Обследование устной речи при билингвизме.
статья на тему
Дифференциация ошибок неосвоенного двуязычия и ошибок, обусловленных недоразвитием различных сторон речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_ustnoy_rechi_u_detey_s_bilingvizmom.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование устной речи у детей с билингвизмом
От своевременной и правильной диагностики речевых нарушений у двуязычных детей зависят виды коррекционной помощи, а также прогноз обучения и развития ребенка.
Основой диагностики является дифференциация ошибок неосвоенного двуязычия (интерференции) и ошибок, обусловленных недоразвитием различных сторон речи (патологических).
Уровень владения русским языком у поступающих в школу детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до почти полного незнания русского языка. Как показывает опыт, при одинаковом уровне владения русским языком дети с ошибками, обусловленными интерференцией, успешно усваивают учебный материал при осуществлении индивидуального подхода со стороны педагога. Дети, имеющие патологические нарушения, испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала, и без специальной логопедической помощи у них развивается хроническая неуспеваемость и вторичное отставание в психическом развитии.
Наиболее достоверные сведения о природе речевого нарушения можно получить, проведя обследование как на родном, так и на неродном (русском) языке. Обследование речи проводится логопедом совместно с учителем того языка, который является родным для ребенка. При отсутствии нужного специалиста логопед проводит обследование самостоятельно, косвенно используя помощь родителей (законных представителей) ребенка. Им задается вопрос о том, как на их взгляд, ребенок владеет родным языком в данный момент, выясняется анамнез речевого развития.
При обследовании словарного запаса ребенка, в их присутствии можно попросить его назвать предметную картинку как на родном языке, так и на русском. Такой прием может косвенно помочь составить представление об активном словарном запасе родного языка.
Обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата проводится традиционным способом.
Обследование звукопроизношения проводится путем повторения изолированных звуков, прямых и обратных слогов, слов с интересующим звуком. Предлагая назвать объекты, изображенные на предметных картинках, традиционно используемых для обследования звукопроизношения, следует помнить о возможности ошибок, обусловленных интерференцией.
При обследовании фонематического восприятия ребенка с билингвизмом можно использовать:
▪ картинки с изображением предметов обиходного характера. Ребенку предлагается назвать предметы на картинках на родном языке и разложить их в 2 стопки — например, в один со звуком [ш], в другой со звуком [с]. Эта же работа производится на русском языке.
▪ устные задания, например: поднять руку (хлопнуть в ладоши и т. п.), услышав нужный звук;
▪ задания, основанные на слоговом материале, что позволяет исключить ошибки, идущие от незнания языка. Для устранения интерференции подбираются слоги, содержащие фонемы, общие для обоих языков. Ребенку предлагается повторить слоговые ряды, содержащие парные звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие (за исключением отсутствующих в родном языке). Именно смешение этих фонем свидетельствует о нарушении фонематических процессов. Смешение задненебных звуков и согласных, парных по твердости-мягкости, как показывает опыт, возникает в большинстве случаев как результат интерференции и не является признаком, диагностирующим речевое нарушение.
Обследование слоговой структуры слов проводится традиционным способом. При этом важно учитывать, что нарушение звукослоговой структуры слов может быть обусловлено несвойственными родному языку звуками и их сочетаниями.
Например, в армянском языке отсутствуют фонемы [ы] и [щ], для цыганского языка нехарактерно стечение согласных в начале слов, в языках тюркской группы отсутствуют фонемы [щ], [ц], [в], [ф]. Если у логопеда нет знаний о фонетических особенностях родного
языка ребенка, следует варьировать слова, фиксируя и анализируя ошибки.
Обследование грамматического строя речи желательно проводить как на русском, так и на родном языке, так как наличие аграмматизмов в родном языке свидетельствует о речевом недоразвитии и затрудняет усвоение русского языка.
При отсутствии возможности проведения обследования грамматического строя речи на родном языке логопед проводит обследование на русском. Следует помнить, что в таких языках, как армянский, грузинский, азербайджанский, отсутствует категория рода имен существительных.
Поэтому нарушение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными можно отнести к ошибкам
обусловленным интерференцией («новый ручка», «красный яблоко», «один строчка», «мой мама»).
К подобным ошибкам относятся нарушение согласования существительного с глаголом единственного числа прошедшего времени («девочка упал», «пальто висел»), нарушение управления и связанное с ним неверное употребление предлогов («мяч взяли под стол») — вместо «из-под стола», «упал в дереви» — вместо «упал с дерева»). Особенности употребления предлогов связаны с грамматическим строем родного языка. Например, в армянском языке предлоги ставятся после слова, к которому они относятся.
Обследование связной речи проводится также сначала на родном,а потом на русском языке. Предлагаются последовательно 2 серии картинок из 3 картинок.
Чтобы сделать вывод о необходимости логопедической помощи ребенку с билингвизмом, логопеду следует выяснить уровень понимания русского языка. Ученику предлагается выполнить инструкцию из двух-трех пунктов, показать, где нарисован тот или иной предмет, то или иное действие, то или иное пространственное взаиморасположение предметов.
Ребенок, который не только плохо говорит по-русски, но и не справляется с заданиями, требующими хотя бы элементарного понимания русской речи, имеет неблагоприятный прогноз обучения. Чтобы решить вопрос о путях обучения и видах коррекционной помощи такому ребенку, необходим тщательный анализ данных, полученных в результате медицинского, логопедического, психологического обследований, учет анамнестической информации, речевой среды, времени пребывания в России.
Решающими факторами для зачисления ребенка с билингвизмом на логопункт являются:
ü нарушение подвижности органов артикуляционного аппарата;
ü нарушение произношения звуков, присутствующих, как в родном, так и в русском языке;
ü наличие нечеткой, «размытой» артикуляции, нарушение ритмико-мелодической и интонационной сторон речи;
ü нарушение восприятия фонем, общих для обоих языков;
ü искажения звукослоговой структуры слов, не связанные с интерференцией;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...
Обследование устной речи детей 6-7 лет, поступающих в школу
Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей детских садов. Представлена подборка диагностичесих заданий, составленных на основе методики Фотековой Т.А., направленных...
Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени
Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...
Тестовая методика комплексного обследования устной речи детей со сложной структурой дефекта
В данной методике представлен диагностический материал для обследования датей со сложной структурой дефекта...
Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости
Для отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом логопедом в конце учебного года проводится мониторинг деятельности обуч...
Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)
Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...
Обследование устной речи учащихся старших классов. Протокол обследования
Тестовая диагностика устной речи старших школьников по Фотековой Т.А. Приведены речевые задания и критерии оценки их выполнения. Для того чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протоко...