внимательного отношения друг к другу, переживание опыта социального доверия. Адекватные способы взаимодействия и взаимопонимания с членами группы. Развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных правил. Формирование базовых уменийподдерживать социально приемлемым способом партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками.
Модуль 3 «Социальные и коммуникативные навыки».
Развитие языка жестов, мимики и пантомимики.
Развитие умения слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи собеседника). Развитие умения поддержания социально приемлемой формы диалога. Расширение возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении. Развитие умения вести диалог, ориентируясь на эмоциональное состояние собеседника. Преодоление «монологичности» в собственной речи. Развитие навыков социально приемлемой коммуникации при решении конфликтов со сверстниками, взрослыми. Навыки поддержания коммуникации в новой социальной ситуации (самостоятельное использование общественного транспорта, обращение за помощью к незнакомым людям, самостоятельное посещение занятий в кружках и секциях вне школы, посещение театров, экскурсий с классом и т.д.). Обучение навыкам соблюдения правил кибербезопасности при общении в социальных сетях.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов или тем программы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Основные видыдеят-ти обуч-ся |
1 | Модуль «Эмоции и чувства» | 6 ч | Участие в беседе, слушание рассказов, аудиоматериалов по теме. Просмотр обучающих видеофильмов. Прослушивание музыкальных произведений. Участие в дидактических и ролевых играх. Релаксационные упражнения. Участие в играх и упражнениях, направленных на развитие сознательных форм саморегуляции. Индивидуальное и совместное рисование, создание тематических комиксов и коллажей. Совместное изучение художественных текстов (художественных фильмов), включающий анализ отношений личности и проблем межличностных отношений. Ведение «Дневника событий и впечатлений». Участие в ситуативном анализе жизненных ситуаций | |
2 | Модуль «Я и другие» | 5 ч | Моделирование образцов поведения. Изучение социальных историй. Учащиеся вовлекаются в различных игры: на развитие творческого воображения, образного мышления, мимической и пантомимической экспрессии, игры-упражнения из практики психотренингов. Сюжетно ролевые игры с социально значимыми ролями (школа, профессии, семья). Ролевое проигрывание сюжетов, сказок и жизненных историй. Создание образов людей, животных и сказочных персонажей. | |
3 | Модуль «Социальные и коммуникативные навыки» | 5 ч | Участие в общей деятельности (создании мультфильмов, небольших книжек с иллюстрациями, коллажей). Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, тренировки речевого аппарата, правильной артикуляции, дикции. Игры со словом, развивающие образную речь, умение сочинить небольшой рассказ, сказку, подобрать простую рифму. Учащиеся вовлекаются в различные дидактические и театрализованные игры: на развитие творческого воображения, образного мышления, мимической и пантомимической экспрессии, игры-упражнения из практики психотренингов. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, способствующие развитию координации, пластическую выразительность движений. Игры и упражнения на изучение языков мимики и жеста, пантомимы. | |
итого | 16 ч |
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу«Развитие коммуникативного поведения»
для обучающегося Бусса Егора
Основание: заключение ТПМПК №27 от #1075;.
справка МСЭ 1005474 до 2028
справка ВК №1264 от #1075;.
Планирование составлено на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающегосяс расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР МБОУ «Мамонтовская СОШ» с адаптацией к индивидуальным особенностям и учетом особых образовательных потребностей обучающегося.
Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения»входит в раздел "Коррекционно-развивающая работа" (внеурочная деятельность, социальное направление), является частью, формируемой участниками образовательных отношений.
Класс: 5
Количество часов по учебному плану и календарному графику МБОУ «Мамонтовская СОШ», утверждённому на 2024-2025 учебный год 33 часf, в неделю 1 час.
Формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия работы, самооценка (с помощью по необходимости), функциональные пробы
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Модуль 1 «Эмоции и чувства» | |||
1 | Знакомимся с эмоциями | 1 | |
2 | Карта эмоционального мира | 1 | |
3 | Составляем словарь эмоций | 1 | |
4 | Знакомство с когнитивными схемами эмоций | 1 | |
5 | Распознаем эмоции. Учимся понимать язык тела | 1 | |
6 | Замечаем и понимаем эмоциональные реакции людей | 1 | |
7 | Развиваем эмоциональную память | 1 | |
8 | Развиваем эмоциональный слух | 1 | |
9 | Учимся выражать эмоции | 1 | |
10 | Учимся контролировать свои эмоции | 1 | |
11 | Учимся работать с негативными эмоциями | 1 | |
12 | Учимся давать оценку своим поступка | 1 | |
Модуль 2 «Я и другие» | |||
13 | Я в кругу семьи | 1 | |
14 | Поддержка, Доверие Принятие. | 1 | |
15 | Я в кругу друзей | 1 | |
16 | Друг. Товарищ. Знакомый. | 1 | |
17 | Чему я могу научить друга. Чему друг может научить меня | 1 | |
18 | Нужно ли учиться дружить? | 1 | |
19 | Осваиваем базовые социальные навыки | 1 | |
20 | Я в школе | 1 | |
21 | Я в обществе | 1 | |
22 | Я и другие | 1 | |
Модуль 3 «Социальные и коммуникативные навыки». | |||
23 | Мои правила внимательного слушателя. | 1 | |
24-25 | Техники эффективного слушания | 2 | |
26 | Правила поддержания диалога со сверстниками в ситуации самостоятельного посещения занятий вне школы | 1 | |
27 | Правила поддержания диалога со сверстниками в ситуации экскурсий с классом | 1 | |
28-29 | Правила поддержания диалогав ситуацииобращения за помощью к незнакомым людям | 2 | |
30 | Правила ведения беседы | 1 | |
31 | Правила убеждения | 1 | |
32 | Правила кибербезопасности в социальных сетях | 1 | |
33 | Составляем памятку «Безопасный интернет» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...
Статья "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"/"Formation of communication skills in children with autism spectrum disorders"
Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация, альтернативная коммуникация.Keywords: early childhood...
«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».
Материал рекомендутся для учителей-дефектологов, логопедов, психологов, педагогов коррекционных групп ДОУ...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...
Консультативный материал. «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»...
Доклад на краевом семинаре. Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»
У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталки...