Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"
план-конспект

Козунова Оксана Сергеевна

Тема: «Домашние животные».

Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.

Задачи:

  1. Формирование коммуникативных (вербальных и невербальных) навыков: смотреть в глаза, улыбаться.
  2. Формирование активного социального взаимодействия с логопедом.
  3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  4. Уточнение и активизация словаря, формирование речевой и двигательной подражательности.
  5. Развитие (коррекция) артикуляторного праксиса и грамматического строя речи.
  6. Формирование сенсомоторных предпосылок к общению у детей с РАС.
  7. Обогащение словарного запаса детей, формирование связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-zanyatiya_ras.doc102.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста.

Тема: «Домашние животные».

Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.

Задачи:

  1. Формирование коммуникативных (вербальных и невербальных) навыков: смотреть в глаза, улыбаться.
  2. Формирование активного социального взаимодействия с логопедом.
  3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  4. Уточнение и активизация словаря, формирование речевой и двигательной подражательности.
  5. Развитие (коррекция) артикуляторного праксиса и грамматического строя речи.
  6. Формирование сенсомоторных предпосылок к общению у детей с РАС.
  7. Обогащение словарного запаса детей, формирование связной речи.

Оборудование: игрушки или картинки с изображениями домашних животных и их детенышей. Кошка – мягкая игрушка; дидактическая игра «Домашние животные».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Ребята, к нам в гости пришла кошка Мурка и ее друзья - разные животные давайте их назовем (лошадка, коза, свинья, корова и т.д.)

Коммуникативная, пальчиковая игра «Здравствуй!»

Цель: формирование эмоционального контакта. Развитие мелкой моторики.

Формирование способности к установлению социальных контактов.

Логопед показывает, что он рад детям. Стимулирует, чтобы дети выполнили пальчиковую гимнастику:

Здравствуй, солнце золотое!                   Дети пальцами правой руки по очереди                        

                                                                              «здороваются » с пальцами левой руки,                  

                                                                               похлопывая друг друга кончиками,

                                                                               начиная с больших пальцев.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!                              Переплетают пальцы «замочком» и  

                                                                                         поднимают руки над головой.

Основная часть

Игра «Песенки животных»

Цель: развитие артикуляционного праксиса.

Дети вместе с логопедом произносит звуки, следить за четкой артикуляцией: А, И, О, У с одновременным использованием жестов.

А - ( кролик кричит) - широко развести руки

И – (песенка лошадки) – коснуться указательными пальцами уголков рта

О – (ослик поет) – кисти рук сомкнуть в круг

У – (собачка воет) – вытянуть руки вперед

Составление рассказа  «Кошка » по опорным словам, картинкам.

Цель: обогащение словарного запаса, учить составлять рассказ – описание по опорным словам, картинкам.

Логопед побуждает детей рассказать про Кошечку.

Кошка – домашнее животное, живет рядом с человеком. Она ловит мышей и крыс. У кошки есть туловище, голова, хвост, мордочка, четыре лапы. Кошка  мягкая, у нее гладкая шерсть, большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, маленькие ушки и длинные усы. Кошка мяукает: «Мяу, мяу».

Речедвигательное упражнение «Котик  козлик»

Цель: формирование способности к подражанию, накоплению словаря; формирование чувства ритма; активизация речевой деятельности. Импровизация движений. Дети с логопедом выполняют упражнение:

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

Лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясет бородою.

Дидактическая игра «Домашние животные»

Цель: формирование зрительно-пространственной ориентировки, развитие ассоциативного мышления. Употребление притяжательных прилагательных.

Детям раздаются половинки ассоциативных пазлов. Другие половинки поочередно каждому ребенку показывает логопед, спрашивая:

«Чей хвост? Чьи ушки? Чья голова?»  и т. д.

Речевая игра с картинками «Отгадай, кто это?»

Цель: обогащение словарного запаса глаголами; расширение значение слов в лексике детей; стимулирование диалога.

Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и показывают соответствующую картинку.

Сторожит, грызет, лает? -…

Хрюкает, роет? - …

Ржет, бегает, скачет? - …

Мяукает, лакает, царапается? - …

Мычит, жует, ходит? - …

Затем аналогичные загадки загадывают дети.

Игра «Помоги найти маму»

Цель: Расширять представления о домашних животных и их детенышей. Усвоение названий детенышей животных.

Логопед раздает детям карточки, где один детеныш животного, и рассказывает, что детеныш потерялся. Не может найти свою маму и братиков с сестренками. Логопед просит детей найти карточку, где изображено взрослое животное с детенышами.

Заключение

Логопед выражает удовольствие от участия в занятии каждого ребенка. Хвалит детей. Кошечка гладит детей (если они позволяют). Логопед предлагает детям попрощаться с Кошечкой, побуждая их помахать ручкой, и договаривается о следующей встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию грамматических категорий у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР. "Овощи".

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Рабочая программа учебного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

1, 2, 3, 4 классы1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...

Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"

В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...