РП коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения"для детей с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР 5 кл
рабочая программа (5 класс)

Усольцева Елена Викторовна

Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее– ПАООП ООО обучающихся с ЗПР).

Коррекционно-развивающий курс«Развитие коммуникативного поведения» является обязательной частью коррекционно развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8.2._5_klass.docx50.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАМОНТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

педагогическим советом школы

Протокол № 13 от #1075;

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________________ Н.В. Гроо

Приказ № 175-р от #1075;

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального обучения

для детей с расстройством аутистического спектра

с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР

по коррекционному курсу «Развитие коммуникативного поведения»

для 5 класса

основного общего образования

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Усольцева Е.В.

учитель-дефектолог

Мамонтово 2023

Пояснительная записка

Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее– ПАООП ООО обучающихся с ЗПР).

Коррекционно-развивающий курс«Развитие коммуникативного поведения» является обязательной частью коррекционно развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.

Общая характеристика курса

«Развитие коммуникативного поведения»

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной коррекционной поддержки процесса обучения. Обучающиеся нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие необходимых для формирования учебных компетенций приемов мыслительной деятельности, ослаблении нарушений познавательных процессов, специальном формировании метапредметных умений и социальных (жизненных) компетенций.

Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных коррекционно-развивающихзанятий. В ходе реализации данного курса осуществляется специализированная помощь обучающемуся в динамике образовательного процесса. Педагог, реализующий данный курс, выявляет основные дефициты в развитии коммуникативной и эмоционально-волевой сфер, анализирует структуру нарушения, определяет сохранные функции, зону ближайшего развития, индивидуальные особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. На основании анализа полученных данных проектирует индивидуальный образовательный маршрут, в котором определяет коррекционные задачи и индивидуальные специальные приемы работы с обучающимся.

В процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.

Цели и задачи коррекционного курса

«Развитие коммуникативного поведения»

Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП ООО для обучающихся с РАС.

Цель коррекционного курса заключается в развитии у обучающихся с РАС социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия в условиях образовательной организации.

Для реализации содержания курса коррекционно-развивающей области поставлены следующие задачи

- формирование коммуникативной мотивации, создание положительного эмоционального настроя и доверительных отношений обучающегося с РАС с взрослыми и сверстниками

- преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для среднего школьного возраста

- формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога)

- формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики и пантомимики)

обучение способности ориентации на партнера по общению, умения оценивать его эмоциональное состояния

- формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать различные коммуникативные роли в общении

- формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на социально приемлемые формы поведения.

Особенности построения курса

«Развитие коммуникативного поведения»

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» построена по модульному принципу и включает три модуля: «Эмоции и чувства», «Я и другие», «Социальные и коммуникативные навыки» с конкретизацией содержания внутри каждого модуля.

Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей обучающегося. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме, гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся.

Планируемое количество занятий в рамках конкретного модуля определяется практической актуальностью для конкретного обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, выявленных в результате педагогического наблюдения и рекомендаций ППк. Учет индивидуальных психофизических особенностей и степени усвоения содержания курса предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем.

Каждый модуль направлен на развитие дефицитарных функций обучающихся, выявленных на момент обследования, и представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем. При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся.

Место курса в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования адаптированная программа основного общего образования направлена на коррекцию нарушения развития обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в план внеурочной деятельности включаются индивидуальные и групповые учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы. Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности»является частью программы коррекционной работы и является

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

«Развитие коммуникативного поведения»

Личностные результаты:

-умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

- ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях;

- накопление опыта социального поведения;

- освоенность основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в школе;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- готовность вести диалог с другими людьми;

- готовность и способность к дальнейшему обучению в школе;

- участвует в общественной жизни в пределах возрастных компетенций и психологических особенностей и сформированности жизненной компетенции обучающихся с РАС.

- умеют соблюдать социальные правила поведения в ситуации фрустрации;

- умеют понимать и заявлять о своих трудностях, оценивать свои собственныесилы и при необходимости попросить о помощи;

- умеют принимать и оказывать помощь;

- умеют понимать собственное эмоциональное состояние (усталости, чувства радости, печали, страха, гнева и др.) и при необходимости сообщать об этом социально приемлемым способом;

- умеют справиться со своими негативными эмоциями, знать и использовать способы преодоления своих эмоциональных состояний, в том числе простые приемы саморегуляции

- развитие критического мышления и умений противостоять манипуляциям, вовлечению в асоциальные группы подростков

- умение использовать имеющиеся социально-бытовые навыки с учетомконкретной ситуации.

Личностные результаты освоения ФАОП для обучающихся с РАС в целом совпадают с личностными результатами, определенными во ФГОС ООО. Однако, особенности развития эмоционально-полевой сферы обучающегося с являются причиной того, что достижения заявленных личностных целей затруднено. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижение обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Метапредметные результаты освоения АООП ООО обучающимся с РАС являются труднодостижимыми в силу особенностей их психического развития и несовпадения психологического и физического возраста. К таким результатам прежде всего относятся коммуникативные и регулятивные результаты. Наблюдаются значительные трудности в инициировании, поддержании и окончании общения в диалоге, умения слушать собеседника, способности признания мнения собеседника и аргументация своей точки зрения. Достаточно сложно формируются универсальные учебные действия и связанные с ними метапредметные результаты, касающиеся работы в парах и в команде, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, умения адекватно воспринимать проигрыш в совместной игре.

В результате изучения коррекционного курса на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

-умеют использовать полученные знания для безопасного взаимодействия с окружающей средой и для развития и усложнения картины мира;

- умеют осмысливать и оценивать свой жизненный опыт и использовать его в организации собственного поведения;

- умеют переносить полученные знания в новую ситуацию;

- умеют правильно определять свою социальную роль в общении;

- знают и умеют применять на практике правила личной безопасности;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждениипроблем;

- учитывают позиции и мнения других людей, партнера по общению или деятельности, в том числе, в учебной деятельности;

- умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определяют основную и второстепенную информацию.

- умеют использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации для организации адекватного социального поведения в семье, в школе, в обществе;

- умеют применять общепринятые правила социального взаимодействия с учетом конкретных обстоятельств ситуации общения;

- умеют правильно определять пространственную и психологическую дистанцию в общении;

- умеют управлять своим эмоциональным состоянием в процессе социальноговзаимодействия;

- умеют строить свое поведение, опираясь на знания и представления о других людях;

- умеют соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

- умеют учитывать выражение лица, интонации, жесты собеседника ворганизации поведения.

Содержание коррекционного курса

Содержание коррекционно-развивающей работы для обучающегося с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА, ППк образовательной организации.

Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» реализуется во внеурочное время в форме индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, продолжительность которых составляет– 40 минут

Основные виды деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения

Модуль 1 «Эмоции и чувства»

Знакомство с эмоциями человека.Умение опознавать свои эмоции, пониматьпричины, вызвавшие данную эмоцию. Развитие умения замечать и понимать эмоциональные реакции окружающих, индивидуальные особенности других людей. Умение адекватно выражать свои эмоции, поддерживать коммуникацию и контролировать свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса, из-за изменения привычной среды и окружения. Развитие базовых умений и навыков рефлексии.

Модуль 2 «Я и другие»

Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений.

Понятие о социальных эмоциях. Навыки совместной деятельности, получение опыта переживания чувства общности. Упражнения и задания на формирование внимательного отношения друг к другу, переживание опыта социального доверия. Адекватные способы взаимодействия и взаимопонимания с членами группы. Развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных правил. Формирование базовых уменийподдерживать социально приемлемым способом партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками.

Модуль 3 «Социальные и коммуникативные навыки».

Развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Развитие умения слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи собеседника). Развитие умения поддержания социально приемлемой формы диалога. Расширение возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении. Развитие умения вести диалог, ориентируясь на эмоциональное состояние собеседника. Преодоление «монологичности» в собственной речи. Развитие навыков социально приемлемой коммуникации при решении конфликтов со сверстниками, взрослыми. Навыки поддержания коммуникации в новой социальной ситуации (самостоятельное использование общественного транспорта, обращение за помощью к незнакомым людям, самостоятельное посещение занятий в кружках и секциях вне школы, посещение театров, экскурсий с классом и т.д.). Обучение навыкам соблюдения правил кибербезопасности при общении в социальных сетях.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов или тем программы

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Основные видыдеят-ти обуч-ся

1

Модуль

«Эмоции и чувства»

6 ч

Учитель.ru ()

Участие в беседе, слушание рассказов, аудиоматериалов по теме. Просмотр обучающих видеофильмов. Прослушивание музыкальных произведений.

Участие в дидактических и ролевых играх. Релаксационные упражнения. Участие в играх и упражнениях, направленных на развитие сознательных форм саморегуляции.

Индивидуальное и совместное рисование, создание тематических комиксов и коллажей.

Совместное изучение художественных текстов (художественных фильмов), включающий анализ отношений личности и проблем межличностных отношений.

Ведение «Дневника событий и впечатлений». Участие в ситуативном анализе жизненных ситуаций

2

Модуль

«Я и другие»

5 ч

Моделирование образцов поведения. Изучение социальных историй.

Учащиеся вовлекаются в различных игры: на развитие творческого воображения, образного мышления, мимической и пантомимической экспрессии, игры-упражнения из практики психотренингов.

Сюжетно ролевые игры с социально значимыми ролями (школа, профессии, семья).

Ролевое проигрывание сюжетов, сказок и жизненных историй. Создание образов людей, животных и сказочных персонажей.

3

Модуль «Социальные и коммуникативные навыки»

5 ч

Участие в общей деятельности (создании мультфильмов, небольших книжек с иллюстрациями, коллажей).

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, тренировки речевого аппарата, правильной артикуляции, дикции.

Игры со словом, развивающие образную речь, умение сочинить небольшой рассказ, сказку, подобрать простую рифму.

Учащиеся вовлекаются в различные дидактические и театрализованные игры: на развитие творческого воображения, образного мышления, мимической и пантомимической экспрессии, игры-упражнения из практики психотренингов.

Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, способствующие развитию координации, пластическую выразительность движений.

Игры и упражнения на изучение языков мимики и жеста, пантомимы.

итого

16 ч

Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу«Развитие коммуникативного поведения»

для обучающегося Бусса Егора

Основание: заключение ТПМПК №27 от #1075;.

справка МСЭ 1005474 до 2028

справка ВК №1264 от #1075;.

Планирование составлено на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающегосяс расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР МБОУ «Мамонтовская СОШ» с адаптацией к индивидуальным особенностям и учетом особых образовательных потребностей обучающегося.

Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения»входит в раздел "Коррекционно-развивающая работа" (внеурочная деятельность, социальное направление), является частью, формируемой участниками образовательных отношений.

Класс: 5

Количество часов по учебному плану и календарному графику МБОУ «Мамонтовская СОШ», утверждённому на 2024-2025 учебный год 33 часf, в неделю 1 час.

Формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия работы, самооценка (с помощью по необходимости), функциональные пробы

п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Дата

проведения

урока

Модуль 1 «Эмоции и чувства»

1

Знакомимся с эмоциями

1

2

Карта эмоционального мира

1

3

Составляем словарь эмоций

1

4

Знакомство с когнитивными схемами эмоций

1

5

Распознаем эмоции. Учимся понимать язык тела

1

6

Замечаем и понимаем эмоциональные реакции людей

1

7

Развиваем эмоциональную память

1

8

Развиваем эмоциональный слух

1

9

Учимся выражать эмоции

1

10

Учимся контролировать свои эмоции

1

11

Учимся работать с негативными эмоциями

1

12

Учимся давать оценку своим поступка

1

Модуль 2 «Я и другие»

13

Я в кругу семьи

1

14

Поддержка, Доверие Принятие.

1

15

Я в кругу друзей

1

16

Друг. Товарищ. Знакомый.

1

17

Чему я могу научить друга. Чему друг может научить меня

1

18

Нужно ли учиться дружить?

1

19

Осваиваем базовые социальные навыки

1

20

Я в школе

1

21

Я в обществе

1

22

Я и другие

1

Модуль 3 «Социальные и коммуникативные навыки».

23

Мои правила внимательного слушателя.

1

24-25

Техники эффективного слушания

2

26

Правила поддержания диалога со сверстниками в ситуации самостоятельного посещения занятий вне школы

1

27

Правила поддержания диалога со сверстниками в ситуации экскурсий с классом

1

28-29

Правила поддержания диалогав ситуацииобращения за помощью к незнакомым людям

2

30

Правила ведения беседы

1

31

Правила убеждения

1

32

Правила кибербезопасности в социальных сетях

1

33

Составляем памятку «Безопасный интернет»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"

Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"/"Formation of communication skills in children with autism spectrum disorders"

Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация, альтернативная коммуникация.Keywords: early childhood...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

Консультативный материал. «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»...

Доклад на краевом семинаре. Тема доклада: «Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

У ребенка с расстройствами аутистического спектра отсутствует или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталки...